Что такое гонорея и какие симптомы. Гонорея: симптомы и схема лечения триппера
Если вы в детстве учились играть на фортепиано, то, наверное, помните, как учитель говорил вам, что самое главное – это концентрация , координация и уверенность. И координация в этом – самый сложный урок, который нужно было усвоить.
Многие инструменты – клавишные, гитара, барабаны – требуют от вас игры обеими руками (и иногда ногами), они должны работать в тандеме, а иногда и «против» друг друга. И это может быть проблемой для новичков, которые привыкли к активности только одной руки. Когда они видят опытных музыкантов, делающих, на первый взгляд, невероятные вещи, которые кажутся еще более сложными, чем старый трюк с одновременным постукиванием по голове и круговыми движениями руки на животе, им кажется это невозможным.
Но всем музыкантам известно, что первые стадии изучения фортепиано, гитары или барабанов, в первую очередь, требуют тренировки координации и мышечной памяти. Все потом, что координация – это то, чему можно научиться, а не то, с чем музыканты рождаются. Вот несколько упражнений, которые помогут вам в самом начале пути.
1. Когда вы разучиваете новый кусок, будет правильнее, если вы начнете с партии левой руки (ну, или той, что у вас слабее, для левшей - наоборот). Если вы только взялись за инструмент, то довольно быстро поймете, что более слабой руке нужно куда больше времени, чтобы обучиться своей партии.
2. Можно тренировать координацию совсем тихо. Постановку и движения пальцев пианисты могут тренировать прямо на столе, барабанщики могут стучать по подушке, а гитаристы передвигать руки по грифу без ударов второй рукой по струнам. Такие упражнения помогают развивать мышечную память, и их можно делать, занимаясь чем-то другим – разговаривая по телефону или смотря фильм.
3. Физической укрепление слабой руки – тоже очень важная часть тренировки. Гитаристы могут сжимать теннисный мячик или специальный тренажер по нескольку минут в день. И это, наверно, самая простая функция, для которой всегда можно найти время.
4. Еще один простой способ тренировки координации на фортепиано. Поместите оба больших пальца на До первой октавы, а все остальные пальцы – на белые клавиши по обе стороны этой ноты. Спускайтесь, играя, «вниз» левой рукой, и вверх – правой. Когда ваши мизинцы будут на Фа (левая рука) и Соль (правая рука), проделайте путь обратно.
5. Должен ли левша-гитарист держать гриф в правой руке? Это личный выбор каждого, но очень многие левши любят держать его сильной рукой. Плюс, если левша умеет это делать, у него более широкий выбор инструментов, плюс он сможет менять ими с правшами и читать табулатуры, ничего в них не меняя.
6. Если вы тренируетесь с помощью гамм и арпеджио, очень важно делать это поначалу очень медленно и сознательно, чтобы руки запоминали правильную технику, играли чисто и не приобретали плохих привычек. На этой стадии вам очень важно смотреть на свою слабую руку, следить за ней. После того, как вы начнете играть без ошибок, можно не смотреть на руки и играть в более быстром темпе.
7. Метроном – крайне полезная вещь не только для координации, а вообще. Для барабанщиков это критически важно, но на самом деле каждому музыканту с самого начала нужно привыкать играть исключительно под метроном. Конечно, после того, как вы более-менее запомните мелодию и ритм – не нужно, гонясь за темпом, совершать ошибки в движениях.
8. И еще один совет для тех, кто играет на клавишных, который однако может быть использован и для других инструментов. Когда разучиваете новый кусок, пробуйте играть партию правой руки левой рукой. И наоборот. Если вы берете аккорды, привычные для левой руки, вы развиваете мобильность и «изобретательность» обеих конечностей. Правши-барабанщики могут применять такую технику, играя левой рукой на райде, а для гитаристов отлично подойдет техника тэппинга.
Как получаются «зажатые руки»?
Зажатые руки – всеобщая координационная трагедия.
Они доставляют больше всего беспокойства. Учителя «классической школы» сталкиваются с этой «проблемой» сразу, и трудятся над руками ученика в первую очередь и всю жизнь. Как много детей пришли учиться музыке, чтобы уйти с округлыми ладошками и прямой кистью, но без малейшего желания играть!
Я не знаю другой профессии, связанной с работой пальцев, где было столько одержимости с «проблемой рук».
Никогда не видела, чтобы годовалых малышей, едва научившихся стоять на ногах, тренировали ходить балетным шагом – «а то у них разовьется неправильная походка». Тем более не видела, чтобы карапуза, впервые схватившего ручонкой ложку, стали учить правилам этикета, и дико нервничали, что он «до сих пор не владеет ножом».
Порой мне кажется, что учителя фортепиано – выходцы с другой планеты. Очевидно, дети там рождаются поголовно с «округлыми» руками и сразу начинают играть с листа с динамикой. А «зажатые руки» — редкий врождённый дефект, и миссия настоящего учителя — спасти ученика, исправив ему руки как можно скорее!
Вы ещё не вызубрили ноты, а учитель уже трудится над постановкой рук. Он просит вас округлить ладошку и долго рассказывает, как именно это сделать. Представьте: вы пришли в класс вождения. Вам очень хочется поскорее сесть за руль и поехать! Но инструктор – человек долга. Главное для него — руки. Ваши руки должны смотреться на руле расслабленно и свободно. Руль вы должны поворачивать легким движением кисти – иначе вы никогда не сможете «правильно рулить»! Вы не в состоянии плавно тронуться и остановиться, всё время включаете не ту скорость, постоянно врезаетесь в кусты и бордюры – но инструктора это мало волнует: он постоянно ругает вас за «некрасивые руки».
Между прочим, зря бы он старался! Не знаю, как вы, но когда дошло до дела, я вцепилась в этот руль мертвой хваткой и боялась пошевелиться! И лишь много позже, набравшись опыта, я научилась вести машину совершенно свободными руками.
Шутки на тему «как держать кисть руки»
Вспомним стадии освоения.
Вот учитель показал вам, как правильно держать кисть руки. Если вы повторили это успешно, вы прошли «стадию проговаривания» навыка с помощью своих мышц.
Когда вы запомнили, как надо держать руку, и можете свободно представить это – вы освоили это в уме.
Когда вы научились правильно держать руку на столе, на фортепиано или на чём угодно – вы усвоили навык на уровне «грамматики».
Если вы применяете это к постановке обеих рук при игре на инструменте – это ваше «ручное» творчество.
Шутка в том, что это вряд ли поможет вам играть на фортепиано. Застывшая в красивой позе «правильная» рука не имеет ни малейшего отношения к технике пальцев и работе с клавишами!
Пока человек не освоил механику игры на инструменте, изящно выстроенный процесс постановки «округлой кисти» — пустая трата времени и сил. «Красивая рука», сколь бы не вызывала умиления, не может быть опорой в игре на фортепиано, потому что свобода мышц — не навык, а следствие физического развития.
Прибаутки на тему «ощущения тяжести руки»
Это известное упражнение учит играть одну произвольную клавишу одним пальцем на фортепиано. Так, дескать, человек учится чувствовать тяжесть своих рук и постигает туше – извлечение звука клавишей. На самом деле, можно провести много месяцев, погружая руку ребенка в клавишу и выгружая её из клавиши. Но к действенному ощущению клавиатуры это не приблизит ни на шаг!
Вспомните, сколько раз вам приходилось мерить у зеркала новые туфли. Помогало ли это разносить их?.. Увы! Только проносив их две недели и избавившись от последнего мозоля, вы больше не ощущаете их на ноге, и к вам приходит свобода движений.
Коллеги! Не проще ли прекратить красоваться перед зеркалом, а куда-нибудь сходить?
Ощущение собственных рук и клавиш может дать только реальная игра гамм и упражнений.
И тут я совершенно серьезна!
Первые шаги фортепианного «хождения»
Игра – это работа всех пальцев в заданной последовательности. Восприятие и сознание должны взять под контроль все нужные для игры мышцы. Для этого мышцы должны работать.
При условии, что упражнение простое и легко запоминается, а работа по его разучиванию не отвлекает от главного – освоения первых навыков «хождения» — это самый действенный способ научить руки и пальцы работать, как требуется.
Ключевое слово для начинающего пианиста – фортепианное хождение
. Поставив пальцы на клавиши, мы превращаемся в годовалых малышей, которые учатся делать первые шаги от клавиши к клавише. С той только разницей, что «ног» у нас как минимум пять!
Есть один способ научиться ходить: больше ходить. Упражнения и пьесы – дозированные прогулочные маршруты. Активное гуляние по клавиатуре помогает достичь множества полезных целей.
Во-первых, это развивает координацию пальцев и «взаимопонимание» с клавишами.
Во-вторых, тренирует восприятие фиксировать эту координацию вместе с клавишами.
В третьих, это позволяет освоить клавишное пространство зрением. После нескольких путешествий вперед и назад оно престаёт страшить, становится более доброжелательным и понятным.
В четвёртых, это помогает потихоньку запомнить, как черные клавиши группируются по две и по три, и как белые организованы по октавам и по порядку. Путешествие по неизвестной местности поможет понять её куда лучше, чем «клуб теледомапутешественников»!
И в пятых, это помогает использовать уже освоенный музыкальный алфавит на клавишах.
Эффективность упражнений удваивается, если использовать наклейки – карту с названием клавиш, и пропевать каждую нажимаемую клавишу пьесы сольфеджио.
Многие ругают упражнения за их скучность и механичность. И опять это – взгляд зрелого музыканта. А в самом начале пути всё наоборот. «Заданность» упражнений, их предсказуемость и повторность — хорошая опора для первых навыков «хождения». Простое, повторное движение быстро запоминается – и внимание освобождается для координации пальцев и рук. Вместо того, чтобы напряжённо расшифровывать, «куда идти дальше и как узнать, куда идти», ученик может двигаться на «автопилоте» и наблюдать за пальцами или звуком, постепенно развивая «чувство баланса».
Каждый дошкольник может бегать по клавишам!
Осваивать технику игры можно так же легко и свободно, как кататься на трехколесном велосипеде. Более того – нужно!
Чтобы обучить своих малышей «ходить пальчиками по клавишам», я выбрала несколько самых простых упражнений. Нам нужно «проходить» клавиатуру поступенно с подкладыванием пальцев (до мажор в расходящемся движении), поступенно с помощью небольшой растяжки (Ганон №1), с помощью чередования белых и черных клавиш (хроматическая гамма) и трех клавиш одновременно (трезвучия).
Игру упражнений я разучивала с детьми разного возраста. Легкость, с которой они схватывали эти движения, удивляла меня, и постепенно возраст моих учеников опустился… до двух лет! Оказывается, в два года большинство малышей уже владеют координацией своих пальчиков, и вполне способны «ходить по клавиатуре» обеими руками.
Выбор упомянутых упражнений не случаен. Вначале я отобрала те из них, которые бы очень просто копировались и запоминались, но давали максимальную координационную свободу. Потом я проверила, как относятся к этим упражнениям дети и насколько они эффективны для развития координации. Оказалось, что я не ошиблась. Упражнения, которые будут описаны ниже, действительно помогают детям освоить клавишное пространство, и они с большим удовольствием «бегают по этим дорожкам» несколько раз в день.
Однажды мама одного из моих 3-х летних учеников рассказала о своём малыше. Разучив упражнения, он так увлекся ими, что едва завидев клавиши, тут же рвался «походить по ним пальчиками». Оказавшись в магазине музыкальных инструментов, он по-деловому приблизился к самому большому роялю и стал играть обеими руками хроматическую гамму, двигаясь вдоль клавиатуры вслед за своими руками. Публика пришла в неописуемый восторг, а он долго и сосредоточенно играл, не обращая ни малейшего внимания на взрослых. Он был счастлив – он ДЕЛАЛ ЭТО.
Умение делать что-то своими руками – главное удовольствие для маленьких детей. У них ещё жив самый мощный и естественный стимул обучения – восторг победы! Игра упражнений — именно то, что им нравится.
Вот краткое описание упражнений, которые служат в моем классе опорой для развития координационной техники.
Растяжки, или Ганон №1
Я начинаю с «растяжки» – упражнения Ганона. Это — «ключ зажигания» для машины, именуемой рукой. Ганон помогает проходить всю клавиатуру, используя все пальцы поочередно. Он дает восприятию важный урок: «океан клавиш не так уж велик, и его можно переплыть». Он показывает, как передвигаться в пространстве клавиш кругообразными движениями, и как растягивание помогает перескочить через клавишу, чтобы продолжать движение.
Новички играют Ганон плоскими пальчиками, что естественно, потому что задача этого упражнения – «разбудить» механику руки и заставить каждый палец работать самостоятельно. Они получают простое руководство к действию: растянуть, раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь! Позже, когда пальчики заработали, дети легко ставят руку куполообразно и начинают опираться на кончики пальцев.
Хроматическая гамма, или
«Белый кот, Черный кот и Мышка»
Это упражнение помогает собрать кисть руки в правильную горсть: оно нагружает только сильные пальцы – первый и третий, и это освобождает кисть от напряжения. Эта гамма чрезвычайно полезна для освоения белых и черных клавиш, необходима для правильной постановки большого пальца. Игра хроматической гаммы двумя руками очень развивает способность к концентрации: на промежутке между черными клавишами каждая рука использует противоположную аппликатуру.
Трезвучия, или «три сестры – три брата».
Трезвучия учат координации одновременно трех пальцев руки. Вначале это очень трудно, и дети путают 1, 3 и 5 пальцы со 2 и 4. Разделив пальчики на «девочек» и «мальчиков» по кодировке клавиш, мне удалось обратить внимание детей на разницу этих двух групп пальцев. Вначале, когда упражнение играется отдельными руками, дети следят, чтобы в группу 1, 3 и 5 не затесались «непрошенные гости» 2 и 4. Чтобы совладать с координацией этих пальцев, они играют трезвучие много раз.
Позже, когда это дается им без труда, мы начинаем играть трезвучие пооктавно и в быстром темпе. Это помогает детям освоить октавы на мышечном уровне.
Потом упражнение играется обеими руками — и развивает координацию обеих рук.
До мажор в расходящемся движении
Это упражнение совершенно симметрично. Оно учит подкладывать первый (большой) палец для непрерывного проигрывания гаммы. Гамма играется в расходящемся движении, поочередно каждой рукой, от «до» первой октавы и до конца клавиатуры.
Сначала мы выучиваем «магическую формулу»:
123 – 1234 – 123 – 1234 — 123 и т. д.
Когда каждая рука освоила эту работу, мы ставим оба первых (больших) пальца на «до» первой октавы и начинаем играть гамму «до упора» — «пока рук хватает». Это упражнение мощно развивает навык «слепого» ощущения клавиш и технику противоположного движения. Оно помогает «присвоить» расположение белых клавиш и их звучание по порядку.
Дорогу осилит идущий!
Можно ли новичку играть упражнения прямыми растопыренными пальцами и неритмично? Запросто!
Более того: именно так ему и нужно играть. Ведь иначе он пока просто не может.
Однажды у меня в гостях был профессор, преподающий музыку. Увидев видеозапись моего трёхлетнего ученика, играющего Ганон, он очень возмутился: «Мальчик играет неправильными руками!» «Но ему только три! – возразила я, — координация только начинает развиваться!» «Или округлыми руками – или никак!» — отрезал профессор. Тогда я показала ему запись детей постарше. «А как руки у этих учеников?» — спросила я. «Вот это – то, что надо. Я же говорил: нельзя так рано начинать!» — удовлетворённо подытожил профессор. Он не знал, что эти дети, так свободно играющие «округлыми» руками, несколько лет назад точно так же пугали профессионалов, нащупывая дорогу по клавишам «неправильными» руками.
О каких «округлых кистях» новичка мы говорим? Его путешествие по клавишам ничуть не отличается от их первых шагов, сделанных маленькими гнущимися ножками навстречу маме! Конечно, его пальцы торчат в разные стороны, а чтобы нажать мизинцем, он привлекает вес всей руки. Ощущение клавиатуры придёт к нему только с развитием координации. Заработав и освоившись, рука легко принимает естественное, округлое положение. И нет никакой зажатости! Когда знаешь, куда идешь, появляется легкость походки!
Уважаемые коллеги! Проблемы «неправильных рук» не существует. Мы сами выдумали её. Соревнуясь, у чьих учеников «красивее руки», мы тешим только своё самолюбие. А вот проблема «зажатых» рук вполне реальна — но дети тут ни при чём. Это мы «зажимаем», а точнее — отбиваем руки нашим ученикам, пытаясь добиться от них «правильной постановки рук» прежде, чем хоть чему-то их научим.
Главная опора для координационной техники игры — освоение всего фортепианного пространства. Не «ощущение веса руки» путём нажатия случайной клавиши, а проработка всех клавиш освобождает руки начинающего и придает им уверенность. Подумайте сами, где вы будете чувствовать себя увереннее: там, где вы знаете каждый угол – или там, где знакома лишь пара случайных мест?
Развив координацию до уровня «свободного бегания» вперёд и назад по клавишам, ребёнок хочет сделать что-то новое. Можно приступать к освоению новых «трюков» — ученик воспринимает их с радостью и восторгом. Теперь он может:
— учиться играть ритмично и с помощью метронома,
— учиться играть громче и тише, связно (легато) и отрывисто (стаккато),
— учиться играть на фортепиано и без стикерсов – наклеек на клавиши.
Кстати о стикерсах. Как выяснилось, их роль для зрительного восприятия ребенка просто неоценима. Зрительная информация на клавишах — важнейшая опора для развития координационной техники. Об этом стоит сказать особо.
Как завоевать доверие восприятия
Если вы не хотите удариться, не ходите в кромешной тьме.
Когда я только начинала учиться, я нашла «клад» — небольшую щербинку на клавише своего пианино. Спасибо тому, кто её сделал! Она служила мне верой и правдой несколько лет — пока я окончательно не запомнила клавиши пальцами. Щербинка находилась рядом с нотой «до» — она была «ре»! Разучивая новые пьесы, я смотрела на неё, как капитан корабля смотрит на маяк. Даже теперь я вспоминаю об этой щербинке с любовью и нежностью. Она спасала меня, как утопающего соломинка!
Поэтому я придумала стикерсы, которые приклеила на каждую клавишу. Это – карта местности. Она дает новичку всю необходимую информацию. На каждой клавише я поставила ее название, краской обозначила, будет ли эта нота на линейке или между, и для полной уверенности добавила линейки скрипичного и басового ключей в виде зеленых и коричневых полосок. Клавиши, нотный стан и звук стали теперь единым пространством. Дети избавились от многих часов неплодотворной мыслительной работы — и сосредоточили внимание на координации и чтении нот.
Сделав это, я получила много писем с вопросами от коллег: а не повредит ли такое простое решение развитию самостоятельного мышления?.. Не отобьёт ли это у детей желание думать?.. И мне всегда хотелось спросить: скажите, коллега, для чего приходит к вам ученик? Чтобы научиться играть – или чтобы думать?..
Когда вы едете в другой город и не знаете дороги, вы берёте карту. И вы будете заглядывать в нее, пока не запомните дорогу. И вот вы пришли за картой, а продавец карт говорит: «Не бери карту, приятель! С картой ты разучишься самостоятельно мыслить и решать проблемы, и никогда не сможешь развить в себе биологический компас!» Что вы ему ответите?..
Естественное желание человека — добраться до конца пути, а не застрять наглухо где-то посередине. Отчего же в музыкальном обучении мы должны сидеть и напряжённо думать, когда можем свободно путешествовать и получать от этого удовольствие?
Многие педагоги уверены: опираясь на подсказку, человек будет пожизненно от нее зависеть. Они не понимают, как работает восприятие при обучении. У него есть два свойства. Первое: новое воспринимается настолько, насколько оно понятно. Чтобы воспринять нечто, человек должен иметь какие-то ориентиры. И второе: «поняв» что-то, восприятие тут же расширяется. Оно не сидит на месте! Приняв подсказку и почувствовав себя защищено, восприятие начинает осваивать местность вокруг, отходя от исходного «гнездышка» все дальше и дальше.
В каждом из нас живет исследователь! Но главное для каждого исследователя — «свой домик», место, куда он всегда может вернуться, чтобы не заблудиться. И чем шире становится наш мир, тем шире и безопасная зона. Так, начиная с двух-трёх счетных палочек, мы постепенно переезжаем в дом по имени «таблица умножения», а ещё позже можем выстроить себе «дворец» по имени «интегралы».
Я часто бываю свидетелем такого «новоселья», когда, придя на урок, мои малыши гордо говорят: «Я больше не играю со стикерсами!» И попробуй их только заставь! Для них это — личное оскорбление. Освоив и отработав новый уровень, восприятие начинает скучать и отвергать его – как подросток детскую песенку, из которой давно вырос. В моей студии всегда стоит инструмент без стикерсов, но с небольшой заставкой позади клавиш, на которой показана все та же «карта дороги». Через некоторое время дети, садясь за инструмент, демонстративно вынимают её. Теперь она им даже мешает!
Уверена: использование стикерсов или клавишной карты не просто гуманно по отношению к нашим ученикам. Это также и акт уважения к их неопытности, и право на эту неопытность. Давая новичку подсказки и предупреждая его затруднения, мы проявляем громадный акт доверия к его восприятию. Мы не наказываем ребенка за то, что он – ещё ребёнок. Не издеваемся, как злые надсмотрщики: дескать, вот тебе проблема и посмотрим, как ты с ней справишься! Мы даем руку помощи, как друзья: опирайся, пока тебе нужно. Я в тебя верю – ты обязательно окрепнешь. И восприятие, почувствовав нашу помощь, начинает с нами благодарно сотрудничать. Вместе с огромными успехами, в человечке растет самоуважение и вера в собственные силы.
А вот что происходит с восприятием на уроке «надсмотрщика».
Много шума из ничего, или поиски «до» первой октавы
Как выглядит клавиатура фортепиано? Огромное множество абсолютно одинаковых клавиш. И лишь чёрные клавиши, к счастью, немного не симметричны. Пару черных клавиш в центре клавиатуры принято считать ориентиром. Слева от них – нота «до» первой октавы. «Тут, по средине, — загадочным голосом говорит учитель, – где находятся две черные клавиши, рядом с левой клавишей находится нота С, или «до»!»
Уверяю вас, даже приключенческий диснеевский мультфильм о том, где «приютилась» на клавишах нота «до», не прибавит способности сразу видеть её на реальных клавишах. Белая плоскость, поделенная на несколько десятков равных отрезков – всё равно, что необъятное снежное поле, на котором нужно отыскать белую мышь. Это для взрослых «два» и «три» — просто, а для ребёнка — вовсе нет! У него ещё нет нужных навыков. Сначала ему нужно пройти стадию проговаривания счета: «раз-два», «раз-два-три», потом осмыслить разницу, а потом научиться схватывать ее зрением на лету. И лишь потом, постепенно, появится способность считать в уме и сразу различать число клавиш!
Чтобы мои маленькие ученики слету определяли, где две черные клавиши, а где три, нужно потратить несколько недель. Я вырезала из бумаги фигурки животных. Динозавров надо положить на три клавиши, а лошадей — на две. Дети аккуратно раскладывали эти фигурки по местам, но без них ещё долго затруднялись ответить слету, где две клавиши, а где три.
Значит, и тут большинство педагогов игнорирует постепенность восприятия. Они действуют так, будто ученик уже умеет быстро считать в уме, и клавиатура для него — уже знакомое и разученное пространство. Но ребёнок – не взрослый! Ждать от новичка, что он сядет, окинет орлиным взором инструмент, мгновенно сгруппирует все черные и белые клавиши и тут же разделит их на октавы – мягко говоря, наивно. Если ребенок сосредоточен на чёрных клавишах, то он уже не может следить за белыми. А если сфокусировался на белых — совершенно не в состоянии отслеживать и черные, две их там, или три. Вспомните зеркала в машине. В таком же замешательстве и начинающий, сидящий перед морем клавишей.
Но и это еще не все!
Ведь нота «до» находится СЛЕВА от двух черных клавиш, которые ПОСЕРЕДИНЕ. Как мы уже выяснили, «слева» – вовсе не подсказка для малыша. Это слово мало о чём говорит ему – оно ещё не усвоено мышцами. «Посередине» — тоже загадка ещё та. Начинается второй акт драмы «борьба за запоминание ноты до». Выглядит это примерно так:
- Поблуждав туда-сюда по инструменту, зрение пытается из массы черных клавиш выделить две. Наконец оно останавливается на парочке клавиш. Вроде бы, они посредине?.. Ученик ёрзает, пытаясь определить, насколько они посередине… по отношению к его туловищу.
- Теперь – контрольная по математике. Два или три – вот в чем вопрос. Кажется, два. Ура! Мы на месте назначения.
- А что же такое «лево»?.. Так, кажется «право» – это то, чем я пишу, стало быть лево – это противоположное. Вот туда!
- Смотрим на две чёрные клавиши: какая ближе к той руке, которой я не пишу? Она и есть — лево.
- С неё нужно соскользнуть на белую, опять влево. Вот она. Ура! Нашли! А дальше что?
Вот в таких барахтаньях и блужданиях проходит невинное, мимолётное для учителя обучение ноте ДО. Что-то совсем далековато до игры двумя руками, вам не кажется?
От координации движений и ловкости зависит точность перемещения тела человека в пространстве и совершения движений руками, ногами или пальцами относительно команд, поступающих от головного мозга. Эти навыки начинают развиваться еще в детстве, но этому можно поспособствовать.
Простые действия, улучшающие координацию
Для развития координации движений есть физические упражнения, но дополнительно можно выполнять несложные действия даже в повседневной жизни. К примеру, при поездках в общественном транспорте учитесь сохранять равновесие без поручней, но не отходите от них слишком далеко и будьте готовы себя подстраховать. И никогда не упускайте возможность побегать с ребенком или поиграть с ним в активные игры.
Упражнения для развития координации и ловкости рекомендуется выполнять ежедневно, уделяя занятиям по 15-20 минут. Ниже мы рассмотрим более 10 упражнений на координацию, среди которых вы сможете выбрать несколько подходящих. Начинайте с простых, но постепенно усложняйте себе задачу. Наши упражнения на координацию предназначены для развития ловкости рук, ног или всего тела.
Тренировка координации рук
Для выполнения первого упражнения необходимо расположить ладонь одной руки возле головы, а вторую держать напротив живота (примерно на удалении 10 см). Затем первой рукой нужно дотронуться до головы, а второй начать описывать круги вокруг живота. Поначалу эти простые движения руками могут даваться вам с большим трудом, но постепенно вы натренируете ловкость и координацию, и сможете обеими руками выполнять разные действия.
Следующее упражнение для развития ловкости и координации рук, подходящее для взрослых и детей, предполагает вращение рук в разных направлениях. Кистями при этом нужно касаться к плечам, выполняя кругообразные движения локтями. Вам наверняка знакомо это разминочное упражнение еще со школы. Попробуйте выполнить одновременно 10-15 вращений локтями в разные стороны: одним по часовой стрелке, а другим против. Это не так просто, как кажется, но при помощи этих движений вы сможете развить не только координацию, но и ловкость.
Еще одно интересное упражнение на ловкость и моторику рук предполагает описывание разных фигур в воздухе. Вытяните обе конечности вперед перед собой и начните левой рукой описывать одну геометрическую фигуру (например, круг), а правой другую (например, квадрат). Поначалу эти упражнения покажутся вам невыполнимыми, но регулярная тренировка помогает развить свои навыки до нового уровня.
Среди более сложных упражнений на развитие ловкости с координацией выделяют жонглирование. Возьмите по шарику в обе руки и начните их попеременно подбрасывать вверх и ловить: правая рука побрасывает, и она же ловит, и так же с левой. Затем упражнение на ловкость можно усложнить: левая рука подкидывает, а правой нужно ловить, и наоборот. Далее можно добавить еще третий мячик и начать учиться жонглированию. Этому непросто научиться, но при регулярных тренировках вы быстро улучшите свои навыки.
Упражнения на координацию и ловкость ног
Особенно важна координация и ловкость ног для футболистов, которые на тренировках выполняют специальные упражнения для развития этих навыков. С их помощью вы научитесь не только сохранять равновесие, но и выполнять самые сложные и быстрые движения ногами.
Первое упражнение - это всем известные еще с детства классики. Можете начертить на земле ячейки, купить специальную фитнес-лестницу или зрительно распределить пол на несколько квадратов. Для начала вам нужно встать на две ноги, расставленные примерно на ширину плеч, а затем сделать прыжок вперед и приземлиться на одну ногу (например, левую). Далее отталкиваемся и приземляемся впереди снова на обе ноги, а со следующим прыжком приземляемся уже на правую стопу. И так продолжаем, выполняя с каждым разом упражнение все быстрее и быстрее.
Далее переключаемся на более сложные прыжки, начиная вновь с постановки ног на ширине плеч, а затем делаем два шажка обеими ногами вперед. Далее левой ногой шагаем вперед и влево, а правой вперед и вправо, а затем левой вперед вправо и правой вперед влево (вернетесь к постановке стоп на ширине плеч), и так далее по кругу.
Вышеописанные упражнение хорошо подходят для развития ловкости, но если хотите сделать упор именно на координацию, попробуйте следующее: сядьте на края стула или дивана и вытяните ноги вперед в воздухе. Начните одной ногой выполнять движения вверх-вниз, а другой влево вправо. После этого усложните себе задачу обведением разных геометрических фигур.
Развитие общей координации
Теперь рассмотрим 5 гимнастических упражнений на развитие координации всего тела, при выполнении которых вам не потребуется специальное оборудование:
- Становимся на одну ногу, разводим руки в стороны и поддерживаем равновесие. Если легко справитесь с этой задачей, попробуйте.
- Стоя на одной ноге, подпрыгните и приземлитесь на другую, и затем наоборот.
- Можно выполнять упражнение для координации с мячом: встаньте напротив стены на одной ноге и начните кидать в нее мяч, а после отскакивания ловите его и бросайте снова.
- Встаньте, скрестив руки и ноги, а затем в прыжке поменяйте их местами и приземлитесь, а затем повторите.
- Ровно встаньте и одну согнутую в колене ногу отведите в сторону, а на другой поднимитесь на носочек. Поднятую ногу плавно верните на пол и сделайте аналогичное движение в обратную сторону.
Как развить ловкость и координацию у детей?
Описанный комплекс подходит взрослым людям и подросткам, а детям младшего возраста и дошкольникам подойдут другие тренировки. Начинать развивать ловкость и координацию лучше именно с малых лет, так как дети легче поддаются тренировкам.
В возрасте 2-3 лет у детей минимальный двигательный опыт и координация плохо развита, поэтому первые упражнения должны быть максимально простыми:
- ходьба по линии;
- перешагивания через какой-нибудь предмет;
- приседания;
- наклоны в разные стороны.
В 3-4 годика ребенку для развития ловкости и координации можно начать ходить с ним по бревну или бордюру, увить его залезать и слезать со скамейки, быстро обходить разные препятствия и бегать змейкой. Но не забывайте страховать своего малыша, чтобы ребенок не травмировался.
Для дошкольников возрастом 5-6 лет нужны более сложные упражнения, развивающие общую координацию и мелкую моторику. Попросите ребенка встать, закрыть глаза, вытянуть руку вперед и затем дотронуться указательным пальцем до носа. Также продолжайте ходить с малышом по бревнам, скамейкам и бордюрам, учите подниматься и спускаться по лестницам, но усложняйте задачу подъемом рук над головой, складыванием их на груди или вытягиванием в стороны.
Упражнения для школьников в 7-8 лет на координацию и ловкость еще более сложны в выполнении. Например, при ходьбе по бревну или бордюру попросите ребенка сесть на корточки и развернуться кругом. Каждая тренировка для ребенка должна быть, как своеобразная игра, поэтому старайтесь увлекать его и заинтересовывать. Можете добавлять несложные упражнения, предназначенные для взрослых, которые были описаны выше.
Как развивается зрительно-моторная координация?
Для развития зрительно-моторной координации у детей дошкольников или школьников тоже можно использовать специальные упражнения. Плохая моторика вызывает у ребенка сложности при обведении фигур, рисовании картинок по образцу и выполнении других несложных задач. Из-за этого снижается работоспособность малыша и ему труднее научиться письму.
Для развития координации зрительных и моторных функций у школьников начальных классов или дошкольников можно выполнять следующие несложные упражнения:
- срисовывать геометрические фигуры и более сложные предметы;
- дорисовывать картинки;
- обводить изображения по контурам;
- штриховать изображения в пределах границ контура;
- брать мелкие предметы, используя указательный и большой палец, указательный и средний, большой и мизинец.
Постепенно навыки ребенка натренируются, и его координация с ловкостью будут заметно улучшены.
Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. По наблюдениям исследователей, развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Тренировка тонких движений пальцев рук не только окажет стимулирующее влияние на общее развитие ребенка, но будет также способствовать преодолению и профилактике нарушений речи у детей. Даже если речь ребенка развивается без особенностей, необходимо заботиться о совершенствовании у него тонких движений пальцев рук.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.
Мелкая моторика - это движения, осуществляемые мелкими мышцами человеческого тела, способность выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Навыки мелкой моторики используются для выполнения таких точных действий, как «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами) для манипулирования небольшими объектами, письмо, рисование, вырезание, застёгивание пуговиц, вязание, завязывание узлов, игра на музыкальных инструментах и так далее инструментах и такдалее.
Освоение навыков мелкой моторики требует развития более мелких мышц, чем для крупной моторики. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость . Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий
Игра «Чем не Золушка?»
Цель : развивать мелкую моторику.
Игровой материал и наглядные пособия : крупа (рис, гречка).
Описание: воспитатель жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность, перемешались два вида крупы (рис и гречка), а перебрать ее времени не хватает. Поэтому нужна его помощь: разложить крупу по разным банкам.
Игра «Шофер»
На столе раскладываются маленькие предметы (фигурки животных, солдатики, кубики) на расстоянии 5-7 см друг от друга. Понадобится также фишка, пластмассовый или деревянный кружок. Передвигая фишку одним пальцем, нужно «объехать» все препятствия, ничего не задев. Играть попеременно разными пальцами.
Игра «Переливалки»
Детям очень нравится играть с водой, оставьте две емкости, в одну из них налейте воду. Дайте ребенку медицинскую грушу, и пусть нею переливает воду с одной емкости в другую.
А можно рисовать крупами, ребенок увлеченно будет это делать!
Работа над моторикой пальцев рук важна для развития речи детей, особенно в раннем возрасте. Данная проблема хорошо освещена в литературе. Право на выбор упражнений, направленных на развитие тонкой моторики пальцев рук с использованием стихотворных текстов, остается за каждым педагогом. Важно подобрать такие игровые задания, которые будут способствовать выработке четких координированных движений в сочетании с речью, формированию навыков выражать при помощи интонации и мимики различные эмоции. Желательно, чтобы тексты были насыщены автоматизируемым звуком или связаны с изучаемой лексической темой. Например, потешка «Мы делили апельсин...» подходит для закрепления звука [л].
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежат,
Эта долька - для ужат,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда.
Разбегайтесь кто куда!
Массаж или самомассаж
Массаж эффективен в преодолении дизартрии, ряда форм дислалии и ринолалии и может быть направлен на исправление широкой группы артикуляционных нарушений, имеющих моторную или сенсомоторную природу. Он позволяет достаточно быстро нормализовать тонус мышц при гипо- и гипертонусе, координировать тонкие артикуляционные движения, устранить дисплазии, вызванные легкими парезами. Массаж входит в комплексную методико-педагогическую систему преодоления вышеперечисленных нарушений и может осуществляться врачом, логопедом или медицинской сестрой. В ряде случаев, некоторые приемы массажа дети могут выполнять самостоятельно (самомассаж). Приемы массажа и методики его применения описаны в многочисленных пособиях (Блыскина, Ковшиков, 1995; Новикова, 2000; и др.).
Мимические упражнения
Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры и предшествуют работе по выработке четких артикуляционных движений. На первых занятиях ребенку предлагается выполнить самые простые мимические движения: нахмурить брови, поочередно открывать и закрывать глаза. На первый взгляд, это простые упражнения, но детям с дизартрией они мало доступны. Можно предложить ребенку помочь себе пальцами приподнять брови, удерживать правый глаз открытым, в то время как закрывается левый глаз. Движения сопровождаются речью:
Спи, глазок, спи, другой.
Спите сразу, оба глаза.
Правый глаз, просыпайся!
Левый глаз, просыпайся!
В дальнейшем у ребенка следует развивать произвольность мимики и контроль за нею. На занятиях следует чаще использовать мимические упражнения, в ходе выполнения которых дети учатся выражать эмоциональное состояние - печаль, радость, веселье, огорчение, страх, испуг, возмущение, уверенность, робость, злость, недовольство, счастье, несчастье, ликование, измученность, бодрость, озабоченность, спокойствие, виноватость, смущенность и др. Для поддержания интереса к такого рода заданиям используется наглядный материал: пиктограммы с изображением лиц детей и взрослых в различных эмоциональных состояниях, изображения клоунов и животных (сердитый бульдог, хитрая лиса, злой волк и др.).
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков родного языка.
Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционных упражнений связано с определенными игровыми образами.
Целенаправленные артикуляционные движения в начале логопедической работы детям еще недоступны, поэтому очень важно найти возможность опоры на непроизвольные движения. Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.
Игровые задания, в которых детям предлагается изобразить, как обезьянка вытягивает губы, прячет за щеку банан, смеется, произнося звукосочетание ихи-хи-хи; как птенчики просят пищу; как сердится бульдог, оскаливая зубы, и другие, помогают преодолеть страх неуспеха и негативизма при выполнении артикуляционных упражнений.
Для индивидуальной работы с ребенком логопед подбирает артикуляционные упражнения с учетом формы дизартрии и конкретно нарушенного звука. В начале занятий с ребенком, т. е. в подготовительный период работы над звуком, используются самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Постепенно они заменяются упражнениями, которые являются базой для постановки того или иного звука, т. е. отрабатываются четкие артикуляционные уклады, затем вводятся задания на переключаемость движений, а далее включаются упражнения, направленные на формирование согласованной работы органов артикуляционного аппарата (губ и языка).
При наличии спастичности артикуляционных мышц наблюдается постоянно повышенный тонус мускулатуры языка, губ и лицевой мускулатуры. В таких случаях статические упражнения недопустимы. Целесообразно удерживать выработанный артикуляционный уклад на счет 1, 2, 3 и переключать органы артикуляционного аппарата ребенка на другое движение. При гипотонии артикуляционных мышц упражнения направлены на их укрепление, потому полезны статические упражнения на удерживание определенной артикуляционной позиции под счет (от 5 до 10).
Каждый комплекс артикуляционной гимнастики, входящий в то или иное занятие, включает в себя несколько обязательных заданий:
мимические упражнения;
упражнения для губ;
упражнения для языка;
фонетическая зарядка на развитие переключаемости мышц органов артикуляции.
Надо отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Отдельные упражнения ребенок может освоить за несколько занятий, другие занимают от одного до нескольких месяцев, например укладывание языка на дно ротовой полости «дорожкой», упражнение «чашечка», установка языка за нижними зубами (уклад для звука [с]), подъем языка к альвеолам. Выработка определенного артикуляционного уклада порой требует сотни повторений и не следует думать, что предложенные комплексы упражнений будут усвоены детьми за одно занятие. Нецелесообразно работать только над определенными упражнениями до тех пор, пока они не будут окончательно сформированы у ребенка. Новые артикуляционные упражнения включаются наряду с уже применяемыми, меняются лишь их названия, вводятся игровые образы.
Дети быстро утомляются, поэтому одному и тому же упражнению даются разные названия. Например, положение острого языка, называемое в логопедической литературе «иголочка» или «жало», сравнивается с морковкой, концами ножниц, верхушкой елки, ракетой, шпагой, острым карандашом и др. В ходе работы над темами «Домашние птицы», «Зимующие и перелетные птицы» это положение преподносится как клюв петуха, дятла, аиста, журавля, цапли или других птиц. При изучении темы «Животные» детям предлагается показать, какие острые ушки у лисы, иголки у ежика и др.
Для некоторых детей даже широкое открывание рта и удерживание его в таком положении - трудное задание, которое требует многократных повторений. Это упражнение можно назвать по-разному: «Рыбка открывает рот и ловит корм», «Крокодил широко открыл рот», «Бегемот разинул рот, булки просит бегемот» (С. Маршак), «Язычок отдыхает на диване», «Поздороваемся с маленьким язычком» и т. д.
Работу по развитию речевой моторики целесообразно начать с произношения гласных звуков, так как на их основе формируются артикуляционные позиции для некоторых согласных звуков, кроме того, они способствуют выработке речевого дыхания и развитию голосовых возможностей ребенка.
Использование в качестве опоры гласных и согласных звуков, основанных на непроизвольных движениях, достигается в игровых ситуациях: «На приеме у доктора Айболита» (покажем Айболиту горлышко и скажем: «А-а-а-а»), «Плачет малыш» (а-а-а-а-а ), «Хочется спать» (зевание), «Малыш просит у мамы кушать» (произноситсяам - рот широко открыт), «Малыш кашляет», «Бельчонок потерялся» (Мама-белочка зовет бельчонка: «Ау!» Не слышит бельчонок. Давайте и мы позовем бельчонка: «А-о-у!» А вот и Мишка топает. Он предлагает свою помощь. Произносятся гласные звуки в разных вариациях со сменой силы и высоты голоса).
Одновременно с гласными звуками используются и сохранные согласные звуки раннего генезиса ([м], [н], [п], [б], [к], [г], [в], [ф]).
Далее используются звуки [и], [т], звукосочетания йа, йо, йу, йэ; звукоподражания: «Ослик кричит:иа, иа», «Веселые дети смеются:хи-хи-хи», «Разговор зверят:ти-ти-ти, тя-тя-тя, те-те-те», игра «Я - не я». Например, логопед говорит: «Я люблю читать книжки. Я люблю рвать книжки». В ответ дети произносят «И я» или «Не я».
«Песенки» птиц, «разговоры» зверей и игрушек, в которых дети произносят звуки [и], [й], [т], служат базой для формирования артикуляционной позиции звука [с]: кончик языка опущен и лежит за нижними зубами, посередине языка проходит узкая щель.
Произношение звуков (гласных и согласных) и слогов сочетается с развитием общей и тонкой моторики пальцев рук, с формированием умения с помощью интонации и мимики выражать различные эмоции. С этой целью можно применить следующие задания и игровые приемы:
Произнесение гласных звуков и слогов в сочетании с ходьбой на месте, наклонами в стороны, подниманием и опусканием рук, головы и т. д.;
Произнесение звуков и слогов с выражением эмоций: сердимся, ругаемся - миримся, печалимся - радуемся и др.;
Произнесение гласных звуков и слоговых сочетаний с движением указательного пальца по волнистым и ломаным линиям, по кругу и спирали, нарисованным на листе бумаги.
Все задания тесно связаны между собой: произнесение звуков и их сочетаний от имени героев знакомых сказок будет способствовать выработке голосовых модуляций, развитию речевого дыхания, а повторение слоговых сочетаний - развитию подвижности и переключаемости органов артикуляции.
Упражнения, которые имеют условные названия, связаны с определенным игровым образом и требуют перевоплощения, вызывают у детей интерес, препятствуют утомлению и способствуют воспитанию устойчивости внимания.
Движения языка слева направо («маятник») можно представить следующим образом: «лиса заметает следы хвостом», «собака виляет хвостом», «рыбка плывет и шевелит хвостиком», «дверь или форточка открывается и закрывается», «волны бьются о берег», «качаются ветви деревьев» и др.
Для формирования артикуляционных позиций - широкая и узкая «трубочка» - используются игровые задания «Покажи, какие бублики, баранки испекли для мишки или обезьянки» и «Покажи, какие предметы бывают круглыми - колесо, пуговица, обруч, руль, круглый нос Пятачка или свинки» и др.
Упражнение «Грибок» тоже можно разнообразить. Грибочки - подосиновики, сыроежки, моховики, маслята и др. - собираются для белочки и бельчонка и «развешиваются» на сучки. В другом случае грибы собираются для мамы, для бабушки или для грибного супа.
Упражнение «Надувание обеих щек» преподносится по-разному: «сердитый индюк», «хомячок», «овощи-толстячки», «толстощекий малыш», «толстомордый медвежонок», «колобок», «спрячем яблоки за щечки», «щечки-мячики» и др.
С большим интересом воспринимается детьми игровая ситуация, связанная с темой «Транспорт». В ней используются следующие игровые упражнения: «машина въезжает в туннель» (губы вытянуты, рот приоткрыт), «машина едет по ровной дороге» (укладывание широкого языка на нижнюю губу), «горочка», «машина съезжает с горочки» (кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка языка приподнята), «повернуть направо, затем налево» (движения языка влево-вправо), «машина подъехала к высокой горе» (кончик языка приподнят к верхним зубам), «машина объезжает гору» (круговые движения языка под верхней и нижней губами), «машина подъехала к яме» (язычок «чашечкой»), «заглох мотор» (произношение звука т-т-т-т-т ), «заведем мотор» (произнесение звукад-д-д-д и звукосочетанийдж-дж-дж-дж ), «прокололась камера» (произношение звукаш-ш-ш-ш-ш ), «заклеим камеру» (круговые движения языка по верхней и нижней губе), «накачаем насосом камеру» (произносится звукс-с-с-с-с-с ).
Не менее интересен для детей сюжет «Птенчики и мама-птица». Дети вытягивают губы вперед узкой трубочкой, показывая, какое маленькое яйцо снесла сойка. Ворона снесла большое яйцо (вытягивают губы широкой трубочкой). Птенчик пробивает клювом скорлупу (стучат языком по бугоркам, произнося звуки т-т-т-т-т, д-д-д-д-д ). Птенчики широко открывают рты-клювики (просят пищу), делают языки «чашечкой» (приготовились получить пищу) и др. После этого учатся петь (используются простые звукосочетания - подражание пению разных птиц).
Любую пластмассовую коробочку можно превратить в соковыжималку. Поставив в коробочку картинку с изображением фруктов или ягод, ребенок нажимает на «кнопку», произнося звуки т-т-т-т, д-д-д-д, т-д-т-д-т-д, джжжжж. Предложив ребенку сделать язык «чашечкой», логопед имитирует действие - наливает в нее сок. Эта игровая ситуация способствует отработке язычно-альвеолярной схемы (удерживанию языка у альвеолярного отростка) и помогает детям практически использовать в речи относительные прилагательные (яблочный, сливовый, виноградный ). В «чашечку» «наливается» чай, морс, компот, кофе, «Фанта», какао и другие напитки, употребление этих слов-названий способствует развитию пассивного словаря. Вместо словачашечка можно использовать словоплошка. В «плошку» наливаем молоко для котенка, суп для щенка. Та же позиция языка может носить названия «ковш экскаватора», «лепесток розы», «цветок кувшинки», «вагончик на рельсах». Упражнение «чашечка» многократно обыгрывается в различных ситуациях. Например, на первых занятиях дети «лепят чашечку из глины». Глиняная чашечка неглубокая, с утолщенными краями, что характерно для положения языка на первом этапе работы над этим упражнением. Затем можно «лепить фаянсовую и фарфоровую чашечку», у таких чашек края тонкие.
Артикуляционную гимнастику можно сочетать с развитием мелкой и общей моторики, голоса, дыхания и других нарушенных функций. Все задания объединяются единой темой. На примере двух занятий показан принцип их построения.