Возрождением фаллического культа. Фаллические культы
Фаллический культ выражается:
1) в обоготворении органов оплодотворения, мужского (фаллос) и женского (ктеис), как самостоятельных божественных существ;
2) в обоготворении действительных или символических изображений этих органов;
3) в антропоморфировании этих органов как божеств плодородия земли и человека,
4) и в поклонении этим божествам чрезвычайно разнообразными актами, начиная с приношения в жертву изображений genitalia и кончая эксцессами сладострастия, общественным проституированием и противоположными актами: самооскоплением, периодическим воздержанием и аскетизмом.
Культ этот царил не в одном только классическом мире, откуда пошло его название. Он одинаково распространен в различных стадиях развития у самых первобытных племен и у культурных народов внеевропейских (например, японцев), а в виде многочисленных переживаний у крестьянского населения Европы. Еще так часто встречающийся среди нас грубый обычай ставить "кукиш" оскорбителю или для предохранения от дурного глаза ведет свое начало от фаллического культа, так как изображение фалоса, символом которого является в данном случае "кукиш", в прежнее время повсюду считалось охранителем от всяких злых духов и чар. Типической страной фаллического культа, сохранившегося, несмотря на запрещения, до настоящего времени, является Япония. Генезис фаллического культа лежит в анимизме первобытного человека вообще и в частности в представлении о множественности душ индивида, то есть в представлении о том, что, кроме главной души-дубликата всего человека, существуют еще самостоятельные души отдельных частей тела. Органы оплодотворения, с этой точки зрения, более чем какие-либо другие должны были обладать самостоятельным существованием; за это говорило все: и таинственность процесса воспроизведения, и еще более импульсивная бессознательность процесса, в котором органы оплодотворения действуют помимо и даже вопреки желанию индивида. Отсюда и представление о фаллосе как об индивиде , могущем существовать даже и совсем отдельно от человека и проявлять в таком состоянии свои чудотворные действия.
Значение фаллического культа
В пещере Ла Мадлен найдена галька явно фаллической формы с выгравированными мужчиной и женщиной на противоположных сторонах. По всей вероятности, гинандроморфные образы символизируют единство родовой корпорации. Отдельным находкам исследователи не дают четкого толкования, именуя их просто предметами. Однако специфика формы и особенности орнаментации также позволяют усматривать фаллическую смысловую нагрузку.
По общему виду скульптурных фигурок и повторяющимся особенностям деталей правомерно сделать вывод, что они имели различное функциональное назначение.
Во-первых, фаллические фигурки, бесспорно, служили объектом культового поклонения, условным знаком приходящей извне духовной мощи, физической и психической энергии, проникающих в женское тело посредством фаллоса, превращаясь там в душу будущего человека.
Во-вторых, эти статуэтки, похоже, применялись при родовспоможении, как это наблюдалось еще в XIX веке у северных народов России, когда фаллического вида божок ставился рядом с роженицей и должен был способствовать благополучному разрешению от бремени. Нельзя исключить, что и в более ранние времена повсеместно фаллические фигурки использовались с этой же целью: воздействовать психически, а то и физически на беременную женщину, чтобы вызвать возбуждение и сокращение мышц для облегчения родов (использование эффекта пласебо).
В-третьих, указанные предметы могли применяться при обрядовом осуществлении дефлорации девушек родового сообщества. Скульптурный фаллос в этом случае выступал символом рода, члены которого утратили право на инцест. Родовой фаллос со временем приобрел значение символа власти в роду и стал жезлом родоначальника. Отголоски этого обряда сохранились до наших дней. Скажем, в ряде местностей Индии девушка накануне замужества производит самодефлорацию с помощью каменного божества. Если же умирает незамужняя, то жрец храма совершает обряд дефлорации тем же каменным приспособлением.
В-четвертых, не исключена возможность чисто прагматического использования предметов фаллической формы в качестве люстмахера для мастурбации и эротических переживаний. Допустим, при неудовлетворенности женщины половыми партнерами или отсутствии таковых по причине войны, затяжной охоты и т.д.
Можно предположить, по аналогии со скифо-сарматской культурой иную практическую функцию. Дело в том, что киммерийцы-«доители кобылиц», скифы и сарматы ради повышения удоев молока применяли хитроумное изобретение -- полую костяную трубочку, черезкоторую вдували воздух для возбуждения кобылы. Тот же эффект сексуального раздражения мог использоваться и для увеличения истока материнского молока у кормящих женщин, тем более, что кормление грудью в силу ограниченности продуктов питания иной раз продолжалось до 5--7-летнего возраста. И, наконец, в-пятых, вполне может статься, что фаллическими предметами пользовались для садистски жестоких наказаний неисправимо провинившихся членов рода, которые лишались тем самым своей мужской социальной роли. У тех же скифов-сарматов юноша, отказавшийся от военного подвига, долженствующего перевести его в разряд мужчин, обязан был носить женскую одежду и выполнять все женские функции. По Ветхому Завету, «у кого раздавлены ятра или отрезан детородный орган, тот не может войти в общество Господне». Но самой крайней мерой наказания, известной в истории, являлось сажание на кол -- казнь, получившая широкое распространение в Сарматии, как в XVI--XVII веках называлась на Западе Речь Посполитая.
Выделение функциональных различий не означает, что фаллические предметы были строго дифференцированы. Им могло быть свойственно и многоцелевое назначение. (Так, соединение первой и третьей из названных функций порождало идею силы власти). Вместе с тем, сами они подвергались стилизации, превращаясь в амулеты и символические укра- шения, иной раз весьма пикантные. Например, керамическая статуэтка-сосуд, на которой изображен минет (Перу), с ручкой, имеющей вертикальный отвод. А в наши дни у курских женщин большим спросом пользовалась губная помада в виде фаллоса.
Нельзя конечно, исключать и того, что в рисунках, гравюрах и скульптурных композициях проявлялись мотивы, мягко именуемые сегодня «туалетным творчеством». Наблюдаемая ныне заборно-стенная живопись имеет своими истоками творчество древних, которым, так же, как и современным людям, был присущ выплеск сублимированной энергии.
По мере усиления патриархальных тенденций первобытной общины, и в особенности с переходом к производящему хозяйству и вирилокальному принципу социальной организации, такие ритуально-культовые предметы и изображения встречаются все чаще, а их символическое значение все более отдаляется от первоначального комплекса эмоциональных переживаний, о чем говорит постепенная стилизация формы. Можно даже определенно сказать, что вместе с изменением формы происходит трансформация идеи, принимающей смысл силы, могущества родовой власти, и в конечном счете власти вообще.
Наиболее, может быть, показательной в этом плане является так называемая «молоточковидная булавка», встречающаяся в захоронениях (погребальных комплексах) катакомбной культуры (II тыс. до н.э.), ассоциируемая археологами с родоначалием. Она изготовлялась из кости теперь уже вымершей рыбы spurus. Молоточковидная булавка имела вытянутую сигарообразную форму и украшалась орнаментом ленточных насечек.
Характерно в этом отношении, заметим, наличие у донских казаков вплоть до XX века в качестве основного символа передачи власти атамана -- насеки (аналог жезла родоначальника), на которой насечками отмечалось каждое очередное правление. Так же, как и в других случаях, жезл-насека имел стилизованную форму. Возможна и семантическая связь прочерчиваемых на насеке отметок с орнаментированием жезла начальника в родовых обществах.
Идея могущества и власти опредмечивается также в изображениях змеи, царском жезле и скипетре. Она прослеживается и в архитектурном ансамбле средневекового рыцарского замка, обязательным компонентом которого выступает взметнувшаяся ввысь башня. Фаллос символизировал и общее одухотворяющее начало. Семя считалось воплощением и источником жизненной силы. В древнеиндийской мифологии оно отождествляется с абсолютным идеальным началом, лежащим в основе мироздания. У многих народов кастраты считались социально неполноценными. Оскопить мужчину значило лишить его символа власти и жизни. Половой член поверженного врага зачастую числился почетным воинским трофеем, как скальп у индейцев. (Некий египетский фараон XIX династии, рассказывая о поражении, нанесенном им ливийцам, называет среди трофеев 6 359 половых членов ливийских воинов, а также сыновей и братьев вождей и жрецов.
Особое значение придавалось эректированному фаллосу, вид которого, согласно верованиям многих народов, должен был внушать окружающим страх и почтение. У австралийских аборигенов мужчины при встрече в знак приветствия дотрагивались до половогочлена друг друга. На фресках Тассили каменного века носители высокого социального кий религиозный символ. В Древней Греции перед храмами и домами ставили квадратные колонны (гермы) с мужской головой и эректированным половым членом, охранявшие дороги, границы, ворота. Повреждение герм считалось святотатством. Дети носили на шее амулеты в виде фаллоса как средство защиты от зла. А мифологический Приап, божество плодородия и покровитель чувственных наслаждений -- изначально собственно фаллос.
Его имя стало поэтическим эвфемизмом для обозначения полового члена. Отсюда возник и медицинский термин «приапизм». Древние греки и римляне иногда завязывали крайнюю плоть или применяли специальный зажим -- fibula (отсюда инфибуляция).
Наряду с прямыми символами силы и могущества широко культивировались и другие, косвенно характеризующие признаки мужского сексуального поведения. Орлы, соколы, львы выступают как тотемический властный атрибут, отражая в своем облике агрессивность, свойственную мужскому этологическому типу. Показательно, что в начальные периоды становления государственной власти, ее сущность ассоциировалась в сознании людей с мужской потенцией, поэтому социальными экспектациями правителю предписывалось иметь бесчисленное множество жен и наложниц. Разумеется, в определенной мере это усиливало державный патернализм, так как не только в общественном мнении, но и в реальности, тем самым, воспроизводились отношения отца--правителя и детей -- его подданных. Однако в еще большей степени мужская сила расценивалась как способность к управлению государством, умение поддерживать мощь государственного образования и защищать страну от внешних врагов. Даже египетская царица Хатшепсут, приняв титуфараона, приказала изобразить себя в виде мужчины с искусственной бородкой, и э и это несмотря на мощные пережитки матриархата в династическом наследовании власти. И в мифологии древних греков Уран -- бог неба и первый правитель Олимпа, утратил власть над богами вместе с потерей детородного органа в результате заговора своих сыновей.
Младший сын Урана -- Крон, который и осуществил эту операцию кривым стальным мечом, стал новым небесным иерархом. Как известно, из капель крови божественного фаллоса родились богини проклятия, кары и мести -- эринии (Алекто, Тисифона, Мегера), а из пены, поднятой его падением в море, -- богиня любви Афродита.
Нас окружает мир символов, которые перед нашими глазами появляются везде, куда бы мы ни бросили взгляд. Фаллический символ также не является исключением.
Символ фаллоса принадлежит и к языческой культуре, и к магии, а вместе с тем, является понятием. Фаллос - это сексуальный символ, он может быть представлен, как изображение, рисунок или действие, которые используются для обозначения определенных понятий, предметов или ощущений.
В разных культурах сексуальные символы имели один и тот же смысл. В первобытном обществе наблюдалось различие между символами женского и мужского начала, рождения и плодородия, и так далее. Фаллические изображения, существующие в наше время у культурных народов, также наглядно изображают это представление.
Начиная с древности, образное видение во многих культурах стало началом Культа, который заключался в обоготворении женского (ктеис) и мужского (фаллос) органов, как независимых божеств.
Культ - это форма религиозного действия, подразумевающая совокупность специфических действий (обрядов, ритуалов, церемоний), которые спровоцированы вероучением и направлены на сферу священного. Для различных типов религиозных течений смысл и направленность Культа могут иметь существенные отличия, но их суть всегда одинакова - прямое обращение к священному, вера в возможность быть услышанным небом.
В соответствии с культовыми действиями, фаллические образы существуют, как живые сущности, о чем свидетельствует таинство процесса зачатия и рождения, а также на их самостоятельное существование указывает импульс и бессознательность, характерные для процесса воспроизведения, при котором органы мужского и женского начала действуют независимо от желания индивида. Таким образом, возникло представление о фаллосе, как об индивиде, который ведет существование, независимое от человека, и может проявлять себя независимо от его решений.
Поклонение фаллосу - культ древности, который берет начало с эпохи неолита и подразумевает почитание символа мужской силы, как божества плодовитости и продолжателя жизни. Культ фаллоса отображен во многих цивилизациях мира. Первые символы фаллоса были обнаружены в начале неолита, по завершению ледникового периода. Несмотря на то, что фаллические рисунки встречались не часто в доисторическую эпоху, они сохраняли свою высшую символичность, выражая мужскую силу, мощь и плодовитость.
Многозначительным являлся эректированный фаллос, от вида которого, как верили многие народы, у его поклонников должны возникать страх и почтение. Показательным в этом смысле является фаллический культ индийского происхождения, где фаллос представлен, как объект поклонения.
У некоторых народов, в том числе, и в африканских племенах, как это происходит до настоящего времени, социальный статус мужчины характеризуется величиной его полового органа. Начиная со времен викингов и до сегодняшнего дня, в Швеции празднуют день "Середины Лета". Этот языческий праздник наступает в ближайшую пятницу до дня Летнего солнцестояния. Воздвигали праздничный шест (согласно представлениям викингов, шест символизировал фаллос, оплодотворяющий землю), украшали его цветами, растительностью, флагами. Вокруг шеста древние викинги устраивали хороводы, пляски, распивали пиво. Буквосочетание "яр" взято из тюркского диалекта, оно имеет сексуальный смысл. В русском языке корень "яр" обозначает весеннее солнце, тепло, сексуальную активность, плодородие (ярун - означает "похотливый").
Ярило - славянский бог, ассоциирующийся с культом Солнца. Для проведения обрядов поклонники божества изготовляли чучело из соломы, при этом уделяя особое внимание фаллосу: он должен был выделяться на фоне силуэта своим объемом и формой. На территории казанского Кремля в числе археологических раскопок был обнаружен фаллос, изготовленный из алебастра, наполненный зернами. Все указывает на то, что предшественники казанских татар использовали методы сексуальной магии по древней тюркской религии - Тэнгрианству с целью обеспечения плодородия.
Функциональное назначение фаллических скульптурных фигурок:
- они служили объектом поклонения, созданного культом, представляли собой условный знак духовной силы, приходящей извне, физической и психической силы, проникающих в утробу потенциальной роженицы посредством фаллоса и преобразующихся в душу человека;
- использовались с целью благополучных родов;
- применялись для физического и психического воздействия на беременных, чтобы спровоцировать возбуждение и сокращение мышц для облегчения родового процесса (эффект плацебо);
- фаллические символы применялись в обрядах по осуществлению дефлорации девушек, как это было принято в родовом сообществе;
- фаллос являлся символом рода, члены которого не имели права на инцест. В некоторых регионах Индии перед замужеством девушка обязана самостоятельно провести дефлорацию, используя каменное божество.
Но ритуально-культовые предметы фаллического типа не подразделялись на строгие категории. Они могли иметь символическое назначение, отдаленное с течением времени от первоначального - эмоционального, при котором одновременно с преобразованием формы осуществлялась и трансформация идеи о силе. Трансформация стала символом общего духовного начала, в котором косвенным образом были охарактеризованы признаки как мужского, так и женского начал.
Семя считали источником и воплощением жизни:
славянская мифология повествует о способе лечения бесплодия при помощи "перуновой стрелы". Лук с натянутой тетивой и вложенной стрелой символизирует оплодотворенную утробу в мировом значении, а также отражает идею космически организованного мироздания. В древнеиндийской мифологии оно представлено, как абсолютное идеальное начало, присутствующее в основе сотворения мира;
- орлы, соколы, львы - тотем и атрибут власти, который представляет агрессивность, присущую мужской этологии;
- треугольник - символ объединения нескольких понятий: если он расположен острием вверх, то означает мужское начало, вниз - женское, мать народов;
- яблоко символизирует обольщение, соблазн, сексуальное желание, любовь;
- раковина - символ женского начала, лона, созидательная сила, инициация, плодородие. Створки раковины подразумевают влажное начало, материнскую почву, питание, жизнь, рождение, любовь, плодородие, девственность, луну;
- пещера - символ женского начала, лоно Матери-Природы, используется при совершении обряда перехода подростков во взрослое состояние.
- гора - знак мужского начала, если в горе есть пещера - это означает женское, скрытое, тайное;
- сосуды - символ женских органов в наиболее широком смысле;
- молот - символ мужской силы, потенции, который связан с наковальней, соответствующей пассивному, женскому началу;
- бык - символ мужского природного начала, обозначающий плодородие, потенцию, а также мужскую творческую силу;
- зодиакальный круг животных (по Птолемею) включает мужские и женские знаки.
Фаллический культ
Фалли́ческий культ - обобщённое название группы верований различных древних (Ассирия , Вавилония , Эллада , Крит , цивилизации древних народов Америки) и современных культур (синтоизм в Японии , а также племена Африки, Южной Америки, Австралии и Океании), характеризующихся экстатическими ритуалами, посвященными порождающей силе жизни, символически представленной в виде фаллоса (мужского полового органа) или извержения его семени .
Фаллический культ у разных народов
Индоевропейские и семитические религии, включая и Древний Египет , полны следов Ф. культа. Ещё на заре ведийской мифологии мы встречаем образ быка-оплодотворителя, во множестве вариаций повторяющегося во всех индоевропейских мифологиях (Дионис - «могучий бык» у греков); в брахманизме уже выступает явственно могучий deus phallicus, Шива , главные символы которого linga = греч. фаллос и yoni = kteis, они же символы воспроизведения и обновления. В аллегорической форме шара и призмы символы эти повсеместно украшают храмы этого бога рождения и разрушения. Ф. поклонники его с XII века образовали секту лингаитов, которые постоянно носят с собой маленькие фигурки Ф. как защиту против злых наваждений. Поклонение Шиве и у одних выражается суровым аскетизмом, у других, наоборот, самым необузданным развратом .
Как в Древнем Риме изображения фаллоса из бронзы или камня служили украшениями женщин, гигантские изображения его воздвигались в храмах, и ещё в настоящее время факиры у храмов предлагают бесплодным женщинам целовать фаллос. Греко-римский Ф. культ, концентрировавшийся главным образом вокруг Диониса и Афродиты , - культ, заимствованный из семитических религий; под разными именами он господствовал во всей Западной Азии и Египте. Типичнее всего культ этот выразился в Сирии . Храм Астарты и Аттиса украшался у входа изображениями фаллоса и целыми Ф. сценами из культа Астарты. Множество оскопленных в женском одеянии прислуживали богине; другие, возбуждая себя музыкой и пляской, приводили себя в экстаз и оскопляли себя. В Финикии во время празднеств по умершему Адонису женщины срезали свои волосы и проституировали себя.
У самых первобытных племён следы Ф. культа встречаются в самых различных местах и в самых различных формах. Гиляки благоговейно относятся к срезаемой шкурке фаллоса медведя; айны ставят на могилах огромные деревянные фаллосы; бушмены , жители о-вов Адмиралтейства, обитатели Суматры и др. изготовляют Ф. изображения своих богов. Генезис фаллического культа лежит в анимизме первобытного человека вообще и в частности в представлении о множественности душ индивида, то есть в представлении о том, что, кроме главной души-дубликата всего человека, существуют ещё самостоятельные души отдельных частей тела. Органы оплодотворения, с этой точки зрения, более чем какие-либо другие должны были обладать самостоятельным существованием; за это говорило все: и таинственность процесса воспроизведения, и ещё более импульсивная бессознательность процесса, в котором органы оплодотворения действуют помимо и даже вопреки желанию индивида. Отсюда и представление о фаллосе как об индивиде, могущем существовать даже и совсем отдельно от человека и проявлять в таком состоянии свои чудотворные действия.
Некоторые Ф. изображения даже более или менее культурных народов наглядно иллюстрируют это представление. Великолепное гигантское божество Аннама , украшающее вестибюль нашего этнографического музея Акд. наук и представляющее антропоморфированную зверочеловеческую фигуру слона и пантеры, опирающуюся на царственный жезл, снабжено огромным фаллосом, украшенным такими же атрибутами (рогами, клыками, пятнистой шкурой), как и его царственный обладатель, и представляет как бы двойник этого последнего. От человека и животных такие представления о природе Ф. органов были перенесены и на всю остальную природу. Деревья, цветы, травы, даже камни считались размножающимися таким же путём, как человек. Отсюда воззрение на смену времён года и связанную с нею смену растительной жизни как на результат периодического возрождения и умирания Ф. божеств, творцов растительной жизни. Это последнее воззрение должно было играть огромную роль в земледельческий период, когда все существование человека зависело от благоприятного роста культурных растений и размножения животных. Оно вызвало целый цикл мифов об умирающем и рождающемся Адонисе , об овдовевшей Астарте, а также весенние и осенние обряды земледельческих народов. Необъяснимыми казались до самого последнего времени Ф. эксцессы, которыми сопровождались земледельческие праздники у самых различных народов. В них видели переживание первобытного коммунального брака, но это оставляло без объяснения эксцессы противоположного характера - обязательное воздержание от сексуальных сношений и даже самооскопление.
Истоки и культурные особенности культа
Оригинальное объяснение дал этим фактам Фрэзер ; он свёл их к общим приёмам симпатической магии, к которым обыкновенно прибегает первобытный человек в интересах самосохранения и для гарантирования своего материального благополучия. Все боги цикла Дионисия - боги деревьев и хлебных злаков, от производительных актов которых зависит урожай тех или других растений и жизнь домашних животных. Чтобы воздействовать на этих богов, главнейших виновников благополучия, в наиболее важные моменты - в начале весны или осенью, по окончании жатвы - первобытный земледелец прибегал к торжественным массовым сексуальным излишествам, которые по симпатии должны были вызвать усиленную половую производительность самих богов хлеба, плодов, скота. Даже ритуальное воздержание Фрэзер объясняет той же психологией. Первобытный человек, говорит он, «может думать, что сила, которую он отказывается тратить на воспроизведение себе подобных, образует, так сказать, фонд энергии, которым воспользуются другие существа, растительные или животные, в размножении своего вида. Таким образом, из одной и той же грубой философии дикарь различными путями доходит либо до обязательства (rule) эксцессов (profligacy), либо до аскетизма». Кроме общей литературы по истории религии, см. G. Frazer, «The Golden Bongh» (Л. 1900, изд. II).
Л. Штернберг. У греков фаллос (греч. φαλλός, φαλλης, φάλης, φαλης ) - орган мужской производительности, служил символом божеств Диониса , Гермеса , добрых демонов, Приапа и Афродиты , олицетворявших половой инстинкт, плодородие и производительную силу природы, причём Ф. - быть может, представлявший собой первоначально фетиш , - впоследствии стал атрибутом в культе божества. Значение Ф. как фетиша освещается тем фактом, что в мистериях Диониса Ф. изображает самого Диониса; в культе же Афродиты Ф., очевидно - атрибут, символизирующий основные черты богини. Наиболее значительную роль Ф. играет в культе Диониса, особенно во время сельских праздников сбора винограда и городских празднеств, которыми ознаменовывалось наступление весны. На сельских или малых Дионисиях Ф. поднимали вверх и носили в процессии (греч. φαλληφόρια, φαλλαγώνια ) с особыми так называемыми фаллическими песнями, образчик которых мы имеем в стихах 263-279 «Ахарнян» Аристофана (изд. Bergk’a). Описываемая в этой комедии процессия устраивается Дикеополем и членами его семьи; впереди идёт его дочь с корзиной на голове (канефора), за нею следует раб Ксантий с высоко поднятым символом Диониса, и, наконец, шествует сам хозяин, импровизирующий веселую песенку в честь Дионисова спутника Фалета. Дополнив бегло набросанный Аристофаном очерк процессии более просторной перспективой, более шумной и многочисленной толпой участников, более широким захватом веселья и перекрестных шуток, мы получим ту фаллическую процессию (греч. κώμος ), в смехотворных шутках которой заключаются зародыши древнеаттической комедии. Кроме веселья, в этих сценках не было ничего религиозного, дионисовского - ни жертвенника, ни культового действа, ни традиционных сатиров, ни мифического содержания; они могли зарождаться и зарождались и вне Дионисовского обихода, как южно-италийские мимы и ателланы с их литературным и народным наследием (Веселовский, «Три главы из исторической поэтики», 1899, СПб., стр. 134). Из этих отрешенных от форм культа положений с их реальными типами возникла комедия, когда темы, взятые из быта или из мира фантастики, с полными шаржа и бесцеремонно откровенными типами и с столь же откровенной сатирой на личности и общественные порядки, объединили разнообразие этих положений. Ф., фигурировавший на упомянутых процессиях, делали из красной кожи, придавая ему положение эрекции (греч. ίθύφαλλος ), и привешивали к длинному шесту; участники процессии привязывали себе небольшие Ф. к шее и бедрам, наряжались в пестрые костюмы и надевали маски. Восточная склонность к крайностям проявилась в греческих городах эллинистической эпохи, между прочим, и в культе Ф.: в пропилеях Дионисова храма в Сирии стояли два исполинских Ф. с надписью, гласящей, что Дионисий посвящает их мачехе своей Гере; в Александрии при Птолемее Филадельфе носили в процессии Ф. длиной в 120 локтей, с венком и золотой звездой на кончике. Наряду с этим во всех странах эллинского, равно как и римского мира употреблялись небольшие Ф. в качестве амулетов , которым приписывалась чудодейственная сила - прогонять дурные влияния и чары. У римлян этот амулет назывался fascinas или fascinum: его носили в детском возрасте на шее, вешали над входами в дома и комнаты, выставляли в садах и на полях для их охраны. Чудодейственная сила Ф. исходила из того, что обсценное изображение привлекало к себе взоры и отводило их от опасного предмета (Плутарх , Пир, V, 7, 3). Отцы церкви нападали на крайности, которыми сопровождался в их время культ Ф.: так, в Лавинии в течение целого месяца, посвящённого Либеру , Ф. носили по всем деревням, чтобы отвести от полей злые чары, после чего водворяли его на место, пронеся его по всему городу через площадь; на свадьбе новобрачная должна была сидеть на Ф., которому как бы приносила в жертву своё целомудрие . Вообще культ Ф. как символа производительной силы мы встречаем во многих религиях природы как у диких, так и у культурных народов. Именем итифалла (Ф. в состоянии эрекции) обозначаются также песнь в честь его и сопровождающая её пляска. Итифаллические песни слагались в особом размере (лат. versus ithyphallicus ), представлявшем собой трохаическую триподию.
Фаллический культ сегодня
Культ этот царил не в одном только античном мире, откуда пошло его название (слово «фаллос » происходит из греческого). Он одинаково распространён в различных стадиях развития у самых первобытных племён и у культурных народов внеевропейских (например, у японцев), а в виде многочисленных переживаний - у крестьянского населения Европы. Ещё так часто встречающийся среди нас грубый обычай ставить «кукиш » оскорбителю или для предохранения от дурного глаза ведёт своё начало от Ф. культа, так как изображение Ф., символом которого является в данном случае «кукиш», в прежнее время повсюду считалось охранителем от всяких злых духов и чар.
Типической страной Ф. культа, сохранившегося, несмотря на запрещения, до настоящего времени, является Япония . По шинтопатической космогонии даже самые острова японского архипелага представляют собой не что иное, как гигантские Ф., созданные Ф.-ами. Реальные изображения Ф. и ктеис находим в божницах, на дорогах. Символы Ф. (гриб, рыло свиньи) и ктеис (бобы, персики) - служат жертвоприношениями.
См.также
Литература
- Паскаль Киньяр. Фасцинус (Фаллический культ в культуре греков и римлян) . Архивировано // Киньяр П. Секс и страх: Эссе: Пер. с фр. - М.: Текст, 2000. - С. 36-50.
- Ильясов Ф. Н. Генитальные символы в рекламе . Архивировано из первоисточника 1 декабря 2012.
Примечания
Wikimedia Foundation . 2010 .
- Дафнис
- Египт
Смотреть что такое "Фаллический культ" в других словарях:
Фаллический культ - выражается: 1) в обоготворении органов оплодотворения, мужского (Фаллос) и женского (ктеис), как самостоятельных божественных существ; 2) в обоготворении действительных или символических изображений этих органов; 3) в антропоморфировании этих… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Фаллический символ - Фаллический культ выражается: в обоготворении органов оплодотворения, мужского (фаллос) и женского (ктеис), как самостоятельных божественных существ; в обоготворении действительных или символических изображений этих органов; в антропоморфировании … Википедия
Фаллический - культ выражается: 1) в обоготворении органовоплодотворения, мужского (Фаллос) и женского (ктеис) как самостоятельныхбожественных существ; 2) в обоготворении действительных илисимволических изображений этих органов; 3) в антропоморфировани… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Фаллический символ - это одновременно и обрядовый значок, пережиточный атрибут языческой магии, и понятие, которым оперируют современные психологи.
Он относится к числу так называемых сексуальных символов - образов в форме изображения, рисунка, звука или действия, служащих для обозначения определенных представлений, идей, понятий, переживаний, ощущений или предметов. Символический характер (от греческого слова symbolon - знак. опознавательная примета) и делает их "ощутимыми".
Мы окружены миром символов. Они используются в рекламе, сексуальные символы встречаются на многих картинах, на телевидении, в кино, в театре, в рассказах, в стихах, в карикатурах. Многие обычные предметы по своему внешнему облику имеют символический характер, хотя мы не всегда сознаем это.
Многие сексуальные и эротические символы понимались одинаково или похоже в самых различных странах в самые разные времена. Так, уже в первобытном обществе ромб, овал и треугольник символизировали женский пол и плодородие. Значения различных символов часто ясно не разграничены, к тому же нередко происходят переносы и изменения значения.
Основоположник психоанализа 3игмунд Фрейд открыл функцию языка символов сна, которая, прежде всего у взрослых, часто направлена на сексуальные желания, но по причине внутренней самоцензуры изменяется до неузнаваемости – тогда и вступают в действие символы.
Наиболее частый символ - его можно увидеть и на стенах домов - ромб как символ "Венерина холма". Известные символы счастья могут быть истолкованы как сексуальные, например, гриб - как мужской член, подкова - как женское лоно, трубочист обозначает коитус, свинья - идеальный образ многодетности.
Фаллический символ, высеченный на земле в Помпеях, направлен в сторону публичного дома. Мужчина, потоптавшийся на нем, видимо, будет отныне счастлив в любовных делах.
Сказки, на первый взгляд не содержащие ничего "непристойного", обладают сильным сексуальным символическим содержанием. В легенде о белом аисте пруд, из которого достают детей, символизирует плодные воды материнского тела, клюв аиста - пенис, а клевок аиста (к тому же - в ногу) - коитус.
Древний культ
Поклонение фаллосу как продолжателю жизни и символу мужской силы и фертильности является культом, известным с древнейших времен, начиная от неолита до настоящего времени. Отпечаток этого культа оставлен во всех цивилизациях всего мира. Впервые обнаружены фаллические символы были в начале неолита, после ледникового периода. Несиотря на то, что фаллические изображения встречались редко в доисторические времена они безусловно были высоко символичны, показывали силу, мощь и плодоситость мужчины. Великолепным примером анатомической точности были рисунки в пещерах Лоссель и Дордонь во Франции, которые содержат первые изображения фаллоса, датированные Перигордианским периодом, от 30 до 35 тысяч лет назад.
В Швеции сохранились рисунки бронзового века, на которых изображены обнаженные мужчины во время охоты. Также в пустыне Сахара были найдены изображения фаллосов рядом с головами убитых животных возраст этих изображений - 5000 лет до рождества Христова. На территории Зимбабве были найдены рисунки доисторических времен на которых был изображен эрегированный пенис с длинной линией, тянущейся от него и заканчивающейся цветком тюльпана.
В культуре Древней Индии известен лингам - фаллический символ в культе Шивы. Это короткий цилиндрический столб с закругленной вершиной. В Индии сегодня можно еще увидеть тысячи лингамов, покоящихся на женском "йони", в каждом храме, посвященном Шиве, куда приходят ежедневно миллионы индусов для поклонения богам. В священных книгах написано: поклонение фаллосу не означает поклонение физическому органу, а просто признание вечной божественной формы, проявившейся в микрокосме. Человеческий орган не более, чем изображение этой божественной эмблемы, оригинальная форма жизни.
Культура фаллоса широко представлена в египетской мифологии богами Мином, Амон-Ра и Озирисом.
Фаллос является символом мужской силы и это связано с легендами о фаллосе Озириса. Амон-Ра, царь всех богов, также на всех изображениях показан с обнаженным фаллосом.
В античной Греции боги имели безграничную власть и могли самолично определять судьбу людей, в то же время, несмотря на то, что боги практически всегда находились на горе Олимп, слава об их сексуальных подвигах распространялась по всему свету. Во время правления крито-микенской цивилизации имели место дикие оргии в декабре месяце и это отражено во множестве рисунков на античных вазах. Эти оргии назывались фестивали Диониса - сына Зевса и его любовницы Семелы.
Во время этих фестивалей процессия несла большие деревянные или каменные фаллосы и прославляла Диониса. Боги Пан и Приапус также проповедовали культуру фаллоса. Пан - аркадианский бог овец, сын Гермеса и Пенелопы, был превращен Гермесом в козла. Приапус - бог фертильности, в Азиатских странах был известен под именем бога Беса, всегда изображался с пенисом, выше чем его собственное тело.
В Элладе, и позже в Римской империи, то там, то сям попадались "гермы", посвященные Приапусу можно найти везде. Герма - квадратный столб с головой бородатого мужчины наверху и с эрегированным пенисом посередине. Эти гермы устанавливались у полей, дорог и внутри жилых домов, люди верили, что они обеспечат защиту от воров и грабителей и также использовались в качестве пугал. Их главной обязанностью было отводить "дурной глаз".
Сексуальное значение фаллоса в Римской империи распространилось в более значительную магическую силу. Это также относится к бесчисленным фаллическим жертвоприношениям и использованию фигурок фаллоса в качестве "оберегов" для защиты от злых сил. Фаллосы называли "fascinum", в переводе с латинского это означает "околдовывать, очаровывать" Большие фаллические скульптуры устанавливались на воротах римских городов и стенах домов и это также несло защитную функцию - отводило "дурной глаз" и приносило удачу, счастье.
В раннее средневековье кельты переняли некоторое количество римских традиций и ранний Христианский мир также перенял Римские и Кельтские элементы культуры.
В Скандинавии мы обнаруживаем фаллического бога Фрейра (Freyr), которому поклонялись викинги в IX веке нашей эры. Также схожий культ был обнаружен во Франции - были найдены фаллические символы, датируемые средними веками нашей эры. В позднее средневековье, в период с 1250 до 1550 года в Европе были очень популярны пилигримы - они носили специальные знаки отличия на одежде или прикрепляли к своим посохам, так как любой носящий такой знак отличия мог рассчитывать на гостеприимство в любом доме.
Около половины этих значков - это изображение святых или других религиозных эмблем. Однако найдено великое множество мирских фаллических значков, таких как крылатые фаллосы, которые были известны в Римские времена и также были обнаружены во времена пилигримов. Почему они появились? Какое значение имеет брошка, найденная в Бельгии, на которой были изображены 3 фаллоса, которые несли коронованную вульву?
Возможно это означает, что старая вера в магическую силу колдовства для отвода "дурного глаза" не была забыта и в средние века. Люди, не знающие письменности на Дальнем Востоке, Австралии и Меланезии. Даже у антиподов, на другой стороне Мира, мы находим фаллические символы, находящиеся на посохах, владели которыми вожди Канака в Новой Каледонии.
Несмотря на то, что Япония имеет буддийско-шинтоистскую культуру, здесь также был найден символ фаллоса. Например, в городе Комакаси в марте проводится фестиваль Toshira jinga. Жрецы несут по улицам города огромный, вырезанный из дерева фаллос. После фестиваля этот новый фаллос будет установлен рядом с фаллосами, установленными в предыдущие годы.
В Гималаях находится маленькое государство Бутан, управляемое феодальной системой и полностью буддийское. Каждый мальчик проводит некоторое количество месяцев или даже лет в одном из многих монастырей, где ворота храмов охраняют внушительных размеров воины с сильно выделяющимися гениталиями, причина этому - также отпугивание злых духов. В Бутане принято рисовать на фасаде только что построенного дома символы фаллоса - это также будет охранять дом от злых духов.
Фаллические символы также занимают огромную роль в жизни каждого таиландца - они являются смешением народной веры в духов и также способа, посредством которого их лидеры и сам буддизм связаны с магическими силами. Эти амулеты можно найти в каждом храме и магазине, их носят каждый мужчина и женщина, они дают великолепную картину слияния народных религий - буддизма, индуизма и анимизма.
Между VIII и XVI веками во Вьетнаме доминировала цивилизация Шам. Многие века это королевство было индусское, однако, большинство дворцов и храмов были превращены в руины. Великолепные лингамы были обнаружены при раскопках, их можно увидеть в настоящее время в музеях.
Антифаллическая Европа
В Западной Европе периода Реформации и Контрреформации старые привычки изменились и на сексуальность было наложено строгое табу. Рисунки гениталий или обнаженной натуры были закрашены или спрятаны под фиговыми листками. Только лишь в "научных" работах допускались изображения пениса.
Антифаллическая тенденция усилилась после публикации в Англии в 1715 году брошюры, названной "онанизм, или ужасный грех самоосквернения и страшные последствия его, рассматриваемые у обоих полов, а также душевные и физические советы для тех, кто уже навредил себе этой ненормальной практикой". Здесь рассматривались 3 идеи: "смертный грех", "ненормальная практика" и "страшные последствия", брошюра эта повлияла на морали граждан вплоть до ХХ века. Также была выпущена книга доктора Тиссо в 1758 году, сначала на латыни, а затем, что имело гораздо больший эффект на французском - "Онанизм или исследование психических и физических влияний мастурбации".
Основная мысль Tissot была не столько привить молодым людям покаяние и страх, а новые взгляды. С того времени мальчики не оставлялись надолго одни, когда они ложились спать руки их должны были быть на одеяле для предотвращения мастурбации. Изображение гениталий было запрещено, ученые обнаружили только единичные работы, в основном сатирического характера, например иллюстрации похождений Пантагрюэля.
С французской революцией, принесшей некоторую свободу произошло некоторое отклонение от публичной морали, однако фаллос потерял свою силу символа фертильности и мужской силы, мы его можем увидеть на некоторых изображениях современного искусства, хотя они также могут быть искажены из-за множества табу, действоваших на протяжении последних двух веков.
В настоящее время все эти табу рассеялись и мы заново открываем для себя огромный пласт мировой культуры, содержащий фаллическую символику.
Прочие эротические символы
(по Фрейду и не только)
1. Яблоко служит символом:
а) обольщения, соблазна (запретный плод, которым Ева в раю соблазнила Адама; одновременно символизирует ее груди);
б) оценки красоты (суд Париса);
в) плодородия, любви, радости, познания, мудрости (символ яблока используется компьютером "Макинтош"). Предложение кому-нибудь яблока может означать объяснение в любви. Как и цвет апельсина, яблочный цвет используется как знак плодородия. В христианстве яблоко символизирует, с одной стороны, соблазн и грехопадение, с другой - в связи с Девой Марией и Христом - нового Адама и спасение. В античной Греции яблоко как знак любви и сексуального желания было посвящено Венере и использовалось как символ невесты и дарилось новобрачной.
2. Раковина считается символом лона, созидательной силы, женского начала, инициации и плодородия, в Китае - силы Ин.
3. Треугольник соединяет в себе множество различных значений: острием вверх - мужское начало (лингам, огонь, жизнь), острием вниз - женское начало (великая Мать как прародительница).
4. Желуди еще у кельтов служили символом жизни, плодородия и бессмертия.
5. Фига символизирует плодородие, жизнь, мир и удачу. Фиговое дерево считается символом озарения и соединяет мужское и женское начала. Фиговый листок символизирует фаллос и мужское творческое начало, чувственное наслаждение и половое влечение. Корзина фиг обозначала плодородие и материнство женщины. В христианстве фиговый лист имеет функцию прикрытия половых органов после грехопадения.
6. Осел символизирует смирение, но также похотливость и плодовитость. Как начало, обозначающее плодородие, он посвящен Приапу, у греков служил символом лени и слепых страстей. В качестве символической эротической фигуры он выступает в "Золотом осле" Апулея, в историях и рассказах от Лукиана до Вольтера. В психоанализе осел символизирует анальную эротику.
7. Символом женщины служит все, связанное с зачатием, защитой, кормлением, пассивностью, имеющее форму алмаза или овальное. Сюда относятся пещеры, одинокий сад, колодец, дверь в дверь, складка, рана, нанесенная ножом или мечом. Кроме того, все, связанное с кораблями, водой, ракушками, рыбами или жемчужинами. Сосуды воспринимаются как женские символы в самом широком смысле.
8. Лягушка самым непосредственным образом обозначает эротику, ассоциируясь с плодородием и продуктивностью.
9. Волосы символизируют силу любви, мощь и энергию. Волосы на голове ассоциируются с высшими силами и вдохновением, волос с тела - с чувственностью. Отрезать у кого-либо волосы или хотя бы один локон означает подавить мужское начало - также символ кастрации.
10. Молот считается символом мужской силы и потенции и непосредственно связан с наковальней, соответствующей пассивно-женскому началу.
11. Пещера как лоно Матери-Земли обозначает женское начало, а также центр инициации (совершения обряда перевода юношей и девушек во взрослое состояние). Гора символизирует мужское начало, пещера внутри горы - женское, скрытое, потаенное.
12. Чаша служит символом жажды жизни, бессмертия и наполненности; в то же время - открытая, принимающая, пассивная, женская форма.
13. Дубина намекает на большую потенцию, обозначает фаллос и символизирует также сильное желание.
14. Лотос - символ, распространенный по всему Востоку вплоть до Японии. Он обозначает одновременно жизнь и смерть, космос, первопричину всего сущего, возвращение, плодородие, красоту. Распустившийся цветок считается также женским принципом зачатия. В то же время он обозначает рождение бога, поскольку растет незапятнанным из грязной воды. Стебель лотоса, посвященный Будде, символизирует мировую ось. Цветок лотоса принадлежит к восьми драгоценностям, или знакам счастья, в китайском буддизме и в качестве "цветка лотоса сердца" обозначает огонь, солнце, время, развитие всего сущего, мир, гармонию и соединение. В Древних Греции и Риме лотос считался атрибутом Афродиты или Венеры.
15. Майское дерево своим очищенным от листьев стволом напоминает фаллический символ, а дискообразным венком на конце - женское начало. То и другое вместе обозначает плодородие. Его происхождение следует искать в древнегреческой священной пинии Аттики, которую выносили на процессиях; мужчины и женщины сопровождали ее до храма Кибелы, танцуя вокруг нее. В римскую эпоху с ним был связан праздник весны. Позднее символ майского дерева использовался во время процедур избрания королевы майского праздника и Зеленого человека. Сохранившаяся до сих пор церемония, связанная с майским деревом, символизирует не только весну, но и сексуальное слияние и пробуждение.
16. Миндаль обозначает девственность, а также супружеское счастье. Цветок миндаля как первый цветок года считается знаком пробуждения, воплощает бдение, а также сладость, любовь и нежность. В Китае он обозначает прежде всего красоту, в христианской символике - девственную чистоту.
17. Человек - традиционно чаще всего в виде мужчины - символизирует микрокосм как отражение макрокосма. Мужское начало в прошлом - за исключением германского и тихоокеанского мира - обозначали солнце, небо, все фаллическое, сверлящее и направленное.
18. Ступа символизирует пустое, принимающее - женское начало, - пест сбивает в ней эликсир жизни.
19. Створки раковины символизируют женское, влажное начало, питающую материнскую почву, рождение, жизнь, любовь, плодородие, луну и девственность. Раковины используются также как талисман и призваны помогать при рождении. В греческую и римскую эпохи они обозначали также сексуальную страсть, поскольку их половинки трудно было отделить друг от друга. Афродита, "рожденная из моря", часто изображалась на раковине.
20. Мирт символизировал женское начало, в качестве магического растения он считался цветком богов и обозначал радость, мир, покой, счастье, постоянство, любовь и брак, семейное счастье и рождение ребенка. Прошедшему инициацию на голову надевали миртовый венок.
21. Бык символизирует мужское природное начало; сюда включают плодородие, мужскую творческую силу, потенцию. Во всех мифах, сказаниях и религиях он играет важную роль - начиная с небесных и мировых богов и кончая аккадским (по названию древнего города в Месопотамии) тельцом, с которого начинаются знаки Зодиака в виде животных.
22. Различные другие животные символизируют также половую жизнь и плодородие; часто они обозначают животное начало в человеческом существе. С другой стороны, дружеский контакт с ними означает связь с природой и включение человека с его сексуальностью во всемирный круговорот жизни. В Зодиаке в виде животных, согласно Птолемею, чередуются мужские и женские знаки. Мужские знаки: овен, близнецы, лев, весы, стрелец и водолей; женские знаки: телец, рак, дева, скорпион, козерог, рыбы. Знаки Зодиака широко используются в астрологии - вплоть до подбора сексуально гармоничных партнеров.
Словник : Усинский пограничный округ - Фенол . Источник: т. XXXV (1902): Усинский пограничный округ - Фенол, с. 266-268 () Другие источники : МЭСБЕ |
Фаллический культ - выражается: 1) в обоготворении органов оплодотворения, мужского (Фаллос) и женского (ктеис), как самостоятельных божественных существ; 2) в обоготворении действительных или символических изображений этих органов; 3) в антропоморфировании этих органов как божеств плодородия земли и человека, 4) и в поклонении этим божествам чрезвычайно разнообразными актами, начиная с приношения в жертву изображений genitalia и кончая эксцессами сладострастия, общественным проституированием - и противоположными актами: самооскоплением, периодическим воздержанием и аскетизмом. Культ этот царил не в одном только классическом мире, откуда пошло его название (см. ниже). Он одинаково распространен в различных стадиях развития у самых первобытных племен и у культурных народов внеевропейских (напр. японцев), а в виде многочисленных переживаний - у крестьянского населения Европы . Еще так часто встречающийся среди нас грубый обычай ставить «кукиш» оскорбителю или для предохранения от дурного глаза ведет свое начало от Ф. культа, так как изображение Ф., символом которого является в данном случае «кукиш», в прежнее время повсюду считалось охранителем от всяких злых духов и чар. Типической страной Ф. культа, сохранившегося, несмотря на запрещения, до настоящего времени, является Япония. По шинтопатической космогонии (см.) даже самые острова япон. архипелага представляют собою не что иное, как гигантские Ф., созданные Ф.-ами. Реальные изображения Ф. и ктеис находим в божницах, на дорогах. Символы Ф. (гриб, рыло свиньи) и ктеис (бобы, персики) - служат жертвоприношениями. Индоевропейские и семитические религии, включая и Египет , полны следов Ф. культа. Еще на заре ведической мифологии мы встречаем образ быка-оплодотворителя , во множестве вариаций повторяющегося во всех индоевропейских мифологиях (Дионис - «могучий бык» у греков); в брахманизме уже выступает явственно могучий deus phallicus, Шива , главные символы которого linga = греч. фаллос и yoni = kteis, они же символы воспроизведения и обновления. В аллегорической форме шара и призмы символы эти повсеместно украшают храмы этого бога рождения и разрушения. Ф. поклонники его с XII в. образовали секту лингаитов, которые постоянно носят с собою маленькие фигурки Ф. как защиту против злых наваждений. Поклонение Шиве и у одних выражается суровым аскетизмом, у других, наоборот, самым необузданным развратом. Как в Древнем Риме изображения фаллоса из бронзы или камня служили украшениями женщин, гигантские изображения его воздвигались в храмах, и еще в настоящее время факиры у храмов предлагают бесплодным женщинам целовать фаллос. Греко-римский Ф. культ, концентрировавшийся главным образом вокруг Диониса и Афродиты , - культ, заимствованный из семитических религий; под разными именами он господствовал во всей Западной Азии и Египте. Типичнее всего культ этот выразился в Сирии . Храм Астарты и Аттиса украшался у входа изображениями фаллоса и целыми Ф. сценами из культа Астарты. Множество оскопленных в женском одеянии прислуживали богине; другие, возбуждая себя музыкой и пляской, приводили себя в экстаз и оскопляли себя. В Финикии во время празднеств по умершему Адонису женщины срезывали свои волосы и проституировали себя. У самых первобытных племен следы Ф. культа встречаются в самых различных местах и в самых различных формах. Гиляки благоговейно относятся к срезываемой шкурке фаллоса медведя; айны ставят на могилах огромные деревянные фаллосы; бушмены, жители о-вов Адмиралтейства, обитатели Суматры и др. изготовляют Ф. изображения своих богов. Почти универсальным можно считать обряд обрезания, который является как бы заменой жертвы Ф. самооскопления в культе Астарты. Генезис фаллического культа лежит в анимизме первобытного человека вообще и в частности в представлении о множественности душ индивида, т. е. в представлении о том, что, кроме главной души-дубликата всего человека, существуют еще самостоятельные души отдельных частей тела. Органы оплодотворения, с этой точки зрения, более чем какие-либо другие должны были обладать самостоятельным существованием; за это говорило все: и таинственность процесса воспроизведения, и еще более импульсивная бессознательность процесса, в котором органы оплодотворения действуют помимо и даже вопреки желанию индивида. Отсюда и представление о фаллосе как об индивиде , могущем существовать даже и совсем отдельно от человека и проявлять в таком состоянии свои чудотворные действия. Некоторые Ф. изображения даже более или менее культурных народов наглядно иллюстрируют это представление. Великолепное гигантское божество Аннама, украшающее вестибюль нашего этнографического музея Акд. наук и представляющее антропоморфированную зверочеловеческую фигуру слона и пантеры, опирающуюся на царственный жезл, снабжено огромным фаллосом, украшенным такими же атрибутами (рогами, клыками, пятнистой шкурой), как и его царственный обладатель, и представляет как бы двойник этого последнего. От человека и животных такие представления о природе Ф. органов были перенесены и на всю остальную природу. Деревья, цветы, травы, даже камни считались размножающимися таким же путем, как человек. Отсюда воззрение на смену времен года и связанную с нею смену растительной жизни как на результат периодического возрождения и умирания Ф. божеств, творцов растительной жизни. Это последнее воззрение должно было играть огромную роль в земледельческий период, когда все существование человека зависело от благоприятного роста культурных растений и размножения животных. Оно вызвало целый цикл мифов об умирающем и рождающемся Адонисе, об овдовевшей Астарте, а также весенние и осенние обряды земледельческих народов. Необъяснимыми казались до самого последнего времени Ф. эксцессы, которыми сопровождались земледельческие праздники у самых различных народов. В них видели переживание первобытного коммунального брака, но это оставляло без объяснения эксцессы противоположного характера - обязательное воздержание от сексуальных сношений и даже самооскопление. Оригинальное объяснение дал этим фактам Фрэзер; он свел их к общим приемам симпатической магии, к которым обыкновенно прибегает первобытный человек в интересах самосохранения и для гарантирования своего материального благополучия. Все боги цикла Дионисия - боги деревьев и хлебных злаков, от производительных актов которых зависит урожай тех или других растений и жизнь домашних животных. Чтобы воздействовать на этих богов, главнейших виновников благополучия, в наиболее важные моменты - в начале весны или осенью, по окончании жатвы - первобытный земледелец прибегал к торжественным массовым сексуальным излишествам, которые по симпатии должны были вызвать усиленную половую производительность самих богов хлеба, плодов, скота. Даже ритуальное воздержание Фрэзер объясняет той же психологией. Первобытный человек, говорит он, «может думать, что сила, которую он отказывается тратить на воспроизведение себе подобных, образует, так сказать, фонд энергии, которым воспользуются другие существа, растительные или животные, в размножении своего вида. Таким образом, из одной и той же грубой философии дикарь различными путями доходит либо до обязательства (rule) эксцессов (profligacy), либо до аскетизма». Кроме общей литературы по истории религии, см. G. Frazer, «The Golden Bongh» (Л. 1900, изд. II).
У греков фаллос (φαλλός, φαλλης, φάλης, φαλης) - орган мужской производительности, служил символом божеств Диониса, Гермеса , добрых демонов, Приапа и Афродиты, олицетворявших половой инстинкт, плодородие и производительную силу природы, причем Ф. - быть может, представлявший собою первоначально фетиш, - впоследствии сделался атрибутом в культе божества. Значение Ф. как фетиша освещается тем фактом, что в мистериях Диониса Ф. изображает самого Диониса; в культе же Афродиты Ф., очевидно - атрибут, символизирующий основные черты богини. Наиболее значительную роль Ф. играет в культе Диониса, особенно во время сельских праздников сбора винограда и городских празднеств, которыми ознаменовывалось наступление весны. На сельских или малых Дионисиях Ф. поднимали вверх и носили в процессии (φαλληφόρια, φαλλαγώνια) с особыми так называемыми фаллическими песнями, образчик которых мы имеем в стихах 263-279 «Ахарнян» Аристофана (изд. Bergk’a). Описываемая в этой комедии процессия устраивается Дикеополем и членами его семьи; впереди идет его дочь с корзиной на голове (канефора), за нею следует раб Ксантий с высоко поднятым символом Диониса, и, наконец, шествует сам хозяин, импровизирующий веселую песенку в честь Дионисова спутника Фалета. Дополнив бегло набросанный Аристофаном очерк процессии более просторною перспективой, более шумною и многочисленною толпой участников, более широким захватом веселья и перекрестных шуток, мы получим ту фаллическую процессию (κώμος), в смехотворных шутках которой заключаются зародыши древнеаттической комедии. Кроме веселья, в этих сценках не было ничего религиозного, дионисовского - ни жертвенника, ни культового действа, ни традиционных сатиров, ни мифического содержания; они могли зарождаться и зарождались и вне Дионисовского обихода, как южно-италийские мимы и Ателланы с их литературным и народным наследием (Веселовский, «Три главы из исторической поэтики», 1899, СПб., стр. 134). Из этих отрешенных от форм культа положений с их реальными типами возникла комедия, когда темы, взятые из быта или из мира фантастики, с полными шаржа и бесцеремонно откровенными типами и с столь же откровенною сатирою на личности и общественные порядки, объединили разнообразие этих положений. Ф., фигурировавший на упомянутых процессиях, делали из красной кожи, придавая ему положение эрекции (ίδύφαλλος), и привешивали к длинному шесту; участники процессии привязывали себе небольшие Ф. к шее и бедрам, наряжались в пестрые костюмы и надевали маски. Восточная склонность к крайностям проявилась в греческих городах эллинистической эпохи, между прочим, и в культе Ф.: в пропилеях Дионисова храма в Сирии стояли два исполинских Ф. с надписью, гласящею, что Дионисий посвящает их мачехе своей Гере; в Александрии при Птолемее Филадельфе носили в процессии Ф. длиной в 120 локтей, с венком и золотой звездой на кончике. Наряду с этим во всех странах эллинского, равно как и римского мира употреблялись небольшие Ф. в качестве амулетов, которым приписывалась чудодейственная сила - прогонять дурные влияния и чары. У римлян этот амулет назывался fascinas или fascinum: его носили в детском возрасте на шее, вешали над входами в дома и комнаты, выставляли в садах и на полях для их охраны. Чудодейственная сила Ф. исходила из того, что обсценное изображение привлекало к себе взоры и отводило их от опасного предмета (Плутарх, Пир, V, 7, 3). Отцы церкви нападали на крайности, которыми сопровождался в их время культ Ф.: так, в Лавинии в течение целого месяца, посвященного Либеру, Ф. носили по всем деревням, чтобы отвести от полей злые чары, после чего водворяли его на место, пронеся его по всему городу через площадь; на свадьбе новобрачная должна была сидеть на Ф., которому как бы приносила в жертву свое целомудрие. Вообще культ Ф. как символа производительной силы мы встречаем во многих религиях природы как у диких, так и у культурных народов. Именем итифалла (Ф. в состоянии эрекции) обозначаются также песнь в честь его и сопровождающая ее пляска. Итифаллические песни слагались в особом размере (versus ithyphallicus), представлявшем собою трохаическую триподию, схема которой была следующая:(ср. Sappho, fr. 84, 85).