Государственное предпринимательство. Государственное предпринимательство - определение, особенности и субъекты
Для государства как субъекта экономических отношений необходимо быть включенным в систему рыночных отношений. В данных отношениях государство выступает в двоякой роли. Во-первых, как потребитель, удовлетворяя публичные интересы путем перераспределения доходов других экономических агентов. Во-вторых, как предприниматель, т.е. осуществляет деятельность, систематически приносящую прибыль, используя государственную собственность. Полученная прибыль идет на пополнение бюджета, увеличение государственного капитала и на выполнение социальных обязательств государства.
Особенности государственного предпринимательства
- 1) его масштабы имеют предел, которые определяются уровнем социально-экономического развития государства, конкурентностью национальной экономики и т.н.;
- 2) государство (собственник) непосредственно предпринимательской деятельностью не занимается. Оно либо создает нужные ему хозяйствующие организации, либо передает на определенных условиях коммерческим организациям права по распоряжению и использованию государственным имуществом;
- 3) государственное предпринимательство направлено на решение стратегических задач социально-экономического развития страны, обеспечения национальной обороны и безопасности;
- 4) государство несет ответственность за функционирование всей экономики и социальной сферы, оказывает поддержку развития малого и среднего предпринимательства, отсталых регионов, выполняет взятые социальные обязательства и т.п.
В иностранных государствах государственным предприятием признается предприятие, осуществляющее экономическую деятельность, в котором государство имеет большую часть капиталов или играет основную роль в управлении. Минимальная доля государства в капитале предприятия различна по странам. Так, во Франции она равна 30%, в ФРГ - 25%, в Испании, Португалии, Австрии - 50% .
Во многих странах в сферу государственной собственности в разные периоды входили ресурсы недр, земельные угодья, денежные средства, золотовалютные резервы, промышленные предприятия, электроэнергетика, военные объекты, связь, транспорт, автомобильные и железные дороги, авиакомпании, телеграф и телефон, почта и т.д.
В странах с развитой рыночной экономикой существует несколько типов государственных предприятий: предприятия, находящиеся под прямым контролем государственных органов управления; публичные корпорации, называемые в США правительственными корпорациями, а во Франции - национальными обществами.
В современных условиях границы между государственными и негосударственными компаниями не четко выражены. Например, в США крупнейшая компания «Амтрак», созданная Правительством США для обеспечения национальных пассажирских перевозок по железной дороге, получает субсидии от федеральной власти. Но в то же время в остальном действует как частная компания.
Такую же картину можно наблюдать в Великобритании с национализированной Британской сталелитейной компанией.
В развитых в промышленном отношении странах между государственным сектором и частными фирмами существует два различия. Во-первых, руководство государственными структурами осуществляют лица, назначенные (выбранные) публичной властью. Во-вторых, государственным структурам дан ряд правомочий, которых нет у частных.
В Российской Федерации основными формами государственного предпринимательства являются:
- - коммерческие предприятия государственного сектора (государственные унитарные предприятия);
- - хозяйствующие субъекты, основанные на смешанной форме собственности;
- - бизнес-группы, участниками которых наряду с частным бизнесом являются и государственные предприятия, а также хозяйствующие субъекты, основанные на смешанной форме собственности (холдинги, финансово-промышленные группы, кластеры).
Сектор государственных предприятий в Российской Федерации включает унитарные предприятия и акционерные общества, в которых государство является единственным акционером.
Бизнес-группы с участием государства осуществляют свою деятельность в стратегически важных отраслях экономики. Вокруг них группируются промышленные предприятия, контроль за частью которых происходит с помощью трастовых соглашений, совместных предприятий, франчайзинговых отношений, участия в капитале, финансовой поддержки и т.п.
Одной из форм таких групп являются холдинги. Холдинги не относятся ГК РФ к организационно-правовым формам коммерческих лиц. Но они являются наиболее распространенной в рыночных отношениях формой объединения коммерческих организаций, основанных на отношениях экономического контроля. Холдинг - это совокупность материнской (управляющей) компании и контролируемых ею дочерних компаний.
Холдинги - форма предпринимательского объединения, представляющая собой группу организаций (участников), основанную на отношениях экономической зависимости, участники которой, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы - холдинговой компании (головной организации).
Холдинговая компания, будучи центром холдингового объединения, в силу владения преобладающими долями участия в уставном капитале, договора или иных обстоятельств прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы.
Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. Предприятия, контрольные пакеты акций которых входят в состав активов холдинговой компании, далее именуются дочерними. Холдингами, созданными в России, являются «Уралмаш НГО Холдинг», «Газпром-медиа», группа Альянс, Лукойл, Русский Стандарт, «Группа “ГАЗ”» и др.
Существует другой тип объединения хозяйствующих субъектов - финансово-промышленные группы. Они объединяют юридически и хозяйственно самостоятельные предприятия - промышленные, торговые, транспортные, кредитные и т.д. путем объединения финансовых и материальных ресурсов фирм разного профиля (предприятия, банки, организации). В их состав обязательно должна входить кредитная организация. Примерами уже созданных в Российской Федерации финансово-промышленных групп могут служить: «Уральские заводы», «Русхим», «Сокол», «Драгоценности Урала», «Сибирь», «Российский авиационный консорциум» и др.
Высокий потенциал имеет такая форма организации бизнес-групп, как кластер. В Федеральном законе от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под кластером понимается совокупность ОЭЗ одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством РФ и управление которой осуществляется одной управляющей компанией. Закон предусматривает, что на территории РФ могут создаваться ОЭЗ следующих типов: 1) промышленно-производственные; 2) технико-внедренческие; 3) туристско-рекреационные особые; 4) портовые.
Динамично развивающейся формой государственного предпринимательства является передача государственного имущества во временное пользование частным юридическим и физическим лицам, посредством различных инструментов (трастового (доверительного) управления, аренды, заключения концессионных соглашений, соглашений о франчайзинге, контрактов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и др.).
Трастовое управление - исполнение функций управления доверительным лицом но поручению собственников объекта, уполномоченных органов.
Франчайзинг - смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, «родительские» компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, дочерними компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирма обязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной «родительской» фирмой, в течение определенного времени и в определенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.
В нашем случае частному предпринимателю предоставляется привилегия на право пользования государственной собственностью для производства определенных товаров (услуг), заказчиком которых выступает государство. Соглашение о франчайзинге заключается с теми, кто при соблюдении устанавливаемых государством требований к тарифам, объемам производства берет на себя обязательство осуществлять деятельность при наименьших размерах средств, выделяемых из бюджета, или при уплате в бюджет наибольших доходов.
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концсденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.
Контрактная система в сфере закупок товаров , работ , услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, государственные корпорации «Росатом», «Роскосмос», заказчики, участники закупок, организации, операторы электронных площадок и др.) и осуществляемых ими в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
- Более подробно см.: Государственное регулирование экономики: учебное пособие /под ред. И. Е. Рисина. М.: КноРус, 2016.
- Государственное регулирование экономики / под ред. И. Е. Рисина.
Для смешанной экономики характерно многообразие форм собственности.
В развитых странах наряду с частной собственностью существует и
государственная собственность. Удельный вес государственного сектора в развитых странах различен. Он крайне мал в США и Японии. «На европейских же государственных предприятиях производится от 10% до 30% валового внутреннего продукта. На них занято от 4% до 20-25% рабочей силы. Государственные предприятия осуществляют от 1/6 до 1/3 и даже 1/2 валовых капиталовложений в экономику.
Следовательно, государство в современной рыночной экономике – это и предприниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), и потребитель
конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве,
распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.
В государственной собственности субъектом отношений присвоения,
распоряжения и контроля выступает государство.
Государственная собственность возникает двумя путями:
Первый путь, когда государство строит новые предприятия за счет средств бюджета;
Второй, когда государство осуществляет полную или частичную национализацию, приобретая акции частных предприятий.
В результате государственная собственность реализуется по следующим
создание за счет средств государственного бюджета малоприбыльных предприятий инфраструктуры, необходимых для функционирования всей экономики (коммунальное хозяйство, энергетика, транспорт, связь);
развитие некоторых капитальных отраслей, связанных с научно-техническим прогрессом (электроника, авиация);
национализация убыточных предприятий (например, предприятия угольной промышленности).
В результате в орбите государственного предпринимательства
оказываются не только инфраструктура, добывающая промышленность, но и некоторые ведущие отрасли промышленности.
Государственные предприятия бывают двух видов: государственные
предприятия, обладающие статусом юридического лица, и государственные предприятия, не являющиеся юридическими лицами. Если государственные предприятия не обладают статусом юридического лица, то они являются подразделением государственных органов и учреждений и находятся на балансе и под контролем государственных ведомств. Государственные предприятия, обладающие статусом юридического лица, подразделяются на предприятия частного (коммерческого) права и предприятия публичного права.
Предприятия частного права – это, как правило, акционерные общества. Государству в таких обществах принадлежат все акции или их часть. В последнем случае образуются смешанные (государственно - частные) предприятия.
Предприятия частного права – это юридически самостоятельные,
хозяйственно автономные предприятия, создаваемые специальными актами законодательного органа (публичные корпорации). Их капитал не разделен на акции и целиком принадлежит государству. Деятельность государственных корпораций подотчетна парламенту, а не правительству, хотя через определенные формы (назначение директоров, предоставление субсидий) правительство может контролировать их деятельность. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой государственные предприятия подчиняются отраслевым министерствам и контролируются министерством финансов. В некоторых странах существуют специальные министерства, а в Италии (где велика доля смешанных предприятий)они объединены в холдинговые структуры.
Государственные предприятия отличаются от частных предприятий тем,
что они, как правило, зависимы от государственных структур. Поэтому в их деятельности просматривается двойственность – нацеленность не только на рыночные но и на не рыночные мотивы.
Во-первых , государственные предприятия в отличие от частных обладают меньшей конкурентоспособностью. Хотя они работают на принципах самоокупаемости и рентабельности, но через государственное управление вносят в рынок элементы организованности (работа на государственный заказ, сбыт продукции по государственным твердым ценам). У государственных предприятий нет обязательств перед другими предприятиями, им не грозит банкротств. В то же время правительство контролирует лишь определенные области деятельности государственных предприятий (например, сбыт продукции), не имея возможности воздействовать на другие (например, на конкурентоспособность предприятий)
Во-вторых , государственные предприятия пользуются финансовыми
льготами (в налогообложении, получении льготных кредитов, в замораживании долгов).
В-третьих , на государственных предприятиях, с одной стороны,
несколько выше заработная плата, чем на частных предприятиях, лучше условия труда. Но, с другой стороны, на рабочих государственных предприятий могут обрушиться политика замораживания заработной платы, ограничение прав в трудовых конфликтах с администрацией (например, запрет на забастовки).
Следовательно, навязывание государственным предприятиям
некоммерческих операций, искусственное ограждение от конкуренции,
гарантированное правительством финансовой поддержки делают зачастую государственные предприятия менее эффективными в технико-экономическом и финансовом плане, чем частные предприятия. Это выражается в низкой производительности труда, высокой капиталоёмкости, малой прибыльности, слабой восприимчивости к инновациям, раздутом управленческом аппарате и бюрократизме. Так в Англии издержки производства не государственных предприятиях в среднем на 30%, а в США на 20% выше, чем на частных предприятиях.
Сама рыночная экономика ограничивает деятельность государства, ибо
некоторые его действия снижают эффективность государственных предприятий (директивное планирование, административный контроль над ценами) в условиях функционирования рыночного механизма. Поэтому периодически к государству предъявляются претензии, а при высокой доле государственного сектора в экономике ставится вопрос о разгосударствлении. Такая картина наблюдалась во всех развитых странах Запада в 80-х годах, что вызвало массовый процесс приватизации.ъ
План
Введение
Понятие и признаки предпринимательской деятельности
Понятие предпринимательской деятельности
Предпринимательские отношения
Признаки предпринимательской деятельности
Формы и виды предпринимательства
Государственная регистрация предпринимательской деятельности
Заключение
Список литературы
Введение
Предпринимательство в России следовало бы воспринимать как многообразное явление, воздействующее на государственную и общественную жизнь. Предпринимательство тесно взаимодействует со всеми сферами общества, поэтому его существование должно:
быть экономически обосновано;
логично вписываться в систему производственных отношений;
демонстрировать преимущества перед плановой экономикой и иными непредпринимательскими способами хозяйствования;
обеспечивать более эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, достижений научно-технического прогресса;
показывать рост производительности труда.
Важным аспектом в развитии предпринимательства является его взаимосвязь с политической жизнью общества. Необходимо обеспечить поддержку предпринимательской деятельности со стороны государства, органов местного самоуправления, иных влиятельных политических сил общества. Без этого не утвердится авторитет предпринимателя в обществе, не будут созданы благоприятные условия развития.
В данной работе мне хотелось бы остановиться на понятиях и признаках предпринимательской деятельности.
К важнейшим чертам предпринимательства, следует отнести:
самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Предприниматель свободен в принятии решения, в рамках правовых норм;
экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства получение максимально возможной прибыли, преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует и достижению общественного интереса;
хозяйственный риск и ответственность.
Эти признаки предпринимательства взаимосвязаны и действуют одновременно.
1. Понятие предпринимательской деятельности.
Принятие Закона об общих началах предпринимательства и Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности привело к развитию частной хозяйственной инициативы, как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Переход общества к рыночным отношениям открыл дорогу развитию свободного предпринимательства.
За годы реформ юридическое понимание предпринимательства претерпело существенные изменения.
Согласно ныне действующему Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ) - ст. 2 п. 1, предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
За термином "предпринимательство" и "предприниматель" стоит предприятие – сложный организм, представляющий собой производственно-хозяйственную систему, задача которой – производить продукцию, работы и услуги.
Предпринимательская деятельность предполагает, систематическое получение прибыли, которая является, продуктом специфического человеческого ресурса - предпринимательских способностей.
Обладая самостоятельностью, организуя производство в своих интересах, предприниматель берет на себя ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, за результат своей деятельности. Имущественная ответственность предпринимателя - это его обязанность претерпеть неблагоприятные имущественные последствия, обусловленные допущенными с его стороны правонарушения. Размер ее зависит от организационной формы предприятия.
Предпринимательской деятельностью могут заниматься как юридические лица, так и граждане. Среди юридических лиц этим правом в полной мере пользуются коммерческие организации. Однако, на некоторые виды деятельности (транспортной, юридической, аптечной) коммерческая организация, должна получить лицензию. Некоторые виды предпринимательской деятельности могут осуществлять только юридические лица (например, дилерская деятельность, банковская).
Приступить к предпринимательской деятельности можно с момента государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях нарушения установленного порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от нее, могут быть обжалованы в суде.
Существенным в понимании предпринимательства является норма ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, определяющая предпринимательскую деятельность как разновидность деятельности экономической. Предпринимательство может осуществляться только в рамках экономической деятельности. Деятельность, направленная на систематическое получениё какого-то дохода, но не являющаяся экономической, не может рассматриваться как предпринимательская.
На это обстоятельство указано в ч. 1 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ, где сказано, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений, а также в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1994 г., где сказано, что арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, связанных с предпринимательской деятельностью.
Таким образом, предпринимательство можно определить как инициативную деятельность хозяйственных субъектов, направленную на получение прибыли и основанную на их самостоятельности, ответственности и риске.
2. Предпринимательские отношения
IIредпринимательскими отношениями являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию рыночной экономики.
Эти отношения подразделяются на две группы:
1) собственно предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, т.е. отношения предприниматель - предприниматель);
2) некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т.е. отношения предприниматель - орган управления).
Обе группы вместе образуют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот.
В основе горизонтальных (имущественных) отношений предпринимателей лежит юридическое равенство сторон. Их права и обязанности, как правило, возникают из договора.
Во вторую труппу входят отношения хотя и некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими, например отношения в связи с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием и т.д. Сюда включаются отношения по государственному регулированию экономики, по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правовому регулированию качества продукции, товаров и услуг, ценообразования и т.д. Характерной чертой этих отношений является обязательность исполнения адресованных предпринимателям управленческих актов, принятых в пределах компетенции органа управления.
В сфере экономики обе названные группы отношений тесно взаимодействуют, что обусловливает взаимосвязь и взаимозависимость нормативных актов и нормативных предписаний, регулирующих отношения хозяйствования и управления ими.
Особенностью предпринимательских отношений по сравнению с гражданскими отношениями является субъектный состав. По субъектному составу отношения, регулируемые ГК РФ, включают граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Как гласит ст. 23 ГК РФ, предпринимательской деятельностью могут заниматься граждане без образования юридического лица, а также юридические лица.
В предпринимательских отношениях основным является понятие "хозяйствующий субъект".
Хозяйствующий субъект - это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Вместе с тем понятие "хозяйствующий субъект шире понятия "предприниматель", так как некоммерческая организация - учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте.
3. Признаки предпринимательской деятельности
Предпринимательская деятельность отличается рядом признаков, что позволяет говорить о предпринимательской деятельности как о понятии более узком, чем понятие "хозяйственная деятельность".
Основными и обязательными признаками предпринимательской деятельности являются:
1) самостоятельная деятельность;
2) цель деятельности - получение прибыли;
3) систематический характер получения прибыли;
4) хозяйственный риск;
5) факт государственной регистрации участников.
Отсутствие любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской.
1. Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на правах хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения собственником имущества.
Самостоятельность в организации производства дополняется коммерческой свободой. Субъект предпринимательской деятельности определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь дело. Экономические связи закрепляются договорами.
Важное условие коммерческой свободы - свободное ценообразование. Однако в экономике абсолютной свободы производителей не существует. предприниматель имеет полную, самостоятельность в, том смысле, что над ним, нет инстанции, выдающей команды: что делать, как и сколько. Он не свободен от рынка, от его жестких требований. Поэтому можно говорить лишь об определенных рамках самостоятельности.
2. Предпринимательская деятельность предполагает систематическое получение прибыли, которая является продуктом специфического человеческого ресурса - предпринимательских способностей. Труд этот непростой и соединяет в себе, во-первых, проявление инициативы по соединению вещественных и людских факторов для производства товаров и услуг, во-вторых, принятие неординарных решений по управлению фирмой, организации труда и, в-третьих, внедрение инноваций путем производства нового вида продукции или радикального изменения производственного процесса. Все это дает основания говорить о предпринимательстве как о профессиональной деятельности, направленной на извлечение прибыли.
Обладая самостоятельностью, организуя производство в своих интересах, предприниматель берет на себя ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, за результат своей деятельности. Имущественная ответственность предпринимателя - это его обязанность претерпеть неблагоприятные имущественные последствия, обусловленные допущенными с его стороны правонарушениями. Размер ее зависит от организационной формы предприятия.
3. В ГК уточняется основной субъектный признак, т.е. вводится указание на систематичность получения прибыли. Единичные случаи извлечения прибыли не являются предпринимательской деятельностью. Систематичность характеризуется длительностью и регулярностью получения прибыли, что определяется профессионализмом предпринимателя. Таким образом, в ГК РФ зафиксировано, что для предпринимателя важна не столько сама сфера деятельности, сколько систематическое получение прибыли.
4. Признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу и формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Риск - это возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя, не обусловленные какими-либо упущенными возможностями с его стороны. Рисковый характер деятельности может привести не только к банкротству, но и оказаться пагубным для имущественных интересов граждан и организаций. ГК РФ предусматривает повышенную имущественню ответственность предпринимателя за нарушение им своих обязательств, если у него не будет доказательств того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы п. 3 ст. 401 ГК РФ). Вместе с тем приведенное правило действует, если иное не предусмотрено законом или договором. В условиях правовой неподготовленности значительной чисти населения страны, предприниматели практически всегда могут внести в договор условие об ответственности за его нарушение по принципу вины. Кроме того, возможность трактовать непреодолимую силу довольно широко и не сводить ее лишь к стихийным бедствиям также позволяет виновному избежать ответственности.
Предприниматель отвечает за риск своим имуществом, но не только им. Возможны также утраты, влияющие на его статус на рынке труда и капитала (конкурентоспособность, профессиональная репутация, психологическая оценка и др.).
5. Государственная регистрация участников предпринимательской деятельности - юридический факт, предшествующий началу осуществления предпринимательской деятельности. Субъекты предпринимательской деятельности для получения статуса предпринимателя должны быть зарегистрированы в этом качестве. Занятие систематической деятельностью по извлечению прибыли без государственной регистрации влечет за собой юридическую ответственность.
Предпринимательской деятельностью могут заниматься как юридические лица, так и граждане. Среди юридических лиц этим правом в полной мере пользуются коммерческие организации. Однако на некоторые виды деятельности коммерческая организация должна получить лицензию. Имеются виды деятельности, на которые установлена монополия государственных предприятий (производство и торговля оружием).
4. Формы и виды предпринимательства
Основными формами предпринимательской деятельности являются:
Индивидуальная;
коллективная - предпринимательство юридических лиц.
К первой группе субъектов относится частное предпринимательство граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью, а также коллектив граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность "под общей фирмой" на основании договора полного товарищества.
Вторая группа субъектов, относящаяся к коллективной предпринимательской деятельности охватывается общим собирательным термином "предприятие": это унитарные государственные и муниципальные предприятия - наследство от планово-распорядительной экономики - и "рыночные" организационно-правовые формы: это коммандитное (смешанное) товарищество (или товарищество на вере), товарищество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.
Все вышеперечисленные субъекты предпринимательской деятельности осуществляют руководство своей предпринимательской деятельностью путем определения целей, задач, стратегий своей деятельности; форм использования имущества и выходят на рынок со своими товарами, работами, плодами и услугами и вступают в разнообразные правоотношения между собой, с потребителями своей продукции и государством. Неудивительно, что наряду с общими законодательными нормами и актами, регулирующими экономику страны, имеются специальные нормы и институты, которые относятся только к предпринимательской деятельности.
Так, индивидуальное предпринимательство имеет правовую форму организации без привлечения наемного труда и с привлечением наемного труда, а также возможно осуществление предпринимательства в форме крестьянского (фермерского) хозяйства, индивидуального предприятия.
Таким образом, имеются три группы субъектов предпринимательского права: предприятия (предприниматели), организации управления и регулирования хозяйственной деятельностью и внутрихозяйственные подразделения.
По виду или назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и др. Все эти виды деятельности могут функционировать раздельно или вместе.
Виды предпринимательской деятельности приведены на схеме 1.
5. Государственная регистрация предпринимательской деятельности
Одним из основных условий осуществления предпринимательской деятельности является государственная регистрация ее субъектов. В настоящее время в России первичная регистрация большинства субъектов предпринимательства осуществляется в заявительном порядке, предусматривающем возможность отказа в ней только по формальному основанию: несоответствие учредительных документов требованиям законодательства.
Государственная регистрация физического лица, изъявившего желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в России осуществляется регистрирующим органом по месту его постоянного жительства или временного проживания. До регистрации гражданин должен уплатить государственную пошлину (регистрационный сбор), величина которой не может превышать минимальную месячную оплату труда. Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка либо иные учреждения, наделенные полномочиями принимать платежи от населения в доход бюджета, и возврату не подлежит.
Вместе с квитанцией об уплате регистрационного сбора гражданин должен представить составленное по установленной форме заявление (бланк заявления выдается в регистрирующем органе), паспорт и 3 фотографии размером 3х4 см. Регистрация должна быть произведена в день подачи документов или в 3-дневный срок после получения их по почте. В те же сроки должно быть выдано или выслано по почте регистрационное свидетельство.
Количество видов деятельности, которые могут быть указаны в нем, не ограничено, однако те виды деятельности, которые запрещены действующим законодательством или за которые предусмотрена уголовная ответственность, не разрешаются. Свидетельство о регистрации оформляется в трех экземплярах (предпринимателю, регистрирующему органу местной администрации и налоговому органу). В свидетельство вносятся только фамилия, имя, отчество гражданина, регистрирующегося в качестве предпринимателя. Другие граждане, предполагающие вести совместную с ним деятельность, в свидетельстве не указываются.
Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя - основной документ, подтверждающий его права и обязанности, предъявляющийся по требованию должностных лиц налоговых и иных уполномоченных органов исполнительной власти. Осуществление гражданином предпринимательской деятельности, не зарегистрированной в установленном порядке, влекут за собой административную ответственность гражданина в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для отдельных видов деятельности требуется оформление специального разрешения – лицензии. Перечни видов деятельности, на которые требуются лицензии, и органов, уполномоченных выдавать их, установлены ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Лицензия выдается на каждый вид деятельности и действительна на всей территории Российской Федерации.
Физические лица, зарегистрировавшие предпринимательскую деятельность, обязаны своевременно встать на учет в налоговый орган по месту постоянного жительства либо по месту осуществления этой деятельности. Заявление о постановке на учёт подается предпринимателем в течение десяти дней после государственной регистрации.
Государственная налоговая служба в срок до 5 дней проверяет достоверность указанных в заявлении сведений и при положительном решении присваивает индивидуальному предпринимателю идентификационный номер налогоплательщика.
Индивидуальные предприниматели обязаны также зарегистрироваться в Пенсионном фонде и Фонде обязательного медицинского страхования. Индивидуальные предприниматели, использующие наемный труд, должны также в течение 30 дней с момента заключения трудового договора зарегистрироваться в Фонде социального страхования Российской Федерации и в Государственном фонде занятости населения.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг, приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц, предприятий, организаций;
Субъектом предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров;
Для формирования предпринимательства необходимо создать определенные экономические, социальные и правовые условия;
Основными и обязательными признаками предпринимательской деятельности являются: 1) самостоятельность; 2) наличие цели, заключающейся в получении прибыли; 3) систематический характер получения прибыли; 4) хозяйственный риск; 5) факт государственной регистрации участников. Отсутствие любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской.
Осуществляемая в настоящее время в России система государственной поддержки развития предпринимательства недостаточно эффективна, её необходимо развивать и совершенствовать, ведь решение проблем развития предпринимательства может быть найдено только на путях всесторонней государственной и общественной поддержки.
Взаимодействие предпринимательства и общества должно выражаться успехами в социальной сфере: повышением благосостояния населения, более полным удовлетворением насущных потребностей людей.
И хотя постепенно степень зрелости российских предпринимателей повышается, в общественном сознании и на практике эта сфера деятельности, чаще, связывается не столько с производством товаров, выполнением работ, инвестициями, сколько с посредничеством на рынке, со скупкой и перепродажей товаров с целью наживы. Предпринимательство еще крайне слабо инициирует и стимулирует отечественного товаропроизводителя.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации, Ч. I и I I. М.: Инфра-М; Норма, 1996.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Боровский А.В., Буянов В.П. Регистрация предприятия: Как зарегистрировать свое дело: Практич. пособие. М.: Экзамен, 2005.
4. Малое предпринимательство в России. 2004: Стат. сб. М.: Росстат, 2004.
5. Предпринимательство: Учебник / А. И. Муравьев, А.М. Игнатьев, А.Б. Крутик. СПб.: Лань, 2001.
6. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. М.: Юнити-Дана, 2004.
7. Предпринимательство: Учебник / М. Г. Лапуста, А. Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л. Г. Скамай. 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2003.
8. Предпринимательство: учебник для вузов/Под ред. В. Я. Горфинкеля, Г. Б. Поляка, В. А. Швандара. - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: "Юнити – Дана", 2005г.
9. Малое предпринимательство: Учебник / М. Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин М.: ИНФРА-М, 2002.
Введение
На современном рынке государственное предпринимательство играет важную роль. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства, может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений.
Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д.
В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутренних и внешних рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии решить все проблемы экономического роста. Наряду с двигательными силами в нем заложены элементы сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и раньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и прежде всего рабочей силы. Ермишин П.Г. Основы экономической теории М.: Луч, 1998 стр.29
Поэтому, говоря в настоящее время о рыночной экономике, мы говорим как о роли государства вообще, так и о государственном предпринимательстве.
Далее рассмотрим значение государственного предпринимательства на современном этапе функционирования экономики страны. Что входит в содержание государственного предпринимательства и какие тенденции государственное предпринимательство переживает в современной России?
Исходя из вышесказанного, ставим перед собой следующую цель: исследовать значение и содержание государственного предпринимательства в условиях рыночной экономики.
Задачи данной работы, исследовать значение и содержание государственного предпринимательства в условиях рыночной экономики.
Поставленная цель решается через следующие задачи:
определить понятие государственного предпринимательства;
раскрыть возможные методы воздействия государства на экономику страны;
изучить функции и значение государственного предпринимательства;
рассмотреть возможные перспективы и тенденции развития государственного предпринимательства.
Понятие, сущность государственного предпринимательства
В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.
Государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства.
Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически неэффективными для целей частного бизнеса; отрасли, продукция которых удовлетворяет стратегические потребности всего народного хозяйства (энергетика, связь, оборона); «общественные товары» (дороги, экология, уличное освещение и др.). Разновидностью государственного предпринимательства следует считать и сдачу в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов.
В результате предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в производственно-комерческих операциях.
Государственное предпринимательство не является самым эффективным, оно менее эффективно, чем частное. Поэтому для мировой практики характерно, что непосредственной хозяйственной деятельностью государство занимается в тех условиях, когда она не выгодна для частников или они не в состоянии её выполнять.
В развитой рыночной экономике государственное предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций выполняет следующие функции: Лапустина М.Г. «Предпринимательство», ИНФРА-М, 2008 ст.11
Общеэкономическую
Ресурсную
Инновационную
Организаторскую
Определяющей функцией в развитой экономике является, общеэкономическая функция, которая объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций как субъектов рынка. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров и их доведение до конкретных потребителей. Причём предпринимательская деятельность осуществляется её субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что выступает объективной основой проявления общеэкономической функции. Поступательное развитие государственного предпринимательства - одно из определяющих условий общеэкономического роста, увеличение объёмов валового внутреннего продукта и национального дохода, а это выступает как появление в системе хозяйственных отношений общеэкономической функции.
Важнейшей функцией государственного предпринимательства является - ресурсная. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причём под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства. Разумеется в первую очередь это трудовые ресурсы, земля и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а так же предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если нововведения в той сфере деятельности, в которой он создаёт собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Предприниматели заинтересованы в их рациональном использовании и в то же время может безжалостно относиться к общественным ресурсам. Об этом свидетельствуют история развития предпринимательства и история научно-технических революций, последствия которых для человека.Предпринимательству как новому, типу антибюрократического экономического хозяйствования свойственна инновационная функция связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Творческая функция предпринимательства тесным образом связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия управленческих решений.
Важная функция предпринимательства - организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского управления, в создании сложных предпринимательских структур, в изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы.Сущность предпринимательства наиболее комплексно проявляется в сочетании всех присущих ему функций, которые объективно свойственны цивилизованному предпринимательству, но во многом зависят от самих субъектах предпринимательской деятельности, от системы государственной поддержки и регулирования предпринимательства.
На протяжении ХХ столетия формировалась и расширялась непосредственная предпринимательская деятельность государства, приобретал все больше значение государственный сектор в экономике. В развитых странах на предприятиях, принадлежащих, государству производится от одной пятой до трети валового национального продукта.
Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где деятельность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как: Камаев В.Д. Экономическая теория, 10-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003 стр86
обеспечение необходимых темпов роста,
сглаживание циклических колебаний,
поддержание занятости,
стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.
Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это, прежде всего отрасли экономической инфраструктуры: энергетика, транспорт, связь.
Но не только это, государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Государственные инвестиции в экономику, в отдельных странах достигли огромных размеров: в Швеции - до 1/4, Италии и Великобритании - до 1/3, в Австрии и Франции - свыше 40 % общего объема капитальных вложений. Практически на средства государства ведутся фундаментальные научные исследования. П.Г. Ермишин Основы экономической теории М.: Луч, 1998 стр.33Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку.
К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также: Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. - М. Юрайт, 1999 стр168
предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры,
помощь жизненно важным науки и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве,
проведение региональной политики, создания в экономически отсталых районах промышленных предприятий,
увеличение числа рабочих мест,
охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий,
строительство очистных сооружений,
развитие фундаментальных научных исследований,
производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.
Государственное предприятие, пусть даже наделенное самыми широкими правами и ответственностью, всегда отстает от частного в степени хозяйственной самостоятельности. В деятельности госпредприятия наверняка присутствуют как рыночные, так и нерыночные, идущие от государства, мотивы. Политические мотивы переменчивы, они зависят от правительства, распоряжений министерств и т.д. Поэтому госпредприятия часто оказываются в сложной и неясной обстановке, предсказать которую намного сложнее, чем рыночную конъюнктуру.
Спрогнозировать вероятные колебания спроса и цен гораздо легче, чем предугадать поведение нового министра или же чиновника, решения которого зачастую определяют судьбу предприятия. За ними могут стоять политические цели, которые не имеют никакого отношения к рыночному поведению (стремление увеличить поступления в бюджет, желание сохранить персоналов и повысить заработную плату и т.д.). Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д. Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек. Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.
Для последних десятилетий стало характерным формирование смешанных государственно-частных предприятий и корпораций, имеющих акционерную форму.
Проблема государственной собственности и ее границ все больше преобразуется в проблему пределов и форм государственного контроля, его возможности реально влиять на поведение экономических субъектов.
Если исходить из мирового опыта, то все задачи, которые могут и должныразрешаться на уровне современного государства, можно свести к следующим: Ермишин П.Г. Основы экономической теории М.: Луч, 1998 стр.33
Обеспечение развития базовых отраслей: энергетики, металлургической, топливной промышленности, стимулирование новых отраслей.
Стратегическое прогнозирование развития науки и техники, долгосрочное прогнозирование развития хозяйства в целом, оценка социально-экономических последствий научно-технического прогресса с общенациональных позиций.
Координация усилий общества по охране и оздоровлению окружающей среды.
Создание производственной и социальной инфраструктуры: транспорт, связь, культура, образование, здравоохранение.
Выработка и обеспечение социальных гарантий, особенно для групп населения, которые не могут в полной мере заниматься общественно полезным трудом.
Поддержание в нормальном состоянии денежной и финансовой системы.
Ни одна из перечисленных задач не может быть решена на уровне предприятия, корпорации, отрасли хозяйства или региона. Это прерогатива исключительно государства.
Говоря о тенденциях развития предпринимательства, различные авторы предлагают свои вариации направленные на процесс оптимизации государственного и государственно-частного предпринимательства, основные из них могут быть обозначены.Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник - 3-е изд. - М.Дело, 2001 стр.512, стр. 554, стр. 570
а) определить оптимальные рамки государственного предпринимательства. Опыт стран как развитых, так и развивающихся показывает, что частное предпринимательство должно быть дополнено государственным предпринимательством. Причем чем больше страна отстает в своем экономическом развитии, тем выше роль государства как участника хозяйственной деятельности, призванного способствовать решению важнейших экономических проблем в общенациональном масштабе. Речь здесь идет о поддержании жизненно важных для национальной экономики в целом отраслей (производств, служб), в которые частный капитал не идет либо идет в недостаточном объеме из-за их высокой капиталоемкости, длительных сроков окупаемости, высокой степени риска, предотвращении захвата иностранным капиталом отраслей, обеспечивающих национальную безопасность страны, путем включения их в состав государственного или государственно-частного сектора.
б) провести реорганизацию управления государственной собственностью на основе разделения полномочий между Мингосимуществом России (который должен на деле стать главным органом по управлению госимуществом за исключением государственных унитарных предприятий) и отраслевыми министерствами (ведомствами и другими уполномоченными государством, в т.ч. по договору, органами), призванными осуществлять стратегическое управление государственными унитарными предприятиями;
в) установить общественный контроль над эффективным расходованием государственных средств, а также использованием государственного имущества;
г) привлекать к управлению государственной собственностью органы местного самоуправления, профсоюзы, общества потребителей и др.
д) разработать единый реестр государственной собственности, как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. В этом реестре должно отражаться состояние объектов госсобственности с учетом их амортизации и физического состояния, нахождения этого имущества в аренде, залоге, доверительном управлении, условия соответствующих договоров, регулярность и полнота поступлений платежей за пользование имуществом;
е) ввести обязательный аудит государственной собственности;
и) упорядочить механизм управления государственным имуществом, переданным в хозяйственное ведение или оперативное управление, на основе учета особенностей управления в коммерческих и некоммерческих государственных секторах экономики;
к) четко разделить все акционерные общества с государственным участием на две группы:
Акционерные общества, государственный пакет акций которых целесообразно реализовать в ближайшее время (в течение года) путем его продажи. В этом случае усилия государственных органов должны быть направлены на поиск институционального инвестора и рост курсовой стоимости акций. В ряде случаев целесообразно пойти на предпродажную санацию акционерных обществ, так как если общество находится на грани банкротства, трудно рассчитывать на продажу его акций по высокой цене. Проведение же санационных мероприятий позволит продать акции по более высокой курсовой стоимости. Во избежание переполнения фондового рынка вторичная эмиссия акций в указанных акционерных обществах не должна осуществляться до продажи государственного пакета;
Акционерные общества, государственный пакет акций которых целесообразно сохранить в течение относительно длительного времени. Основная цель государственных органов в этом случае состоит в обеспечении устойчивой работы обществ, получения существенных дивидендов на акции при условии направления необходимой части прибыли на развитие и модернизацию производства, поддержания стабильной, умеренно растущей курсовой стоимости акций. Важным моментом является недопущение нежелательного захвата контроля над акционерным обществом какой-либо группой акционеров. Для этого представитель государства должен отслеживать основные сделки с акциями акционерного общества. Представителю государства (в случаях, когда государство имеет менее 50 процентов акций) целесообразно объединиться для солидарного голосования по принципиальным для акционерного общества вопросам с каким-либо влиятельным акционером (группой акционеров), интерес которого (которых) в значительной степени совпадает с интересом государства. В отдельных случаях, как нам представляется, представители государства должны ставить вопрос об увеличении государственной доли в уставном капитале для сохранения контроля над обществом, имеющим, важное, значение для экономики России;
л) шире практиковать передачу акций акционерного общества с контрольным пакетом акций у государства в доверительное управление непосредственному руководству АО, назначенному по контракту после победы на конкурсе предпринимательских проектов
м) развивать новые модели предпринимательской деятельности государства, основанные на различных формах сочетания государственной и частной собственности, т.е. развитие экономики смешанного типа (создание государственно-частных холдинговых компаний, для управления деятельностью технологически связанных производств в ключевых отраслях национальной экономики, смешанных государственно-частных фирм и т.п.);
н) введение на макро-уровне системы индикативного (договорного) планирования с установлением ряда обязательных показателей для государственных предприятий;
Предпринимательство, являясь одним из видов человеческой деятельности, занимает определенное место в структуре общества. Для того чтобы определить его место в системе общественных явлений, необходимо выяснить суть социально-экономической организации общества. При этом достаточно исходить из наиболее общего понятия предпринимательства как определенного вида деятельности.
Любая предметная деятельность в обществе воспроизводит общественные отношения, связанные с этой деятельностью. Общественные отношения вне субъектов, вне их деятельности и вне результата этой деятельности не существуют, поэтому изучение общественных отношений невозможно в отрыве от деятельности субъектов и ее результатов*(128). Связь общественных отношений с деятельностью является одним из важнейших источников их правильного понимания.
С одной стороны, общественные отношения существуют постольку, поскольку они воспроизводятся субъектами деятельности: субъект их продуцирует и является их носителем. В этом смысле человек есть совокупность общественных отношений. В философских трудах неоднократно подчеркивалось, что в процессе производства не только создаются конкретные продукты, но и одновременно "люди сообразно своим производительным силам производят также общественные отношения"*(129).
С другой стороны, воспроизводимые общественные отношения придают особые социальные качества субъектам, процессу и продукту деятельности, выступая в то же время в качестве ее регуляторов как общественная форма, в которой протекает деятельность.
Некоторые философы считают, что общественные отношения в целом могут быть определены как "деятельность людей, т.е. как деятельность общественная, внешняя, чувственно-практическая, предметная, как практическая энергия людей"*(130). На наш взгляд, в данном случае происходит отождествление формы (общественного отношения) и содержания (деятельности). Деятельность людей есть не само общественное отношение, а именно его общественное содержание. Например, предпринимательская деятельность - это содержание предпринимательских отношений, а деятельность государственных органов (налоговых органов) по контролю за правильной и своевременной уплатой налогов предпринимателем составляет содержание публичных отношений, а вовсе не предпринимательских, как полагают представители хозяйственно-правовой концепции. Давно отмечено, что "материальные отношения суть лишь необходимые формы, в которых осуществляется... материальная и индивидуальная деятельность"*(131).
Следует также отметить, что общественные отношения появляются и развиваются как определенные связи между субъектами по поводу различных видов человеческой деятельности и их результатов в историческом процессе разделения и кооперации труда. Возникновение и развитие общественного разделения труда и, как следствие, необходимость взаимного обмена результатами деятельности являются причиной возникновения и существования общественных отношений. Например, Робинзон не участвовал ни в каких общественных отношениях, поскольку был лишен общества, людей, с которыми он мог бы разделить и кооперировать труд.
Как верно подмечено в литературе, "истина отношения состоит в опосредовании"*(132), т.е. не просто в зависимости, а во взаимной определяемости соотносящихся субъектов. В условиях, когда каждый отдельный человек не может удовлетворить все свои потребности без использования результатов труда других людей, когда общество "заставляет" его работать на других, а других - на него, общественные отношения необходимо формируются на основе и в связи с человеческой жизнедеятельностью как ее общественная форма.
Отмеченное выше в полной мере может быть отнесено и к предпринимательской деятельности, воспроизводящей предпринимательские отношения (отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием - ст. 2 ГК РФ), в рамках которых протекает эта деятельность и которые как общественная форма придают особые социальные качества предпринимателю как субъекту этой деятельности, самой этой деятельности и ее результату.
Деятельность вообще включает в себя цель, средства ее достижения, результат и сам процесс. В зависимости от своего характера она подразделяется на два основных типа: свободную (частную, первичную, основную, базисную, организуемую) и несвободную (публичную, вторичную, производную, надстроечную, организующую). Это деление имеет определяющее значение для характеристики предпринимательства в структуре общества, его правового режима, для определения объективной роли государства в сфере предпринимательства.
Предпринимательская деятельность является свободной, она основана на собственном интересе лица, свободе его воли, возможности выбора цели, средств ее достижения, результата деятельности и процесса ее осуществления. Это, как известно, нашло закрепление и в легальном определении предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ).
Поскольку предпринимательская деятельность, будучи свободной, протекает в общественной форме, постольку возникает проблема взаимодействия предпринимателей и других частных лиц, а следовательно, осуществления деятельности каждого не в ущерб другим членам общества. В результате появляется необходимость в организации свободной деятельности (взаимоотношения) людей, а также специфический тип деятельности - публичная (государственная) деятельность, направленная на организацию свободной деятельности частных лиц, включая предпринимателей. Публичная деятельность является несвободной в том смысле, что она не основана на собственном интересе публичных органов, их должностных лиц, на свободе их выбора. Публичная деятельность базируется на функциональной заданности цели (организация общества, включая его экономическую сферу), средств ее достижения (наличие законом предусмотренных полномочий), результатов (обеспечение правопорядка) и процесса ее осуществления (законной процедуры).
Характер деятельности (свободная или несвободная) определяет и тип субъекта, осуществляющего эту деятельность. В одном случае это свободные частные лица, включая предпринимателей, как члены гражданского общества, а в другом - специально организованные и предназначенные для определенного функционального типа деятельности публичные органы (органы гражданского общества, включая государственные).
С развитием общества в результате разделения труда и обособления людей по видам деятельности возникает общественная потребность в обеспечении кооперирования видов деятельности и регулирования этого процесса*(133). В итоге организационно-регулятивные отношения обособились, обрели свою специфику и форму существования в виде публичных институтов.
Под социальными (публичными) институтами следует понимать определенные формы организации и регулирования общественной жизни, включая экономическую жизнь общества, упорядочивающие отношения между свободными социальными субъектами (частными лицами, включая предпринимателей) и обеспечивающие устойчивость общественных отношений (в том числе экономического оборота, включая коммерческий) и общественной жизни в целом. Основными публичными институтами являются государство и право как политико-юридическая надстройка, возвышающаяся над экономическим базисом.
Базисные и надстроечные отношения объединяет то, что в обоих случаях речь идет об отношениях, являющихся социальной формой свободной деятельности, но в первом случае - об их самодостаточном, саморегулирующемся, собственном содержании (свободной деятельности частных лиц, включая предпринимателей) и форме (базисном отношении), а во втором - об их дополнительной, регулирующей (организационной) форме отношений, имеющей своим содержанием несвободную (вторичную) деятельность того или иного публичного института (публичного органа, должностного лица).
Общественные отношения как социальные формы и регуляторы свободной деятельности людей, с одной стороны, непосредственно вплетены в нее, а с другой - в результате прогрессирующего разделения труда и обособления деятельности по организации и управлению часть их обособляется, формализуется (нередко оформляется юридически). В сравнении с социально-экономическими базисными отношениями, напрямую опосредующими деятельность частных лиц, публичные институты (организационные отношения) являются регуляторами "второго порядка", регуляторами отношений по осуществлению свободной деятельности. В то же время поскольку в публичные институты входят осуществляющие их функции люди, постольку эти институты выступают в роли субъектов, оказывающихся в состоянии воздействовать на многие общественные процессы и осуществлять планомерную политику, социальное управление, характер которого на различных этапах истории в конечном счете обусловливается господствующим типом базисных общественных отношений.
Социальное управление как воздействие на общество с целью его упорядочения есть имманентное свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, необходимости общения людей в процессе жизнедеятельности, обмена продуктами их материальной и духовной деятельности. Однако характер социального управления в различных обществах и в разные периоды существования того или иного общества проявляется по-разному. Это позволяет выделить типы обществ: свободные или несвободные, демократические или недемократические и т.д. Проблема соответствия субъективного воздействия публичных институтов на общество объективным факторам его развития является одной из основных теоретических и практических проблем человеческого общежития*(134).
Применительно к управлению обществом, включая его экономическую сферу, различают два противоположных подхода: субъективный и объективный*(135).
Сторонники субъективного подхода к управлению обществом полагают, что отношения, связанные со способом организации общества, позволяют воздействовать на общество, проводить желательную политику. Изменения системы общественных отношений могут осуществляться только в качестве осознанных, планомерных действий, "субъективная сторона социальных (в том числе экономических) изменений является при социализме ведущей по отношению к объективной"*(136).
Такой сугубо субъективный подход к управлению обществом олицетворяет собой идею "отмены" объективных исторических закономерностей, действовавших на протяжении всей истории человечества, не считается с ними, ведет к неограниченному вмешательству публичных институтов в экономическую и иные сферы общества. Именно так и было в социалистический период российской истории. Особенно ярко это выражено в концепции "надстроечно-базисного государства", суть которой заключается в том, что государство "погружается" в экономику и, участвуя в экономических отношениях, выполняет тем самым базисные, а не только надстроечные функции. При этом экономика функционирует как "единая фабрика", и государство участвует в руководстве производством, подобно управляющему фабрикой. Данная концепция нашла отклик среди ряда юристов, особенно сторонников теории хозяйственного права, писавших о единстве "вертикальных" и "горизонтальных" отношений, хозяйственном расчете органов управления экономикой и т.п. И хотя в настоящее время отсутствует реальная почва для такой теории, атавизмы ее сохраняются во взглядах сторонников предпринимательского права как самостоятельной отрасли права*(137).
Субъективный подход к управлению обществом всегда встречал решительные возражения в философской, экономической и юридической науке*(138). С переходом же к рыночным отношениям утрачены всякие его основания. Экономика как система производственных отношений - это в основе своей саморегулирующееся явление, имеющее своим основанием самостоятельную деятельность людей, их интересы и побуждения. Предприниматели, специализируясь на производстве определенного продукта, естественным образом (т.е. под воздействием спроса и предложения) включаются в систему разделения труда. Государство, организуя общество (включая экономику), само не превращается в предпринимателя, а остается организацией политической. Государство не осуществляет и не может по природе своей осуществлять непосредственно предпринимательскую деятельность; публичные органы и должностные лица не производят товаров, работ, услуг в целях систематического извлечения прибыли. Более того, это запрещено законом. Задача государства - организация общественных процессов, включая экономические, присущими ему способами: издание законов (функция законодательной власти), организация исполнения законов (функция исполнительной власти), разрешение общественных конфликтов (функция судебной власти).
Объективный подход к управлению обществом опирается на постулат: "законодательная власть не создает закона - она лишь открывает и формулирует его"*(139); отношения по публичной организации общественных процессов появляются непосредственно из социально-экономических отношений, которые они закрепляют и оформляют. Вся система социально-экономических отношений складывается объективно, но по мере их познания ("открытия") можно приблизиться к их надлежащему использованию, сознательному управлению ими. Иначе говоря, на общество (включая его экономическую сферу) можно воздействовать, но не непосредственно, а лишь косвенно, путем создания условий для его развития в необходимом направлении. Применительно к экономике речь, безусловно, идет о развитии рынка, создании конкурентной среды, в которой осуществляется предпринимательская деятельность, установление единых рыночных "правил игры", стабильных публичных требований.
Среди западных ученых также нет единства во взглядах на роль государства в экономике. Однако в западной литературе нет таких крайних взглядов на роль государства в экономике, какие наблюдаются в российской литературе. Это объясняется тем, что в странах с рыночной экономикой преследуется цель упорядочения рынка, а не замены его государственной экономикой, и споры идут не об отмене свободы предпринимательства, а о разумных пределах этой свободы. Основными экономическими теориями здесь являются теория свободы предпринимательства и теория регулируемого рынка.
Представители теории свободы предпринимательства (в частности, теории монетаризма)*(140) выступают за максимальное ограничение государственного вмешательства в экономику. Они считают, что государство должно оказывать воздействие на экономическое развитие лишь косвенными методами (через кредитно-денежные рычаги), гарантируя неприкосновенность частной собственности и прибылей, соблюдение правил конкуренции и т.д. Основная функция государства в экономической сфере общества - это установление правил игры и контроль их исполнения, но не экономическая деятельность непосредственно. Такой подход к управлению экономикой соответствует природе предпринимательства как свободной деятельности. Такому подходу свойственны подлинная самостоятельность предпринимателя, микроанализ собственной деятельности предпринимателя, связанный с достижением минимизации издержек и максимизации прибыли с учетом косвенных регуляторов государства. Западная экономика существует и развивается именно на таких началах; в частности, для нее характерно бурное развитие малого и среднего бизнеса, доля которого в ВВП составляет 65% и более (в России она составляет всего 18%)*(141).
Представители теории регулируемого рынка утверждают, что рынок сам не может выступать в роли регулятора экономики, поэтому государство должно регулировать макроэкономические процессы (т.е. общие условия развития рыночной экономики), применяя при этом по необходимости прямые ограничения*(142). Следует учитывать, что эта теория появилась в период разрушительного экономического кризиса 1929-1933 гг. и рассчитана на кризисное состояние рыночной экономики. Ее можно назвать теорией "хирургического вмешательства" в больной организм экономики, который в этот период не способен к самостоятельному жизнеобеспечению. В условиях здоровой экономики такого вмешательства государства не требуется.
Современная Россия интегрируется в мировое хозяйство, в частности намерена вступить в ВТО, и не может игнорировать те правила, по которым развивается мировая экономика. Многое для этого сделано, но российская экономика пока еще не стала стабильной рыночной экономикой, чем и объясняется необходимость вмешательства государства в экономическую сферу. Однако в любом случае вмешательство государства в экономику должно регламентироваться законом.
Таким образом, в условиях рыночной экономики следует различать два начала:
1) свободный, развивающийся объективно по своим внутренним законам и, следовательно, саморегулирующийся рынок;
2) внешнее регулирование рынка, включая государственное, ограниченное пределами объективно допустимого*(143).
Каждое из этих начал находит отражение и в праве, его делении на частное и публичное.
Экономическому отношению между независимыми друг от друга субъектами соответствует метод равенства именно потому, что сама деятельность каждого из этих субъектов является свободной, основанной на собственном интересе. Отношению же между соподчиненными субъектами соответствует метод власти и подчинения, так как деятельность каждого из этих субъектов является несвободной: публичный орган действует строго в соответствии со своей компетенцией, а другая сторона (частное лицо, предприниматель) обязана точно исполнить законную волю органа власти, будь то законодательная, исполнительная или судебная власть.
Разные сферы общественных отношений определяют разные начала правового регулирования. Каждому типу социальной деятельности соответствует свой правовой режим регулирования. В этом смысле следует различать правовой режим предпринимательства и правовой режим деятельности публичной власти.
Правовой режим предпринимательства выражается преимущественно в дозволительном характере (типе) правового регулирования*(144). Здесь дозволения выступают ключевым элементом юридического регулирования, определяющим правовым средством, призванным обеспечить социальную свободу и активность предпринимателя, осуществление его реальных прав. С юридической стороны дозволения это субъективные права на собственное активное поведение в целях реализации собственного интереса. Пределы дозволенного определяются законом в виде прямо и исчерпывающе установленных исключений (ограничений, запретов, обязанностей) из общего правила. Правовой режим предпринимательства выражается формулой "можно все, кроме запрещенного" и базируется на признании свободы предпринимателя как товаропроизводителя. Это проявляется во всех его элементах: в приобретении и прекращении правового статуса предпринимателя; в приобретении, осуществлении и прекращении им конкретных прав (личных, вещных, обязательственных); в осуществлении защиты нарушенных прав.
Правовому режиму деятельности публичных органов, с которыми предприниматель находится во взаимоотношениях, характерно разрешительное начало ("запрещено все, кроме прямо дозволенного"). Соответственно реализация прав предпринимателя обеспечивается обязанностью органов власти соблюдать общий запрет - воздерживаться от совершения действий, препятствующих предпринимателю свободно в рамках закона осуществлять свои права. Незаконные акты органов власти в отношении предпринимателя признаются арбитражным судом недействительными, а причиненный ими вследствие этого предпринимателю ущерб подлежит возмещению Российской Федерации, субъектом РФ или муниципальным образованием (ст. 13, 16 ГК РФ). Перечень полномочий органов власти в отношении предпринимателей должен быть точно закреплен в законе, определяющем компетенцию данного органа.
Государственное регулирование рыночной экономики должно проявляться в необходимых и достаточных требованиях, отражающих интересы общества в целом. Правовыми формами государственного регулирования выступают акты различных органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Вся полнота власти в демократическом обществе, как известно, принадлежит самому этому обществу (народу). Общество делегирует власть различным созданным им же институтам власти (законодательной, исполнительной, судебной), которые составляют государство и вместе с тем различные сбалансированные ветви власти, исключающие узурпацию всей власти в одних руках. Такова идея, высказанная еще Аристотелем и сформулированная в середине XVIII в. Монтескье, которая нашла воплощение с теми или иными поправками на национальные традиции в развитых странах мира.
Такое распределение начал правового регулирования в отношении "государство - предприниматель" позволяет умерить произвол органов власти, упорядочить деятельность этих органов как более сильной стороны по отношению к предпринимателю и тем самым защитить его права. В формирующемся правовом государстве упорядочение полномочий органов власти при помощи разрешительного начала - определяющая, доминирующая линия. Оценивая действующее законодательство о предпринимательстве, можно констатировать, что, несмотря на известные изъяны, в целом оно закрепляет эти начала.
Правовой режим предпринимательства не должен смешиваться с правовым режимом деятельности публичной власти. В основу их соотношения должен быть положен не отказ от деления права на частное и публичное, не смешение их, как это делают сторонники теории социальных функций*(145) и производной от нее теории хозяйственного права*(146), а строгий учет (мера) их соотношения. По тому, какой из правовых режимов лежит в основе законодательства, является доминирующим в данном обществе, можно судить о социально-экономическом строе, политическом режиме данного общества.
Так, в советский период развития нашего общества частноправовые начала практически полностью были заменены принципами публичного права. Официальная идеология этого периода, определившая правовые воззрения, выражена словами: "Мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное", к хозяйственным отношениям необходимо применять не свод законов Римского права, а "наше революционное правосознание"*(147). На вооружение была взята идея хозяйственного права, которая возникла в конце XIX в. в буржуазной юридической науке и объясняла необходимость ограничения частной собственности и предпринимательства до разумных пределов в интересах общества, установления единых правил игры в рыночной экономике, ведения борьбы с недобросовестной конкуренцией, промышленным перепроизводством. В советских условиях эта идея была доведена до абсурда, поскольку экономика и право были полностью огосударствлены, торжествовало публичное ("полицейское") право, а на самом деле - бесправие и произвол чиновников.
Ряд ученых, понимая опасность "объединения" различных типов регулирования в "новое" качество правового регулирования, предупреждали о том, что преобладать в этом случае неизбежно будет публично-правовое начало в силу собственной природы. Они предупреждали, что социальный строй, основанный только на частных началах или только на публичных началах, не ведет к гуманному обществу. И в том, и в другом случае благие намерения ведут к уничтожению личности. Без личности же нет и не может быть общества, так как без нее невозможны развитие и прогресс*(148).
Наибольшее выражение личной свободы возможно при таком сочетании публичного и частного права, общих и частных интересов, когда имеется минимум закрепленных законом полномочий органов власти (необходимая и достаточная власть для общего блага), а остальное - частные права. Право на предпринимательскую деятельность как возможность действовать по своему усмотрению - это частное право, а значит, вывод, сделанный выше, в полной мере распространяется и на данную сферу жизни общества. Ограничения свободы, включая свободу предпринимательства, допустимы и необходимы, что и происходит при регламентации отношений в комплексных нормативных актах, сочетающих нормы частного и публичного права.