Блок «Двенадцать» – анализ. Особенности композиции поэмы А
Поэма «12» Блока была написана в январе 1918 года. Произведение стало откликом писателя на события Октябрьской революции. Поэма А. Блока «Двенадцать» является одним из самых ярких произведений русской литературы эпохи символизма.
События поэмы разворачиваются в революционном Петербурге зимой 1917–1918 гг. При этом сам город в произведении является олицетворением всей России.
Главные герои
Отряд из двенадцати – красногвардейцы.
Ванька – бывший красногвардеец, ставший солдатом.
Катька – гулящая девка, была убита Петрухой во время перестрелки.
Петруха – один из отряда двенадцати, любил Катьку, но убил ее.
1
«Черный вечер. Белый снег. Ветер» . Метель и гололедица, прохожие «не стоят на ногах» , перемещаться очень тяжело. Между зданиями протянут канат с плакатом: «Вся власть Учредительному Собранию!» .
Проходящая мимо старушка «убивается – плачет» . Она не понимает, зачем нужно было «такой огромный лоскут» пускать на плакат, ведь из него можно было бы сделать портянки стольким «раздетым, разутым» ребятам. Старушка возмущается, что «большевики загонят в гроб» .
На улице встречается и «буржуй» , который от холода прячет нос в воротник, и писатель, скандирующий о том, что погибла Россия. Мимо сугроба, «сторонкой» , проходит «невеселый товарищ поп» , а раньше ходил брюхом вперед и оно «крестом сияло» на народ. Барыня, жалуясь другой о том, что ей пришлось много плакать, поскальзывается и падает.
«Ветер веселый
И зол, и рад.
Крутит подолы,
Прохожих косит».
Ветер «рвет, мнет и носит» плакат. Издалека доносятся слова проституток, которые именно в этом здании обсудили и постановили, сколько с кого брать за время и за ночь.
Поздний вечер, на улице пусто, только «один бродяга сутулится» и ветер свищет.
2
«Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек» с винтовками. Автор отмечает, что им «на спину б надо бубновый туз» – знак, отличающий ссыльных каторжан.
В это время в кабаке с Катькой сидит «сукин сын, буржуй» Ванька, который раньше был тоже революционером, но теперь стал солдатом.
Шагая вперед, двенадцать человек держат революционный шаг, помнят, что «не дремлет враг» .
«Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем‑ка пулей в Святую Русь [тесть, в «старую» Русь] –
В кондовую,
В избяную,
В толстозадую!
Эх, эх, без креста!»
3
Отряд из двенадцати исполняет песню. В ней идет речь о том, как «наши ребята» пошли служить в Красную гвардию. «Служить – буйну голову сложить!».
В рваных «пальтишках» и с австрийскими ружьями они готовы «на горе всем буржуям» раздуть «мировой пожар в крови» , заручаясь помощью у высших сил: «Господи, благослови!» .
4
Метель. Ванька с Катькой спешат, едут «на оглобельках» экипажа «лихача» . Ванька в солдатской шинели, с черными усами, плечист. Он обнимает Катю, «заговаривает» , называя ее «толстоморденькой» .
5
Ванька напоминает Кате о ее прошлом. У нее на шее не зажил еще шрам от ножа, свежа и «царапина» под грудью. Напоминает ей, как она ходила в кружевном белье и «блудила с офицерами» . Один из тех офицеров «не ушел от ножа» – она его убила.
«Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала,
С юнкерьем гулять ходила –
С солдатьем теперь пошла?».
И просит ее «согрешить» с ним – «будет легче для души» .
6
Экипаж, на котором едут Ванька с Катькой, сталкивается с двенадцатью. Красноармейцы налетают на Ваньку. Начинают стрелять, крича: «будешь знать, как с девочкой чужой гулять» . Ваньке и лихачу удается сбежать. Катька же умирает в перестрелке – ее убил Петруха. Девушку так и бросают: «лежи ты, падаль, на снегу» .
7
Двенадцать продвигаются дальше. Только у убийцы, Петрухи, «не видать совсем лица» . Он жалеет о смерти Катьки, так как он ее любил – «ночки черные, хмельные с этой девкой проводил» . Товарищи говорят ему, чтобы он перестал «выворачивать душу наизнанку» , он же не «баба» , и держал над собой контроль: «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой!» .
Он опять веселеет – двенадцать идут «позабавиться» .
«Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!»
8
Красноармеец убивает «буржуя» ножичком «за зазнобушку, чернобровушку…» и молится за упокой ее души. Но после кровавой сцены убийце «скучно» .
9
На перекрестке стоит «голодный и безмолвный буржуй» , упрятав в воротник нос, возле него – «паршивый пес» с поджатым хвостом.
«И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним [буржуем], поджавши хвост».
10
Разыгралась вьюга – за четыре шага ничего не видно. Товарищи спрашивают у Петьки, который постоянно обращается к Богу: от чего же спасал его «золотой иконостас» ? Они называют Петьку «бессознательным» , ведь у него уже все равно «руки в крови» , а значит, Бог не поможет. И напоминают, что нужно держать революционный шаг – «близок враг неугомонный» .
11
«…И идут без имени святого
Все двенадцать – вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль…»
В глаза ветром «бьется красный флаг» . Все ожидают, что скоро «проснется лютый враг» . Вьюга «пылит им в очи» , но рабочий народ движется вперед.
12
Двенадцать замечают, что впереди кто-то машет красным флагом. Они обращаются к идущему, но никто не отвечает.
За двенадцатью ковыляет «нищий пес голодный» . Идущие пытаются прогнать штыком то ли пса, то ли «старый мир» . Но «волк голодный» , «пес безродный» скалит зубы и не отстает.
Революционеры приказывают идущему впереди с красным флагом выйти, не прятаться за сугроб, иначе они будут стрелять. Раздаются выстрелы. Но «только вьюга долгим смехом заливается в снегах» .
Двенадцать продолжают идти «державным шагом» . Позади них – голодный пес.
«Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим»
«В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос»
Заключение
В поэме «Двенадцать» Блок противопоставляет отряд из двенадцати красногвардейцев другим, встречающимся на улицах города персонажам – старушке, буржую, барыне, товарищу попу и остальным. Они являются частью «старого мира» . Отряд из двенадцати – представители «нового мира» , за которыми плетется, скаля зубы, «старый мир» в образе пса. Фигура Христа в поэме неоднозначна – даже сам Блок не мог до конца объяснить сложную символику этого образа.
Пересказ «12» будет интересен школьникам и студентам при подготовке к проверочным работам, а также всем, кто любит творчество Блока и русскую литературу XIX века.
Тест по поэме
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Рейтинг пересказа
Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 995.
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые,
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир,
Он их высоких зрелищ зритель...
Ф. И. Тютчев
Поэма "Двенадцать" Александра Блока (1880-1821 гг.) была написана в январе 1918 года одновременно со "Скифами" и
статьей "Интеллигенция и революция", в которой он призывал: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте
Революцию". Блок в это время искренне верил в "великие цели" революции, в то, что она призвана "переделать все".
"Устроить так, чтобы все стало новым: чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой,
чистой, веселой и прекрасной жизнью".
Задолго до революции поэт предчувствовал ее, пророчил в своих стихах, писал о том, "как зреет в сердце гнев", а
"зрелость гнева есть мятеж". И он наблюдал этот мятеж еще в революции 1905 года и предвидел в грядущем бунт
"бессмысленный и беспощадный": "Есть Россия, которая, вырвавшись из одной революции, заодно смотрит в глаза другой,
может быть, более страшной".
И эту "страшную" революцию с "красным петухом!": (поджогами помещичьих усадеб), с насилием, грабежами, самосудами
принимает Блок и освящает именем Христа.
Блок воспринимает революцию как стихийное явление, которое, подобно ветру, метели, буре, не имеет цели и направления.
Это природная воля, которая до поры до времени таилась в самых глубинных пластах народной жизни и, подобно огненной
лаве, вырвалась из недр земли, уничтожая все на своем пути. Эта стихия революции изображена в первой части поэмы
символически в виде ветра, метели, бури, сметающей ненавистные поэту плакатные фигуры "страшногомира "буржуазной
пошлости":
"У буржуа - почва под ногами определенная, как у свиньи -навоз: семья, капитал, служебное положение, чин, бог на
иконе, царь на троне. Вытащи это - и все полетит вверх тормашками".
Гибнущий мир - это "барыня в. каракуле", "буржуй", "товарищ поп", "вития" (писатель), которым неуютно под
ветром революции. Барыня поскользнулась, буржуй "в воротник упрятал нос", поп невеселый, вития пророчит гибель России,
их России, символом которой является безродный пес.
Разыгралась метель - разыгралась и стихия народная, которая, как и космическая ("черный вечер, белый снег"), окрашена
в два контрастных цвета:"черная злоба" и "святая злоба". Ведь революция не только разрушает старый мир, но и
пробуждает низы (собрание в публичном доме). Блок видит революцию в ее трагических противоречиях и пытается понять ее
смысл: несет ли революционная стихия только разрушение или имеет тенденцию к созиданию. Эту проблему Блок решает чисто
художественными средствами.
Действие поэмы развивается в двух планах: космическом и земном.
Космический план: "Ветер, ветер - на всем божьем свете"; но тот же ветер и на улицах Петрограда:"Ветер, ветер! На
ногах не стоит человек". С одной стороны, "Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем", с другой стороны - "Ты
лети, буржуй, воробышком, Выпью кровушку за зазнобушку, чернобровушку".
Сущность революции Блок показал через один эпизод, который символичен. Петька с товарищами из красногвардейского
патруля, намереваясь расправиться с Ванькой (был Ванька наш, а стал солдат", да еще отбил Катьку у Петрухи), нечаянно
убили Катьку. Этот самосуд совершился стихийно, под влиянием стихийных чувств: любви, ревности, "черной злобы",
ненависти к буржуям. Красногвардейцы находятся во власти этих стихий. Революция дала выход своеволию, возможности
сводить личные счеты:
У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под грудью, Катя,
Та царапина свежа!
Помнишь, Катя, офицера –
Не ушел он от ножа...
Оказывается, и раньше происходило подобное, события как бы повторяются и становятся символичными.
Нечаянное убийство Катьки продиктовано стихийной ревностью оправдывается классовой ненавистью - ведь Катька перешла во
враждебный лагерь, к буржуям:
В кружевном белье ходила –
Походи-ка, походи!
С офицерами блудила –
Поблуди-ка, поблуди!
Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала...
Следовательно, виноваты буржуи, поэтому, по логике красногвардейцев, нужно отомстить всем буржуям - и возникают
стихийные грабежи, расправы ("гуляет нынче голытьба"):
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи.
Уж я ножичком
Полосну, полосну!..
Ты лети, буржуй, воробышком! .
Выпью кровушку
За зазнобушку,
Чернобровушку...
Двенадцать красногвардейцев (патруль, призванный навести революционный порядок) сами неуправляемы, подвержены
непредсказуемым чувствам и поступкам. Да и внешне они напоминают уголовников:
В зубах цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз...
это с одной стороны, а с другой -
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить –
Буйну голову сложить -
Это наши ребята, одетые в рваные пальтишки, готовы жизнь отдать за пока неясные им самим цели революции - но полны
решимости раздуть "мировой пожар".
Об этих великих целях они напоминают Петрухе, который никак не может оправиться от своего горя после убийства Катысн.
("А у бедного убийцы не видать совсем лица".) И тогда товарищи напоминают ему о революционном долге:
– Не такое нынче время,
Чтобы няньчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
И Петруха осознает свой долг, его личная трагедия перегорает в огне революции, он впечатывает свой шаг в движение,
которое постепенно приобретает направление и цель, что и передается организованным в ритме марша стихом. Если ритм первых
глав хаотичен, неорганизован, в нем как бы отражается стихия ("Разыгралась чтой-то вьюга Ой, вьюга, ой, вьюга"),
используются народные ритмы частушки, заплачки, городского романса, то в XI главе - организованный ритм:
В о´чи бье´тся
Кра´сный фла´г (двухстопный хорей)
Раздается
Мерный щаг.
Таким образом, буйная вольница превращается в музыкально организованную волю:
Вдаль идут державным шагом... (/-/-/-/)
(четырехстопный хорей)
Однако и в последней, XII главе ветер, вьюга, тьма, беспокойство и страх, "нарастание которого выражено девятикратным
окриком на призрак и выстрелами" (религ. философ Флоренский). Старый мир в образе пса "жесткошерстого",
"голодного", "безродного", "нищего", "шелудивого", "холодного" и, наконец,"голодного волка" не отстает от
красногвардейцев, он прочно поселился в их душах.
А кто же впереди?"Кто там машет красным флагом?" Имя названо только в конце XII главы, после долгого ожидания рифмы
к словам пес - роз. Это Исус Христос.
Это он идет впереди 12 красногвардейцев (именно из 12 человек состоял красногвардейский патруль) - апостолов революции.
Он, недоступный взору и пулям, в их душах как символ страданий за людей, символ святости ("в белом венчике из роз"),
символ того, что "последние станут первыми".
Образ Христа оправдан и художественно. Нужна была символическая фигура, которая связывает космос и человека, находясь
одновременно и на небе и в душе каждого человека. Христос как бы замыкает поэму, связывая макромир с.микромиром.
Превращение черной стихии в одухотворенную гармонию и составляет то, что Блок называл музыкой ("Слушайте музыку
революции!").
Александр Блок услышал гул эпохи, всецело отдался стихии революции и, используя ритмы эпохи, политическую лексику, язык
улицы, народный говор, воссоздал "всегда короткую революционную пору, когда проносящийся революционный циклон
производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства"
"Сегодня я - гений", - так оценил Блок свой труд.
Осознавая себя в контексте эпохи, Блок выстраивал свою версию отношений личности и истории, которая нашла выражение в незавершенной поэме “Возмездие”. Поэма была задумана в 1910 г., но работу над ней поэт продолжил до 1921 г. Традиционную тему человека и среды Блок переосмыслил в соответствии с исторической ситуацией XX в. В предисловии к поэме он писал о том, что мировая история засасывает человека в свою воронку, в результате личность либо перестает существовать, либо “неузнаваемая, обезображенная, искалеченная” становится “вялой дряблой плотью и тлеющей душонкой”; однако каждое последующее поколение крепнет, потомки начинают воздействовать на среду. Таким образом, испытавший на себе возмездие эпохи род со временем творит собственное возмездие над эпохой. В поэме показана цепь преображений рода (“угль превращается в алмаз”) - от индивидуалиста байронического типа до потомка, с песней матери обретающего идеалы самопожертвования, готовности идти на штыки, на эшафот ради свободы.
Личность включена в ход истории России, а Россия судьбоносна для мировой истории. Увидевший в России исключительное, мессианское начало, Блок во многом разделил свои взгляды со “скифами” - писателями, философами, объединившимися вокруг сборников “Скифы”: А. Белым, С. Есениным, М. Пришвиным, Н. Клюевым, А. Ремизовым и др. Идеологом скифства был литературный критик, исследователь общественной мысли Р.В. Иванов (Иванов-Разумник). Скифство - это почвенничество, но с явным революционным уклоном, с неприятием буржуазного благополучия, с восприятием революции как социального и духовного преображения, с повышенным интересом к стихийным началам в мировом процессе. Блок, принявший революцию как духовное преображение страны и мира, стремился к сохранению в ней скифских идеалов. В миссии русских, как он полагал, “последних арийцев”, была гарантия жизнеспособности Запада, его защиты от Востока.
Скифские взгляды нашли свое развитие в произведениях Блока 1918 г. - в поэме с явным преобладанием эпического начала “Двенадцать” и в стихотворении “Скифы”.
В его восприятии революции соединились идея народного возмездия и идея Божьего прощения этого возмездия. Еще в статье “Народ и интеллигенция” Блок писал о любви к больной, страдающей России: “К этой любви нас ведет теперь сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней сострадания”. Мотивы возмездия, а также болезней России, которые интеллигенту необходимо принять и понять, выразились в образах двенадцати безбожников-революционеров, олицетворявших собой острожную, разбойную, стихийную Россию.
Содержание “Двенадцати” не имеет политического характера. Поэма не выражала политическую программу ни эсеров, ни большевиков. “Поэтому те, - писал Блок в “Записке о “Двенадцати””, - кто видят в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, - будь они враги или друзья моей поэмы”.
Смысл поэмы метафизический. Незадолго до Октября Блок определил происходящее в России по-скифски - как “вихрь атомов космической революции”. Ho в “Двенадцати”, уже после Октября, оправдывающий революцию Блок написал и об угрожающей силе стихии. Еще летом веривший в мудрость и спокойствие революционного народа, Блок в поэме рассказал и о катаклизмах, разразившихся “на всем Божьем свете”, и о стихиях мятежных страстей, о людях, для которых абсолютом свободы являлась воля для себя.
Стихия - символический и сквозной мотив поэмы. Она олицетворяет вселенские потрясения: двенадцать апостолов революционной идеи обещают раздуть “мировой пожар”, разыгрывается вьюга, “снег воронкой занялся”, в переулочках “пылит пурга”. Причем изображена святочная вьюга, за которой традиционно закреплена мифология бесовских бесчинств. Разрастается и стихия личных страстей. Городское бытие также обретает характер стихийности: лихач “несется вскач”, он “летит, вопит, орет”, на лихаче “Ванька с Катькою летит” и т.д.
Свобода нарушать Христовы заповеди, убивать и блудить (“Свобода, свобода, / Эх, эх, без креста! / Тра-та-та!”, “Свобода, свобода, / Эх, эх, без креста! / Катька с Ванькой занята”), трансформируется в стихию вседозволенности, глобальных разрушений: “Пальнем-ка пулей в Святую Русь - / В кондовую, / В избяную, / В толстозадую!” В крови двенадцати дозорных - “мировой пожар”, безбожник готов пролить кровь, будь то изменившая Катька или буржуй: “Ты лети, буржуй, воробышком! / Выпью кровушку / За зазнобушку / Чернобровушку”.
Страсти “голытьбы” выражены в босяцких интонациях вроде “эх ты, горе-горькое, / Сладкое житье! / Рваное пальтишко, / Австрийское ружье!”, в уголовных - “отмыкайте етажи, / Нынче будут грабежи!”
Любовная интрига играет ключевую роль в раскрытии темы напрасной крови, насилия как черты исторических возмездий. Катька - гулящая, на ее теле - следы жестокой ревности: “У тебя на шее, Катя, / Шрам не зажил от ножа. / У тебя под грудью, Катя, / Ta царапина свежа”. Она гуляла с офицером, с “юнкерьем”, а теперь гуляет с “солдатьем” - с Ванькой, которого дозорные бранят за измену: он был одним из них, а стал солдатом, “буржуем”, богатым. Мотивы предательства и богатства увязаны между собой и в линии Катьки: она не только изменила, у нее “керенки есть в чулке”. Конфликт интимный перерастает в конфликт социальный. Дозорные воспринимают любовное вероломство Ваньки, его гулянье “с девочкой чужой” как зло, направленное не только против Петрухи, но и против них: “Мою, попробуй, поцелуй!” Убийство Катьки - кульминационное событие в любовной линии поэмы - рассматривается ими как правое дело.
Петруха - убийца “бедный”, у него от переживаний “не видать совсем лица”. Ho его не мучают чувство вины, жалость к Катьке, ему жаль свою любовь к ней, “ночек черных, хмельных”, проведенных с “этой девкой”. Потому Петруха легко соглашается с доводами товарищей: не то время, чтоб жалеть о “дуре”, “холере” Катьке, впереди “потяжеле будет бремя”. Так злодейство оправдывается еще большим грядущим злодейством. После того как убийца Петька упоминает Спаса, следует саркастическое замечание его товарищей: “От чего тебя упас / Золотой иконостас?”
Однако октябрьские события 1917 г. не воспринимались Блоком только как воплощение вихрей, стихий. Параллельно с анархическими, разрушительными настроениями в “Двенадцати” развивается мотив воплощенной в образе Христа вселенской целесообразности, разумности, упорядоченности, не понятого новыми апостолами высшего смысла. Еще 27 июля 1918 г. Блок отметил в дневнике: “В народе говорят, что все происходящее - от падения религии...” Если в 1904-1905 гг. поэт, увлеченный борьбой со старым миром, желая “бытьжестче”, “много ненавидеть”, уверял, что не пойдет “врачеваться к Христу”, никогда не примет Его, то в поэму “Двенадцать” он ввел образ Христа.
К Небу обращаются и созерцатели в революции, и ее двенадцать бойцов. Старушка не понимает, в чем практический смысл плаката “Вся власть Учредительному собранию!”, она не принимает и большевиков (“Ох, большевики загонят в фоб!”), но она верит в Богородицу (“Ох, Матушка-Заступница!”). Бойцы же проходят путь от свободы “без креста” к свободе с Христом, и эта метаморфоза происходит помимо их воли, без их веры в Христа, т.е. фатально, как проявление высшего, метафизического порядка.
Одиннадцатая глава начинается с констатации факта безбожия дозорных: “...И идут без имени святого / Все двенадцать - вдаль. / Ко всему готовы, / Ничего не жаль...” Кульминация всего сюжета содержится в двенадцатой главе: бойцы, не предполагая, что за домами появляется Христос, не ведая, что творят, стреляют в Него: “Эй, товарищ, будет худо, / Выходи, стрелять начнем”, и дальше следует: “Трах-тах-тах!” Ho Иисус “от пули невредим”. Более того, Он идет впереди них. С кровавым, красным флагом, Христос олицетворяет не только веру Блока в святость революции, святость возмездия, в “святую злобу” революционного народа, но и идею принятия на Себя очередного кровавого греха людей (в том числе и отрекшегося от Него Петрухи, убийцы с апостольским именем), и идею прощения, и надежду на то, что переступившие через кровь все-таки придут к Его заветам, к идеалам любви и братства. Поэт верил в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. 30 июля 1917 г. он записал в дневнике: “Это ведь только сначала - кровь, насилие, зверство, а потом - клевер, розовая кашка”. Дозорным словно предстоит пройти путь апостола Павла.
Идея объединить в поэме Христа и дозорных как попутчиков в гармонический мир была Блоком выстрадана. Он верил в сродство революционных и христианских истин и полагал, что если бы в России было истинное духовенство, оно пришло бы к этой же мысли. Характерно, что на эту же тему написаны и поэмы Есенина “Товарищ” и Белого “Христос воскрес”.
Революционная стихия, ее выразители - двенадцать бойцов - и дореволюционный мир составляют конфликт поэмы. Христос не со старым миром, который в поэме ассоциируется с безродным, голодным псом, что бредет позади двенадцати. В неотправленном письме З.Н. Гиппиус Блок высказал уверенность в том, что прежней России уже не будет, как не стало Рима, как не будет Англии, Германии, Франции.
Старый мир в “Двенадцати” статичен, новый - в динамике. Действия дозорных целенаправленны; те же, кто назван в поэме “врагом” или “всяким”, переживают драму неустойчивости, растерянности: один не стоит на ногах, другой - “бедняжечка!” - скользит, третий, четвертый и так далее - “раздет, разут”.
Блок, показывая драму “всякого”, внес в поэму и комическую ноту. Порождающая смех несообразность, нелогичность заключена в антитезе вьюжной - природной, планетарной - стихии и бойцов, с одной стороны, и буржуя на перекрестке, старушки, витийствующего писателя, который в революционных катаклизмах видит гибель России, попа, барыни в каракуле, другой барыни, ссутулившегося бродяги, изменника Ваньки “с физиономией дурацкой”, Катьки - опять же “дуры”, с другой стороны. Юмор (барыня “... - бац - растянулась!”) снижает драму (“Уж мы плакали, плакали...”). Есть в поэме и пародия: подобное Учредительному собранию собрание проституток, постановивших: “На время - десять, на ночь - двадцать пять... /...И меньше - ни с кого не брать”.
Россию Блок изобразил как расколотый мир, в котором противостоя!" черное и белое. Россия старая и 19)7 года ассоциировалась в сознании Блока с черным; он записал в дневнике: “В России все опять черно и будет чернее прежнего?” В поэме он выразил свои надежды на преображение России черной в Россию белую. Символика цвета выражает и грандиозность и будничность противостояния: с одной стороны, черный вечер, черное небо, черная людская злоба, названная и злобой святой, черные ремни винтовок, черный ус Ваньки, а с другой - “зубки блещут жемчугом” у обреченной Катьки, белый снег, Христос в белом венчике из роз идет “снежной россыпью жемчужной”. Между черным и белым состоянием России - выраженный символикой красного цвета мотив кровавого преступления: это и простреленная голова Катьки, и упоминание Красной гвардии, красного флага, который “в очи бьется”.
Ритм поэмы не характерен для блоковской поэзии. Рисуя картину вселенской дисгармонии, поэт в пределах одной строфы соединил разные размеры, например хорей с анапестом; ввел в текст соответствующие теме народной революции ритмы частушки и раешника, романса, марша, молитвы, плаката, а также плясовой ритм. После частушечного стиха о зазнобушке и буржуе следует написанный в ритме церковного песнопения стих о жертве дозорных, звучит обращенное к Господу моление за душу Катьки: “Успокой, Господи, душу рабы твоея...” Образ современного города, в котором разыгрываются вселенские стихии, создан и благодаря лексической полифонии, а именно смешению жаргона, уличных слов, балаганного балагурства с политическими понятиями. Это новаторство Блока привлекло к себе внимание современников. Так, А. Ремизов, поразившийся лексической образности “Двенадцати”, удивившийся тому, что в поэме “всего несколько книжных слов”, сказал: “...по-другому передать улицу я не представляю возможным”.
Ритмическая и лексическая специфика соотносятся с жанровым своеобразием текста. Эта эпическая поэма включает в себя фрагменты с самостоятельными жанровыми характеристиками, среди которых есть жестокий городской романс, городская частушка, воровская песня, революционный марш, очерк в стихах. В “Двенадцати” синтезируются также признаки различных родов. Преобладание реплик в эпизоде убийства Катьки, а также диалоги говорят в пользу драмы; акцент на песне, частушке в главах с третьей по пятую и с восьмой по десятую - черта лирики; в двух первых и двух последних главах сохранена чистота эпоса.
Поэма “Двенадцать” была воспринята по-разному. Б. Зайцев увидел в ней нигилизм, а образ Христа, по его мнению, был упомянут всуе. М. Волошин, поняв финальные эпизоды как расстрел Христа, посчитал, что поэма написана против большевиков. К этому выводу склонялся и С. Маковский. К. Мочульский увидел в образе блоковского Христа тему преодоления противоречий черной и белой России, гармонического их объединения. В. Жирмунский определил главной тему спасения души и Петрухи, и его одиннадцати товарищей, и всей разбойной России. М. Пришвин в образе Христа увидел самого Блока, готового, подобно Христу, принять на себя грех убийц. Характерно, что в лирике Блока действительно присутствовал мотив соотнесенности судеб Христа и лирического героя. В “Осенней любви” (1907) мы читаем: “Пред ликом родины суровой / Я закачаюсь на кресте”; без ответа тогда остался вопрос о том, будет ли челн с Христом причален к “распятой высоте” лирического героя. В стихотворении “Ты отошла, и я в пустыне...” (1907) поэт писал
0 себе и России: “Да. Ты - родная Галилея / Мне - невоскресшему Христу”.
Блок, но его собственному признанию, стремился увидеть “октябрьское величие за октябрьскими гримасами”. В обращенном к осудившей поэму Гиппиус стихотворении 1918 г. “Женщина, безумная гордячка!..” он выразил свое отношение к революции как безотчетное, интуитивное, стихийное: “Страшно, сладко, неизбежно, надо / Мне - бросаться в многопенный вал”. Однако в поздней лирике Блока появились трагические мотивы, которые передали душевные страдания поэта, его неудовлетворенность “гнетущим” ходом событий, осознание своей обманутости: “Что за пламенные дали / Открывала нам река! / Ho не эти дни мы звали, / А грядущие века”, “Пушкин! Тайную свободу / Пели мы вослед тебе! / Дай нам руку в непогоду, / Помоги в немой борьбе!” (“Пушкинскому Дому”, 1921).
От “Двенадцати” до стихотворения “Пушкинскому Дому” Блок прошел путь разочарований. В его дневниках содержатся записи об “азиатском рыле” народа, который бездельничает и побирается налогами на помещиков; о государстве, которое расстреливает людей зря, об “исключительной способности” большевиков уничтожать людей, о том, как выбрасывают из квартир интеллигенцию, об умолкнувшей “под игом насилия” человеческой совести. Теперь свой идеал свободы он видел в пушкинском “Из Пиндемонти”, в котором мы встречаем такое ее понимание: “Никому / Отчета не давать, себе лишь самому / Служить и угождать; для власти, для ливреи / He гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи”. 18 апреля он констатировал: “...вошь победила весь свет, это уже совершившееся дело, и все теперь будет меняться только в другую сторону, а не в ту, которой жили мы, которую любили мы”.
Юный Блок писал в анкете 1897 г. о том, что желал бы умереть “на сцене от разрыва сердца”. Он скончался 7 августа 1921 г. вследствие воспаления сердечных клапанов.
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовки черные ремни,
Кругом – огни, огни, огни…
В январе 1918 года была написана знаменитая поэма «Двенадцать». Закончив ее, Блок, обычно беспощадно строгий к себе, записал в дневнике: «Сегодня я - гений». И действительно, эта поэма гениальна. Основную её задумку помогают раскрыть тропы и стилистические фигуры. Они помогают автору создать полноценный образ героев и событий, описанных в поэме.
С первых же строк поэмы мы видим снежную вьюгу революции; и с первых же строк мы видим контраст черное небо и белый снег – как бы символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе.
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек…
Ветер, ветер –
На всем белом свете!
Именно в первой секстине автор представляет нам два внутренних мотива, которые продут через всю поэму. Черный вечер – кровь, грязь, преступление; белый снег – та новая правда которая через тех же людей ведет в новый мир. Именно контраст помогает этого достичь.
Всемирный ураганный ветер, приобретающий в поэме характер
катастрофы и постоянно меняющийся в зависимости от событий, на протяжении всей поэмы сопровождает главных героев. Он постоянно меняет свой характер то он ласковый, то злорадный, то успокаивается, а потом опять набирает силу. Для того чтобы это изобразить автор использует: олицетворение – «гуляет ветер» , эпитеты – «ветер веселый», «ветер хлесткий» , что придает более полную окраску ветру.
Блок показывает нам два мира – старый мир и новый мир. В течение всей поэмы ветер безжалостно носит и швыряет по улицам Петрограда жалкие фигурки-тени, принадлежащие к старому миру. Отношение автора к старому миру мы можем увидеть через его описание. Здесь используются:
сравнение – «старушка, как курица» , которая не понимала зачем нужен такой плакат, ведь из него можно было бы сшить портянки для ребят – мещанское мышление;
сарказм: «И буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос.»
А вон и долгополый –
Сторонкой – за сугроб…
Что нынче не веселый,
Товарищ поп?
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?..
Автор жестоко высмеивает старый мир. Движения людей в этом мире неуверенные, вкрадчивые, так прерывисто бьется их сердце. А над всем этим скопищем уже бесплотных теней гуляет очистительный неудержимый ветер революции. Но все это так мелко, так далеко от того великого, что совершается в мире, так убого, что «злобу» против всего этого можно счесть «святой злобой»:
Злоба, грустная злоба
Кипит в груди…
Черная злоба, святая злоба…
Товарищ! Гляди
В оба!
Эта злоба кипит у красногвардейцев, автор использует антитезу (грустная злоба – святая злоба) для придания большей напряженности, оксюморон «святая злоба» помогает придать большей чувственности, Блок хочет передать свои чувства читателю.
И вот на этом фоне, под нависшим черным небом из снега появляются двенадцать героев поэмы. Они описаны очень обще, чрезвычайно условно. Их действие заключается лишь в том, что они «идут», идут твердо и уверенно, как все примечающий дозор. Однако, и новый мир автор не идеализирует. Он описывает их как каторжников*, отверженных – «В зубах – цыгарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз!» и в этом автору помогает метафора. Их ничего не останавливает: «Свобода, свобода, эх, эх, без креста!». «Словеса» изобилуют грубыми просторечиями и руганью: «сукин сын» и т.д.
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь…
Это представители нового мира, сейчас они вершат судьбу истории, но их мысли и побуждения нередко низменны: не без зависти говорят двенадцать о своем былом товарище, удачливом в житейских и любовных делах Ваньке:
- - Ванюшка сам теперь богат…
- - Был Ванька наш, а стал солдат!
как каторжников* – раньше на спины каторжников пришивали лоскут одежды в форме туза
- Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,
Мою, попробуй, поцелуй!
В третьей главе не происходит никаких событий, но мы видим, что с первых, же строк автор использует инверсию: «Как пошли наши ребята» , анафору: «В красной гвардии… В красной гвардии», постоянные эпитеты: «Буйну голову…» , противопоставление: «…горе-горькое - …сладкое житье…». Всё это Блок использует по отношению к двенадцати. В последующих стоках автор пишет: «Рваное пальтишко, австрийское ружье!» Тем самым поэт изображает их не столь величественными, но их мысли, которые выражаются в последующем катрене, не соответствуют их внешнему облику:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Господи, благослови!
Эти строки наполнены пафосом. Анафора помогает создать чувство воодушевленности, «мировой» повторяется два раза, что придает большую эмоциональную окраску; гипербола: «мировой пожар» , помогает ощутить размах задумок этой революции. Блок изображает эту революцию – именно как этот мировой пожар. Жертва во имя нового мира – святая жертва. Мир революции – мир героический, он «праведен и достоин». Именно так раскрывается смысл данного катрена.
Единственный конкретный эпизод в поэме «Двенадцать» - сцена убийства Катьки. Автор описывает её не без издевки, используя просторечие: «толстоморденькая» . В 5 главе Блок описывает её прошлое, используя 3-х стопный силлабо-тонический анапест, автор создает ощущение напевности, он использует параллелизм: «подходи-ка, подходи! …… поблуди-ка, поблуди!» , всем этим поэт как бы дразнит читателя, изображает Екатерину
как ветреную девушку. Смерть Катерины произошла случайно: «А Катька где? – Мертва, мертва!» здесь автор использует повтор для придания большей чувственности. В эпизоде убийства Катьки вновь появляется издавна знакомый нам Блок – великолепный и страстный лирик:
Ох, товарищи родные,
Эту девку я любил…
Ночки черные, хмельные…
С это девкой проводил…
- Из-за удали бедовой
В огневых ее очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я бестолковый,
Загубил я сгоряча…ах!
Здесь мы видим страдания Петьки. Блок великолепно использует эпитеты: «ночки черные, хмельные», «удаль бедовая», «родинка пунцовая» для придания большей эмоциональности данному эпизоду. Смерть Катьки не прощается Петьке. За кровавой «гримасой» обнаруживается страдающее человеческое лицо «бедного убийцы». Но действие поэмы происходит в суровое и трудное время. Холодно-бесстрастны и тверды сердца их героев. Мы не видим на их лицах ни улыбок, ни слез. Они резко одергивают несчастного, убитого горем Петьку:
- - Поддержи свою осанку!
- - Над собой держи контроль!
- -Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!
Но что же вселяет в них решимость и бесповоротность, готовность ко всему и отсутствие жалости? Героев «Двенадцати» на их мучительном пути поддерживает не мечта о будущем, а непрерывное ощущение врага: «Неугомонный не дремлет враг!», «Близок враг неугомонный», «Их винтовочки стальные на незримого врага…», «Вот – проснется лютый враг… » . Кто же этот враг? Для двенадцати непрерывное ощущение могущественного врага оправдывает их не доверчивость и вооруженность, их отношение к жизни. То, что движет этими людьми, непрерывно требует врага и будет постоянно вызывать его из небытия. Вот почему к финалу поэмы тревога возрастает. Усиливается вьюга, в последней части поэмы она превращается в зловещую пургу.
Образ Христа органически вырастает из строя поэмы, взаимодействия эпических и лирических мотивов и становится символом трагического преображения «русского строя души» в революционную эпоху и его крестного пути после Октября.
Двенадцать апостолов нового мира не видят Христа (он «за вьюгой невидим») , они окликают его, просят показать дорогу, но он не является, и они в раздражении стреляют туда, где мерещится его тень.
Сложность и противоречивость собственного отношения к Христу Блок вносит в поэму. Для официальной критики герои поэмы – «апостолы новой веры», для Блока же слишком много старого и знакомого было в этих людях, чем отчасти и объясняется появление «прежнего» Христа впереди двенадцати.
Так поэт освятил революцию, в которой был не зрителем, а активным участником.
Художественный и концептуально-смысловой мир поэмы «Двенадцать», написанной А.Блоком в начале 1918 года, неизмеримо велик, что и позволило ряду исследователей творчества поэта воспринимать это произведение:
- Итоговым для всего его литературного пути
- Воплощением символистского миропонимания автора
- Текстом с множественными контекстуальными отношениями
Меж тем, для анализа данной конкретной блоковской произведения в рамках привычного метода литературоведения для начала рассмотрим ее основные теоретические позиции по сюжету, теме, жанру, образам и символике.
История создания «Двенадцать» и мировосприятие поэта
Это художественное произведение писалось Блоком единовременно с известной статьей . Из-за этого иногда может возникать упрощение или даже иллюзия, что «Двенадцать» создавалась как поэтическая иллюстрация основных идей поэта, провозглашенных им в своей публицистике. Разумеется, существует некая смысловая «перекличка» между этими двумя работами, но саму поэму нельзя трактовать лишь в таком «оформительском» плане. Напомним, что и публицистическое творчество поэта было особенным, Блок оперировал в нем словом не в его понятийном или терминологическом качестве, а как художественным сцеплением разных смыслов. Поэтому и в поэзии, и в публицистике для него характерно использование ассоциативного и метафорического принципа.
Общеизвестно, что поэт принял произошедшую в России революцию – и Февраль, и Октябрь 1917 года для Блока стали событиями как важными, так и желанными. Этому объяснение находится в его особом миропоэтическом и даже историософском концепте понимания истории, в котором существенные позиции занимали две категории – стихия и музыка.
Понятия «стихии» и «музыки» у Блока
В понятие «стихии» поэт вкладывал целый комплекс категорий и состояний – природных и космогонических, социальных и психоэмоциональных, духовных и исторических. Сама эта категория появилась у него в лирике задолго до революционных событий. Уже в 1910 годах поэт пытается разделить и структурировать ее по принципам этики. Так у Блока возникает следующая важнейшая для его творчества категория – музыки. Это понятие у поэта также многозначно и объемно. Под ее целью Блок понимает организацию и гармонизация всей истории и мироздания. Разумеется, категория «музыки» вводилась поэтом не в ее искусствоведческом значении, а в смысле
«..мистической первоосновы» мира, «первостихии» всей истории (Ф.Степун).
Поэтому в миросозерцании поэта случившаяся в России революция была воспринята как зарождение «новой музыки», слушать которую Блок и призывал. То есть «музыка революции» в поэме «Двенадцать» — это не просто прямые звуки городского шума с выстрелами, криками, песнями, а почти мистическое звучание ветра («мирового циклона», ветра с «запахом апельсиновых рощ» и т.д.). А стихия революционных масс – это восстановление закона нравственности в обществе, поэтому она может быть оправдана (и оправдывается поэтом). Когда стихия революция «чревата» музыкой, то все разрушения являются творческим актом, который ведет к дальнейшему одухотворению жизни. Эти умозаключения из статьи Блока позволяют понять, как именно воспринимал поэт саму революцию – для него она была балансом этих двух категорий – музыки и стихии.
Анализ поэмы «Двенадцать» — тема, образы, жанр и символы
Образ времени-пространства
Город в поэме у Блока одновременно подается как весь «божий свет», то есть не имеет топографической конкретики. Его:
- «Урбанистические признаки» — это здания (упоминание о них появляется в тексте лишь дважды)
- Социальные признаки – это маркеры кабаков, погребов
В пространстве поэмы «господствует» и природная стихия – это сугробы, лед, ветер — задачей которой становится уничтожение контуров созданного человеком, т.е. города. Блок привносит в текст таким образом и космогоническое звучание, которое «дополняется» также и цветовой символикой. Черным и белым у поэта обозначены не конкретные объекты, а именно явления космологические:
- Время – «черный вечер»
- Осадки – «белый снег»
- Мифообраз – «в белом венчике»
Функция светообразов здесь – обозначить свет и тень самого мироздания.
Для красного же света Блок оставляет «маркировку» энергии случившего взрыва.
Время в «Двенадцати» не имеет привычной линейности от прошлого к грядущему. Здесь они не отделяются друг от друга, а соединены в настоящем, которое пульсирует от их взаимодействия.
Время соединено в поэме также посредством красноармейцев.
Образы красноармейцев
По логике эти персонажи должны выражать собой грядущее, но у Блока они остаются «носителями старого мира»:
«В зубах — цигарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!»
В задачи персонажей входит «мировой пожар», уничтожение «незримого врага» и т.д. То есть они являются для Блока не «новым человеком», а скорее – «ветхим». В попутчиках у красноармейцев обнаруживается «паршивый пес», которого считают:
- Образом «старого мира»
- Образом теневой стороны всего мироздания (пес – как символ дьявола)
Жанр «Двенадцати»
Блок определяет жанр «Двенадцати» как поэму. Но произведение не выдержано в нем как лиро-эпический текст. Скорее, здесь очевидно соединение разножанровых фрагментов, переходы меж которыми также не обусловлены конкретными задачами эстетики. Основной характеристикой по жанровому решению можно назвать разноречие, посредством которого и организован весь строй поэмы:
- Лирическое отступление – речевая характеристика лирического героя
- Повествование – речь рассказчика
- Диалог, частушка, романс, солдатская песнь – речь персонажей
Подытожим, такая жанровая разнородность требовалась Блоку для передачи того самого стихийного состояния, неупорядоченности мироздания и предчувствия его революционного обновления.
Композиция поэмы
Но творческие возможности стихии, ее потенциал «уравновеситься» музыкой Блок представляет в «Двенадцати» в их композиционном решении. Цельность поэме, такой разнородной по жанрам, придает ритм марша. Его преобладание над иными текстовыми интонациями ощущается как общая доминанта. Маршевая ритмика подается не отдельным субъектом, а всеми участниками произведения – от рассказчика и красноармейцев до лирического героя. Можно сказать, что так Блок «озвучил» саму стихию, показав ее потенциал самоорганизации в творческом акте.
Сюжет поэмы
Сюжетное построение в данном произведении очень простое, хотя его «очертания», по мысли М.Волошина, «несколько затуманены». Этот критик и современник Блока считал, что фабульная конструкция всей поэмы не является ее сущностью. Главным в ней он определял «волны ее лирических настроений», проходящих по душам 12-ти ее основных персонажей.
Меж тем, исследователи произведения определяют сюжет поэмы как историю героя Петрухи.
Поэт в нем реализует свое понимание сущности человека, который на своем пути:
- пребывает в стадии стихийного (вначале он просто «ветхий человек»)
- может откликнуться на вызов мира (духовный конфликт)
- внять ритмической гармонии мироздания (преобразиться)
Эти стадии и проходит красноармеец, совершая обход ночного города.
- Петруха может ощущать этот мир лишь телесно. Его отношение к Катьке неодухотворено ничем. Его восприятие мира эгоцентрично. Получив обиду, он озадачен местью. Это действия «ветхого человека»
- Свершается преступление, убита женщина, к которой Петруха испытывал чувства. Обидчик же жив. Разрушительный порыв становится преступлением против самого героя, т.е. саморазрушением
- Раскаянием, пришедшим вслед убийству, Петруха «перерождается» — этот процесс у Блока подан как однозначно созидающий. Более того, поэт даже выделяет этого персонажа из общей группы красноармейцев – Петруха «сбился» с ритма, потерял «лицо» как убийца, а затем, вняв общей «музыкальности», становится частью общего «мы».
- Злоба уходит со словами прощения-«молитвы»: «упокой…»
Образ Христа в поэме «Двенадцать»
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь