Срок сдачи наличных денег в банк. Кассовые операции
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
В целях упрощения бухгалтерской отчетности для отдельных категорий организаций и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3258; N 49, ст.4908; 2005, N 23, ст.2270; N 52, ст.5755; 2006, N 32, ст.3569; N 47, ст.4900; 2007, N 23, ст.2801; N 45, ст.5491; 2008, N 5, ст.411; N 46, ст.5337; 2009, N 3, ст.378; N 6, ст.738; N 8, ст.973; N 11, ст.1312; N 26, ст.3212; N 31, ст.3954; 2010, N 5, ст.531; N 9, ст.967; N 11, ст.1224; N 26, ст.3350; N 38, ст.4844; 2011, N 1, ст.238; N 3, ст.544; N 4, ст.609; N 10, ст.1415; N 12, ст.1639; N 14, ст.1935; N 36, ст.5148; N 43, ст.6076; N 46, ст.6522; 2012, N 20, ст.2562; N 25, ст.3373; N 44, ст.6027),
приказываю:
внести в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 года N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 августа 2010 года, регистрационный N 18023) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 октября 2011 года N 124н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 декабря 2011 года, регистрационный N 22599), приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 августа 2012 года N 113н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 октября 2012 года, регистрационный N 25592), следующие изменения:
1. В подпункте "в" пункта 2 слова ", включаемого в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг)" исключить.
2. Абзац второй подпункта "б" пункта 4 признать утратившим силу.
3. Абзац второй пункта 5 после слова "предпринимательства" дополнить словами ", социально ориентированных некоммерческих организаций".
4. Дополнить пунктом 6.2 следующего содержания:
"6.2. Утвердить формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств социально ориентированных некоммерческих организаций согласно приложению N 6 к настоящему приказу.".
5. Дополнить приложением N 6 согласно приложению к настоящему приказу.
Министр
А.Силуанов
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
29 декабря 2012 года,
регистрационный N 26501
Приложение
"Приложение N 6
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 2 июля 2010 года N 66н
Формы бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств социально ориентированных некоммерческих организаций
Бухгалтерский баланс на__________20___г.
Организация | |||||||
Дата (число, месяц, год) | |||||||
собственности | |||||||
Местонахождение (адрес) | |||||||
Наименование показателя | |||
АКТИВ
| |||
Материальные внеоборотные активы | |||
Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы | |||
Денежные средства и денежные эквиваленты | |||
Другие оборотные активы | |||
БАЛАНС | |||
ПАССИВ | |||
Целевые средства | |||
Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества и иные целевые фонды | |||
Долгосрочные обязательства | |||
Кредиторская задолженность | |||
Другие краткосрочные обязательства | |||
БАЛАНС |
Руководитель | |||||||||
(подпись) | (расшифровка подписи) |
||||||||
Отчет о целевом использовании средств за_________20___г.
Организация | |||||||
Идентификационный номер налогоплательщика | |||||||
Вид экономической деятельности | Дата (число, месяц, год) | ||||||
Организационно-правовая форма/форма | |||||||
собственности | |||||||
Единица измерения: тыс.руб. (млн.руб.) | |||||||
Наименование показателя | ||
Остаток средств на начало отчетного года | ||
Поступило средств | ||
Взносы и иные целевые поступления | ||
Прибыль от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | ||
Прочие поступления | ||
Использовано средств | ||
На целевые мероприятия | ||
На приобретение основных средств и иного имущества | ||
Остаток средств на конец отчетного года |
Руководитель | |||||||||
(подпись) | (расшифровка подписи) |
||||||||
Примечания
1. Указывается отчетный год.
2. Указывается предыдущий год.
3. Указывается год, предшествующий предыдущему.
4. Включая основные средства, незавершенные капитальные вложения в основные средства.
5. Включая результаты исследований и разработок, незавершенные вложения в нематериальные активы, исследования и разработки, отложенные налоговые активы.
6. Включая запасы и дебиторскую задолженность.
7. В случае существенности информация о доходах и расходах организации раскрывается в приложении к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств применительно к составу показателей отчета о прибылях и убытках субъектов малого предпринимательства.".
Глава 2. Организация обращения наличных денег
2.1. Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовой формы (далее именуются - предприятия) хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.
2.2. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.
Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы при предприятиях, а также предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.
2.3. Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. N 31 и Положением "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. N 56.
2.4. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.
При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:
Для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;
Для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - на следующий день;
Для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, - 1 раз в несколько дней.
Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.
2.5. В кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий.
Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.
Для установления лимита остатка наличных денег в кассе предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу" (приложение 1).
По предприятию, в состав которого входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя предприятия.
По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям предприятия, расположенным вне места его нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.
Лимиты остатка кассы распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах федерального казначейства, устанавливаются учреждениями Банка России или уполномоченными кредитными организациями органам федерального казначейства Российской Федерации с учетом указанных распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Расчет на установление лимита остатка кассы в этом случае представляется органами федерального казначейства с учетом распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открывших лицевые счета в органах федерального казначейства в установленном порядке.
При наличии у предприятия нескольких счетов в различных учреждениях банков предприятие по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка предприятие направляет уведомления об определенном ему лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ему соответствующие счета. При проверке данного предприятия учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.
По предприятию, не представившему расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная предприятием в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной.
Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.
При этом лимит остатка кассы устанавливается:
Для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России ежедневно в конце рабочего дня, - в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятий с утра следующего дня;
Для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России на следующий день, - в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;
Для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России не ежедневно, - в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;
Для предприятий, не имеющих денежной выручки, - в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии).
Установленные учреждением банка лимиты остатка наличных денег в кассе письменно сообщаются каждому предприятию, для чего могут использоваться вторые экземпляры представленных расчетов по форме 0408020.
Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и другие), а также в соответствии с договором банковского счета.
2.6. Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.
Предприятия могут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для выдачи на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в учреждении банка. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в учреждения банков, и в последующем указанные средства выдаются в очередности, установленной федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами.
2.7. Предприятия по согласованию с обслуживающими их учреждениями банков могут расходовать поступающую в их кассу денежную выручку на цели, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и принятыми в их исполнение нормативными актами Банка России.
Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты.
Решение о расходовании предприятиями денежной выручки из кассы принимается учреждениями банков ежегодно на основании письменных заявлений предприятий и представленного расчета по форме 0408020 с учетом соблюдения ими порядка работы с денежной наличностью, состояния расчетов с бюджетами всех уровней, государственными внебюджетными фондами, поставщиками сырья, материалов и услуг, а также с учреждениями банков по ссудам.
Решение о расходовании предприятием поступающей в его кассу денежной выручки при наличии у него нескольких счетов в различных учреждениях банков принимается в порядке, аналогичном установлению лимита остатка наличных денег в кассе такого предприятия.
При открытии счета недоимщика действие ранее выданных разрешений на расходование предприятиями поступающей в их кассы денежной выручки приостанавливается до полного расчета с бюджетами всех уровней и государственными внебюджетными фондами. В этом случае учреждения банков направляют предприятиям не позднее следующего дня после получения извещения об открытии счета недоимщика уведомления о прекращении использования поступающей в их кассы денежной выручки на время действия этого счета. Данное условие может быть оговорено при заключении дополнительного договора банковского счета или внесении изменений в имеющиеся договоры банковского счета с учреждениями банков, в которых открыты другие счета, кроме счета недоимщика.
2.8. Предприятия могут получать наличные денежные средства в учреждениях банков, в которых открыты соответствующие счета на цели, установленные федеральными законами, иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и нормативными актами Банка России.
2.9. Выдачи денежной наличности предприятиям на заработную плату и выплаты социального характера, стипендии производятся в сроки, согласованные с обслуживающими учреждениями банков. При согласовании конкретных сроков выдачи наличных денег на эти цели учреждения банков учитывают необходимость равномерного распределения их по дням месяца и беспрепятственного удовлетворения обоснованных требований предприятия в наличных деньгах.
Выдачи наличных денег предприятиям на указанные цели по срокам, приходящимся на пятницу, субботу и воскресенье, могут производиться учреждениями банков в целях рассредоточения нагрузки на кассовых работников начиная с четверга. Выдачи наличных денег по срокам, приходящимся на праздничные дни, производятся не ранее чем за три дня до их наступления, а по предприятиям, выходные дни которых не совпадают с общеустановленными, - накануне выходных дней этих предприятий.
В случаях, когда выдачи наличных денег на заработную плату производятся не через кассу учреждения банка, поручения предприятий на перечисления или перевод указанных сумм принимаются с таким расчетом, чтобы денежные средства поступили в соответствующие учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России в установленные для этих предприятий сроки выплаты заработной платы.
Выдачи наличных денег для расчетов с увольняемыми работниками и уходящими в отпуск, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, производятся независимо от установленных предприятию сроков выплаты заработной платы.
2.10. В целях равномерного использования кассовых ресурсов и упорядочения выдач наличных денежных средств учреждения банков ежегодно составляют (по усмотрению руководителя учреждения банка) календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по дням) по форме 0408021 (приложение 2) на основании сведений предприятий о размерах и сроках выплаты заработной платы.
Исходя из предстоящих (расчетных) выдач наличных денег в мае и ноябре учреждения банков ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии (по месяцам) по форме 0408022 (приложение 3) и не позднее 20 марта и 20 сентября представляют его территориальным учреждениям Банка России.
В календаре выдач наличных денег указываются расходы по выплате заработной платы, выплатам социального характера, расходы, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера, стипендии по обслуживаемым учреждением банка предприятиям с учетом предприятий - клиентов бескассовых учреждений банков по всем числам месяца, включая и нерабочие дни (сумма выдач за 31-е число прибавляется к размеру выдач 30-го числа месяца), а также согласованные в установленном порядке сроки выдач наличных денег. Не учитывается заработная плата, выплачиваемая предприятиями из выручки и переводимая для зачисления во вклады граждан в учреждения банков.
Территориальные учреждения Банка России на основании получаемых от учреждений банков материалов ежегодно составляют календарь выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии по республике, краю, области (по месяцам) по форме 0408023 (приложение 4) и в срок до 29 марта и 29 сентября высылают Банку России для свода в целом по Российской Федерации.
Данные сведения используются также при прогнозировании досрочных выплат по заработной плате (символ 96 "Выдачи на заработную плату в текущем месяце по срокам, приходящимся на следующий месяц") и при оценке кассовых оборотов по приходу, расходу, эмиссионному результату за месяц в целом по территориальному учреждению Банка России (форма N 201).
2.11. Для осуществления учета своевременного получения предприятиями наличных денег на заработную плату и выплаты социального характера учреждения банков ведут "Ведомость учета выдач наличных денег на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии" по форме 0408024 (приложение 5). Данные учета используются при расчетах потребности учреждения банка в наличных деньгах в предстоящие дни.
2.12. Выдачи наличных денег предприятиям производятся, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций.
Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению расчетно-кассовые центры устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня в соответствии с Положением "О ведении кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25 марта 1997 г. N 56 и осуществляют контроль за его соблюдением.
При недостаточности текущих поступлений наличных денег для удовлетворения потребностей обслуживаемых предприятий кредитные организации осуществляют подкрепление операционных касс в установленном порядке.
2.13. Установление лимитов оборотных касс учреждениям Банка России и их подкрепление осуществляются в порядке, определенном в Инструкции по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России от 16 ноября 1995 г. N 31.
2.14. Учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в соответствии с рекомендациями, изложенными в приложении 7 .
Материалы проверок оформляются справкой по форме 0408026 (приложение 8). При необходимости копии справок направляются в соответствующие органы Государственной налоговой службы Российской Федерации для принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью в соответствии с предоставленными им правами.
2.15. К предприятиям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.
2.16. Территориальные учреждения Банка России осуществляют контроль за работой учреждений банков по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью в свете настоящего Положения.
Организация обращения наличных денегПорядок совершения и оформления кассовых операций регулируется Центральным банком Российской Федерации.
В настоящее время основным документом, регламентирующим наличное денежное обращение в Российской Федерации, является положение «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации». Данное положение определяет основные правила использования организациями наличных денежных средств, в нем приведены рекомендации кредитным организациям по осуществлению проверок соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью, а также формы соответствующих документов.
В практической работе бухгалтеру следует руководствоваться следующими основными положениям:
1. Организации, предприятия, учреждения независимо от организационно-правовых форм (в дальнейшем - предприятия) обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
2. Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в банк. Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются банками по согласованию с руководителем предприятия. Как правило, наличные денежные средства должны сдаваться в банк ежедневно в день их поступления в кассу. Однако в некоторых случаях допускаются другие сроки сдачи. На следующий день могут сдавать деньги предприятия, работающие круглосуточно и в вечернее время при отсутствии вечерней инкассации.
Один раз в несколько дней имеют право сдавать наличные деньги предприятия, расположенных в населенных пунктах, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России.
3. Сумма наличных денег, которая может оставаться в кассе организации на конец рабочего дня, ограничена. Это ограничение называется лимитом остатка наличных денег в кассе или просто лимитом остатка кассы. Размер лимита ежегодно устанавливается банком, обслуживающим организацию, по согласованию с её руководством и в течение года может пересматриваться. Для установления лимита предприятие представляет в учреждение банка «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу» по форме № 0408020.
При наличии нескольких счетов в различных банках лимит устанавливается в одном из банков по усмотрению предприятия, а остальные об этом уведомляются.
Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота предприятия следующим образом:
В размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы предприятия с утра следующего дня - для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные деньги в банк ежедневно в конце дня.
В пределах среднедневной выручки наличными деньгами - для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные деньги в банк на следующий день.
В зависимости от суммы выручки - для предприятий, имеющих денежную выручку и сдающих наличные деньги в банк не ежедневно.
В пределах среднедневного расхода наличных денег - для предприятий, не имеющих денежной выручки.
Следует иметь в виду, что в случае непредставления в банк расчета лимита, автоматически считается, что предприятию установлен нулевой лимит, а любая, не сданная предприятием в банк денежная наличность, является сверхлимитной.
4. Организации обязаны сдавать в банки все наличные деньги сверх лимита кассы. Превышать лимит можно только в дни выплаты зарплаты и пособий в период не более 3 рабочих дней, включая день получения денег в банке, а организациям, расположенным в районах Крайнего Севера, - не более 5 дней. По истечению этого срока не использованные денежные средства сдаются в банк.
5. Предприятие по согласованию с обслуживающим его банком может расходовать поступающую в его кассу денежную выручку на цели, поименованные в нормативных документах ЦБ РФ (например, на хозяйственные нужды, на командировочные расходы, на оплату труда, на социальные выплаты и др.), т. е. расходовать наличные деньги, не сдавая их в банк.
6. Предприятия могут получать наличные денежные средства в учреждениях банков. Ежеквартально предприятие составляет кассовую заявку по форме №0408020 и передает ее в банк. В заявке указывают фактические размеры выручки и расходов за соответствующий квартал прошлого года и предшествующий квартал, а также прогноз на текущий квартал. Следует иметь в виду, что наличные деньги, полученные предприятиями в банках, должны расходоваться только на цели, указанные в чеке. В противном случае они подлежат обязательному возврату в кассу банка.
7. Учреждения банков должны не реже одного раза в два года проверять соблюдение предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. В ходе проверки выявляется:
Полнота оприходования денежной наличности, полученной в банке;
Полнота сдачи денег в кассу банка;
Соблюдение согласованных с банком условий расходования наличных денег из выручки, поступающей в кассу предприятия;
Соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;
Соблюдение установленного банком лимита остатка наличных денег в кассе предприятия;
Соблюдение правил ведения кассовой книги и оформления кассовых документов.
По результатам проверки оформляется в трех экземплярах справка по форме №0408026. При установлении фактов нарушения порядка работы с денежной наличностью первый экземпляр справки направляется в налоговую инспекцию по месту учета налогоплательщика для определения меры ответственности.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
5.1 Правила приема, выдачи наличных денег и оформление кассовых документов . 26
5.6. Пластиковые карты и работа с ними .. 36
6. Организация работы с неплатежными, сомнительными и имеющие признаки подделки денежной наличностью .. 41
Для совершения расходных кассовых операций заведующий кассой выдает кассовым работникам расходных касс под отчет необходимую сумму денег под расписку в книге учета принятых и выданных денег (ценностей). Полученную сумму кассовый работник записывает в книгу учета принятых и выданных денег (ценностей).
Для получения наличных денег клиент предъявляет денежный чек операционному работнику. После соответствующей проверки ему выдается контрольная марка от денежного чека для предъявления в кассу.
Получив денежный чек, кассовый работник:
· проверяет наличие подписей должностных лиц кредитной организации, оформивших и проверивших денежный чек, и тождественность этих подписей имеющимся образцам;
· сличает сумму, проставленную в денежном чеке цифрами, с суммой, указанной прописью;
· проверяет наличие на денежном чеке расписки клиента в получении денег и данных его паспорта или удостоверения личности;
· подготавливает сумму денег, подлежащую выдаче;
· вызывает получателя денег по номеру чека и спрашивает у него сумму получаемых денег;
· сверяет номер контрольной марки с номером на чеке и приклеивает контрольную марку к чеку;
· повторно пересчитывает подготовленную к выдаче сумму денег в присутствии клиента;
· выдает деньги получателю и подписывает чек.
Выдачу денег кассовый работник производит полными и неполными пачками и отдельными корешками банкнот по обозначенным на накладках и бандеролях суммам без полистного пересчета при условии сохранения неповрежденной упаковки. Деньги из неполных корешков, а также из пачек с поврежденной упаковкой выдаются кассовым работником полистным пересчетом. Монета, упакованная в мешки, выдается по надписям на ярлыках.
Совершение операций, при которых клиент, не внося денег, предъявляет одновременно денежный чек и объявление на взнос наличными, не допускается.
Выданные из кассы кредитной организации деньги, упакованные в полные и неполные пачки, получатель проверяет, не отходя от кассы, по пачкам и корешкам, а не упакованные в пачку корешки и отдельные банкноты - полистным пересчетом в присутствии кассового работника, выдавшего деньги. Монету проверяет по количеству мешков и суммам, указанным на ярлыках.
Клиент имеет право по своему желанию пересчитать в кредитной организации полученные деньги полистно. Доставка денег в помещение для пересчета клиентами и пересчет осуществляются в присутствии одного из работников кассового подразделения кредитной организации. На выявленные в результате пересчета недостачу или излишек денег составляется акт.
В конце операционного дня кассовый работник сверяет сумму полученных им под отчет денег с суммами, указанными в расходных документах, и фактическим остатком денег, после чего составляет справку о сумме выданных денег и полученной сумме под отчет, подписывает ее и приведенные в ней кассовые обороты сверяет с записями в кассовых журналах операционных работников.
Сверка оформляется подписями кассового работника в кассовых журналах и операционных работников на справке кассового работника.
Остаток наличных денег, расходные кассовые документы, отчетную справку кассовый работник сдает под расписку в книге учета принятых и выданных денег (ценностей) заведующему кассой.
При выполнении приходных и расходных операций одним кассовым работником составляется сводная справка о кассовых оборотах. Если операции по приходу или расходу осуществляются заведующим кассой, соответственно справка о сумме принятых денег и количестве поступивших в кассу денежных документов или справка о сумме выданных денег и полученной сумме под отчет также не составляются, обороты по приходу или расходу кассы включаются в сводную справку о кассовых оборотах.
1.4 Понятие лимита. Выдача денежной наличности на определенные цели
Лимит остатка наличных денег в кассе - максимально допустимая сумма наличных на конец рабочего дня. Он устанавливается ежегодно в начале года, но в случае серьёзных расхождений, может быть пересмотрен в течение года по дополнительному заявлению.
Обособленные подразделения (филиалы, представительства), у которых открыт банковский счет, тоже устанавливают лимит кассы .
У платежных агентов ведётся отдельная кассовая книга по средствам, полученным в рамках его деятельности, и он формирует отдельные ПКО. Такие деньги не учитываются при расчете лимита кассы и полностью сдаются в банк в день их получения, в противном случае они будут расцениваться как сверхлимитные остатки.
Штраф за нарушение кассовой дисциплины
Сроки выдачи зарплаты определяются руководителем и указываются в ведомостях. При этом, продолжительность срока хранения наличных денег в кассе сверх установленных лимитов, для выплаты заработной платы (других выплат сотрудникам) не может превышать 5 рабочих дней, включая день получения наличных денег на данные выплаты в банке.
Приказ об установлении лимита кассы издаёт Руководитель.
С 2012 года лимит остатка кассы не нужно утверждать в банке.
Формулы для расчета лимита кассы
Лимит определяется по одной из двух формул.
Если организация получает наличную выручку:
Л = О/ P * Пc,
Л- лимит остатка наличных денег в рублях;
О- объем поступлений наличных денег;
P - расчетный период, за который учитывается объем поступлений (не более 92 рабочих дней);
Пc - период времени между днями сдачи в банк (не более 7 рабочих дней).
Чек заполняется от руки чернилами или шариковой ручкой в соответствии с правилами, изложенными на обложке чековой книжки. Никакие поправки в чеке не допускаются – в случае ошибки чек следует полностью переписать. Испорченные чеки выбрасывать нельзя, их следует оставлять в чековой книжке и возвращать в коммерческий банк вместе с обложкой.
Чек выписан от имени организации на конкретного получателя денег и на конкретную сумму. На чеке проставлены две подписи – первая и вторая, а также оттиск печати. Эта информация продублирована в корешке чека.
На обороте чека указываются сведения о назначении платежа. В данном случае это выплата зарплаты.
Чек принимается банком в течение 10 дней со дня его выписки. Для передачи в банк чек отрывается от чековой книжки по линии отрыва. Корешок чека при этом остается в чековой книжке.
Организация должна заранее предупредить банк о получении наличных денег и согласовывать с банком конкретное время, когда представитель организации может их получить. Это логично с точки зрения безопасности банка: ему лучше не держать в своем хранилище лишние запасы наличных денег.
Денежная сумма, указанная в чеке, должна соответствовать предельной сумме остатка денежных средств на расчетном счете. Банк имеет право отказать организации в получении наличных денег, если, по его мнению, просьба организации недостаточно обоснована. Например, наличные деньги на выплату зарплаты организация может получать в банке только в соответствии с графиком выдачи заработной платы, а для расчетов с другой организацией можно получить не больше установленного предельного размера для наличных расчетов между юридическими лицами.
Приведем еще два правила заполнения чека, препятствующие подделкам:
· в реквизите чека «сумма цифрами» свободные места впереди и после суммы рублей должны быть обязательно прочеркнуты двумя линиями;
· сумма прописью должна начинаться в самом начале строки и с большой буквы. Слово «рублей» указывается вслед за суммой прописью без свободного места.
Взнос наличными. Наличные денежные средства, поступающие в кассу организации, подлежат сдаче в коммерческий банк для последующего зачисления на ее расчетный счет. Организация имеет право вносить денежные средства только на свой расчетный счет.
Указанное правило ограничивает возможности обанкротившейся организации расплачиваться с кредиторами в обход установившейся очереди.
Формально организация должна согласовывать с банком момент сдачи наличных денег, хотя на практике банк без ограничений принимает наличные деньги.
Прием наличных денег от организаций – владельцев расчетных счетов производится на основании документа – объявления на взнос наличными. Для заполнения формы этого документа используются простые бланки, а не бланки строгой отчетности.
https://pandia.ru/text/78/568/images/image003_16.png" alt="http://*****/demo_bkb/kassa/pril/ris_pril/pril5_3.gif" width="593" height="384 id=">
Объявление на взнос наличными состоит из трех частей идентичного содержания: собственно объявление, ордер и квитанция.
В приходных кассовых документах указываются символы – коды источников поступлений наличных денег. Так, символу 02 соответствует поступление торговой выручки от продажи потребительских товаров.
Наличные деньги принимает кассовый работник банка. После приема денег он подписывает объявление, ордер и квитанцию, ставит на квитанции печать банка и выдает квитанцию работнику организации, внесшему деньги. Для работника организации, внесшего деньги в банк, эта квитанция является оправдательным документом перед организацией.
В объявлении на взнос наличными номер расчетного счета организации (20-значное число) указан в реквизите «Кредит», хотя в бухгалтерском учете организации хозяйственная операция взноса наличными на расчетный счет должна отразиться по дебету счета 51 «Расчетные счета».
Действительно, счет 51 является активным счетом . Внесение денег на расчетный счет означает увеличение актива организации и, следовательно, должно отражаться по дебету счета 51. Но представленный здесь документ составлен с точки зрения бухгалтерского учета не организации, а обслуживающего банка. А в бухгалтерском учете банка операция взноса денег на расчетный счет представляется в зеркальном отражении.
Деньги на расчетном счете организации учитываются как долг банка перед организацией, т. е. как его пассив. Для банка увеличение денег на расчетном счете организации означает увеличение долга банка перед организацией и соответственно отражается по кредиту соответствующего бухгалтерского счета банка.
2. Прогнозирование наличного денежного оборота
2.1. Объем, источники поступлений и направлений выдач наличных денег
Для определения объема, источников поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направлений их выдач, а также выпуска или изъятия их из обращения в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации составляется прогноз кассовых оборотов на квартал.
Прогноз кассовых оборотов составляется по следующим источникам поступлений и направлениям выдач наличных денег:
Таблица 1.
Прогноз кассовых оборотов Банка
ПРИХОД
Поступления торговой выручки от продажи потребительских товаров независимо от каналов их реализации | |
Поступления выручки пассажирского транспорта | |
Поступления квартирной платы и коммунальных платежей | |
Поступления выручки зрелищных предприятий | |
Поступления выручки от предприятий, оказывающих прочие услуги | |
Поступления налогов и сборов | |
Поступления от реализации недвижимости | |
Поступления на счета по вкладам граждан (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) | |
Поступления от предприятий Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации | |
Поступления от учреждений Сберегательного банка Российской Федерации | |
Поступления на счета граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица | |
Поступления наличных денег от реализации государственных и других ценных бумаг (кроме Сберегательного банка Российской Федерации) | |
Возврат заработной платы и других приравненных к ней выплат | |
Поступления наличных денег в кассы кредитных организаций от валютно - обменных операций с физическими лицами | |
Прочие поступления | |
Итого по приходу - символы 02 – 32 |
Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств:
– для предприятий, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - ежедневно в день поступления наличных денег в кассы предприятий;
– для предприятий, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или предприятия Госкомсвязи России, - на следующий день;
– для предприятий, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или предприятий Госкомсвязи России, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, - один раз в несколько дней.
Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.
В отдельных случаях предприятия имеют право хранить в своих кассах и сверхлимитные денежные средства. В таких случаях предприятиям необходимо соблюдать следующие условия:
1) данные сверхлимитные средства должны предназначаться для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий;
2) срок наличия сверхлимитных средств в кассе не должен превышать 3 рабочих дней, включая день получения денег в банке (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней);
3) указанные сверхлимитные остатки должны быть получены в обслуживающем предприятие банковском учреждении, а не накоплены за счет выручки, поступающей в его кассу.
Таким образом, для правильного определения потребности предприятия в наличных денежных средствах с учетом установленного ему лимита сумма, подлежащая снятию с расчетного счета, определяется по формуле:
П = ОР + Л - ОП - О , где
П - потребность;
ОР - ожидаемый расход;
Л - лимит хранения денежных средств;
ОП - ожидаемый приход наличных денежных средств в кассу предприятия за счет выручки от реализации и других операций;
О - остаток наличных денежных средств в кассе на дату определения потребности.
Денежную наличность сверх установленных лимитов организация обязаны сдавать из кассу в банка в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками (остаток денег в кассе на конец дня не должен превышать утвержденного банком размера). Организация не имеет права накапливать в кассе деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов.
Сверх установленного лимита деньги могут находиться в кассе в течение трех дней в дни выдачи заработной платы, пособий, включая день их получения в кредитном учреждении. В отдельных случаях срок хранения может составлять 5 дней (в таком случае сельскохозяйственная организация должна привести веские обоснования обслуживающему банку).
В январе 2006 года предприятие предоставило в банк расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступившей в кассу. Обслуживающий банк установил на 2006 год лимит в сумме1500 руб. (приложение 10)
Пример. ОПИСАТЬ рАСЧЁТ
В кассу предприятия поступили денежные средства, полученные от покупателей в сумме 111716 руб.
Из кассы выплачено:
Заработная плата работникам предприятия – 301000 руб.;
В под отчет – 21417 руб.;
Сдано в банк – 111716 руб.;
7. Анализ и управление дебиторской и кредиторской задолженностью
При анализе взаимосвязи прибыли и движения денежных средств надо не упускать из виду возможность получения доходов, отражаемых в отчетности ранее реального поступления денежных средств. Очевидно, что уменьшение дебиторской задолженности приведет к увеличению реального притока денежных средств, а, значит, разность между значением дебиторской задолженности на начало и конец периода должна быть прибавлена к чистой прибыли. Если же дебиторская задолженность на конец периода возросла, то разницу следует исключить из чистой прибыли.
Нормальной считается дебиторская и кредиторская задолженности возникшие в соответствии с установленной системой расчета, срок погашения которой не наступил.
Дебиторская задолженность означает отвлечение оборотных средств организации, что создает финансовую напряженность.
Кредиторская задолженность свидетельствует о финансовых затруднениях в тех организациях, средства которых привлечены в оборот данной организации как заемные.
В процессе анализа определяют показатели характеризующие дебиторскую и кредиторскую задолженности:
1) Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности – это отношение выручки от продажи продукции к среднегодовой стоимости дебиторской задолженности минус резерв по сомнительным долгам;
2) Период погашения дебиторской задолженности – отношение количества дней в году к коэффициенту оборачиваемости дебиторской задолженности;
3) Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности – отношение выручки от продажи продукции к среднегодовой стоимости кредиторской задолженности;
4) Период погашения кредиторской задолженности – отношение количества дней в году к коэффициенту оборачиваемости кредиторской задолженности.
Коэффициенты характеризующие дебиторскую и кредиторскую задолженности представлены в таблице 7.
Таблица 6
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности в АНО Редакция газеты «Знамя труда»
Показатели |
Изменение (+,-) |
||
Выручка от продажи продукции, тыс. руб. | |||
Среднегодовая стоимость кредиторской задолженности, тыс. руб. | |||
Среднегодовая стоимость дебиторской задолженности, тыс. руб. | |||
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности | |||
Период погашения дебиторской задолженности | |||
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности | |||
Период погашения кредиторской задолженности |