Шри муртер-ангхри-севане или шраддха-пурвака-мурти — служение стопам Шри Мурти с великой любовью. Харе кришна - религия души
Эта форма уттама-бхакти отличается от предыдущих анг (где также описывалось поклонение Божествам) тем, что совершается с особой любовью. Преданный настолько привязан к стопам Шри Мурти, что не хочет ничего иного, помимо служения им. Независимо от состояния, в котором человек приступает к служению Божествам, в случае если он совершает ᴇᴦο без оскорблений, он сразу возвышается до очень высокого уровня и обретает сильную привязанность к Господу, бхаву . Тому есть очень много примеров.
Когда Рамануджачарья был изгнан из Шри Рангама, он пришел в город Ядавадри, что недалеко от Мелькоте, где нашел очень красивое Божество Вишну, Ядавадри-пати (в свое время пуджари спрятали это Божество от нападения мусульман). Он установил Ядавадри-пати в роскошном храме, построенном местными жителями, чему все были очень рады.
Но однажды Ядавадри-пати пришел к Рамануджачарье во сне и сказал˸ ʼʼТы меня установил, но выйти Я отсюда не могу. (У каждого Божества есть маленькое Божество - утсава-мурти , в виде которого большое Божество выходит гулять). Мне скучно здесь, поскольку со Мной нет Моего маленького друга, но ᴇᴦο можно отыскать, отправившись в Дели во дворец к султану. В этом дворце Меня называют Рама-прией. Пожалуйста, отправляйся туда и привези Мне Меня, Я соскучилсяʼʼ.
Несмотря на то, что Дели был в то время столицей мусульманского государства моголов, Рамануджачарья, не задумываясь, отправился в путешествие. Получив аудиенцию делийского султана, он сказал ему˸ ʼʼЯ приехал за Рама-приейʼʼ. Султан ответил, что всевозможными Божествами у него забита огромная комната, и что можно выбирать любое.
Рамануджчарья стал искать Рама-прийу в этой комнате и, обнаружив, что Его там нет, попросил султана вспомнить, нет ли в ᴇᴦο дворце других Божеств. В конце концов султан вспомнил, что ᴇᴦο дочь Биби Ланчимар все свое время проводит с какой-то куклой - наряжает, укладывает спать, как это обычно происходит у девочек. Когда они вошли в покои дочери султана, Рамануджачарья, увидев Рама-прийу, очень обрадовался и сказал˸ ʼʼЗабираюʼʼ, на что султан ответил˸ ʼʼБери!ʼʼ
Но девочка, дочь султана, обнаружив пропажу, невероятно расстроилась. Оставшись без Рама-прийи, Биби Ланчимар стала тосковать, сохнуть, и султан понял, что совершил роковую ошибку, лишив свою дочь любимой куклы. Он послал за Рамануджачарьей в погоню своих людей, с которыми отправилась и Биби Ланчимар со своим женихом Куверой. Они долго гнались за Рамануджачарьей, но тот, предвидя, что такое может произойти, шел потайными дорогами. Когда гонцы поняли, что им не удастся найти Рамануджу, они повернули обратно в Дели. Привязанность Биби Ланчимар к Рама-прийе была настолько сильной, что она чуть не умерла от горя, узнав, что гонцы больше не собираются искать её Божество. Кувера, видя состояние своей невесты, предложил ей отправиться на поиски Рама-прийи вдвоем.
Шри муртер-ангхри-севане или шраддха-пурвака-мурти - служение стопам Шри Мурти с великой любовью. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Шри муртер-ангхри-севане или шраддха-пурвака-мурти - служение стопам Шри Мурти с великой любовью." 2015, 2017-2018.
ФИЛОСОФИЯ И ПРАКТИКА ПОКЛОНЕНИЯ БОЖЕСТВАМ
Мы можем ощутить присутствие Господа ровно настолько, насколько продвинулись в преданном служении Господу и очистили свою жизнь от греха. Однако даже тем, кто еще не избавился от всех грехов, Господь милостиво позволяет увидеть Себя в форме арча-мурти, установленной в храме. Господь всемогущ и может принимать наше служение, входя в арча-мурти - Божество в храме.
(Шримад Бхагаватам, 3.1.17, комм.)
Ачьютатма дас:
Из 64 способов преданного служения Шрила Рупа Госвами особенно выделяет 5 наиболее могущественных, которые способны пробудить любовь к Кришне:
бхагавата-шраван, мадхура-васа, садху-санга,
шри-мурти шраддхая севан, нама-санкиртана
Не хочу говорить банальные фразы о том, как важно для преданных нашей йатры поклоняться Нитай-Шачинандане, и что Божества должны быть в центре жизни общины. Об этом сказано во всех вайшнавских писаниях.
Шри-мурти шраддхая севан - с верой поклоняться Божеству. Слово шраддхая подчеркивает, что мы должны поклоняться мурти Господа с глубокой верой. Шраддхая - отдавая Ему свое сердце!
Приходя на программу, мы можем что-то принести в подарок Божествам, сознательно петь и танцевать для Их удовлетворения, а не просто давать выход своей энергии. Господь Чайтанйа и Господь Нитйананда снизошли на эту Землю для того, чтобы даровать всем любовь к Радхе и Кришне, и те, кто пытается исполнить Их желание, распространяя книги Шрилы Прабхупады, воспевая Святые Имена на улицах города, раздавая прасад - удостаиваются Их милости. Нитай Шачинандана проявляются там, где преданные распространяют Их славу!
Шри Шри Нитай-Шачинандана ки - джайа!
Каждый, кто занят поклонением Божеству, или форме Господа в храме, считается изучающим Веды двадцать четыре часа в сутки. Просто украшая Божества Господа, Радху и Кришну в храме, человек очень легко постигает наставления Вед.
(Шримад Бхагаватам, 4.7.46, комм.)
Джива-раджа дас:
Существуют три пути. Путь бхагавата-видхи, где Божество - святое имя; панчаратрика-видхи, где Божество - арча-виграха (сделанное из материальных элементов); и ещё даётся ведический путь, где Божество - жертвенный огонь. Для тех, кто ещё не видит Бога в святом имени, очень важно видеть Его в виде Божества. Невозможно переоценить важность поклонения Божеству для преданного, будь то начинающий или продвинутый. Мы видим из истории, что даже такие возвышенные личности как Госвами Вриндавана имели своих возлюбленных Божеств, потому что для этих вайшнавов Божество - это не просто статуя или «аппарат» для освящения пищи, благовоний и цветов. Они видели в них непосредственно самого Господа и служили Ему.
Почти все воплощения Господа, совершив Свою миссию, исчезали с поля зрения людей, однако Господь в Своём воплощении Божества, арча-виграхи, очень милостив. Он остаётся с нами столько, сколько нужно. Мы можем каждый день видеть Бога, петь для Него, вкушать остатки с Его стола, касаться Его трансцендентного тела и т.д. Почему Он приходит в таком образе? Потому что, пока наши чувства осквернены, мы не можем видеть Господа в святом имени, поэтому Он предстаёт перед нами в облике Божества, сделанного из материальных элементов, чтобы принимать наше служение.
В действительности, вся наша жизнь должна строиться вокруг Божества. Мы живём по системе панчаратрики. Ранний подъём, омовение, нанесение тилак, повторение Гайатри, ношение чистой одежды и т.д. - всё это необходимо, чтобы очистить наши чувства. Если бы мы находились на освобождённом уровне, то в этом не было бы необходимости, потому что на этом уровне не принимается в расчёт материальное тело. Но если на нас влияют объекты чувств, и мы склонны слушать, видеть и обонять вещи, не связанные с Кришной, для собственного наслаждения, то это значит, что наши чувства осквернены. Для этого и существует поклонение Божествам, панчаратрика-видхи. Благодаря этому процессу мы можем занять все наши чувства и, более того, всю нашу деятельность. Поклонение Божествам гораздо шире, чем просто проведение арати или омовение Божества. Сбор средств для поклонения, подготовка предметов для поклонения, поклоны, организация поклонения, проповедь и т.д. - это лишь немногое из того, что можно причислить к поклонению Божествам. Основные методы поклонения Божеству замечательно изложены Рупой Госвами в книге «Бхакти-расамрита-синдху» (в сокращённом переводе Шрилы Прабхупады «Нектар преданности»). Есть очень много книг на тему поклонения Божествам, и изучать их можно всю жизнь. К сожалению, большинство из них - не на русском языке, и даже не на английском, а на санскрите. Тем не менее, для нашего успешного поклонения Божествам достаточно информации есть и на русском языке.
Когда мы идём в магазин покупать картошку - это тоже поклонение Божеству. Ведь это же будет картошка для Господа! Подобная медитация должна пронизывать всю деятельность преданного. Тогда жизнь приобретает смысл и, приходя домой к такому преданному, вы, на самом деле, попадаете не просто в квартиру, а в самый настоящий храм, где главная личность - это Божество. Таким образом, чувства преданного, ежедневно созерцающего Божество, вдыхающего предложенные Ему цветы, благовония, вкушающего остатки Его пищи, касающегося Его трансцендентного тела, очищаются, и Он становится очень счастлив оттого, что может служить самой возлюбленной личности, своему истинному другу, Верховному Господу. Такой преданный получает освобождение уже при жизни - он уже живёт с Кришной.
Самое важное в поклонении Божеству - это помнить, что Он - личность, причём Божественная. Все оскорбления возникают от пренебрежения Им как личности. Поэтому в присутствии Божества нужно всегда быть очень осторожным.
Результаты поклонения для каждого искреннего преданного будут просто потрясающими. Обычно скромные Вайшнавы не говорят о своих отношениях с Господом, но они точно есть у каждого. Я вижу, что у некоторых преданных гораздо больше преданности Шри Шри Нитай-Шачинандане, чем у меня. Это также является доказательством того, что поклонение Божествам осуществляется не только пуджари. Я склоняюсь к стопам преданных, которые обладают верой в Божества и искренне пытаются служить Их лотосным стопам.
Бхакти-Видйапурна Свами говорил, что после распространения книг, поклонение Божествам стоит на втором месте по важности. Мы распространяем книги, чтобы привлечь людей в наше общество Вайшнавов, в центре которого стоит Господь в образе Шри Шри Нитай-Шачинанданы. Служение пуджари также считается проповедью, потому что люди смотрят на Божества, когда приходят в храм и наслаждаются видом алтаря с прекрасными Божествами. Алтарь должен быть пиром для глаз. Это окно в духовный мир.
Лично для меня поклонение Божествам значит очень многое. Всего и не перечислишь. Я просто не представляю, как без этого жить. Я молюсь у всех преданных, кто будет это читать, благословить меня служить до конца жизни Шри Шри Нитай-Шачинандане.
Манджари прийа даси:
В комментарии к 17 стиху 12 главы 4 Песни «Шримад-Бхагаватам» Шрила Прабхупада пишет, что «aрчa-вигрaхa, хотя и является физической формой Господa, неотличнa от Его изнaчaльной духовной формы». Также там говорится, что «поклонение aрчa-вигрaхе нельзя считать идолопоклонством» и что Божество, «арчa-вигрaхa, является воплощением Господa в форме, доступной восприятию предaнных»!
Божество есть самая милостивая инкарнация Господа! Почему? Благодаря своей доступности; она доступна даже самым обычным людям.
Наши замечательные Божества Шри Шри Нитай-Шачинандана пришли к нам в санкт-петербургскую йатру в самое сложное время, когда мы остались без храма. Джайпатака Махарадж дал Им прекрасные имена и благословил нас поклоняться Им.
Шри Шри Нитай-Шачинандана начали «поднимать» нашу ятру, терпя даже то, что у Них нет СВОЕГО ДОМА (Храма) !
Они очень удивительные, очень милостивые - принимают наше служение в любых обстоятельствах и учат нас служить в любых обстоятельствах! Вот уже 10 лет Они поддерживают нас и все устраивают благоприятным для нас образом! Я Их вижу очень Величественными и Царственными! Шри Шри Нитай-Шачинандана приносят счастье преданным! Они Великодушные, Сострадательные, очень Милостивые и отвечают на все мои молитвы. Шри Шри Нитай-Шачинандана Ки – Джайа!
Божеству следует очень хорошо поклоняться, одевать, кормить и т.д. Выполняя это, вы всегда будете умиротворёнными и жизнерадостными.
(Письмо Шрилы Прабхупады от 8.07.76)
Ямуна даси:
По милости духовного учителя и Господа Кришны я уже несколько лет стараюсь служить Шри Шри Нитай Шачинандане, и это служение - один из основных столпов, поддерживающих мою духовную жизнь.
Мой Гуру Махарадж Шрила Бхакти Чайтанйа Свами говорит, что мы не случайно привлекаемся сознанием Кришны в определенной йатре, где есть определенные Божества. Он объяснял, что это именно по Их желанию мы приходим к преданным. И я очень сильно ощущаю, что Господь пришел за мной именно в этой форме. Со временем Божества научили меня видеть это.
Больше всего меня вдохновляют Нитай-Шачинандана тем, как Они заботятся о Своих преданных. Они очень сильно любят нас, каждого из нас. И удивительно то, что Они знают, что творится глубоко в наших сердцах и отвечают каждому соответственно - невероятно личностный подход. Это очень вдохновляет. Ни одна молитва, ни одна просьба не остается незамеченной. А иногда, когда бывают духовно сложные моменты, Они буквально вторгаются в мою жизнь и притягивают к Себе, уничтожая все глупые измышления моего ума. Я бы не справилась без Них со своим умом и чувствами. Я вижу, что Божества принимают мое служение, не потому что Они нуждаются в нем, а потому что это нужно мне. Они позволят мне служит Себе и наблюдают за моим служением, как родители наблюдают за маленьким ребенком, который возится в песочнице. Таким образом Они занимают все мои чувства. Они воспитывают меня (вместе с моим духовным учителем), учат служить, общаться с преданными, корректируют мое умонастроение и понимание.
Шрила Прабхупада говорил, что Божества любой йатры - главные Божества всех преданных этой йатры. Шри Шри Нитай-Шачинандана - главные Божества Санкт-Петербурга, а наши домашние Божества - это Их экспансия, даже если это форма Джаганаттхи, Радхи-Кришны, Кришны-Баларамы, изображение Панча Таттвы…
Поэтому мы Их видим не только на воскресной программе, мы все время Их видим, а Они видят нас. Служение Шри Шри Нитай-Шачинандане далеко не ограничивается деятельностью пуджарского департамента. Все, что мы делаем, - служение Божествам нашей йатры. И если мы хотим развить с Ними отношения, то нужно стремиться узнать, как это можно сделать. Например, любой прасад от Божеств трансцендентен. А нам пока нужно, чтобы что-то постоянно напоминало о Божествах, - например, кантхималы предложенные Божествам, украшения, гирлянды… Можно выполнять любое служение, как подношение Их лотосным стопам. Можно ходить на работу, исполнять свои ежедневные обязанности, пытаясь осознать, что это служение Шри Шри Нитай-Шачинандане. В идеале мы должны придти к осознанию того, что вся наша жизнь - подношение Божествам.
Тот, кто достаточно развит в духовной жизни, может получать прямое вдохновение от храма Божества, и потому преданный Господа всегда принимает прибежище в храме Господа, чтобы милостью Господа продвигаться в духовном знании.
(Шримад Бхагаватам, 3.4.30, комм.)
Шьямананда дас:
Я очень благодарен Шриле Прабхупаде и Гуру Махараджу за то, что они дали мне возможность заниматься этим удивительным служением. Служение Божествам ценно тем, что оно может быть как индивидуальным, так и совместным.
Мы можем выполнять непосредственное служение Господу, и это могут быть наши личные отношения с Божеством. Божества становятся центром нашей жизни, не побоюсь этого слова - членами нашей семьи. Вся деятельность происходит вокруг Них. Когда я был пуджари в уже не существующем храме на Бумажной, я написал письмо своему духовному учителю Бхакти Бринга Говинда Свами и спросил его, как я могу развивать молитвенное общение с Божествами. И он мне ответил: «Я делаю это по отношению к Кришне и Балараме во Вриндаване: когда бы я не входил в алтарную комнату (алтарь), я кладу мою голову на их стопы и молюсь, чтобы они дали мне Свою милость. Делай также».
Я тут же вспоминаю истории из «Чаитанйа Чаритамриты», когда спутники Господа Гауранги пытались получить пыль со стоп или обнять стопы Гаурахари. Мы так же можем это делать, если не физически, то в своем сердце, ведь цель служения Божествам - всегда помнить Кришну и никогда не забывать Его.
Совместное служение Вайшнавов Божествам не менее удивительно. Через это совместное служение приходят духовная дружба и опыт. Опыт духовного сотрудничества без корысти в служении Божествам. Каждый совершает свое служение: кто-то танцует или поет в киртане, кто-то книги распространяет или украшает Божества, кто-то собирает алтарь или букеты, кто-то моет пол или приносит фрукты и цветы. Все служения важны, так как зависят друг от друга. Подобно тому, как музыканты в киртане смогут красиво сыграть только тогда, когда будут сотрудничать, а не играть «кто во что горазд».
Вот уже 10 лет, как Шри Шри Нитай-Шачинандана дают нам Свою милость. За это время было немало трудностей и испытаний; было даже время, когда не хватало украшений для алтаря, параферналий, посуды для Божеств.
Сейчас у Шри Шри Нитай Шачинанданы более 50 комплектов одежд и множество параферналий. Изобилие разных благовоний и масел. Дело осталось за малым - пора строить Божествам храм!
Йатра за десятилетие поменяла множество центров и ашрамов, но преданные продолжают самоотверженно служить Божествам в любых условиях и это вдохновляет.
Спасибо Вайшнавам за ту помощь в служении, которую они оказывают. Только в совместном служении мы можем добиться положительного результата в нашем индивидуальном поклонении Господу.
Карма как таковая не в состоянии непосредственно и незамедлительно принести духовные плоды. Когда же она приносит их, то делает это с помощью Бхакти. Следовательно, Бхакти независима, а карма и джнана-зависимые от Бхакти средства. Джнана, т. е. знание, что человек-это духовное существо, не в состоянии непосредственно привести к наивысшей цели. Когда она приводит, то делает это с помощью Бхакти. Поэтому Бхакти является единственным путем к конечной цели. Бхакти определяется так: Бхакти есть развитие дружественного чувства к Кришне, свободного ото всех желаний, кроме желания совершенства в Бхакти, и от примесей в виде кармы, джнаны и прочего. Мы увидим, что Бхакти-это одновременно и чувство, и действие. Бхакти имеет три ступени: Садхана-Бхакти, Бхава-Бхакти и Према-Бхакти. На ступени Садхана-Бхакти чувство еще не возникло. В Бхава-Бхакти приходит чувство, а в Према-Бхакти чувство находит себе полное выражение в поступке. Бхакти-это духовное чувство к духовному Любимому. Садхана-Бхакти бывает двух видов: один называется Ваидхи-Садхана-Бхакти, другой-Рагануга-Садхана-Бхакти. Слово еаидхи происходит от видхи, "закон". Если побуждением для Бхакти служат законы Писаний, то, покуда не пробудилось чувство, действует Ваидхи-Бхакти. Если человек любит Кришну из своей естественной потребности, то это Рага-сильное желание служить Господу своего сердца. Очарованные красотой такого рода покорности Ему полны стремления развивать чувство по отношению к Кришне. Такова Рагануга-Садхана-Бхакти. Она сильнее, нежели Ваидхи-Садхана. Существует девять способов развивать дружественное чувство к Кришне: 1. Слушать духовные Имя, Образ, Качества и Лилу Кришны; 2. Произносить Их и петь; 3. Размышлять и вспоминать о Них; 4. Служить Его Святым Стопам; 5. Предлагать Ему служение в храме; 6. Поклоняться Ему; 7. Делать всё, чтобы Он был доволен; 8. Быть Ему другом;
9. Без остатка покориться Ему.
Из всех этих видов служения, Киртана-пение Имени, Образа, Качеств и Лилы Кришны-наилучший. Простое знание необходимо во всех этих видах служения, а бесплодных дискуссий требуется избегать. Есть те, кто отшатывается, услышав о поклонении Шри Мурти. "О нет,- говорят они,-поклоняться Шри Муртиидолопоклоничество. Шри Мурти-это идол, содеянный художником, рукой которого двигал сам Вельзевул и никто иной. Поклонение такому предмету навлечет на нас ревность Господа Бога и ограничит Его Всемогущество, Всеведение и Вездесущие!" Мы можем ответить им: "Братья! Подойдите к этому вопросу с открытым сердцем и не позволяйте себе идти на поводу у сектантских догм. Бог не ревнив, ибо нет равного Ему. Вельзевул или Сатана есть не что иное, как плод воображения или же предмет аллегории. Мы не должны позволить аллегорическому или воображаемому существу выступать препятствием для Бхакти. Исповедующие безличного Бога просто отождествляют Его с какой-то силой или качеством природы, хотя, в действительности, Он выше природы и ее законов. Закон-это Его святая воля, и было бы богохульством ограничивать Его беспредельное превосходство, отождествляя Его с такими качествами, как всемогущество, вездесущие и всеведение-качествами, присущим даже сотворенным вещам, таким как время, пространство и т. п. Его превосходство состоит в обладании взаимо-противоположными силами и свойствами, управляемыми Его Сверхъестественной Личностью. Он и есть Его Прекраснейшая Личность, обладающая таким Вездесущием, таким Всеведением и таким Всемогуществом, подобных которым не найти нигде и ни в ком. Его святая и совершенная Личность вечно пребывает в духовном мире и в то же самое время находится в каждом сотворенном предмете и месте во всей Своей полноте. Такая идея Божества превосходит все остальные.
Махапрабху также отвергает идолопоклонничество, но принимает поклонение Шри Мурти как единственный и незаменимый путь духовного развития. Бог описывается как Личность и Абсолютная Красота. Святые, такие как Вйаса, созерцали Его Красоту глазами своей души. Они оставили нам описания. Конечно, слово несет в себе косность материи. Но через эти описания все равно воз- можно почувствовать истину. В соответствии с этими описаниями человек очерчивает Шри Мурти и с глубокой радостью видит в Нем великого Бога своего сердца. Братья! Разве это ошибочно или греховно? Те, кто говорят, что Бог не имеет ни материального, ни духовного облика, а затем воображают ложный облик для поклонения,-несомненные идолопоклонцы. Но те, кто видят духовный облик Божества глазами своей души, насколько только возможно переносят это впечатление в ум, а затем предают эти очертания Символу ради удовлетворения материальных глаз в непрерывном постижении высших переживаний, ни в коем случае не занимаются идолопоклонством. Глядя на Шри Мурти, не смотрите даже на сам по себе образ, сколько на духовный прообраз этого образа, и вы чистый теист. Идолопоклонство и поклонение Шри Мурти-совершенно разные вещи, но братья! по своей опрометчивости вы просто смешиваете одно с другим. Сказать вам правду, поклонение Шри Мурти-единственное истинное поклонение Божеству, без которого вы не сможете в достаточной степени развить свои религиозные чувства. Мир будет привлекать вас через ваши органы чувств до тех пор, пока вы не будете видеть Бога в том, что воспринимают ваши чувства; сейчас же вы живете в неловком положении, которое едва ли способствует вашему духовному продвижению. Поместите Шри Мурти в свой дом. Думайте, что Всемогущий Господь-Хранитель вашего дома. Пища, которую вы принимаете-Его Прасад (Его Милость). Цветы и благовония-тоже Его Прасад. Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус-всё может быть задействовано в духовной жизни. Делайте это со святыми намерениями, и Бог поймет и будет судить вас по вашей искренности. В этом деле у вас не будет ничего общего ни с Сатаной, ни с Вельзевулом. Все виды поклонения основаны на принципе Шри Мурти. Взгляните на историю религии, и вы сами убедитесь в этой святой правде. Семитическая идея патриархального Бога как в дохристианский период иудаизма, так в последующую эпоху христианства и мусульманства есть ничто иное, как ограниченное представление о Шри Мурти. Монархическая идея Зевса у греков и Индры у ариев карма-канди является отдаленным взглядом на то же самое начало. Идея Силы и джйотирмайа Брахмана у приверженцев медитации или идея бесформенной энергии у Шакт-также расплывчатое представление о Шри Мурти. Принцип Шри Мурти есть истина, по разному открывающая себя разным людям в зависимости от уровня их мышления. Даже Джаимини и Конт, неготовые признать Бога-творца, ввели определенные аспекты Шри Мурти просто потому, что чувствовали какое-то внутреннее побуждение от души! Затем мы встречаем людей, принявших Крест, Шалаграм-шилу, Лингам и другие подобные символы как указание на внутреннюю идею Шри
Мурти. Более того, если Божественные сострадание, любовь и справедливость можно запечатлеть пером и передать резцом, то почему тогда личную красоту Божества, объемлющую все остальные качества, невозможно запечатлеть в поэзии или на картине или передать резцом для блага человека? Если слова могут выражать мысли, часы-показывать время, а один знак расскажет нам целую историю, то почему изображение или скульптура не может вызвать высокие мысли и чувства, связанные с красотой Божественной Личности, выходящей за пределы материального опыта? Поклоняющиеся Шри Мурти делятся на две школы: идеальную и физическую. Тех, кто принадлежат к физической школе, обстоятельства жизни и уровень мышления обязывают основывать храмовые учреждения. Те, кто по обстоятельствам своей жизни и по своему положению уполномочены поклоняться Шри Мурти в уме, склонны, с должным почтением к храмовым учреждениям, поклоняться Шраваной (слушанием) и Киртаной (громким пением), и их церковь-вселенская, приемлющая всех невзирая на происхождение или цвет кожи. Махапрабху предпочитает последнюю школу и показывает поклонение в Своей Шикшаштаке, напечатанной как приложение к этой книге. Поэтому служите- служите, не отвлекаясь ни на что иное, с чувством полного самопредания, и очень скоро вам будет ниспослана Према. 9. Према к Богу-окончательная цель духовного существования
Они говорят: «Почитание Шри Мурти - это идолопоклонство. Шри Мурти - идол, созданный художником, а изобретенный не кем иным, как самим Вельзевулом. Поклонение подобному объекту пробудило бы ревность Господа и ограничило Его всемогущество, всеведение, вездесущность!» Мы можем ответить им: «Братья! Подойдите беспристрастно к изучению этого вопроса и не позволяйте себе увлекаться сектантскими догмами. Бог не ревнив, ведь Он един, Ему нет равных. Вельзевул или сатана - не более чем порождение воображения или аллегория. Аллегорическое или воображаемое существо не должно быть препятствием на пути . Те, кто считает Бога лишенным индивидуальности, просто отождествляют Его с некой силой или свойством природы, хотя в действительности Он выше природы, ее законов и правил. Его святая воля - закон, и святотатство - ограничивать Его бесконечное превосходство, отождествляя Его с такими качествами как всемогущество, вездесущность и всеведение - качествами, которыми могут обладать сотворенные объекты, такие как время, пространство и другие. Совершенство Господа состоит в том, что в Нем пребывают противоположные энергии и качества, управляемые Его сверхъестественным “Я”. Он тождественен Своей великолепной Личности, обладающей такими способностями, как вездесущность, всеведение и всемогущество, подобных которым не найти более нигде. Его святая и совершенная Личность вечно пребывает в духовном мире и в то же время во всей Своей полноте пребывает в каждом сотворенном объекте и месте.
Эта идея превосходит все прочие идеи Бога. также отвергает идолопоклонство, однако считает поклонение Шри Мурти единственным безупречным средством духовного развития .
Было показано, что Бог личностен и великолепен во всех проявлениях. Мудрецы, такие как и прочие, видели эту Красоту своим духовным зрением и оставили нам Ее описания. Конечно, на словах лежит печать грубой материи. Но все же эти описания позволяют почувствовать истину. Согласно им, человек создает Шри Мурти и с глубочайшим наслаждением созерцает в нем великого Господа наших сердец. Братья, что в этом ложного или греховного? Те, кто утверждает, что у Бога нет ни материальной, ни духовной формы, и в то же время воображает себе ложный образ для поклонения, - несомненно, идолопоклонники. Те же, кто созерцает духовный образ очами своей души, насколько возможно доводит это впечатление до своего ума, а затем создает символ, удовлетворяющий плотское зрение для непрерывного изучения высшего чувства, вовсе не идолопоклонники. Глядя на Шри Мурти, не смотрите на само изображение, но созерцайте духовный образ этого изображения, - тогда вы будете безупречным теистом. Идолопоклонство и почитание Шри Мурти - две разные вещи! Братья мои, по опрометчивости вы просто путаете одно с другим. По правде говоря, поклонение Шри Мурти - единственное истинное почитание Бога, без которого вам не удастся сполна развить свои духовные чувства.
Мир будет привлекать вас через ваши чувства до тех пор, пока вы не узрите Бога в объектах ваших чувств. Вы находитесь в весьма затруднительном положении, едва ли способствующем вашему духовному возвышению. Установите Шри Мурти в своем доме. Считайте Господа Всемогущего хранителем вашего дома. Пища, которую вы вкушаете, - Его . Цветы и благовония - это также Его прасад . Глаза, уши, нос, прикосновение и язык - пусть все будет проникнуто духовной культурой. Действуйте подобным образом с благочестивым сердцем, Господь узнает об этом и будет судить вас в соответствии с вашей искренностью. Сатана и Вельзевул не смогут помешать вам в этом деле! Все виды поклонения основываются на принципе Шри Мурти. Обратитесь к истории религии, и вы придете к этой благородной истине.
Семитская идея Бога-патриарха - как в дохристианский период иудаизма, так и в последующий период христианства и мусульманства, - есть не что иное как ограниченная идея Шри Мурти. Идея Бога-монарха, такого как Юпитер у греков и у арийских , также есть отдаленное вúдение того же принципа. Идея силы и джьотирмайя-брахмана тех, кто практикует медитацию, и бесформенной энергии шактов также являются весьма неясным представлением о Шри Мурти. В действительности, принцип Шри Мурти есть сама истина, по-разному проявляющаяся в сознании разных людей соответственно различным уровням их мышления. Даже Джаймини и Конт, не готовые допустить существование творящего Бога, указывали на определенные уровни Шри Мурти просто потому, что к этому побудило их некое внутреннее движение души! Мы встречаем людей, принявших Крест, , и другие подобные символы, указывающие на внутреннюю идею Шри Мурти.
Кроме того, если божественные сострадание, любовь и справедливость могут быть изображены кистью или выражены с помощью резца, почему же личная красота Бога, включающая в себя все прочие качества, во благо человека не может быть описана в стихах, изображена на картине или выражена при помощи резца? Если слова способны выражать мысли, часы - показывать время, а символ - поведать нам историю, то почему же картина или статуя не могут породить высших мыслей и чувств, связанных с трансцендентной красотой божественной Личности?
Почитатели Шри Мурти разделяются на два типа: сторонников идеального и физического поклонения [идеалистов и формалистов]. Сторонники физической школы обладают правом, согласно обстоятельствам жизни и состоянию ума, создавать храмовые учреждения. Те же, кто благодаря обстоятельствам и положению обладает правом почитать Шри Мурти в уме, сохраняя должное уважение к храмовым учреждениям, обычно склонны поклоняться посредством и , а церковь их универсальна и независима от касты и цвета кожи верующих. предпочитает этот, второй, тип и устанавливает метод поклонения в Своей “Шикшаштаке”, напечатанной как приложение к этой книге. «Поклоняйтесь же непрерывно, с чувством смирения, и очень скоро вы будете благословлены ».
Согласно учению , как его излагает , Бог - это абсолютная независимая Личность, обладающая , обликом, чувствами, сознанием и всеми прочими атрибутами живого существа. Такое представление о Боге позволяет понять идею Мурти, или образа Бога. Хотя Мурти создается из материальных элементов, оно не материально и является вечным обликом Бога. Мурти создается не по собственной прихоти и не в силу игры воображения человека, а представляет собой воплощение духовного откровения, в котором Бог являет Себя в чистом сердце святой души. Эти откровения впоследствии становятся указаниями, согласно которым изготавливают Божество, или Мурти. Иные Мурти считаются самопроявленными, то есть появившимися без участия человека. Существует особая традиция поклонения Мурти - один из видов бескорыстного преданного служения Богу. Следует правильно понимать идею, стоящую за таким поклонением. Шрила Бхактивинод отвергает точку зрения рационалистов, которые считают поклонение Мурти одной из разновидностей идолопоклонничества, часто встречающегося в традиционных культурах разных народов. Рационалисты не понимают природы Мурти и ошибочно полагают, что Мурти выражает безличную высшую истину в чувственных образах, понятных для простых людей, не способных к философским размышлениям. Такие рационалисты утверждают, что Бог - это великое ничто (или, наоборот, великое все), что Он растворен в природе, пространстве, истории и т. п. Хотя рационалисты высокомерно высмеивают чувства простых верующих, сами они исповедуют философию, не говорящую о большой дальновидности. Абсолютный Бог, как всеохватывающее начало сущего, не может быть сведен к безличной силе: ведь тогда Он был бы умален в сравнении с человеком, у которого есть индивидуальность, имя, чувства и отношения с близкими. Источник человека, Источник личности сам не может быть безличным, лишенным индивидуальности. Ошибочно думать, что безграничный Бог не обладает способностью явиться в образе Божества, или Мурти. Могущество Бога также безгранично, и никакие законы природы, никакие принципы логических рассуждений не могут ограничить этого могущества. Логический закон противоречия применим только к конечным и относительным предметам, но к Абсолютному и Безграничному его применять ошибочно, поскольку и сама логика является лишь одним из бесконечного числа принципов, источником которых является Всевышний. Рационалисты, по существу, не могут выйти за пределы собственной головы, так как их представления о реальности плоски, формальны и умозрительны. Бог как независимая, всепроникающая Личность, способен явиться перед преданной Ему в любом облике и тогда, когда Он этого захочет. Никто не в силах ограничить Его или противостоять Его желанию явить Себя. По этой причине те, кто служит Шри Мурти, не поклоняются рукотворным идолам. Напротив, они поклоняются вечному, исполненному сознания, всеблагому облику Личности Бога, чье могущество беспредельно и непостижимо для интеллекта конечного, относительного существа, каким является всякий обычный человек (прим. Динашраи Даса ).