Горький на дне очень краткое содержание. М
Очень кратко В ночлежку для нищих приходит странный старик, узнаёт о прошлом каждого, утешает, подбадривает и бесследно исчезает.
Акт первый
Весеннее утро. Комната со сводчатым потолком в подвале. По стенам стоят нары. Правый угол отгорожен фанерой - там комната вора Васьки Пепла. Левый угол занимает русская печь. Рядом - дверь в кухню, с другой стороны - отгороженная грязной занавеской кровать, на которой лежит умирающая Анна. Её муж, слесарь Андрей Митрич Клещ, работает рядом, за колодой с тисками и маленькой наковальней.
Посреди комнаты стоит большой стол, некрашеный и грязный. За ним сидят обитатели ночлежки. У самовара хозяйничает торговка пельменями Квашня, девица Настя читает потрёпанный роман «Роковая любовь», Барон издевается над ней, картузник Бубнов выкраивает картуз из старых штанов. На печке кашляет алкоголик Актёр, на нарах лежит только что проснувшийся нищий Сатин.
Квашня рассказывает об ухажёре, который не даёт ей проходу. Торговка считает себя женщиной свободной и идти за него замуж не хочет. Клещ же уверен, что Квашня обязательно с ним обвенчается. Торговка заявляет, что никогда не пойдёт «мужчине в крепость», и обвиняет Клеща в наплевательском отношении к умирающей жене.
Проснувшаяся Анна просит не ругаться и дать ей умереть спокойно. Клеща раздражает слабый голос больной женщины. Квашня сочувствует Анне и, уходя с Бароном на базар, оставляет ей чашку горячих пельменей. Анна считает, что есть ей уже не надо, и отдаёт пельмени мужу.
Проснувшийся Актёр с гордостью заявляет, что его организм «совершенно отравлен алкоголем». Сатин бормочет длинные и непонятные слова. Когда-то он служил на телеграфе, много читал и запомнил их. Бубнов заявляет, что тоже был не последним человеком - скорняком, имел собственное заведение.
Анне становится хуже, и Актёр из жалости помогает ей выйти на свежий воздух. В дверях они сталкиваются с хозяином ночлежки Костылёвым, который ищет свою молодую жену. Костылёв говорит, что Актёру зачтётся его доброта на том свете. Актёр желает, чтобы ему это зачлось при жизни и просит Костылёва скостить ему половину долга, но тот отказывает.
Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта - она превыше всех благ. А долг твой мне - это так и есть долг!
Костылёв подозревает, что его жена Василиса - любовница вора Васьки Пепла, но никак не может поймать их вместе. Пепла он побаивается, поскольку покупает у него краденые вещи. Вору же Василиса давно надоела, и он ухлёстывает за её сестрой Наташей.
Заняв у Пепла денег, Актёр и Сатин уходят. Зевая, Васька заявляет Клещу, что тот зря работает - другие люди и без работы живут. Клещ отвечает, что это не люди, а «рвань, золотая рота... живут без чести, без совести». Он же - рабочий человек и вырвется из этой нищеты, пусть только жена быстрее помрёт. Пепел же считает, что честь и совесть «на ноги вместо сапог не наденешь», они тем нужны, «у кого власть да сила есть».
В это время Наташа вводит в комнату нового постояльца, старика-странника Луку. Пепел немедленно начинает увиваться вокруг девушки, но та отвергает его ухаживания и уходит. Лука начинает знакомиться с обитателями ночлежки и узнаёт, что Барон - на самом деле аристократ, когда-то был богат, но обнищал.
Барство-то - как оспа... и выздоровеет человек, а знаки-то остаются...
В комнату заходит загулявший сапожник Алёшка. Тут же появляется Василиса, видит пьяненького сапожника, вспоминает, что тот не заплатил и живёт из милости, и выгоняет его из ночлежки. Обнаружив, что Пепел ушёл, Василиса становится ещё злее и заставляет Бубнова мести комнату, хотя сегодня очередь Актёра.
Василиса уходит. Луке объясняют, что она разозлилась, не застав на месте любовника. Мести все отказываются, и Лука берёт в руки веник, вздыхая, что нет в жизни ни порядка, ни чистоты. По словам Насти, Алёшка всем растрезвонил, что Пепел хочет бросить прежнюю любовницу и взять себе Наташу, оттого Василиса и зла на сапожника.
Входит полицейский Медведев - он только что отвёл Алёшку в участок за то, что тот лёг посреди улицы и орал песни. Входит Квашня. Оказывается, что её ухажёр - Медведев. Квашня снова отказывается идти замуж и вспоминает о первом муже: как издох он, она целый день одна просидела, от радости опомниться не могла.
Лука вводит в комнату еле живую Анну. В это время в сенях начинается драка - Василиса бьёт свою сестру Наташу. Все бросаются их разнимать. В комнате остаются только Лука и Анна, которой мягкий и ласковый старичок напоминает отца.
Акт второй
Вечер, та же комната. Лука сидит у постели Анны. Большая компания играет в карты, Клещ и Актёр наблюдают за игрой. Бубнов и Медведев играют в шашки, от обеих групп доносятся азартные восклицания.
Анна жалуется Луке, что не видела от мужа ничего, кроме побоев и обид. Из-за жадности Клеща женщина всю жизнь голодала, ходила в отрепьях. Теперь она боится, что и на том свете её ждут муки. Лука утешает несчастную, убеждает её, что после смерти ничего не будет, и она отдохнёт.
В это время Татарин уличает Барона в жульничестве - тот спрятал карту в рукав. Татарин, плюнув с досады, уходит, а Барон с Актёром собираются пропить выигрыш и приглашают Луку, но старик отказывается.
Актёр пытается продекламировать Луке свои любимые стихи, но выясняется, что он их уже не помнит. Лука говорит, что забывать любимое плохо, «в любимом - вся душа», и предлагает Актёру лечиться от пьянства. По словам старика, в некоем городе существует бесплатная лечебница для пьяниц. Актёру надо воздержаться от выпивки несколько дней, а уж название города Лука обязательно вспомнит.
Человек - всё может... лишь бы захотел...
Сперва Актёру нравится идея начать жизнь сначала, но потом он словно просыпается, называет Луку чудаком и уходит.
Анна просит Луку поговорить с ней. Клещ пытается что-то сказать жене, но той уже не до него. Она говорит старику, что зачахла из-за побоев мужа. Лука утешает её: «Смерть - она всё успокаивает... она для нас ласковая... Помрёшь - отдохнёшь».
Входит растрёпанный, мрачный и выпивший Пепел. В комнате умирает человек, но никому нет до этого дела, только Бубнов радуется, что Анна больше не будет кашлять по ночам.
Пепел спрашивает Медведева, как там Наташа, сильно ли её избила сестра. Медведев отвечает, что семейные дела вора не касаются, грозится поймать Пепла. Васька в ответ обещает потащить за собой Василису с Костылёвым, которые скупали у него краденное, и самого Медведева в это впутать. Полицейский теряется, отступает и уходит.
Бубнов советует Пеплу поостеречься, его поддерживает Лука. Он считает, что Пеплу надо идти в Сибирь. Васька отвечает, что Сибири ему не миновать - его с детства звали «вор, воров сын» - но раньше времени он туда попадать не хочет. Лука убеждает Пепла, что Сибирь - «золотая сторона... кто в силе да в разуме, тому там - как огурцу в парнике». Васька уверен, что старик врёт, Лука же говорит, что правда не всем нужна, для многих она смертельна.
Пепел спрашивает Луку, есть ли Бог. Старик, улыбаясь, отвечает: «Коли веришь, - есть; не веришь, - нет... Во что веришь, то и есть». Васька удивлённо и пристально смотрит на старика. Он почти догадался, кто Лука такой, но тут входит Василиса и зовёт Пепла в его комнату.
Лука делает вид, что вышел, прячется на печь и слышит их разговор. Пепел признаётся, что никогда не любил Василису.
В женщине - душа должна быть...
Василиса предлагает Пеплу деньги и Наташу в жёны, если тот убьёт её мужа-кровопийцу.
Тихо входит Костылёв, видит жену с Васькой и поднимает скандал. Пепел хватает Костылёва за шиворот, но тут зевает Лука и делает вид, будто только что проснулся. Старик советует вору не слушать дьяволицу-Василису, которая и без помощи Пепла мужа со свету сживёт, а брать Наташу и уходить.
Тут Лука замечает, что умерла Анна. Они с Пеплом идут в трактир, чтобы сообщить Клещу о смерти жены, а в комнату входят пьяный Актёр и Наташа. Актёр наконец-то вспомнил любимые стихи. Он прощается с Наташей и заявляет, что уезжает в лечебницу для пьяниц, а после излечения вернётся на сцену под своим старым псевдонимом Сверчков-Заволжский.
Без имени - нет человека...
Входит Клещ и прочие жильцы. У Клеща нет денег, чтобы похоронить жену, - всё пропил. Обитатели ночлежки обещают собрать кто сколько может. Наташа боится покойницу и просит Луку проводить её. Когда старик возвращается, остальные спокойно укладываются спать - труп их не волнует.
Акт третий
Ранняя весна. Задний двор ночлежки, называемый «Пустырём». Здесь расположились Наташа, Настя, Лука, Барон и Клещ. В окно ночлежки выглядывает Бубнов. Все слушают Настю, рассказывающую о роковой любви к ней красавца-студента. Барон со смехом замечает, что в прошлый раз студента звали по-другому. Лука заступается за девушку.
Не в слове - дело, а - почему слово говорится? - вот в чём дело!
Настя продолжает рассказывать со слезами на глазах. Барон вновь смеётся над ней, говорит, что история - из книжки «Роковая любовь». Лука уводит Настю, ласково утешая.
Бубнов удивляется, отчего человек так любит врать. Наташа признаётся, что сама иногда выдумывает, что скоро приедет кто-то особенный, и с ней случится что-то небывалое. Барон сочувствует Наташе - ей тяжело жить с сестрой и Костылёвым, которые её жестоко избивают.
Барон уходит мириться с Настей. Вернувшийся Лука рассказывает, как служил он сторожем на даче под Томском. Однажды залезли на дачу двое воров. Лука пожалел их, не стал убивать. Воры оказались беглыми каторжниками-поселенцами, которые забрались в дом поискать съестного. Так они и прожили всю зиму - втроём дачу стерегли. «Человек может добру научить» - заключает Лука.
Бубнов говорит, что врать не умеет и предпочитает говорить правду. Тут вскакивает Клещ, кричит, что ненавидит Луку, его утешения и правду Бубнова, и убегает.
Из-за угла появляется Пепел и подходит к Наташе. Она сегодня свободна - сестра и Костылёв ушли на кладбище, а потом в церковь, ко всенощной. Лука задумчиво говорит Бубнову, что «не всегда правдой душу вылечишь», и рассказывает о жившем в Сибири человеке, верившем, что есть на свете праведная земля, где все помогают и уважают друг друга. Эта вера помогала ему терпеть нищету и лишения. Однажды человек встретил ссыльного учёного, который доказал ему, что праведной земли не существует. Тогда человек дал учёному в ухо, а потом пошёл домой и повесился.
Бубнов не верит, смеётся и исчезает из окна. Лука заявляет, что скоро уйдёт «в хохлы», где, по слухам, открыли новую веру - «всё ищут люди, всё хотят - как лучше». Лука верит: «кто крепко хочет - найдёт», только помогать надо людям и уважать их.
Пепел снова предлагает Наташе уйти с ним, обещает бросить воровство.
Надо так жить... чтобы самому себя можно ‹…› было уважать...
Васька просит, чтобы Наташа помогла ему измениться, назвала не вором, как остальные, а «другим именем». Лука поддерживает Пепла, но девушка не верит Ваське и не любит его. Пепел продолжает уговаривать девушку, а в окне стоит Василиса и слушает. Наконец, Наташа соглашается, но обещает удавиться, если Пепел её ударит. Лука подбадривает девушку - «ты ему нужнее, чем он тебе».
Василиса насмехается над сестрой, намекая на мужское бессилие бывшего любовника. Приходит Костылёв и гонит Наташу ставить самовар. Пепел не хочет отпускать девушку, но та покорно уходит. Между Васькой и Василисой начинается ссора, которую прекращает Лука.
Костылёв уже знает, что Лука собрался уходить. Он считает, что человеку негоже бродяжничать.
Человек должен определять себя к месту... а не путаться зря на земле...
Человек обязан работать, пользу приносить. А странник молчать должен, даже если он какую-то свою правду узнал, в дела людей не вмешиваться, скрываться в лесах и молиться «за все мирские грехи». Лука же не странник, поскольку паспорта не имеет.
Лука возражает: есть люди, отличные от других, как урожайная земля - «что не посеешь на ней - родит», а таких как Костылёв и сам господь бог не исправит. Разозлённый Костылёв выгоняет Луку из ночлежки.
Костылёв уходит, а Бубнов поддерживает старика - «вовремя уйти всегда лучше». Сам он «от каторги спасся тем, что вовремя ушёл». Жена Бубнова с любовником хотели его извести. Бубнов решил было убить жену, но передумал и ушёл, оставив всё имущество и кожевенную мастерскую.
Появляются Сатин и Актёр, который целый день не пил и всерьёз собрался искать лечебницу. Сатин рассказывает Луке, что в молодости плясал, играл на сцене, людей смешил, а потом «убил подлеца в запальчивости и раздражении», защищая сестру. Отсидел четыре года в тюрьме, сестра умерла. Теперь Сатину в нормальную жизнь ходу нет - он стал игроком.
Приходит Клещ. Он продал весь инструмент, чтобы похоронить жену, и теперь ему нечем работать. Сатин советует ему ничего не делать, просто землю обременять, но Клещу стыдно так жить.
Тут из окна Костылёвых раздаётся шум - Василиса снова избивает сестру. Актёр приводит Пепла, из дому выводят избитую Наташу с ошпаренными ногами - на неё опрокинули кипящий самовар. Следом идёт Василиса, всё ещё пытаясь ударить сестру. Ей мешает Алёша.
Пепел бьёт Костылёва, тот падает и умирает. Василиса обвиняет Ваську в убийстве. Тот не остаётся в долгу - кричит, что это Василиса его подговорила мужа убить. Наташа решает, что они заодно и изувечили её специально, чтобы не мешала. Находясь в полубеспамятстве, она проклинает Пепла.
Акт четвёртый
Ночь. Комната из первого акта. Перегородки, за которыми была комната Пепла, сломаны. За одним концом стола Клещ чинит гармонь. Он теперь тоже нищий. За другим - выпивают Сатин, Барон и Настя. На печи кашляет Актёр.
Выпивающие обсуждают исчезновение Луки, который пропал во время скандала. Насте жаль старика, который всё видел и понимал. Сатин, смеясь, сравнивает Луку с мякишем для беззубых, а Барон - с пластырем для нарывов. Татарин, баюкая раздавленную на работе руку, говорит, что старик был хороший, поскольку закон в душе имел. Клещ поддерживает его.
Насте всё опротивело, особенно издёвки Барона, она хочет уйти на край света. Сатин насмешливо советует ей захватить с собой Актёра, который всё собирается в мифическую лечебницу, что «в полуверсте от края света».
Все называют Луку шарлатаном, поманившим человека неизвестно куда. Сатин считает, что Лука врал из жалости к ближним. Такая ложь нужна тем, «кто слаб душой, и кто живёт чужими соками». А тому, кто сам себе хозяин, ложь не нужна.
Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!
Тем не менее Сатин называет старика умницей - тот подействовал на него, «как кислота на старую и грязную монету». Однажды Сатин спросил Луку, зачем живут люди. Старик ответил, что люди думают, что живут только ради себя, но на самом деле все ждут рождения лучшего человека. Поэтому «всякого человека и уважать надо» - вдруг он и есть лучший, родившийся на счастье и для большой пользы.
Барон вспоминает своё семейство - выходцев из Франции. Его предки служили русским царям, занимали высокие посты. Настя кричит, что ничего этого не было, - хочет, чтобы Барон понял, как обидно человеку, которому не верят. Сатин советует приятелю всё забыть.
В карете прошлого - никуда не уедешь...
Сатин спрашивает Настю о Наташе. Та лежала в больнице, но недавно бесследно исчезла. Клещу интересно, кто кого глубже утопит - Пепел Василису или наоборот. Настя считает, что хитрая Василиса вывернется, а Ваську на каторгу сошлют. Она снова ссорится с Бароном и убегает. Сатин просит приятеля не трогать девушку, он сегодня ко всем добр.
Татарин расстилает коврик и молится Аллаху. Глядя на него, Сатин рассуждает, что в Человеке - совокупности всех людей на земле - «все начала и концы». Существует только он, остальной мир - «дело его рук и его мозга». Его надо не унижать жалостью, а уважать, ибо «человек - это звучит гордо».
Барон завидует тому, что Сатин может рассуждать. Сам Барон этого не умеет и боится. Он никогда ничего не понимал в жизни, просто плыл по течению и переодевался. Учился - носил форму студента, женился - примерил фрак, разорился - надел серый пиджак и рыжие брюки, служил чиновником - облачился в мундир и фуражку, украл казённые деньги - получил арестантский халат, теперь носит отрепья, а зачем родился - так и не понял. Порассуждав, Барон отправляется мириться с Настей.
Актёр просит Татарина помолиться за него, выпивает стакан водки и выбегает из комнаты. Входят выпившие Бубнов и Медведев в женской вязанной кофте, несут водку и закуску. Бубнов в запое, всех угощает. Появляется босой Алёшка и начинает играть на починенной Клещом гармошке. Они смеются над Медведевым, которого уволили из полиции, и теперь он под пятой у сожительницы - Квашни.
Входят остальные нищие, укладываются спать Появляется Квашня и ругает сплетника Алёшку - тот растрезвонил, что она бьёт своего сожителя, а Медведев из-за этих сплетен пить начал. Собутыльники, весело распевая, собираются в трактир.
Тут вбегает испуганный Барон и сообщает, что Актёр повесился на пустыре. Сатин негромко говорит: «Эх... испортил песню... дур-рак!».
) начинается в ночлежке для нищих, принадлежащей старику Костылеву и его молодой жене Василисе. Это плохая подвальная комната с закопчённым потолком и обвалившейся штукатуркой. Населяют её опустившиеся, в большинстве безработные люди. Один угол ночлежки отгорожен тонкими переборками как особая комната для более состоятельного жильца – молодого Васьки Пепла. [См. полный текст 1-го акта «На дне».]
Горький. На дне. Спектакль 1952 г. См. полный текст пьесы
Юная девица Настя, сидя на табурете, читает книжку «Роковая любовь». Над ней похохатывает Барон бывший дворянин, теперь вконец промотавшийся. Пельменная торговка Квашня громко рассказывает, как к ней приставал с предложением замужества пожилой полицейский Медведев (дядя Василисы) и как она отказалась выйти за него. Слесарь Клещ в углу изготовляет ключи. Рядом, на койке за пологом, лежит его больная жена Анна.
Квашня уходит продавать пельмени. С ней идёт и Барон, помогая нести кастрюли. Просыпаются другие жильцы. Сатин, сильно побитый вчера за шулерство в карточной игре, держится за больную голову. Ещё один жилец, Актёр, не хочет по своей очереди мести пол в комнате и почти с гордостью оправдывается: «Мой организм отравлен алкоголем».
Сатин, услышав слово «организм», – начинает произносить замысловатые термины: «органон , макробиотика, трансцендентальный». Он вспоминает, как когда-то был телеграфистом и много читал: «Я был образованным человеком». Картузник Бубнов в ответ усмехается: «Снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется. Я вот – скорняк был, свое заведение имел… Руки у меня были желтые от краски по локоть: меха подкрашивал! Я уж думал, что до самой смерти не отмою… А теперь вот они, руки – просто грязные».
Актёр, который раньше действительно играл на сцене, подхватывает: «Образование – чепуха, главное – талант». Сатин просит у Клеща и Бубнова пятачок на опохмелку, но никто ему не даёт.
Больная Анна стонет: ей душно. Бубнов советует Клещу отворить дверь, чтобы жене стало легче. Но Клещ грубо отказывается: «Я на полу сижу и без того простужен!» Актёр подходит к Анне, помогает ей подняться и выйти в сени.
Входит хозяин ночлежки, Костылев. По характеру этот персонаж сильно похож на Иудушку Головлёва ; у него такая же ханжеская, лицемерная речь. Костылев заговаривает с Клещом: «Не накинуть ли на тебя ещё полтинничек квартплаты – ты со своими инструментами чересчур много места занимаешь? А я на эту полтинку в лампадку маслица куплю». Клещ, разозлившись, кричит на него. Вернувшийся Актёр подсмеивается над Костылевым: «Если ты такой добрый и богобоязненный, скости мне половину долга». «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? – увиливает Костылев. – Доброта – она превыше всех благ. А долг твой – это так и есть долг, и должен ты его мне возместить».
Беседуя, Костылев поглядывает на каморку Васьки Пепла и прислушивается: не донесётся ли чего оттуда. Наконец, подходит к ней и стучится: «Вася, отвори». «Он отворит, а она там», – с насмешкой бормочет как бы про себя Сатин. «Кто там? Что ты?» – вскидывается Костылев. «Да это я так, о своём...» – с деланным простодушием поясняет Сатин. Актёр фыркает со смеху.
Пепел отворяет: «Чего тебе? Деньги принёс? Семь рублей за часы?» «Какие деньги?» – прикидывается непонимающим Костылев. «Да за часы… краденые», – подсказывает Сатин. Костылев заминается и спешит уйти. «Чего ты этого скрягу давно не пришибёшь? – спрашивает Сатин Ваську. – Василиса тебя любит. Женился бы на ней и был нашим хозяином!»
Сатин с Актёром просят у Пепла двугривенный. Тот, не скупясь, даёт. Сатин радуется: «Нет на свете людей лучше воров!» Сатин с Актёром тут же уходят в кабак. Угрюмый Клещ ворчит: «Ворам легко деньги достаются… Они – не работают. А я – рабочий человек… мне глядеть на них стыдно». «А на что они, честь, совесть? – бросает ему Пепел. – Их на ноги вместо сапогов не наденешь».
Младшая сестра Василисы, Наташа, вводит нового жильца – пожилого странника Луку. Он выглядит незлобивым и покладистым. Мрачная ночлежка неприхотливого Луку не пугает. «Я и жуликов уважаю, – сразу объявляет он. – По-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают… Мне, старику – где тепло, там и родина».
Пепел пытается любезничать с Наташей, но эта скромная девушка отвечает ему строго и быстро уходит. «Славная девка! – вздыхает Пепел. – Чего она со мной так? Отвергает… Все равно ведь пропадет здесь. А я её жалею».
Возвращается Барон. Пепел от скуки предлагает ему: «Становись на четвереньки и вой собакой, а я тебе за это полбутылки поставлю. Мне забавно будет… Ты бывший барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал».
Лука смеётся: «Погляжу я на вас, братцы, – житье ваше – о-ой!» Раздосадованный Барон начинает придираться к Луке: «А ты кто такой? Странник? А паспорт у тебя есть?» «А ты что – сыщик?» – не смущается Лука. Барон, сконфузясь, признаётся, что и у него самого «бумаг нет».
Пепел уводит Барона в трактир. Входит пьяный сапожник Алёшка с гармонью, свистит и орёт. Рассказывает, как только что его забрал на улице помощник пристава Медякин, но отпустил. «А я такой человек, что ничего не желаю! Ничего не хочу и – шабаш! На, возьми меня за рубль за двадцать!» Алёшка ложится на пол: «На, ешь меня! А я – ничего не хочу! Вот пойду и лягу середь улицы!»
Появляется суровая Василиса, старшая сестра Наташи, молодая жена старого Костылева. Она с бранью гонит Алёшку: «Прочь отсюда!» Алёшка, хохоча, предлагает сыграть для Василисы на гармонии похоронный марш: «Недавно выучил! Свежая музыка!» – но, поломавшись, уходит.
Василиса поворачивается к Луке: «Ты кто?» – «Прохожий». – «Небось, без паспорта! Так бы и говорил: не прохожий, а проходимец!» Потом кричит всем: «Почему в комнате не метено? Если санитары придут да штраф наложат, я тогда всех вас – вон!»
Василиса поглядывает на комнатушку Пепла и, помолчав, осведомляется: «Сестра моя, Наталья, тут была?» – «Была, но с Васькой не разговаривала», – отвечает Бубнов.
Василиса с недовольным видом уходит. «К любовнику, видишь, пришла, а его нет», – объясняет Бубнов Луке
Входит брат Василисы, полицейский Медведев. Подозрительно глядит на Луку: «Как будто я тебя не знаю. В своем участке я должен всех знать!» – «Это оттого, дядя, что земля-то не вся в твоем участке поместилась, – улыбается Лука. – Осталось маленько и опричь его».
Входит вернувшаяся после продажи пельменей Квашня. «Ты опять на базаре приставал ко мне, чтобы венчаться! – задорно кричит она Медведеву. – Но нет! Замужем я уже была. Замуж бабе выйти – все равно как зимой в прорубь прыгнуть: один раз сделала – на всю жизнь памятно».
Вышедший из комнаты Лука вскоре возвращается, приводя с собой из кухни Анну, которая еле двигается. Она благодарно глядит на него: «На отца ты похож моего… на батюшку… такой же ласковый, мягкий». – «Мяли много, оттого и мягок», – отвечает Лука.
Из сеней вдруг раздаются крики. Оттуда вбегает Костылев, крича Медведеву: «Абрам! Иди! Василиса Наташку убивает!»
Василиса ревнует сестру к Ваське Пеплу.
Автор «На дне» Максим Горький работал над произведением два года. Труд из четырех актов писался долго, автор очень нелестно отзывался о работе. Горькому казалось, что тема устарела, история о двух десятках «пропащих» людей не заинтересует ни современников, ни будущие поколения.
Вконтакте
История создания романа
История создания пьесы «На дне» начинается на рубеже 19–20 веков , Горький решил попробовать себя в написании драмы. Для пьесы было задумано примерно 20 героев из босяцкого «дна» жизни. Рассказав об идее Станиславскому, автор приступил к написанию, в процессе работы совершенно не рассчитывая на успех.
Важно! Создавалась «На дне» для труппы Московского театра, была поставлена вскоре после окончания работы. Вопреки ожиданиям писателя, пьесу «настиг» как грандиозный успех, так и множественная критика. Для того чтобы «выжить», драме пришлось пережить немало запретов, забытья, цензуры.
О чем рассказывает «На дне»
Описывая жанр пьесы, остановимся на философской драме. Автор поставил в произведении ряд наиважнейших жизненных вопросов: нужна ли человеку совесть , что находится «по ту сторону» благополучной жизни, хороша или смертельна истина, нужна ли «ложь во благо» или наоборот – именно из-за лжи гибнут люди? Итак, краткое содержание по действиям.
Акт 1
Знакомство с главными героями. События разворачиваются в ночлежке, которая своим видом больше напоминает подвал.
Торговка пельменями Квашня, которой недавно сделал предложение Абрам Медведев – местный полицейский, ему около 50 лет, разглагольствует о том, что замужество – это каторга , единственное, что может муж, – это загнать жену до смерти. У Квашни одно мнение – замуж, значит на тот свет.
В это время над бабой подшучивает Клещ, утверждающий: что бы та ни говорила, замуж за Медведева все равно пойдет с радостью. Умирающая жена Клеща, рабочего человека, который бил супругу, морил голодом, лежит на лавке за занавеской, тяжело кашляя. Квашня шутит по этому поводу, но получает грубый отпор.
Настя – молоденькая девушка легкого поведения, читает книжку со звучным названием «Роковая любовь», которую отбирает Барон. Увидев, о чем книга, начинает смеяться . Далее оставшиеся обитатели ночлежки – Сатин, Бубнов, Актер и Клещ вспоминают, что были «нормальными людьми», что-то значили для .
В этот момент приходит хозяин приюта Костылев – разыскивает свою молодую жену Василису, у которой роман с живущим здесь же вором Васькой Пеплом. Не найдя супругу, мужчина будит самого Ваську, но последний выгоняет хозяина из ночлежки, раздосадованный тем, что прервали интересный сон.
В это время Сатин говорит, беря деньги у Пепла, что тому не жалко денег – они ему легко достаются. Если работа не приносит удовольствия, то это не работа вовсе, а настоящее рабство . После Сатин приглашает Актера в пивнушку, оба уходят.
Наташа, младшая сестра хозяйки, вводит нового постояльца – странника Луку. Вор начинает заигрывать, однако девушка это игнорирует. Появляется Алешка – 20-летний пьяный сапожник. Клещ считает себя единственным порядочным человеком здесь, остальные – без чести и совести. Васька утверждает, что остальные не хуже, а ни честь, ни совесть на ноги вместо сапог не наденешь .
Появляется Василиса и гонит Алешку за то, что распускал слухи о романе с Пеплом, бранит окружающих за мусор, что до сих пор не подметено. По ходу разговора выясняет, что младшая сестра общалась с любовником, злая, уходит на кухню, где начинает бить Наташу. Акт заканчивается тем, что Медведев, Барон и Квашня убегают разнимать сестер.
Акт 2
Второй акт продолжается в той же комнате, только уже наступил вечер, горят два фонаря. Бубнов играет с пришедшим Медведевым в шашки, а остальные в карты на деньги. Лука сидит у кровати умирающей Анны. Женщина рассказывает о своей тяжелой, полной лишений жизни. Старик успокаивает Анну, убеждая, что после смерти мучеников ждет покой , где не будет боли.
Актер перед походом в пивную хочет прочитать свои любимые , но в последний момент понимает, что забыл текст. Мужчина начинает сокрушаться – из-за пьянства все пути теперь закрыты.
Лука ему сообщает, что существуют лечебницы, там человека могут избавить от пьянства, однако не помнит, где те находятся. Актеру нужно немного потерпеть и не пить, чтобы туда попасть.
Расстроенный Пепел, входя в ночлежку, спрашивает у обитателей, насколько сильно Василиса избила Наташу. Медведев – дядя девушек – заявляет, что это не Васькино, а семейное дело, из-за чего оба ссорятся.
Васька отвечает, что если сядет, то следом пойдет это семейство, так как именно бывшая любовница с мужем подбили на кражу , после чего купили ворованные вещи. Медведев тут же отнекивается, продолжая играть.
Лука пытается вмешаться, чтобы примирить спорящих, однако Васька грубо перебивает старика и спрашивает, почему тот обманывает, говоря, что где-то может быть хорошо. Первый в свою очередь начал убеждать молодого вора, что нужно уходить из этой ночлежки, ехать в Сибирь, где будет лучше, так как именно там нужны сильные люди с правильными мозгами .
Приходит Василиса, выгоняет постояльцев, однако Лука не уходит, а прячется на печи. Женщина узнает, что надоела вору, что Васька никогда на самом деле не любил хозяйку, предлагает Пеплу сосватать свою сестру, дать денег за то, что вор убьет мужа, который сильно надоел. Васька отвечает, что у нее нет души, сомневаясь в предложении.
В этот момент неожиданно заходит Костылев, который хотел найти жену дома, а не рядом с вором. Соперники ругаются, Пепел уже собирается ударить мужа любовницы, когда Лука начинает ворочаться на печи. Когда семейная пара уходит, старик советует Ваське, чтобы тот не связывался со склочной бабой, не брался за предложенное дело, а уезжал с Наташей как можно дальше отсюда.
После этой фразы Лука прерывает разговор, направляясь к кровати Анны. Женщина уже мертва. За несколько минут возле кровати покойной собираются обитатели приюта.
Акт 3
Третий акт проходит уже во дворе, куда выходят действующие лица. Настя повествует о том, как любила когда-то, а остальные смеются и, не скрывая, утверждают, что эти слова ложь. Лука утешает девушку, говорит, чтобы та не переживала. Происходит спор о правде и лжи .
Бубнов развивает мысль, что люди, которые врут, пытаются подправить свою душу, добавить себе больше смысла, а это лишнее. Клещ в свою очередь просто говорит, что все люди недостойны существовать, рабочий их ненавидит и выражает это очень эмоционально.
Настя убегает, а Наташа заявляет, что тоже ждет кого-то особенного, так как не верит людям. Приходит Пепел и все-таки уговаривает девушку ехать с ним.
Василиса, которая слышит этот разговор, приходит на пустырь вместе с мужем и провоцирует ссору с бывшим любовником. Лука гасит ссору, но, найдя повод, женщина выгоняет старика, который действительно уходит, оставив поверивших людей наедине с собой.
Постояльцы возвращаются в комнату, где рассказывают свои истории. Слышатся крики Наташи, которую бьет сестра. Младшую сестру заводят в комнату – избитую, с обваренными кипятком ногами. Васька нечаянно убивает Костылева в порыве эмоций. Василиса зовет полицию, указывает на Пепла, тот признается, что эта женщина подбила его на такой поступок.
Наташа, услышав это, падает в обморок, обвиняет бывших любовников в сговоре, требуя, чтобы в тюрьму забрали именно ее.
4 акт
Все обитатели приюта в своей комнате обсуждают Луку – их мнения разнятся: одни говорят, что тот был хорошим и добрым, другие – просто мягкотелым и лживым. Постояльцы считают, что Василиса избежит наказания, а Пепла если не повесят, то точно посадят. Настя хочет бросить все, уйти «куда глаза глядят», только подальше от людей.
Сатин говорит, что само понятие человек – это гордость , поэтому не стоит унижать людей жалостью или снисхождением. Актер, слушая окружающих, внезапно слезает с печи и убегает. Через некоторое время приходит Медведев и остальные, а следом вбегает Барон, сообщая, что Актер повесился.
Важно! Закончилась пьеса знаковой фразой Сатина, который пел при появлении Барона: «Эх, испортил песню – дур-рак!».
Характеристика героев (цитаты)
Описание личности персонажей:
- Костылев («А долг твой мне - это так и есть долг!»), муж Василисы, скупой, злой старик, который жутко ревнует свою жену. Готов забрать у постояльцев последнее , буквально выжать душу.
- Его супруга Василиса («Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту…») не лучше – изворотливая и склочная. Хочет извести мужа со свету, чтобы жить в свое удовольствие.
- Ее любовник – вор Пепел («Мы звери… нам надо… нас надо приручать…») запутался в мире и не может найти правды. Отец Пепла был вором, Васька привык, что его таковым считают, однако внутренне понимает, что живет неправильно , хочет это исправить.
- Лука – мудрый старик, который утверждает, что человеку нужно помогать добротой, а правдой душу только калечат. Человека нужно жалеть, ласково к нему относиться. Помогает обитателям ночлежки, однако быстро и ловко уходит, когда нужен больше всего («Мяли меня много, от того и мягок»).
Цитатная характеристика героев, не участвующих в основных действиях.
/ / / «На дне»
Пьеса Максима Горького «На дне» была написана в начале 20 века. В своем произведении Горький показал читателю весь ужас жизни людей, которые по различным причинам скатились «на дно» общества. В 1904 году пьеса была удостоена Грибоедовской премии.
Основной конфликт произведения заключается в борьбе «сладкой лжи» и «горькой правды». Наиболее точно конфликт пьесы раскрывается в образах двух главных героев Луки и Сатина.
В произведении присутствуют две сюжетные линии, которые развиваются параллельно: бытовая и философская. Пьеса состоит из четырех действий.
Основные события произведения происходят в ночлежке, хозяином которой был Костылев Михаил Иванович. У него была жена Василиса, вдвое моложе своего мужа. Основная масса людей проживающих в ночлежки уже были людьми без определенного социального статуса, они смирились со своей участью и просто волочили жалкое существование.
Главными героями, квартирантами в ночлежке были: сестра Василисы Наташа, вор Васька Пепел, слесарь Андрей Клещ и его больная жена Анна, проститутка Настя, бывший дворянин Барон, карточный шулер Сатин, бывший служитель театра Актер, картузник Бубнов, торговка пельменями Квашня, позже к ним присоединяется старик Лука.
Отношения между главными героями натянутые, они постоянно ругаются, иногда дело доходит до драки.
Василиса влюблена в Ваську Пепла, он же, в свою очередь, мечтает жениться на ее сестре Наташе. По ходу развития событий пьесы, Василиса подстрекает Пепла убить своего ненавистного мужа. За этот поступок Васька был сослан на каторгу в Сибирь.
Клещ мечтает после смерти своей супруги разбогатеть. Он думает, что будет много работать и сможет себя обеспечить. В конечном итоге, ему пришлось продать все свои инструменты, чтобы собрать деньги на похороны Анны.
Актер, уйдя из театра, превратился в горького пьяницу. В алкоголе он нашел решение всех своих проблем и объяснения жизненных неудач.
Сатин, человек, обладающий острым умом, был очень ленив по своей натуре. Ему было удобно и уютно жить в ночлежке. Именно лень не давала подняться ему с этого дна.
Проститутка Настя мечтает о чистой любви, постоянно читая любовные романы.
Так вот и жили обитатели ночлежки.
Но в один из дней жизнь главных героев встряхнулась. Это произошло тогда, когда в ночлежке появляется старик Лука. О нем мы практически ничего не знаем. Нам известно только то, что пришел он издалека, а куда идет не известно. Философия жизни Луки заключалась в умении утешить людей, подарить им надежду на лучшее будущее. Так, умирающей Анне он вселяет надежду о лучше жизни после смерти, Актеру сообщает о бесплатной клинике, где его вылечат от алкоголизма. Ваське Пеплу и Наташе он советует бежать из ночлежки, тем самым избавиться от власти Василисы. Но в самый кульминационный момент старик Лука куда-то исчезает.
После этого жизнь героев произведения, лишенная надежды, катится по наклонной. Анна умирает, Актер кончает жизнь самоубийством, узнав, что нет никакой лечебницы, Ваську Пепла отправляют на каторгу.
В финале пьесы Сатин делает вывод о том, что все беды героев произведения в том, что они не свободны. Только свободный человек, который верит в свои силы и смотрит правде в глаза, сможет вырваться из плена ночлежки и снова найти путь наверх.
Пьеса содержит в себе как бы два парал-лельных действия. Первое — соци-ально-бытовое и второе — фило-соф-ское. Оба действия разви-ва-ются парал-лельно, не пере-пле-таясь. В пьесе суще-ствуют как бы два плана: внешний и внут-ренний.
Внешний план. В ночлежном доме, принад-ле-жащем Михаилу Ивано-вичу Костылеву (54 года) и его жене Васи-лисе Карповне (26 лет), живут, по опре-де-лению автора, «бывшие люди», т. е. люди без твер-дого соци-аль-ного статуса, а также рабо-та-ющие, но бедняки. Это: Сатин и Актер (обоим под 40 лет), Васька Пепел, вор (28 лет), Андрей Митрич Клещ, слесарь (40 лет), его жена Анна (30 лет), Настя, прости-тутка (24 года), Бубнов (45 лет), Барон (33 года), Алешка (20 лет), Татарин и Кривой Зоб, крюч-ники (возраст не назван). В доме появ-ля-ются Квашня, торговка пель-ме-нями (под 40 лет) и Медведев, дядя Васи-лисы, поли-цей-ский (50 лет). Между ними очень сложные отно-шения, часто завя-зы-ва-ются скан-далы. Васи-лиса влюб-лена в Ваську и подго-ва-ри-вает его убить своего пожи-лого мужа, чтобы быть едино-личной хозяйкой (во второй поло-вине пьесы Васька бьет Костылева и случайно убивает его; Ваську аресто-вы-вают). Васька влюблен в Наталью, сестру Васи-лисы (20 лет); Васи-лиса из ревности нещадно бьет сестру. Сатин и Актер (бывший актер провин-ци-альных театров по фамилии Сверчков-Заволж-ский) — полно-стью опустив-шиеся люди, пьяницы, картеж-ники, Сатин еще и шулер. Барон — бывший дворянин, промо-тавший все состо-яние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ стара-ется зара-ба-ты-вать своим слесарным инстру-ментом; его жена Анна заболе-вает и нужда-ется в лекар-ствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окон-ча-тельно опус-ка-ется «на дно».
В разгар пьянок и скан-далов в ночлежке появ-ля-ется странник Лука, жале-ющий людей. Он обещает многим несбы-точное светлое будущее. Анне он пред-ре-кает загробное счастье. Актеру расска-зы-вает о бесплатной лечеб-нице для алко-го-ликов. Ваське и Наташе сове-тует уйти из дома и т. д. Но в самый напря-женный момент Лука факти-чески сбегает, оставив обна-де-женных людей. Актера это доводит до само-убий-ства. В финале ночлеж-ники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актера, то досад-ливо и с горечью говорит: «Эх... Испортил песню... дурак!» Внут-ренний план. В пьесе стал-ки-ва-ются две фило-соф-ские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка — своего рода символ оказав-ше-гося в тупике чело-ве-че-ства, которое к началу XX в. поте-ряло веру в Бога, но еще не обрело веры в самоё себя. Отсюда всеобщее чувство безна-деж-ности, отсут-ствия перспек-тивы, которое, в част-ности, выра-жают Актер и Бубнов (резонер-песси-мист) в словах: «А что же дальше» и «А ниточки-то гнилые...» Мир обветшал, обес-силел, идет к концу. Сатин пред-по-чи-тает прини-мать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Клещу он пред-ла-гает бросить рабо-тать. Если все люди бросят рабо-тать, то что будет? «С голоду сдохнут...» — отве-чает Клещ, но тем самым он лишь раскры-вает бессмыс-ленную сущность труда, который направлен только на поддер-жание жизни, а не на привне-сение в нее какого-либо смысла. Сатин — своего рода радикал-экзи-стен-ци-а-лист, человек, прини-ма-ющий абсурд-ность миро-здания, в котором «Бог умер» (Ницше) и обна-жи-лась Пустота, Ничто. Иного взгляда на мир придер-жи-ва-ется Лука. Он считает, что именно страшная бессмыс-лица жизни должна вызы-вать особую жалость к чело-веку. Если для продол-жения жизни чело-веку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет. Так Лука расска-зы-вает притчу об иска-теле праведной земли и ученом, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет. Обиженный человек ушел и пове-сился (парал-лель с будущей смертью Актера). Лука не просто обычный странник, утеши-тель, но и философ. По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыс-лице жизни, ибо он не знает своего буду-щего, он только странник в миро-здании, и даже земля наша в космосе стран-ница. Лука и Сатин спорят. Но Сатин в чем-то приемлет «правду» Луки. Во всяком случае, именно появ-ление Луки прово-ци-рует Сатина на его монолог о Чело-веке, который он произ-носит, подражая голосу своего оппо-нента (прин-ци-пи-альная ремарка в пьесе). Сатин хочет не жалеть и утешать чело-века, но, сказав ему всю правду о бессмыс-лен-ности жизни, подвиг-нуть его к само-ува-жению и бунту против миро-здания. Человек, осознав трагедию своего суще-ство-вания, должен не отча-и-ваться, а, напротив, почув-ство-вать свою ценность. Весь смысл миро-здания — в нем одном. Другого смысла (например, христи-ан-ского) — нет. «Человек — это звучит гордо!» «Все в чело-веке, все для чело-века».