Выраженное изменение личности. Органическое расстройство личности и поведения
Изменения личности (дефект личности) вследствие психического заболевания или органического поражения головного мозга
Личностные дефекты - деградация личности и психопатоподобные расстройства - являются следствием или непосредственным клиническим проявлением тяжелых психических заболеваний или органических поражений от личностного преморбида и внешних ситуационных обстоятельств, отличаются стойкостью. Характер личностных изменений или дефект личности определяются особенностями самого болезненного процесса. Именно поэтому личности с различными вариантами преморбида становятся похожими по мере развития заболевания. Наблюдаются глубокие изменения основных черт индивидуальности, начиная со способностей, проявлений темперамента, характерологических особенностей и заканчивая высшими проявлениями личности - направленностью, интересами, мировоззрением. Различают несколько типов личностных дефектов: шизофренический, эпилептический, органический, алкогольный и др., - клиническая картина которых описывается в соответствующих главах.
Деградация личности (от франц. degradation - упадок, понижение рангом) - постепенное разрушение, регресс личности, проявляющийся утратой присущих ей свойств с обеднением всех ее качеств (чувств, суждений, дарований, активности и др.). Деградация личности является составной частью более глубокого распада психики - деменции (слабоумия), проявления которой зависят от характера заболевания. Наиболее характерны явления деградации для клиники алкоголизма и других видов зависимости (химической и нехимической). Деградация личности вначале проявляется снижением уровня личности, выражающимся в ее потребностях, морально-этических качествах, отношении к своим обязанностям. Круг интересов у таких больных сужен, главным образом в общекультурном,аспекте: они перестают читать книги, посещать театры, кино. Таким больным присущи беззаботность, легкомыслие, плоский юмор («юмор висельника») наряду с брюзжанием, недовольством, капризностью. Одновременно у них наблюдаются лживость, эгоизм, эгоцентризм. Ослабевает или утрачивается чувство долга перед обществом, коллективом, семьей. Свое неправильное поведение в быту они категорически отрицают, в эксцессах обвиняют членов своей семьи. Суждения больных поверхностные, планы на будущее несерьезны, легковесны. В быту они неряшливы, фамильярны, надоедливы. Критика у них снижена, нередко больные полностью игнорируют плохое состояние своего здоровья, свою безопасность. В их поведении появляются развязность, разболтанность, склонность к обнаженному цинизму, снижение этических чувств, стыда, брезгливости. По мере прогрессирования заболевания нарастают психопатоподобные (патохарактерологические) и интеллектуальные расстройства.
Психопатоподобные нарушения могут быть проявлением основной клинической картины заболевания, в таких случаях речь обычно идет о непрерывном (чаще малопрогредиентном) типе течения патологического процесса (псевдопсихопатическая или психопатоподобная шизофрения, F21.4, органическое расстройство личности и поведения, обусловленное болезнью, повреждением или дисфункцией мозга, включая эпилепсию, F07.8). Другим вариантом психопатоподобных расстройств могут бытьрезидуальные изменения личности по типу нажитой психопатии или псевдопсихопатии после приступов шизофрении или однократных повреждений головного мозга (травмы, нейроинфекции, интоксикации).
Диагностическое значение нарушений личности
Необходимость изучения личностного преморбида, характера личностных изменений, динамики их нарастания и степени выраженности определяются их значимостью в оценке причин возникновения того или иного заболевания, факторов, способных оказывать влияние на болезненный процесс, прогнозирование дальнейшего течения, глубину дефекта и выбор методов терапии.
Личностный преморбид оказывает влияние на:
- возникновение тех или иных психических расстройств или заболеваний, в частности психогенных нарушений, наркологических заболеваний - один из факторов риска;
- проявление психических расстройств - модифицирующее влияние. Например, психогенная (реактивная) депрессия по разному протекает у личностей истерического, тревожно-мнительного и паранойяльного круга;
- динамику психических расстройств - склонность к затяжным формам, возникновению патологического развития;
- внутреннюю картину болезни и реакцию личности на болезнь.
Оценка преморбидного типа личности (акцентуации или расстройства личности), признаков патологического развития личности важна для диагностики, прогноза и выбора методов психотерапии и реабилитации. Появление и нарастание психопатоподобных расстройств в клинике психических заболеваний, резидуальных или текущих органических поражений головного мозга необходимо оценивать при постановке диагноза, определении клинической формы расстройств и выборе методов лечения и реабилитации.
Методы выявления нарушений личности включают анамнестические сведения, в том числе со слов родственников или близких знакомых больного, непосредственное наблюдение за больным в процессе бесед, проведения психотерапевтических сеансов или групповых занятий, сведения о поведении больного, полученные от медперсонала и других пациентов. Дополнительно могут использоваться экспериментально-психологическое обследование с привлечением различных методик исследования личности (ММР1 или СМИЛ, тест Айзенка, проективные методы и др.).
Расстройства личности - это врожденный тип характера, поведения и реакций на себя и окружающую среду, носящие признаки чрезмерности или патологии.
Расстройство личности возникает
вследствие наследственных факторов и особенностей воспитания; проявляется уже в детском возрасте и носит устойчивый характер. Диагноз "расстройство личности" обычно не ставят до 16-17 летнего возраста, то есть до окончания пубертатного периода, ввиду того, что личность еще окончательно не сформирована. Вместо этого диагноз звучит как "Патологическое развитие личности".
Уровень развития личности
(по Н.Мак-Вильямс) может быть невротическим, пограничным или психотическим.
Невротический уровень развития личности
характеризуется наличием "внутреннего наблюдателя" (человек может оценить себя, как бы глядя со стороны), зрелая внутренняя идентичность, непрерывность "Я" во времени. Люди с невротическим уровнем находятся в полном контакте с реальностью, хорошо могут описать себя, свои убеждения, характер, ценности, привычки. Их основной внутриличностный конфликт - между желаниями и препятствиями, которые они сами себе создают.
Пограничный уровень развития личности
"Я" людей с пограничным уровнем противоречиво и разорвано, они не могут составить о себе объективный последовательный рассказ. Их ценности и установки во многом отрицают друг друга. Люди с пограничным уровнем склонны к полярным оценкам реальности ("либо хорошо - либо никак", "не терплю посредственность, я должен всегда побеждать", "если я не могу жить нормально, лучше умру", и т.д.), они используют примитивные психические защиты: отрицание ("нет, этого не было"), проективную идентификацию ("да что я, не вижу, какой это человек? - он еще рта не раскрыл, а я уже сразу все про него понял"), расщепление ("если я не бог - я никто"). Их основной внутриличностный конфликт - между страхом поглощения и страхом брошенности.
Психотический уровень развития личности
Эти люди очень плохо тестируют реальность и часто не способны отличить реальность от фантазий. Они находятся в постоянной тревоге и страхе быть поглощенными или разрушенными этой реальностью. Их основная задача - обеспечение собственной безопасности. Основной конфликт - между желанием жить и страхом быть "раздавленными" этим миром.
Изменениями личности
называют изменения характера, реагирования на себя или окружающее, возникшие после перенесенных заболеваний, травм мозга, психических травм и других тяжелых событий в жизни человека. Изменения личности, в отличие от расстройств личности, обычно возникают уже во взрослой жизни, и как и расстройства личности, носят постоянный характер.
Виды расстройств и изменений личности
Расстройства и изменения личности описывают, с одной стороны, по набору специфических черт, ценностей и установок, присущих тому или иному характеру; с другой - по уровню развития личности.
Расстройства личности
в связи с этим делят на несколько типов:
- параноидное (чрезмерная чувствительность к неудачам, постоянное недовольство происходящим вокруг, мстительность, отказ прощать обиды, склонность принимать как враждебные нейтральные действия людей, конспирологическая трактовка многих событий)
- шизоидное (эмоциональая холодность, слабый интерес к социальным конактам, неспособность проявлять любые чувства к окружающим людям, предпочтение уединенной деятельности, занятость фантазиями, какими-либо теориями или своим внутренним миром, нечувствительность к социальным нормам, отсутствие близких друзей и желания иметь близкие контакты)
- диссоциальное (бессердечие, равнодушие к чужим переживаниями чувствам, пренебрежение к социальным нормам, своим правам и обязанностям; неспособность поддерживать отношения, несмотря на то, что устанавливают их хорошо; непереносимость отказа, простота возникновения агрессии вплоть до насилия и причинения травм, неспособность извлекать уроки из жизненного опыта, неспособность испытывать чувство вины, склонность во всем винить окружающих, полностью оправдывая себя)
- эмоционально неустойчивое (эмоциональная неустойчивость, трудность самоконтроля, частые вспышки агрессии, непереносимость отказов (фрустрации), импульсивность)
- истерическое (преувеличенное выражение эмоций, театральность, внушаемость, подверженность влиянию мнения окружающих или обстоятельств, поверхностность и неустойчивость эмоций, постоянное стремление к сильным эмоциям, стремление быть в центре внимания, постоянное стремление к признанию со стороны окружающих, чрезмерная озабоченность физической привлекательностью, чрезмерное стремление обольщать, соблазнять окружающих, обидчивость, эгоцентризм, постоянное манипулирование окружающими)
- ананкастное (чрезмерная осторожность, склонность к постоянным сомнениям, чрезмерная озабоченность правилами, расписаниями, графиками, деталями; перфекционизм, стремление к совершенству, что препятствует завершению задач; неадекватная озабоченность продуктивностью и выполнением плана в ущерб удовольствию и поддержанию социальных связей; педантичность, слабая изменчивость поведения, упрямство)
- тревожное (уклоняющееся, избегающее) (постоянные тяжелые предчувствия, тревога, представление о себе, как о непривлекательном, недостойном человеке, приниженном по отношению к другим; озабоченность критикой в свой адрес или социальным непринятием; повышенная чувствительность к отвержению и критике; нежелание вступать в отношения без гарантии понравиться; нежелание заниматься работой, связанной с возможностью получить отказ или подвергнуться критике)
- зависимое (стремление переложить на окружающих решение важных вопросов в своей жизни, подчинение своих потребностей потребностям того, от кого зависит; нежелание предъявлять даже разумные требования тем, от кого зависит; чувство беспомощности в одиночестве из-за неспособности жить самостоятельно; постоянный страх быть покинутым лицом, от которого находится в зависимости; сниженная способность принимать решения в повседневной жизни без советов и подбадривания со стороны)
- другие расстройства личности: экспансивное , пассивно-агрессивное , нарциссическое , безудержное , расторможенное , эксцентричное , и другие
Изменения личности
- после переживания катастрофы (враждебное или недоверчивое отношение к миру, опустошенность, ощущение безнадежности, социальная отгороженность, постоянное ощущение угрозы, "существование на грани катастрофы" в течение минимум 2-х лет после пережитой катастрофы)
- после перенесенного психического расстройства (чрезмерная зависимость от других и предъявление к ним завышенных требований; стойкая убежденность в собственной измененности, "неправильности" вследствие перенесенной болезни, что затрудняет установление отношений и связей; пассивность, снижение интересов и увлеченности тем, что интересовало раньше; постоянные жалобы на болезнь, ипохондрия; тоскливо-злобное (дисфория) или изменчивое настроение; значительное снижение в социальном и трудовом функционировании)
Кроме всего прочего, есть целый класс расстройств зрелой личности, которые в настоящее время невозможно полностью объяснить ни наследственными, ни средовыми факторами.
Расстройства привычек и влечений
Больные утверждают, что они не могут контролировать импульсы, толкающие их к подобному поведению.
- патологическое влечение к азартным играм (лудиомания, игромания)
- патологическое влечение к поджогам (пиромания)
- патологическое влечение к воровству (клептомания)
- патологическое влечение выдергивать волосы (трихотилломания)
- самоповреждающее (аутоагрессивное) поведение
Расстройства половой идентификации
- транссексуализм
- трансвестизм двойной роли и др.
Расстройства сексуального предпочтения
- фетишизм
- фетишистский трансвестизм
- эксгибиционизм
- вуайеризм
- педофилия
- садомазохизм
Терапия личностных расстройств
В зависимости от вида расстройства, степени страдания человека, у которого эти изменения присутствуют, способности или неспособности контролировать импульсы, порождаемыми этим расстройством, а также уровня личности лечением указанной патологии занимаются
СТОЙКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЛИЧНОСТИ, НЕ СВЯЗАННЫЕ С ПОВРЕЖДЕНИЕМ ИЛИ БОЛЕЗНЬЮ ГОЛОВНОГО МОЗГА - ряд клинически важных состояний, поведенческих типов, которые обладают тенденцией к устойчивости и являются выражением характеристик свойственного индивидууму стиля жизни и способа отношения к себе и другим. Некоторые из этих состояний и типов поведения возникают рано в процессе индивидуального развития как результат влияния конституциональных факторов и социального опыта, в то время как другие усваиваются позднее.
Этиология
Тяжелое длительное состояние, экстремальные средовые условия, серьезные психические расстройства.
Характерные черты
Представляют собой либо чрезмерные, либо существенные отклонения от образа жизни обычного, «среднего» индивидуума со свойственными ему в данной культуре особенностями восприятия, мышления, чувствования и особенно интерперсональных отношений. Они часто, но не всегда, сочетаются с различной степенью субъективного дистресса, нарушенного социального функционирования и продуктивности. Изменения личности обычно приобретаются во взрослой жизни. Личностные расстройства подразделены на группы характерных черт, соответствующих наиболее часто встречающимся и заметным поведенческим проявлениям. Важны культуральные и региональные особенности проявлений состояний личности, однако специфические познания в этой области еще не достаточны.
СТОЙКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОСЛЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ КАТАСТРОФЫ - отставленная и/или затяжная психическая реакция на стрессовое событие угрожающего или катастрофического характера.
Этиология
Техногенные и природные катастрофы, теракты, изнасилование, наблюдение за насильственной смертью, перенесенная экстремальная ситуация (заключение, пытки).
Патогенез
Длительное переживание стрессовой ситуации приводит к пересмотру основных жизненных позиций индивидуума. В процесс вовлекается вегетативная нервная система. Перестраиваются мышление, особенности эмоционального реагирования.
Клиника
Длительное течение (не менее 6 месяцев). Повторное переживание травмы в виде реминисценций, снов на фоне чувства эмоциональной притупленности, отчуждения от других людей, ангедонии и уклонения от деятельности, напоминающей о травме. Вспышки гнева или страха. Вегетативная нестабильность, нарушение сна. Частое употребление алкоголя и наркотиков.
Диагностика
Анамнез, консультация психолога, психологическое тестирование.
Лечение
Психотерапия, транквилизаторы с седативным эффектом, ноотропы.
СТОЙКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОСЛЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ - психопатоподобное состояние - изменение личности, сходное с психопатией, возникшее после перенесенного психического заболевания (например, после приступа шизофрении).
Клиника
Наличие выраженных и стойких изменений восприятия, мышления и отношения индивидуума к себе и окружающим. Изменения личности, ригидное и неадекватное поведение, зависимость от окружающих (в виде пассивного принятия или ожидания. что другие возьмут на себя ответственность за его жизнь, отказ от принятия решений, касающихся важных сфер деятельности или собственного будущего), социальная изоляция вследствие небредового убеждения, ощущения собственной измененности или стигматизированности в результате болезни. Пассивность, снижение интереса к прежней активности в свободное время (усиливает социальную изоляцию), изменение восприятия себя, ипохондрический настрой, частые обращения за психиатрической и иной медицинской помощью. Изменения личности отмечаются в течение по меньшей мере двух лет и не представляют собой манифестации другого психического расстройства, а также органической мозговой патологии.
Лечение
Длительная (пожизненная) психотерапия.
Время на чтение: 3 мин
Органическое расстройство личности - это устойчивое нарушение работы мозга, вызванное болезнью или повреждениями, которые вызывают значительное изменение в поведении больного. Данное состояние отмечается психическим истощением и снижением мыслительных функций. Расстройства обнаруживаются в детском возрасте и способны напоминать о себе на протяжении жизни. Протекание болезни зависит от возраста и опасными считаются критические периоды: пубертатный и климактерический. При благоприятных условиях способна возникнуть стойкая компенсация личности со сбережением трудоспособности, а при возникновении негативных воздействий (органические нарушения, инфекционные заболевания, эмоциональные стрессы), высока вероятность наступления декомпенсации с ярко выраженными психопатическими проявлениями.
В целом болезнь имеет хроническое течение, а в отдельных случаях прогрессирует и приводит к социальной дезадаптации. Оказывая соответствующее лечение, возможно улучшение состояние больного. Нередко больные избегают лечения, не признавая факта заболевания.
Причины органического расстройства личности
Органические расстройства из-за огромного количества травмирующих факторов очень распространены. К основным причинам возникновения расстройств относят:
Травмы (черепно-мозговые и повреждения лобной или височной доли головы;
Заболевания мозга (опухоль, множественный склероз);
Инфекционные поражения мозга;
Сосудистые заболевания;
Энцефалиты в сочетании с соматическими расстройствами (паркинсонизм);
Детские церебральные параличи;
Хронические отравления марганцем;
Височная эпилепсия;
Употребление психоактивных веществ (стимуляторы, алкоголь, галлюциногены, стероиды).
У пациентов страдающих более десяти лет эпилепсией, формируется органическое расстройство личности. Выдвигают гипотезу, что имеется связь между степенью нарушения и частотой припадков. Несмотря на то, что органические расстройства исследуются с конца позапрошлого века, особенности развития и формирования симптомов заболевания до конца не выявлены. Нет достоверной информации о влиянии социальных и биологических факторов на этот процесс. За основу патогенетического звена берут поражения мозга экзогенного происхождения, которые приводят к нарушениям торможения и правильного соотношения процессов возбуждения в мозге. В настоящее время наиболее верным подходом считается интегративный подход в обнаружении патогенеза психических расстройств.
Интегративный подход предполагает влияние следующих факторов: социально-психологических, генетических, органических.
Симптомы органического расстройства личности
Для симптоматики характерны характерологические изменения, выражающиеся в возникновении вязкости, брадифрении, торпидности, заострении преморбидных черт. Эмоциональное состояние отмечается либо , либо непродуктивной , для поздних этапов характерна и эмоциональная лабильность. Порог у таких больных низкий, и несущественный стимул способен спровоцировать вспышку . В целом у пациента утрачивается контроль над побуждениями и импульсами. Человек не в состоянии прогнозировать собственное поведение относительно окружающих, для него характерны паранойяльность и подозрительность. Все его высказывания стереотипные и отмечаются характерными плоскими, а также однообразными шутками.
На более поздних этапах для органического расстройства личности характерна дисмнезия, которая способна прогрессировать и трансформироваться в .
Органические расстройства личности и поведения
Все органические расстройства в поведении возникают после травмы головы, инфекций (энцефалит) или в результате заболевания головного мозга (множественный склероз). В поведении человека отмечаются значительные изменения. Зачастую оказывается пораженной эмоциональная сфера, а также у человека снижается способность в контролировании импульсивности в поведении. Внимание судебных психиатров к органическому расстройству человека в поведении вызвано отсутствием механизмов контроля, повышением эгоцентричности, а также потерей социальной нормальной чувствительности.
Неожиданно для всех, ранее доброжелательные личности начинают совершать преступления, которые никак не вписываются в их характер. Со временем у этих людей развивается органическое церебральное состояние. Зачастую эта картина наблюдается у больных с травмой передней доли головного мозга.
Органическое расстройство личности берется во внимание судом как психическое заболевание. Эта болезнь принимается как смягчающее обстоятельство и является основой для направления на лечение. Нередко проблемы возникают у антисоциальных лиц с травмами головного мозга, обостряющими их поведение. Такой больной из-за антисоциального устойчивого отношения к ситуациям и людям, безразличия к последствиям и повышенной импульсивности может предстать очень сложным для психиатрических больниц. Дело также способно осложняться , гневом субъекта, которые связанны с фактом заболевания.
В 70-х годах 20-го века исследователями был предложен термин «синдром эпизодической потери контроля». Было выдвинуто предположение о существовании личностей, не страдающих поражением головного мозга, эпилепсией, но которые агрессивны вследствие глубокого органического расстройства личности. При этом агрессивность – это единственный симптом данного расстройства. Большая часть лиц, наделенных этим диагнозом - это мужчины. У них отмечаются длительные агрессивные проявления, уходящие в детство, с неблагоприятным семейным фоном. Единственным свидетельством в пользу такого синдрома выступают ЭЭГ-аномалии, особенно в области висков.
Высказано также предположение о наличии ненормальности функциональной нервной системы, ведущей к повышенной агрессивности. Врачами было выдвинуто предположение, что тяжелые формы этого состояния выступают вследствие поражения головного мозга, и они способны оставаться во взрослом возрасте, а также обнаруживать себя в расстройствах, связанных с раздражительностью, импульсивностью, лабильностью, насилием и взрывчатостью. Согласно статистике у третей части этой категории в детстве наблюдалось антисоциальное расстройство, а во взрослом возрасте большинство из них стало преступниками.
Диагноз органическое расстройство личности
Диагностика заболевания основана на выявлении характерологических, эмоциональных типичных, а также когнитивных изменений личности.
Для диагностики органического расстройства личности применяются следующие методы: МРТ, ЭЭГ, психологические методы (тест Роршаха, MMPI, тематический апперцептивный тест).
Определяются органические нарушения структур мозга (травма, болезнь или дисфункция мозга), отсутствие нарушений памяти и сознания, проявления типичных изменений в характере поведения и речи.
Однако для достоверности постановки диагноза важно длительное, не меньше полугода наблюдение за больным. В этот период у пациента должно обнаружиться не меньше двух признаков в органическом нарушении личности.
Диагноз органическое расстройство личности устанавливается в соответствии с требованиями МКБ-10 при наличии двух из нижеперечисленных критериев:
Существенное понижение способности осуществлять целенаправленную деятельность, требующей длительного времени и не так быстро приводящей к успеху;
Измененное эмоциональное поведение, для которого характерна эмоциональная лабильность, неоправданное веселье (эйфория, переходящая легко в дисфорию с кратковременными приступами и злобы, в некоторых случаях проявление апатии);
Влечения и потребности, возникающие без учета социальных условностей и последствий (антисоциальная направленность – воровство, интимные притязания, прожорливость, не соблюдение правил личной гигиены);
Параноидные идеи, а также подозрительность, чрезмерная озабоченность абстрактной темой, зачастую религией;
Изменение темпа в речи, гиперграфия, сверхвключения (включение побочных ассоциаций);
Изменения в половом поведении, включая понижение половой активности.
Органическое расстройство личности необходимо дифференцировать от деменции, при которой нарушения личности зачастую сочетаются с нарушениями памяти, за исключением деменции при . Более точно заболевание диагностируется на основе неврологических данных, нейропсихологического исследования, КТ и ЭЭГ.
Лечение органического расстройства личности
Эффективность лечения органического расстройства личности зависит от комплексного подхода. Важно в лечении сочетание медикаментозного и психотерапевтического воздействия, которые при грамотном применении усиливают воздействие друг друга.
Лекарственная терапия основана на применении нескольких типов препаратов:
Противотревожные препараты (Диазепам, Феназепам, Элениум, Оксазепам);
Антидепрессанты (Кломипрамин, Амитриптилин) используются при развитии депрессивного состояния, а также обострении обсессивно-компульсивного расстройства;
Нейролептики (Трифтазин, Левомепромазин, Галоперидол, Эглонил) применяются при агрессивном поведении, а также в период обострения параноидального расстройства и психомоторного возбуждения;
Ноотропы (Фенибут, Ноотропил, Аминалон);
Литий, гормоны, антиконвульсанты.
Зачастую медикаменты воздействуют лишь на симптомы болезни и после отмены препарата заболевание вновь прогрессирует.
Основная цель в применении психотерапевтических методов является послабление психологического состояния пациента, помощь в преодолении интимных проблем, депрессии, и , усвоение новых моделей поведения.
Помощь осуществляется как при наличии физических, так и психических проблем в виде ряда упражнений или бесед. Психотерапевтическое воздействие с использованием индивидуальной, групповой, семейной терапии позволит больному выстроить грамотные взаимоотношения с членами семьи, что обеспечит ему эмоциональную поддержку родственников. Помещение больного в психиатрическую больницу необходимо не всегда, а только в тех случаях, когда он представляет опасность для себя или для окружающих.
Профилактика органических нарушений включает адекватное родовспоможение и реабилитацию в постнатальный период. Большое значение имеет правильное воспитание в семье и в школе.
Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии органического расстройства личности обязательно проконсультируйтесь с врачом!
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
Изменения личности
Поведение часто изменяется во времени и в различных ситуациях; однако, изменение поведения не означает изменения лежащей в его основе личности. Критерии для определения того, отражает ли изменение поведения действительное изменение личности, или просто совместные влияния личности и текущей ситуации, либо двух конфликтующих тенденций одной только личности; обстоятельства, при которых можно ожидать изменений личности; степень возможного изменения личности и механизмы, предположительно ответственные за такие изменения, -- все это существенно различается в зависимости от теорет. ориентации исследователя. Изменения личности могут возникать вследствие случайного открытия или в результате целенаправленного поиска. Изменение может быть внезапным, как в случае религиозного обращения в другую веру, или постепенным, как это обычно происходит в терапии. Кроме того, изменения могут принимать разнообразные формы.
Теории личности и изменения личности
Представление о том, что авторы теорий личности автоматически отстаивают постоянство свойств личности, неверно; скорее, многие из них придерживались противоположной концепции и описывали процесс изменения личности. Таким образом, теории личности обеспечивают подступы к пониманию изменения личности. Вероятно, наиболее ярким примером тому служат работы Джорджа Келли. Келли высказал предположение, что личность состоит из «личных конструктов», биполярных перцептивных ориентиров, используемых для истолкования («конструирования») окружающего мира и предвидения последствий совершаемых действий. Эти конструкты периодически подвергаются пересмотру на основе жизненного опыта, т. е. если какой-то конструкт порождает ошибочные предсказания, то он должен быть и будет (у здоровых людей) изменен. В соответствии с Келли, личность можно сравнить с набором одежды: если какая-то вещь не подходит, она переделывается или заменяется другой.
Карл Роджерс утверждал, что основную силу в направлении изменения личности дает «стремление к актуализации» (actualizing tendency) -- врожденное побуждение к сохранению и увеличению «генетического плана» (genetic blueprint), или потенциала индивидуума. Эта сила, позволяющая представлениям чел. о себе становиться более точным отражением его «подлинных» тенденций, высвобождается в условиях окружения, в к-рых беспрепятственно удовлетворяется потребность в принятии и любви. Роджерс описывает 3 условия, способствующие такому положительному росту в процессе терапевтических отношений: а) искренность, или конгруэнтность терапевта; б) заинтересованное внимание, или «безусловно положительное отношение» к клиенту; и в) эмпатическое понимание клиента терапевтом.
Подобным же образом, Абрахам Маслоу предполагал, что нахождение индивида в условиях, которые обеспечивают или препятствуют удовлетворению базовых потребностей (т. е. физиологических, в безопасности, любви и принадлежности, оценке и самоактуализации) способствует продвижению вверх или вниз по иерархии потребностей, т. е., поскольку наше поведение регулируется неудовлетворенными потребностями нижележащих уровней, перемены в работе, семье или соц. условиях могут изменять основные мотивационные структуры. Такое движение вполне можно было бы квалифицировать как изменение личности.
Согласно предположению Фрейда об определяющей роли детства, личность приобретает свои основные черты в конце фаллической стадии развития, примерно в возрасте 5 лет. Эта позиция на первый взгляд противоречит концепции изменений личности, однако она смягчается признанием того, что психоаналитическая терапия может вызывать существенные перераспределения в личности.
Юнг, отвергавший модель Фрейда в некоторых важных отношениях, предложил общую стадиальную модель развития, которая включала в себя и понятие изменения личности. Юнг рассматривал достижение половой зрелости в качестве «физического рождения» индивидуума. В течение последующего периода, среди мотивационных сил доминируют власть и эрос; личность ориентирована на внешний мир и задачи поиска друга или любимого человека и профессиональное самоопределение. Однако, примерно в возрасте 40 лет, происходит радикальная смена ориентации: доминирующую роль начинает играть потребность в осмыслении (need for meaning), что предполагает перенаправление энергии вовнутрь по мере обращения индивида в своем поиске смысла к бессознательному.
Модели изменения личности
Существуют различные попытки описать процесс изменения личности за пределами контекста классических теорий личности. Например, Джером Франк предлагает набор характеристик, являющихся общими для психотерапии, целительства, «реформирования мышления» (thought reform) и других систематических попыток изменения личности. Агент изменения воспринимается как влиятельный и действенный авторитет, выражающий желание и обязательство оказать помощь клиенту. Этот агент представляет заслуживающую доверие теорет. систему, и обе стороны, агент и клиент, принимают активное участие в вытекающей из нее программе вмешательства.
Дональд Мейхенбаум описал процесс, лежащий в основе психотерапевтического изменения, как «перевод» дотерапевтического «внутреннего диалога», состоящего из отрицательных высказываний клиента в свой адрес, на новый язык и в новую систему концептуализации.
Эмпирические исследования изменений личности
В многочисленных исслед. изучались связи между изменением или устойчивостью личности и такими событиями, как беременность, хирургическая операция, лечение алкоголизма, старение и медитация. За период с 1967 г. по август 1980 г. в журнале Psychological abstracts было зарегистрировано 597 статей на тему «изменение личности». Мн. из этих статей сообщают результаты, полученные на ограниченных выборках и касающиеся узких аспектов личности; еще большим недостатком является общее отсутствие направляющей теорет. ориентации в отношении процесса изменения. Однако, взятые в совокупности, они свидетельствуют о существовании изменений личности.
Особое влияние на формирование личности оказывают социальные взаимоотношения. Несомненно, от того какие общественные отношения господствуют в обществе будут зависеть и отношения личность - общество. И успешность таких взаимоотношений во многом определяется и социальной группой, к которой принадлежит человек, и биографическими условиями, и характером воспитания в семье, школе и т.п. в трудовой деятельности проявляется главная форма общественной функции - деловая роль. Практическая деятельность позволяет осуществить возникающие цели и задачи. И по мере того как эти цели и задачи находят свое отражение в действительности, они формируют обобщенные и устойчивые отношения личности. Однако, лишь когда объективное значение деятельности совпадает со значимым для человека деловая роль оказывает влияние на стержневые свойства личности. Осознанность деятельности напрямую связана с вкладыванием в нее смысла. Успешность учебной деятельности тем больше, чем больше ученик самостоятельно ищет и находит дополнительные источники приобретения знаний, не ограничиваясь только предлагаемой ему
информацией. Следующим не менее важным звеном в формировании отношений личности под воздействием деловой роли является так называемый закон градиента цели (Халл, 1958). В этом законе утверждается, что по мере приближения к завершающей цели мотив действия становится сильнее. Из двух одновременно актуальных мотивов человек выберет тот, который может быть раньше удовлетворен. « Чем более глубокими и активными становятся общественные мотивы, тем более отдаленной может быть та цель или задача деятельности, которая усиливает активность мотива» (Мерлин. 1977). Большое влияние на возникновение новых мотивов и формирование отношений личности оказывает похвала и порицание. Основными причинами возникновения психологических конфликтов являются воздействующие непосредственно в данный момент или предполагаемые в будущем отрицательные оценки, или обусловленные
ими самооценки. В психологическом конфликте происходят резкие преобразования мотивов и отношений личности. Но насколько глубокими будут эти трансформации и какой характер они приобретут зависит от уровня развития социальной группы и личности. Благодаря определенным представлениям, суждениям, понятиям об окружающей действительности и о самом себе человек обосновывает социальные взаимоотношения. Межличностные отношения возникающие в социальной группе во многом определяются не столько социально-экономическими отношениями существующими в обществе, сколько специфическими взаимоотношениями
господствующими в данной группе; в свою очередь зависящие от происхождения, состава группы, характера деятельности и т.п. Особенно заметно влияние, которое оказывают межличностные отношения в группе на личность человека, при переходе его из одной социальной группы в другую. Но почему происходит изменение свойств личности под воздействием другой социальной группы и каковы внутренние психические механизмы этих изменений известны лишь гипотетически. С одной стороны предполагается, что межличностные отношения определяются в соответствии с тем эталоном идеальной группы, который имеется в представлении человека и на который ориентируется его личность. С другой стороны лишь самосознание определяет межличностные отношения личности в социуме. «Объективная детерминация всей психической деятельности всегда осуществляется через посредство внутреннего, уже сложившегося ранее в психике человека» (С.Л.Рубинштейн). О самосознании человека можно судить по самооценке, как наиболее выраженной его стороне. «Свойства личности представляют собой не слепок общественных условий, не зеркальное их отражение, а отражение субъективное, преобразованное сознанием» (Мерлин,1988). Отношения личности являясь активными мотивами деятельности не просто отражают объективные отношения, а воздействуют и видоизменяют их по своему усмотрению. Происходит и обратное воздействие отраженных самосознанием общественных отношений на отношения личности, и как следствие на результате деятельности. Свойства личности обязательно проявят себя несмотря на отсутствие разделения труда и разделения существующих функций, когда все участники совместной деятельности выполняют совершенно одинаковые действия. И от того насколько гармонично сложатся их взаимоотношения и насколько психические свойства личностей будут соответствовать друг другу, зависит успешность выполняемой ими деятельности. Личность во время приспособления к социальной деятельности находится в состоянии динамического неустойчивого равновесия. При нарушении этого равновесия в процессе деятельности возникает состояние более или менее длительной дезинтеграции личности, состояние дискомфорта и начинают обостряться старые или возникать новые противоречия между различными отношениями, свойствами, сторонами и действиями личности. Это состояние называется психологическим конфликтом. Психологический конфликт не может возникнуть на пустом месте, для него нужны одновременно и внутренние и внешние предпосылки. Внешние условия конфликта создаются при наличии каких-то глубоких и достаточно активных мотивов и отношений личности, удовлетворение которых ставится под угрозу. И внешние предпосылки к возникновению конфликта возникают неизбежно в жизни любого индивидуума, любого общества.
1. необходимость борьбы с природой - неизбежное возникновение препятствий на пути удовлетворения мотивов и отношений личности;
2. если удалось удовлетворить одни мотивы, неизбежно появляются
новые, требующие удовлетворения;
3. социум иногда ставит личность перед необходимостью подавления или ограничения жизненно важных мотивов.
Но на основе только внешних предпосылок психологический конфликт
невозможен, необходимо возникновение внутренних условий. Внутренние условия конфликта создаются при противоречивых, иногда противоположных тенденциях личности. Таких например, как между различными мотивами и отношениями личности; долга и личных интересов; возможностями и стремлениями. Внутренние условия психологического конфликта как бы обусловлены внешними ситуациями и историей развития личности. Развитие и разрешение конфликта выражает собой острую, критическую форму развития личности. Под воздействием психологического конфликта может измениться сама структура личности, построиться новые отношения личности. Психологический конфликт оказывает существенное влияние на развитие самосознания и зачастую его необходимым условием. Главный путь развития личности в психологическом конфликте (Розенцвейг,1944) - это акт самосознания, очищающий подавленный мотив (катарсис). Несомненно, только в процессе деятельности может развиваться
личность человека. Этапный или фазный характер этого процесса предполагает наличие необходимых физиологических и психологических условий для возникновения последующей фазы на предыдущей или предшествующей ей фазе. «Бездеятельность первой фазы создает условия для снятия парабиотического состояния и делает таким образом возможным возникновение доминант»(Мерлин,1988). В конечном результате приобретает прежнее значение частное отдельные мотивы, регулирующие процессуальную деятельность (занятие). Повышение функционального уровня нервной деятельности становится возможным благодаря длительным и устойчивым доминантам, лежащим в основе целенаправленных трудовых и предметных действий. В действиях закладываются обобщенные отношения личности, которые влияют на формирование более или менее далекой
перспективы деятельности, необходимой для совершения поступков.
Психофизиологические предпосылки, которые создаются при переходе к следующей фазе дают основания говорить о бессознательном механизме предрасположенности человека к тому или иному виду деятельности. Фундаментально закладывающиеся в каждой фазе конфликта предрасположения определяют не только характер деятельности, но и образы восприятия и памяти, ход рассуждений. В фазе действия человек распознает плюсы и минусы результатов своей работы, в сфере его внимания находятся такие детали работы, которые раньше, когда деятельность носила процессуальный характер его совершенно не интересовали. В этой фазе при выборе поступка он уже активно и охотно рассуждает о социальном значении и привлекательности деятельности, более взвешено обдумывает достижения цели деятельности, всего этого не было в предыдущих фазах. О присутствии основной установки говорит прерывный характер смены фаз в психологическом конфликте. Возникновением эти конфликты обязаны не противоречию между неосознанными подавленными влечениями и осознанными социальными требованиями, а противостоянию, противоречию между различными осознанными и бессознательными мотивами внутри самого сознания. Эти противоречия внутри самого сознания привели к дезинтеграции деятельности и в итоге дезинтеграции произошли неподотчетные бессознательные установки. В течении самой же деятельности старые установки могут исчезать и на их месте возникать новые. От того поступка, который совершит человек во время конфликта во многом зависит дальнейшее развитие его личности. Большое значение оказывает на протекание конфликта и направленность личности, образованная всей предшествующей историей развития. Направленность личности определяет психологическое содержание возникшего конфликта при одной и той же объективной ситуации. От нее же зависит и весь ход протекания конфликта и сам исход. Хотя роль совершенно случайных сочетаний условий, которые могут полностью изменить ожидаемый исход событий, не зависит от направленности личности. Эти неожиданные, случайные переменные факторы могут быть и субъективные, и объективные. «В каждом психологическом конфликте, переживаемом человеком на протяжении всей его жизни, он вновь и вновь создает свою личность своими поступками»(Мерлин,1998). Все психические свойства играют кто более главную, кто менее роль в обеспечении функционирования субъекта. Огромное значение возможности активной деятельности индивидуума играют особенности его психических процессов:
остроты зрения и слуха, качества хранения информации в памяти, умение концентрировать внимание и т.п. все эти признаки не только обслуживают систему свойств личности, но все вместе являются и характеристикой сознания в целом. Личность - не набор, не совокупность отдельных психических свойств с характерными для каждого свойства признаками, а целостное их единство. Все свойства личности формируют единую систему, отличительной чертой которой является закономерность связей между свойствами. Эта система личности обладает следующими признаками: «1. В нее входит большое количество психических свойств и определена она большим количеством многообразных условий; 2. Личность характеризует человека как субъекта, активно преобразующего действительность, поэтому система ее психических свойств является саморегулирующейся; 3. Человек не рождается личностью, а становится ею. Личность - система саморазвивающаяся». [Мерлин,1959]
Зависимость какого-либо психического свойства от конкретного условия может быть не непосредственная, а опосредованная. Влияние на свойства личности оказывают и другие ее подсистемы, хотя влияние это многозначное. Успешное функционирование этой саморегулирующейся системы зависит от качества обратной связи между системой и средой. В свою очередь и общество рассматривается как еще более общая система, в которой каждый отдельный индивид и социальная группа являются ее подсистемами. Психологическое содержание является необходимым условием для формирования психических закономерностей структуры и
развития личности и субъективном и объективном плане общественных отношений. Лишь развивающаяся постоянно личность может быть предметом психологического исследования. Психические свойства предстают как последние кирпичики в фундаменте строения системы личности. Одной из основных характеристик этих свойств является то, что они всегда выражают отношение человека к определенной стороне действительности. Психологически каждое отношение можно разделить на две различные стороны. Одна сторона является результатом воздействия объекта на субъект и выражает собой реакции человека на определенные стороны действительности такие как мысли, образы, эмоции, психические состояния, которые появляются в сознании при определенном специфическом отношении. Другая сторона предстает результатом воздействия субъекта на объект и выработки такого отношения, которое характеризуется сознательным направлением действий, активным побуждением, избирательностью в отражении окружающей среды. Каждый психический процесс предопределен свойствами личности и ее отношениями. Это предопределение выражается в активном избирательном характере каждого процесса, который отражает внешний мир и не является отношением. Отсюда следует, что отношения личности не появляются из психических процессов, а напротив сами обуславливают направленность психических процессов. И лишь одно отношение представлено психическим процессом - это потребность в функционировании, т.е. активным отношением к процессу. Возможность что-либо ощущать, воспринимать или мыслить является основным направлением активного отношения человека к процессу.
личность эмоциональный патологический
Патологические изменения эмоциональных свойств личности
1)Аффективная возбудимость. Это склонность к чрезмерно легкому возникновению бурных эмоциональных вспышек, неадекватных вызвавшей их причине. Она проявляется в приступах гнева, ярости, запальчивости, которые сопровождаются двигательным возбуждением, необдуманными, подчас опасными действиями. Дети и подростки с аффективной возбудимостью капризны, обидчивы, конфликтны, часто чрезмерно подвижны, склонны к необузданным шалостям. Они много кричат, легко озлобляются; всякие запреты вызывают у них бурные реакции протеста со злобностью и агрессией. Аффективная возбудимость характерна для формирующейся психопатии, неврозов, патологически протекающего пубертатного криза, психопатоподобного варианта психоорганического синдрома, эпилепсии и астении. При формирующейся психопатии возбудимого типа и при эпилепсии аффективная возбудимость выступает в сочетании с преобладающим угрюмым настроением, жестокостью, злопамятностью, мстительностью. Раздражительность является одной из форм проявления аффективной возбудимости. Это склонность к легкому возникновению чрезмерных отрицательных эмоциональных реакций, по своей выраженности не соответствующих силе раздражителя.
Раздражительность может быть свойством патологической личности (например, при психопатии возбудимого, астенического, мозаичного типа) или в совокупности с другими симптомами является признаком астении различного генезиса (ранней резидуально-органической церебральной недостаточности, черепно-мозговой травмы, тяжелых соматических заболеваний). Раздражительность может быть и свойством дистимии.
2)Аффективная слабость характеризуется чрезмерной эмоциональной чувствительностью (гиперестезией) ко всем внешним раздражителям. Даже небольшие изменения ситуации или нечаянное слово вызывают у больного непреодолимые и некорригируемые бурные эмоциональные реакции: плач, рыдания, гнев и т. д. Аффективная слабость наиболее характерна для тяжелых форм органической церебральной патологии атеросклеротического и инфекционного происхождения. В детском возрасте она встречается в основном при выраженном астеническом состоянии после тяжелых инфекционных заболеваний.
Крайней степенью аффективной слабости является аффективное недержание. Оно свидетельствует о тяжелой органической церебральной патологии (ранние инсульты, тяжелые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания головного мозга). В детском возрасте встречается редко.
Разновидностью аффективной слабости является гневливость, т. е. склонность к быстрому возникновению аффекта гнева, сопровождающегося речедвигательным возбуждением и разрушительно-агрессивным поведением. Она проявляется у больных с астеническими и церебрастеническими расстройствами, связанными с соматическими заболеваниями и резидуально-органическими поражениями центральной нервной системы. При эпилепсии и посттравматической энцефалопатии гневливость более продолжительна и сопровождается брутальным поведением.
3)Аффективная вязкость. При некоторых патологиях (эпилепсии, энцефалите) может наблюдаться аффективная вязкость (инертность, ригидность) в сочетании со склонностью к застреванию прежде всего на неприятных переживаниях. При эпилепсии аффективная вязкость сочетается с аффективной возбудимостью, склонностью к бурным неадекватным эмоциональным реакциям. В детском возрасте аффективная вязкость проявляется в чрезмерной обидчивости, фиксации на неприятностях, злопамятности, мстительности.
4)Патологическая злопамятность -- связанное с психическими расстройствами (например, при эпилепсии) неадекватно длительное переживание субъектом травмировавшей его ситуации с представлениями о причинении мести ее источнику. Однако в отличие от мстительности такое переживание не обязательно реализуется в действии, но может сохраняться многие годы, порой всю жизнь, превращаясь иногда в сверхценную или навязчивую цель.
5)Аффективная истощаемость характеризуется кратковременностью ярких эмоциональных проявлений (гнева, злобы, горя, радости и т. п.), после которых наступают слабость и безразличие. Она характерна для людей с выраженной формой астенических состояний.
6)Садизм -- патологическое эмоциональное свойство личности, выражающееся в переживании удовольствия от жестокости по отношению к другим людям. Диапазон садистских актов очень широк: от упреков и словесных оскорблений до жестокого избиения с нанесением тяжелых телесных повреждений. Возможно даже убийство из сладострастных побуждений.
7)Мазохизм -- склонность к получению сексуального удовлетворения лишь при унижениях и физическом страдании (избиения, укусы и т. п.), причиняемых сексуальным партнером.
8)Садомазохизм -- сочетание садизма и мазохизма.
Список литературы
1. Мерлин В.С. «Очерк психологии личности», Пермь, 1959 г.
2. Мерлин В.С. «Основы психологии личности», Пермь, 1977 г.
3. Мерлин В.С. «Личность как предмет психологического исследования»,
Пермь, 1988 г.
4. Мерлин В.С. «Личность и общество», Пермь, 1990 г.
5. Дж. Б. Кэмпбелл
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Характеристика эмоциональных состояний. Психологические исследования эмоциональных состояний. Эмоциональные состояния личности и проблема их регуляции. Особенности и закономерности изменения эмоциональных состояний личности в процессе лечебного массажа.
дипломная работа , добавлен 24.08.2010
Понятие деформации личности специалиста как изменения структуры деятельности и личности, негативно сказывающихся на продуктивности труда. Проблема влияния профессиональной деятельности на формирование сознания. Признаки развития деформации личности.
презентация , добавлен 22.08.2015
Общее представление о личности. Изучение ее психологической структуры, составных частей и способов построения. Исследование процесса биологического созревания и изменения человека, приобретение им значительного количества социальных свойств и качеств.
реферат , добавлен 17.02.2015
Нормальное профессиональное развитие. Изменения психических функций и личности под влиянием профессиональной деятельности. Понятие, причины и основные виды профессиональной деформации личности. Проявления и последствия профессиональных деформаций.
контрольная работа , добавлен 04.11.2013
Понятие "личность". Наследственность и среда - условия воспитания личности. Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности. Коллектив - социальный объект управления. Влияние коллектива на психологическое развитие личности.
реферат , добавлен 06.02.2008
Психоаналитическая теория личности. Концепция личности Э. Фромма. Когнитивное направление в теории личности: Д. Келли. Гуманистическая теория личности. Феноменологическое направление. Поведенческая теория личности.
реферат , добавлен 01.06.2007
Характеристика развития личности взрослого человека. Психофизиологические изменения и проблемы периода средней взрослости. Психологические факторы кризиса. Эффект кумулятивности. Влияние особенностей профессиональной деятельности на формирование личности.
дипломная работа , добавлен 24.11.2014
Понятие личностного смысла: эмоции и эффекты трансформаций психического образа. Понятие ценности, ее место и роль в структуре мотивации личности. Влияние катартических эффектов художественного переживания на изменение ценностных ориентаций личности.
дипломная работа , добавлен 25.08.2011
Понятие личности, значение знаний о ней в практической деятельности ОВД. Характеристика основных свойств личности. Направленность личности на правомерное поведение и модуляционные компоненты психологии личности. Методы психологического изучения личности.
контрольная работа , добавлен 18.01.2009
Процесс изменения личности Золушки – героини одноименной сказки Шарля Перро. Принятие Золушкой сложившегося тяжелого образа жизни. Проявление слабой воли и самопожертвования. Портрет "стоика" согласно типологии патологий личности профессора Дусавицкого.