Православное венчание. Приметы о свадебных подарках
Православное венчание является многовековой традицией, которая возникла задолго до появления процедуры регистрации брака в ЗАГСе. Обряд венчания относится к семи таинствам, через которые передается невидимым образом благодать Святого Духа человеку. Венчание в православной церкви соединяет молодых в любви и верности перед лицом Бога, тем самым, олицетворяя брак в виде некого таинства, относящегося к духовному бытию.
Венчание представляет собой проводимое по определенному порядку или чину церковное богослужение, во время которого освящается таинство брака. Сегодня обряд венчания является модным «мероприятием», поэтому многие молодожены идут на этот шаг только из-за волнующей и впечатляющей красоты самого действа, не задумываясь о том, что это - не простая формальность. А между тем венчание является священным таинством, которое должно осуществляться только над теми, кто действительно верит и желает навсегда скрепить свой союз не только на земле, но и на небесах. Поэтому решение о венчании должно быть обоюдным, осознанным и хорошо обдуманным, поскольку расторгнуть церковный брак, не навлекая на себя гнева Божьего, нелегко.
Чаще всего на обряд православного венчания молодожены отправляются сразу же после регистрации брака в ЗАГСе. Однако это не правило. Можно, например, осуществиться священное таинство и в день годовщины свадьбы. Основой христианской церкви является семья, где главенствующая роль отводится мужу, который самоотверженно должен любить жену, которая, в свою очередь, обязана по доброй воле повиноваться своему мужу. Именно муж, по мнению церкви, обязан сохранить связь семьи с Церковью Христовой. Обряд развенчания может быть осуществлен в случае супружеской неверности, и только правящему Архиерею епархии дано право давать разрешение на церковный развод.
Обряд православного венчания осуществляется в церкви перед аналоем, где лежит крест и Евангелие. Само таинство совершается в два этапа: сначала следует обручение, а затем само венчание. Во время обряда жених и невеста дают обещание взаимной верности, а их союз благословляется по образу духовного союза Христа с Церковью и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для рождения и христианского воспитания детей. Только принявшие таинство крещения допускаются к совершению обряда православного венчания. В связи с этим и молодожены, и все свидетели венчания должны быть крещеными и носить нательные крестики. Кроме того, обряд венчания может быть совершен при условии, что мужу есть уже 18 лет, а жене – 16 лет.
Обряд венчания требует особой подготовки: выбрать церковь, выбрать дату из календаря венчания, ознакомиться с канонами православного венчания, приобрести подвенечное платье. Выбор места венчания является ответственным моментом. Определяющим фактором при выборе храма должны быть ощущения жениха и невесты. В выбранной церкви им должно быть легко и спокойно. За две-три недели до проведения православного венчания молодоженам следует посетить выбранный храм и ознакомится с правилами данного священного таинства.
Другим важным этапом подготовки к православному венчанию является выбор даты. Наиболее подходящим временем для венчания осенью является период после праздника Покрова, зимой лучше - период от Крещения до Масленицы, летом – период между Петровым и Успенским постами, весной - на Красную горку. Необходимо отметить, что обряд венчания не совершается по вторникам, четвергам и субботам, накануне храмовых и великих праздников, во время постов, в продолжение Святок, в период масленицы, Пасхальной (Светлой) седмицы, в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи, и Воздвижения Креста Господня. Согласно народным поверьям, не рекомендуется вступать в брак в среду и пятницу, а также 13 числа.
Обряд венчания не может быть осуществлен, если у одного из супругов это уже четвертый брак, если это брак между кровными родственниками вплоть до четвертого поколения, а также, если брак заключен между людьми, страдающими расстройствами психики. Кроме того, обряд православного венчания не может быть совершен, если молодожены являются представителями другой религии или атеистами. По традиции для совершения православного венчания молодожены должны иметь родительское благословение, хотя на практике его отсутствие не препятствует совершению священного таинства. Наличие беременности также не является помехой для осуществления обряда венчания. Венчание не сможет осуществиться, если один из будущих супругов имеет не развенчанный брак с другим лицом. Кроме того, церковь не одобряет союзы между крестными родителями и крестниками.
Обряд венчания совершает священник. При желании запечатлеть на фото или видео православный обряд венчания следует заранее обговорить все детали со священником церкви.
Определившись со временем и датой венчания, молодожёны должны согласовать ее со священником, поскольку сейчас во многих церквях практикуется предварительная запись. С собой на венчание следует взять свидетельство о регистрации брака. За пару дней до обряда венчания молодоженам необходимо посетить богослужение, накануне прийти утром на исповедь и причаститься. Кроме того, перед обрядом следует соблюдать пост в течение 3-7 дней (отказаться от спиртного, не курить, не употреблять мясную пищу, а также воздержаться от брачных отношений накануне венчания). Невеста на венчании обязательно должна иметь головной убор (фату или косынку), руки, плечи и декольте должны быть максимально прикрыты (стоит позаботиться о накидке). Макияж невесты должен быть неброским, кроме того, не следует использовать духи с резко выраженным запахом. Свадебный букет должен будет держать кто-то из присутствующих, поскольку у новобрачной руки будут заняты, она будет держать свечу.
Церемония венчания длится около сорока минут, поэтому лучше, если невеста наденет удобные закрытые туфли на маленьком каблучке. Обряд венчания требует определенных ограничений во внешнем виде невесты, поэтому от облегающих и коротких, а также от роскошных и пышных нарядов рекомендуется отказаться. Платье для венчания должно быть обязательно белым и говорить о скромности и кротости невесты, а также обязательно иметь длинный шлейф, который после церемонии можно отстегнуть. Считается, что чем длиннее шлейф, тем дольше супруги будут вместе. Платье для венчания может быть не только свадебным, можно выбрать скромный наряд светлых тонов. Скромность в наряде касается не только невесты, но и всех присутствующих гостей. Необходимо, чтобы на всех женщинах без исключения были надеты платья и юбки не броских оттенков. Если кто-то из гостей относится к обряду венчания как простой формальности или обязывающей процедуре, могут быть приглашены непосредственно на банкет. Совсем необязательно, чтобы все гости, присутствующие на регистрации брака, присутствовали и на таинстве венчания.
Молодожены для обряда венчания должны приобрести иконы Спасителя и Божьей Матери и освятить их в храме, обручальные кольца, венчальные свечи и белое вышитое полотенце, на котором они будут стоять во время священного таинства. До обряда венчания обручальные кольца отдают священнику. Во время обряда венчания необходимо будет держать венцы над головами новобрачных. Как правило, этой чести удостаиваются свидетели. Поэтому лучше, если они будут высокого роста, поскольку держать венцы в течение сорока минут – не простая задача, которая для человека низкого роста может оказаться просто непосильной.
Чин венчания совершается в такой последовательности: обручение, а затем венчание. Жених становится по правую руку, а невеста - по левую. Священник, после молений к богу о благословении, трижды благословив молодоженов, передает им зажженные свечи, символизирующие чистоту побуждений молодоженов к браку и супружескую любовь, благословенную Богом, после чего надевает обручальное кольцо на палец жениху, а затем невесте, которые предварительно были положены на престол для освящения. После этого три раза меняет их. По церковным традициям на венчание для жениха выбирают золотое кольцо, для невесты – серебряное.
После обряда обручения новобрачные выходят на середину храма, где священник задает им вопрос о добровольности принятого решения и о препятствиях для заключения церковного брака. Получив ответ на поставленные вопросы, священник и молодожены произносят молитвы, после чего выносятся венцы, которые возлагаются на головы жениха и невесты. Молодожены при этом читают молитвы, стоя на белом вышитом полотенце, которое символизирует одинаковую участь во всем. Затем выносят чашу с вином, которая выступает символом радости и невзгод, которые молодые с этой минуты будут делить всю жизнь. Молодым преподносится чаша с вином в три приема. После этого священник соединяет руки новобрачных и три раза обводит их вокруг аналоя под церковное пение в знак того, что отныне брак нерасторжим и заключен навечно. Обряд православного венчания заканчивается тем, что новобрачные встают у Царских врат алтаря, где священник выговаривает молодой семье назидание. После этого родственники могут поздравить молодых.
(25 голосов : 4.24 из 5 )Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.
Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ().
Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.
После Апостола читается Евангелие от Иоанна (). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).
После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.
Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.
В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.
После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.
Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.
Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.
При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.
При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.
Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.
Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:
“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.
“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.
Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.
Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.
Какой должна быть свадебная трапеза
Торжественно и радостно совершается Таинство брака. От множества народа: близких, родных и знакомых, - от блеска свеч, от церковного пения как-то невольно становится празднично и весело на душе.
После венчания молодые, родители, свидетели, гости продолжают праздник за столом.
Но как же неприлично при этом ведут себя иногда некоторые приглашенные. Нередко здесь упиваются, произносят бесстыдные речи, поют нескромные песни, дико отплясывают. Такое поведение было бы позорным даже для язычника, “неведущаго Бога и Христа Его”, а не только для нас, христиан. Святая Церковь предостерегает от такого поведения. В 53-м правиле Лаодикийского Собора сказано: “Не подобает на браки ходящим (то есть даже родственникам жениха и невесты и гостям) скакати или плясати, но скромно вечеряти и обедати, как прилично христианам”. Брачный пир должен быть скромен и тих, должен быть чужд всякого невоздержания и неприличия. Такое тихое и скромное пиршество благословит и Сам Господь, освятивший брак в Кане Галилейской Своим присутствием и совершением первого чуда.
Что может препятствовать христианскому браку
Зачастую готовящиеся к венчанию сначала регистрируют гражданский брак в загсе. Православная Церковь считает гражданский брак лишенным благодати, но как факт признает и не считает его незаконным блудным сожительством. Тем не менее условия заключения брака по гражданскому законодательству и по церковным канонам имеют различия. Однако не всякий гражданский брак может быть освящен в церкви.
Церковь не допускает вступление в брак более трех раз. По гражданскому законодательству разрешен четвертый и пятый брак, которые Церковь не благословляет.
Не благословляется брак, если один из брачующихся (и тем более оба) объявляет себя атеистом и говорит, что он пришел на венчание лишь по настоянию супруга или родителей.
Не разрешается венчание, если хотя бы один из супругов некрещен и не собирается принять крещения перед венчанием.
Венчание невозможно, если один из будущих супругов фактически состоит в браке с другим лицом. Сначала нужно расторгнуть гражданский брак, а если брак был церковный, обязательно взять разрешение архиерея на расторжение его и благословление на вступление в новый брак.
Еще одно препятствие к совершению браковенчания - кровное родство жениха и невесты и родство духовное, обретенное через восприемничество при крещении.
Когда не совершается венчание
Согласно каноническим правилам, не разрешается совершать венчание в течение всех четырех постов, в сырную седмицу, Пасхальную седмицу, в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки). По благочестивому обычаю не принято совершать браки в субботу, а также накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях. Кроме того, в Русской Православной Церкви браковенчание не совершается по вторникам и четвергам (накануне постных дней - среды и пятницы), накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября). Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.
См. .
Соединение двух жизней - торжественный и ответственный момент. Сегодня многие решают оформить свой брак не только в ЗАГСе, но также перед лицом Господа. Что нужно для венчания в церкви, кроме желания молодых? Узнаете из нашего материала.
Двое соединяются в единстве
Перед тем, как утвердиться в решении венчаться, необходимо понимать:
- Церковный брак расторгнуть нельзя! Никакого «развенчивания» не существует в принципе. То, что некоторые архиереи идут навстречу людям, которые уже развелись и живут в других семьях - по слабости современных «христиан». Это делается, чтобы люди не впадали в большие грехи. Поэтому надо осознать, что венчание - навсегда!
Основные требования для тех, кто желает венчаться в церкви:
- новобрачные должны быть крещены в православной церкви (это можно сделать и перед венчанием);
- люди должны вступить в гражданский брак (в ЗАГСе) - во многих храмах требуется свидетельство (если люди не являются постоянными прихожанами);
- перед венчанием необходимо исповедаться и причаститься.
Это то, что касается духовной стороны. Также в приходах, где ответственно относятся к прихожанам, священник обязательно проводит предварительную беседу с молодыми. Он объясняет им весь смысл этого обряда, который является не только данью традиции. Венчаться не следует только ради красивых фотографий или потому, что «так принято». Это профанация Таинства.
Что понадобится для обряда
Венчание в православной церкви проводится по определенным правилам. Порядок действий и необходимые молитвы записаны в специальной книге - Требнике, которая есть у священнослужителя. Волноваться об этом не стоит, хотя необходимо понимать, какой этап Таинства проводится.
Обычно за подобные требы предусмотрено пожертвование. Обо всем можно договориться непосредственно в храме. «Цена» может сильно различаться, в зависимости от храма. Потребуются и другие затраты.
- Иконы Спасителя и Богородицы - нужны для того, чтобы родители благословили ими детей.
- Полотенце - по правилам, в церкви молодые становятся на белый рушник.
- Особые свечи - для жениха и невесты, обычно продаются в лавке.
- Кольца - используются в православном обряде венчания.
Это основные моменты, все остальное готовят в храме. Важно определиться с датой, подготовиться к этому событию духовно. Также надо решить, сколько будет певчих, им обычно необходимо платить отдельно. Певчие, как правило, не состоят в штате церкви, а приходят лишь на службы или требы (венчания, отпевания, крещение).
Правила проведения обряда
Венчание в церкви проводится установленным порядком. Обычно оно следует за Литургией, где молодые должны причаститься. Перед этим следует говеть (поститься), читать определенные молитвы - об этом есть . Такая духовная подготовка необходима, чтобы с чистой душой воспринять Таинство брака.
Свидетели раньше играли не только роль тех, кто держит венцы. Они поручались за новобрачных, обычно это были те, кто давно с ними знаком. Поручители брали на себя обязанность присматривать за духовной обстановкой в новом союзе. Ведь это - малая церковь, которая создавалась с целью родить и воспитать детей в благочестии. Поэтому свидетели были людьми солидного возраста, имеющие собственные семьи. Сегодня это, скорей, дань традиции - венчание проведут и без свидетелей.
По правилам, обряд венчания в православной церкви начинается с обручения. Раньше оно проходило отдельно, но сейчас очень редко такое встретишь. Молодые становятся перед дверями храма, как перед Самим Господом. Священник вводит их в церковь, словно первых людей - в рай, где они должны вести чистую жизнь.
- Священник кадит, освящая молодых. Он благословляет жениха и невесту, затем вручает им свечи. После благословения следует креститься. Это совершается троекратно.
- Огонь свечей - символ любви, чистой и горячей, которую должны питать супруги.
- Диакон читает особые ектеньи, за которыми могут молиться все, кто пришел в храм.
- Священник читает тайную молитву за новобрачных.
Затем приносят кольца, которые с молитвой надеваются сначала жениху, потом невесте. Трижды они будут меняться ими - в знак того, что все теперь у них общее. Кольцо - знак вечного союза, готовности жертвовать всем ради любимого (любимой). После молитвы обручение заканчивается и начинается обряд венчания.
Продолжая держать свечи, молодые проходят в центр храма, поется особый псалом. Пара становится на полотенце, перед ними на аналое (особая подставка) находятся венцы, Евангелие, крест. Венцы в православии означают не столько торжество, сколько мученичество. Ведь не так просто на протяжении всей жизни терпеть все недостатки своего супруга, быть опорой для семьи, поддерживать свою «половину». Поэтому в таинстве испрашивается особая помощь Божия.
Батюшка будет спрашивать у каждого по очереди, имеют ли они добровольное желание вступить в брак, необходимо ответить утвердительно. Также следует вопрос, не было ли обещано сердце кому-то другому. В некоторых храмах разрешают отвечать на русском, а не на церковно-славянском. Затем следуют три особые молитвы - одна Христу, две Триединому Богу.
Только после этого берутся венцы (откуда и название таинства - венчание), с молитвой возлагаются на молодых, читается Священное Писание.
Затем, после кратких молитв, обоим дается вино из одной чаши. Также в знак того, что молодых теперь ждет общая жизнь. Затем мужу и жене связывают руки, трижды обходят они за священником вокруг аналоя.
Заканчивается обряд вручением икон, наставлением от духовника. Трапеза, если она продолжает богослужение, должна быть приличной, подобающей христианскому званию, без пьянства, плясок, буйного веселья.
Как вести себя в храме
В церкви существуют негласные правила поведения, которые не следует нарушать. Обряд венчания проводится «по заказу», но это не значит, что перед вами ряженый тамада с кадилом. Не следует, подражая «звездам» телевидения, вести себя вызывающе.
- Свидетелям и другим участникам церемонии не стоит забывать, что они находятся в доме Божием. Смех, разговоры - неуместны, если совсем нет желания молиться, лучше вообще выйти из церкви, пока не закончится Литургия. Так хотя бы вы не будете отвлекать прихожан, которые пришли отдать свой долг Господу.
- Жениху и невесте заранее надо выучить слова, которые следует говорить во время обряда. Это простое уважение не только священнику, но и к Богу.
- Не следует шокировать окружающих своим видом - платье невесты должно быть закрытым. Либо необходимо приобрести накидку, которая закрыла бы плечи, спину и декольте. Помаду надо стереть перед началом службы.
- Женщинам входить в церковь следует с покрытой головой, юбки должны быть ниже колена. Слишком яркий макияж также неуместен.
Красота свадебного обряда должна навсегда запомниться молодым, но и напоминать о глубоком смысле христианского брака - любовь, терпение, жертвенность. Достойно выдержать такое испытание можно, только находясь в лоне Церкви, посещая службы, участвуя в Таинствах. Благослови вас Бог!
Правила венчания
Венчание в церкви - правила, что нужно для проведения обряда was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub
Венчание
Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.
Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.
Таинство Венчания: как к нему готовиться?
Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.
Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.
Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.
Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.
Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.
Как выбрать день для венчания?
День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.
Желательно пригласить двух свидетелей.
- Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
- Икону Спасителя.
- Икону Божией Матери.
- Обручальные кольца.
- Венчальные свечи (продаются в храме).
- Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).
Что надо знать свидетелям?
В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.
Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.
О поведении в храме во время Таинства Венчания
Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.
Как происходит обручение?
Венчанию предшествует обручение.
Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.
Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.
То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.
Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.
Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.
Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.
По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).
Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).
Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.
Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.
Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.
После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.
После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).
Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.
Как совершается венчание?
Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.
Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.
Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.
Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)
И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).
Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.
Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.
Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.
После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.
Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.
Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.
Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.
После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.
Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.
Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!
Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.
Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.
Возложение венцов и слова священника:
“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).
Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.
Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).
Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.
После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).
После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.
Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.
В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.
После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.
Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.
Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.
При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.
При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.
Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.
Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:
“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.
“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.
Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.
Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.
Венчание для православных прихожан является не только красивейшим обрядом, который знаменует благословение пары на семейную жизнь, но и одним из величайших таинств.
Описание
Нужно понимать всю серьезность и ответственность вступления в брак перед лицом Господа. Хотя данный процесс и является на сегодняшний день обратимым, однако делать этого не рекомендуется. Именно поэтому следует взвесить все вышесказанное и еще раз задать вопрос себе и будущему супругу, готов ли каждый из пары стать на этот путь. Случается так, что один из молодых не является верующим. Исходя из этого, существует множество нюансов, связанных с венчанием. Накануне этого действа молодая пара часто интересуется подробностями процесса. Ведь на самом деле важно знать, что нужно для венчания? И как именно все происходит?
Правила
В венчальной церемонии важно абсолютно все. Одинаковую ценность имеет внутреннее состояние, а также мысли жениха и невесты, и даже носовой платок, обмотанный вокруг свечи. Далее следует понимать, из каких действий состоит само венчание. Правила данного процесса разделяются на религиозные и социальные. Без соблюдения одних невозможно выполнение других. К одному из социальных правил относится, к примеру, предварительная регистрация брака в загсе с выдачей официального документа, подтверждающего данный факт. Далее еще несколько пунктов нужно соблюсти, чтобы пройти венчание. Правила также гласят о том, что допустимый для церемонии возраст молодоженов должен составлять не менее 18 лет.
Однако существуют отдельные случаи, в которых позволяется, чтобы невесте было 16. Также нельзя, чтобы кто-либо из будущих супругов имел зарегистрированный и не расторженный до сих пор брак с третьим лицом. Молодожены не могут быть допущены к церемонии венчания, если они состоят в кровном родстве между собой либо в соответствующей связи вплоть до третьего колена. Соблюдение всех правил является обязательным.
Нужно ли быть крещеным?
Есть еще несколько необходимых пунктов, которые нужны для венчания. К примеру, оба из сложившейся пары должны пройти в своей жизни обряд крещения. Если этого по каким-либо причинам до сих пор не произошло, то данный процесс необходимо предварительно осуществить перед венчанием. Отдельным случаем для рассмотрения является желание пары связать себя узами брака перед лицом Господа, когда один из молодоженов является представителем иного вероисповедания. К примеру, прихожанином католической и лютеранской церкви. Подобная ситуация разрешается следующим образом.
Пара допускается к церемонии венчания исключительно в случае, если каждый из супругов обязуется рожденных в данном союзе детей воспитывать согласно традициям и канонам православного вероисповедания. Недопустимым считается венчание молодоженов, которые уже состоят в церковном родстве. Например, крестники или крестные. Не разрешено связывать пару узами брака перед лицом Божьим, если жених или невеста открыто заявляют об атеизме или проведении обряда не по личной воле. В данном случае сторонниками венчания, как правило, становятся родители одной из сторон. В подобной ситуации священник имеет право отказать в проведении церемонии. Последнее правило гласит, что венчаться разрешено не более трех раз за всю жизнь. Хотя, разумеется, лучше осуществить данную церемонию единожды и навсегда.
Благоприятные дни
Особое внимание требуют дни венчания. Ведь церемония проводится в строго определенное время. Так, обряд разрешен в понедельник, среду, пятницу, а также воскресенье. Следует помнить, что церемонию венчания не допускается проводить в дни во время соблюдения постов. Например, в Великий, Рождественский, Успенский, а также Петров. Свадебное венчание не стоит планировать во время Святок, период с 7 по 19 января, Масленицы и на неделе после Православной Пасхи. Также из числа разрешенных дат выпадают дни религиозных праздников. К примеру, Сретенье - 15 февраля, Вознесение Господне, Святая Троица, Усекновение главы Иоанна - 11 сентября, Рождение Пресвятой Богородицы - 21 сентября, Воздвижение Креста Господнего - 28 числа того же месяца, а также Покрова - 13 октября. Не проводятся свадебные процессии в дни, предшествующие данным датам. Узнавая в выбранном для обряда храме, что нужно для венчания, молодожены, как правило, выясняют, в какие дни рекомендуется его проводить. Каждая церковь имеет свои внутренние праздники, часто связанные со служителями данного прихода. Конкретно обо всех нюансах лучше всего узнавать у настоятеля.
Причащение и исповедь - обязательные обряды перед венчанием
Важным этапом подготовки к таинству является причащение, а также исповедь каждого из пары. В преддверии этих обрядов следует соблюдать пост, который длится три дня. Он накладывает ограничение на данный период в виде запрета на употребление алкогольных напитков, а также интимную близость между супругами. Этот период лучше всего посвятить чтению молитв, общению со Всевышним и настраиванием на нужный лад. Это приводит в порядок мысли, а также приносит умиротворение. По истечении трехдневного поста следует непременно исповедаться, раскаявшись в своих грехах. После проведения всех предшествующих обрядов супруги считаются готовыми к венчанию.
Крестики и кольца для венчания
Что нужно для венчания? В день церемонии все, кто собирается на ней присутствовать, должны иметь при себе крестики. В первую очередь это касается, конечно же, молодоженов. Нательные крестики являются одним их главных и неотъемлемых атрибутов церемонии. Вторым важным элементом служат кольца. Раньше необходимо было подготовить пару колец, одно из которых было выполнено из золота и символизировало мужское начало и его силу. Второе было из серебра и олицетворяло женскую энергию. Сейчас эти традиции не обязательны к соблюдению. Главное, чтобы кольца нравились и были удобны для супругов.
Важным является соблюдение следующего правила. Кольца нужно отдать священнику, который будет проводить церемонию, до ее начала. Они будут находиться на престоле для освящения.
Иконы
Иконы - это то, что нужно для венчания в обязательном порядке. Их должно быть две: одна - Пресвятой Богородицы, другая - Христа. После обряда иконы нужно забрать и поместить в дом молодоженов. Это послужит очень сильным оберегом для защиты жилища и семьи в целом. Также заранее следует приобрести венчальные свечи и обязательно обмотать их белым платком, чтобы не обжечься растопленным воском. Важным атрибутом церемонии являются рушники со свадебной символикой. Один из них расстелют под ноги супругам, вторым обвяжут им руки. По окончании церемонии они должны быть сложены для хранения в доме молодоженов.
Требования к самой невесте
Отдельные требования должна соблюдать невеста. Венчание в церкви не допускает откровенных нарядов, в том числе оголения декольте, плеч и спины. Сегодня тяжело найти платье, отвечающее подобным требованиям. А если такое и произойдет, то вряд ли наряд будет отвечать современным тенденциям моды. Поэтому в данном случае используется накидка для венчания. Она может быть в виде жакета или манто. Эти элементы наряда должны быть также светлого цвета и прикрывать указанные части тела. Накидка для венчания может быть ажурной или кружевной. Такой элемент способен сделать внешний вид невесты просто потрясающим. Также необходимо помнить, что обязательно во время церемонии всем представительницам прекрасного пола быть с покрытой головой. Для невесты это может быть фата, шляпа. Подойдет также любой другой головной убор, который сочетается со свадебным нарядом.
Стоимость проведения обряда
Когда все подготовлено и наступил назначенный день, приступают непосредственно к проведению самого обряда. Молодоженов, естественно, интересует вопрос о том, во сколько им обойдется венчание. Цена самого церковного действия, как правило, священнослужителями не называется. Потому как в храме принято лишь добровольное пожертвование в такой сумме, которую считают нужной и достаточной сами молодожены и их родственники. Основные траты идут на приобретение свадебной атрибутики. К ней относятся нательные крестики, венчальные свечи и платки, рушники, иконы, накидка невесте, а также, разумеется, сами наряды.
Многие молодожены существенно облегчают процедуру, предварительно пройдя обряд обручения. Если его проводят в день венчания, то на это требуется значительно больше времени. Это таинство, как правило, происходит за месяц до основной процессии. На выбор молодоженов они могут пригласить гостей на одну из предсвадебных церемоний. По мнению многих пар, такое разделение обрядов весьма оправдано. Ведь на одном из них молодожены присутствуют вдвоем, не считая священника. Такая процедура воспринимается как настоящее таинство. Ведь присутствие большого количества людей никак не способствует данному ощущению. Если обряд обручения проводится отдельно, это значительно сокращает длительность венчальной процессии. Такое решение удобно в том случае, если на обряд приглашены гости пожилого возраста или дети.