Этика ораторского выступления. Этика ораторского выступления §2
Этика оратора.
Этикет регламентирует, что допустимо и приемлемо в данном обществе или данной группе людей, а что нет; этика оперирует нравственными категориями. В чем-то они могут совпадать: говорить правду надо как с точки зрения этикета, так и морали, но вот вежливого обхождения от вас требует лишь этикет, но не этика.
Как этикет, так и этика представляют собой разные кодексы правил поведения, о которых должен думать каждый человек.
Начиная с античных времен, теоретики и практики ораторской речи, специалисты по общению придавали и придают большое значение нравственной позиции оратора (говорящего). Этические нормы пронизывают всю деятельность оратора – от начального момента подготовки к выступлению до самокритичного анализа состоявшейся речи. Речь является всегда выражением позиции личности, средством передачи идей, слушатели оценивают не просто манеру и характер речи, а жизненную позицию оратора, его философское или профессионально « credo».
Для успеха речи, достижения эффекта убеждения необходим благоприятный социально-психологический климат в аудитории; прежде чем принять идею, проповедуемую оратором, слушатели должны принять самого оратора – как человека, вызывающего доверие, уважение. Неслучайно в античной риторике главным требованием к оратору считалась не собственно красивая и эффективная речь, а то, что оратор был «добродетельным человеком». Оратор должен иметь моральное право говорить и учить других. Существует этическая ответственность за качество речи.
«Что до состояния самого ритора надлежит, - пишет М.В.Ломоносов, - то много способствует к возбуждению и утолению страсти: 1) когда слушатели знают, что он добросердечный и совестливый человек. А не легкомысленный ласкатель и лукавец; 2) ежели он сам ту же страсть имеет, которую в слушателях возбудить хочет, а не притворно их страстными учинить намерен, ибо он тогда не токмо словом, но и видом и движением действовать будет…»
В «Российской риторике», изданной в 1824 году, подчеркивается: «Что касается до оратора, то он необходимо должен иметь нравы добрые и наклонности честные. Слово его не меньше должно быть вывескою его добродетели, как и просвещения. Искусство всегда получает более важности и почтения, когда оно соединяется с благородными качествами человека, владеющего оным; особливо в убеждении умов самый образ жизни оратора должен служить порукою, что советы его искренни и основаны на собственном убеждении. Положим, на примере, что искусный оратор в прекрасных и трогательных выражениях преподает нам правила честности, с которыми весьма несообразно его поведение; он влечет нас, покоряет силою витийства; но в ту самую минуту, когда мы совершенно готовы ему верить, по несчастию приходит нам на ум мысль, что тот самый, кто предлагает нам столь мудрые правила, удаляется от оных своею жизнью: тогда очарование искусства в глазах наших исчезает, вместо наставника мы видим перед собой хитрого лицемера, и за стыд себе почитаем иметь столь недостойного руководителя».
Зарецкая Е.Н. в работе «Риторика. Теория и практика речевой коммуникации» утверждает, что наладить конструктивное сотрудничество между людьми, негативно относящимися друг к другу, невозможно, даже если они заинтересованы в этом и решаются скрыть свою неприязнь за внешне вполне корректными речами. Истинные чувства проявляются непроизвольно в мимике, жестах, интонации. При негативной нравственной установке вряд ли могут быть осуществлены важнейшие принципы речевой коммуникации – принципы сотрудничества и вежливости.
Речевое воспитание начинается не с речи, а с философско-этического мировоззрения и идет параллельно с выработкой определенных взглядов, жизненной и профессиональной позиции, которую оратору предстоит защищать своим единственным оружием – речью. Недаром еще Цицерон считал наиболее важными предметами в образовании оратора философию, а в ней особое внимание обращал на этику и логику, справедливо полагая, что, не зная этики, оратор не сумеет расположить слушателей к себе и не добьется успеха.
Этика оратора – это совокупность нравственных норм, ценностных ориентаций, правил поведения, определяющих его отношение к своим обязанностям, к целям своей работы, к своим слушателям.
Каждая эпоха рождает свои философско-этические требования к поведению человека. В то же время этическая культура (как и каждая культура вообще) развивается таким образом, что последующая эпоха не отрицает достижений предыдущей, а вбирает их в себя, усложняя и обогащая новой информацией.
Возьмем этические (точнее религиозно-этические) требования, зафиксированные в одном из рассуждений отца церкви Василия Великого: «Будь добр с другом, кроток со слугою, непамятозлоблив на дерзких, человеколюбив к смиренным, совершенно никого не презирай, приветствуй с приятностию, отвечай со светлым лицом, ко всем будь благосклонен, доступен, не пускайся в похвалы самому себе, не позволяй, чтобы и другие говорили о тебе… и т.д.»
Этот перечень этических наставлений начат некоторыми основополагающими качествами характера: доброта, кротость, человеколюбие, отсутствие презрения. Каждое из них может быть выражено в определенных поступках (прежде всего речевых), словах, и если мы попытаемся представить человека «доброго» или «кроткого», то непременно представим при этом и определенный характер речи. В речи необходимо соблюдать этические, нравственные нормы высказываний.
Этически значима сама личность оратора, такие ее свойства, как эрудиция, принципиальность, убежденность, самокритичность. Другой существенный элемент ораторской этики – такт, проявляющийся в уважительном, доброжелательном отношении к аудитории, общительности, чуткости, отсутствии назидательного, поучительного тона.
Сейчас в России господствует моральный плюрализм. Каждая личность имеет свою более или менее определенную систему нравственных ценностей, свой «моральный кодекс», который и определяет конкретную линию поведения, в том числе и речевого. Моральный плюрализм может привести к моральной неразборчивости, стать серьезным барьером для установления нормальных взаимоотношений при обсуждении и решении тех или иных вопросов.
В процессе речевой коммуникации партнеры должны активизировать добрые начала, способствующие гармоническому сотрудничеству, и блокировать негативные тенденции. Нравственные установки личности оказывают решающее влияние на весь процесс организации речевого взаимодействия. Поэтому риторическое обучение и воспитание должны сопровождаться этическим просвещением и нравственным воспитанием.
Умение соблюдать этические нормы всегда ценилось высоко в обществе. К соблюдению этикетных норм относится проявление таких качеств, как вежливость, тактичность, доброжелательность, выдержанность. Выражаются эти качества через конкретные речевые действия. Например, если человеку в данный момент не нужно общение, он должен найти корректный способ уйти от него, не обидев собеседника. Немало вредит бытовому и деловому общению использование нецензурных и бранных выражений, грубости, неуместных слов и др.
Определенную роль в достижении убедительности публичного выступления играет и речевой этикет . Под этикетом вообще понимается установленный, принятый обществом порядок поведения; он отражен и в речевых нормах. Под речевым этикетом понимаются регулирующие правила речевого поведения, система устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления и поддержания контакта собеседников. Этикет этичен только тогда, когда основан на нравственных нормах, на добрых чувствах, когда отражается душевное богатство личности. Риторика во все времена придерживалась такого понимания в вопросах этикета.
Речевое взаимодействие в процессе общения требует соблюдения ряда принципов (максим), определяющих вклад участников речевого общения. Г.П.Грайс в книге «Логика и речевое общение» рассматривает четыре максимы, состоящие из нескольких постулатов (положений):
- максима полноты информации;
- максима качества информации;
- максима релевантности;
- максима манеры.
Этикет речевого общения требует соблюдения постулата, принципа вежливости, такта. Соблюдение этого принципа как бы создает «среду позитивного взаимодействия», обеспечивая благоприятный фон для реализации общения.
Этикет в поведении и в речи подчинен историческому процессу, он сравнительно быстро меняется, и те нормы вежливости, которые были привычны не только двести, но даже двадцать лет тому назад, сегодня уже устарели.
В общении, в социальных контактах употребляются слова, сочетания и целые фразы, принятые в определенных ситуациях, в разных социальных группах. По словам нетрудно распознать и возраст говорящего, и уровень образования, и общественную принадлежность, а иногда даже профессию говорящего. Этикетные слова, принятые в молодежном общении, не употребляются среди немолодых людей. Для свободного и корректного общения человек должен обладать тонким знанием этикета.
Обычно называют более десяти важнейших ситуаций, отчетливо отличающихся одна от другой и имеющих свой этикетный словарь, обладающий большим разнообразием вариантов. К этим ситуациям относятся:
- Обращение – официальное или дружеское, фамильярное, интимное; обращение к одному человеку или ко многим; к знакомому или незнакомому; к мужчине или к женщине; к молодому или пожилому человеку и т.п.
- Приветствие при встрече – на улице, на работе, дома, в официальных условиях, среди знакомых и незнакомых и т.п.
- Прощание – дружеское и официальное, повседневное или надолго, с пожеланиями и без них и т.п.
- Благодарность;
- Знакомство;
- Поздравления; пожелания; извинения; просьбы; приглашения; одобрение и др. Ситуации, в которых требуется этикет, бесконечно разнообразны.
История возникновения этикетных слов и речений весьма поучительна, она отражает мир нравственных поисков наших предков. Например, слово «спасибо» идет от «спаси тебя (вас) бог»; «пожалуйста» – от вежливого приглашения «пожалуй, т.е. приди, войди ко мне в дом» с частицей учтивости «ста»; «благодарю» – от «дарю тебе благо, т.е. добро». Пожелания добра легли и в основу таких сочетаний, как «всего доброго». « до скорого свидания», «спокойной ночи» и т.п.
Многие этикетные обороты речи иносказательны, метафоричны: «приношу вам свои извинения» (метафора – «приношу»); « не знаю, как мне отблагодарить вас»; «не судите меня строго» и др.
Несмотря на свою устойчивость, даже стандартность, этикетные речения очень гибки и легко поддаются индивидуальному варьированию: « здравствуй, здравствуйте, здорово, будь здоров, будьте здоровы, сто лет здравствовать, здравия желаю, здорово живете, доброго здоровья».
Средства речевого этикета весьма чутки к историческому времени, к изменениям в общественной жизни. Так, за 10-20 лет произошли существенные сдвиги в обращениях «товарищ, гражданин», чаще стали употребляться формы, заимствованные из английского языка.
В употреблении речевых этикетных слов и выражений огромное значение имеет интонация. Этикетные формы только тогда эффективны, когда отражают действительные чувства, правдиво передают отношение говорящего к своему адресату. Интонации, выражение лица, особенно глаз, выдадут любую фальш и натяжку в этикете.
В то же время уже давно признано: привычка к этикетным формам общения, проще говоря – вежливое поведение, не только дисциплинирует человека, но и способствует усвоению нравственных норм, добрым отношениям между людьми. Таким образом, у этикета общая цель с риторикой.
В условиях устной речи, устного диалога выбор этикетных слов и оборотов речи протекает очень быстро, он должен быть усвоен до автоматизма, вежливые слова должны войти в привычку.
Этикет, как и язык в целом, усваивается как в практической деятельности (т.е. в речи), так и в целенаправленном обучении или самообучении.
Мы уже говорили, насколько важны первые фразы выступления, помогающие сосредоточить внимание слушателей, но начальные фразы несут и большую этическую нагрузку. Некоторые авторы даже выделяют т.н. «самоубийственные» начала выступления, затрудняющие контакт со слушателями: «я не знаю, как начать», «я, правда, специально не готовился», «вряд ли вам понравится то, что я скажу», «вам, конечно, пока не известно, что» и т.п.
Существует ряд правил речевого этикета, учитывая воздействие которых на собеседника, оратор соблюдает этику речевого общения. К ним относятся:
- Проявлять уважительность, доброжелательность к собеседнику. Запрещается своей речью наносить собеседнику оскорбление, выражать пренебрежение. Следует избегать и прямых отрицательных оценок личности партнера по общению. Все это не способствует успешному общению.
- Вежливо относиться к собеседнику. Рекомендуется смягчать свою речь, снимать излишнюю категоричность. Необходимо учитывать возраст, пол, служебное положение партнера по общению.
- Не выпячивать собственное «я». Не следует навязывать собеседнику собственное мнение (но не запрещается убеждать!), уметь встать на точку зрения партнера.
- Тема коммуникации должна быть понятна, уместна и интересна.
- Учитывать порог смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего ограниченны. Исследования показали, что лучше всего воспринимается устное высказывание из 5-9 слов, при этом без паузы оно может длиться от 45 секунд до полутора минут. Рекомендуется употреблять короткие фразы, давать передохнуть слушателю.
- Учитывать невербальные средства коммуникации. Слушатель должен чувствовать, что говорящий посылает ему доброжелательные мимические и жестовые сигналы, дополнительно пробуждая в нем внимание и понимание.
Этикет проявляется в том, насколько точно выбрана дистанция между оратором и аудиторией. Этот аспект изучается специальной наукой – проксемикой. Общие правила здесь таковы: расстояние между говорящим и слушающим определяется родом и жанром речи (наибольшая дистанция 3-4 м в ситуации официальной речи); превышение обычной дистанции затрудняет контакт, говорит о неуверенности оратора, о высокомерии и отрицательно влияет на успех речи; уменьшение дистанции в ходе беседы может свидетельствовать об упрочении контакта и доверия, но нередко трактуется и как стремление навязать чужое мнение.
Все аспекты риторики сходятся в личности оратора. В конечном счете именно его качества определяют состояние и функционирование модели речевого общения. Оратор одновременно является и автором, и режиссером, и исполнителем своей речи, что усложняет требования к нему.
Вопросам этики и этикета письменной речи уделялось большое внимание еще в письмовниках России 18-19 вв. «Первая обязанность пишущего – помнить свое собственное положение, знать положение лица, которому мы пишем, и представлять себе последнего так ясно, как будто мы стоим перед ним и разговариваем», - требовали от составителя письма «Табель о рангах».
Из произведений античной литературы известно, что уже в те времена существовал этикет делового письма. Так, письма античного периода должны были начинаться с имени отправителя, затем следовало имя адресата, потом приветствие, сопровождавшееся приятными пожеланиями, и только затем шел текст.
С годами видоизменялись категории морали и нравственности, этические нормы и формы выражения, что не могло не коснуться этикета письменной речи. После второй мировой войны в этике письменной речи западных стран произошли значительные изменения, выразившиеся в актуализации форм изложения от третьего лица, в отказе от многих традиционных формул вежливости, в демократизации и упрощении языка текста.
П.В.Веселов в книге «Современное деловое письмо в промышленности» пишет: «Давно пора и в отечественной деловой переписке преодолеть скептицизм в отношении словесных «формул вежливости» и ввести в деловую письменную речь аспект содержания, посвященный речевому этикету». Далее он формулирует некоторые правила речевого этикета.
- Формы обращения. Уже сложились формы обращения в официальной письменной речи, одной из которых является «Уважаемый».
- Категории одушевленности (неодушевленности). Иногда составители текста не различают эти категории, что может привести к нарушению этики. Например, текст следующего объявления: «Больные, не посетившие амбулаторию в течение трех лет, выписываются в архив, а затем уничтожаются» – может нанести обиду тем, кому он адресован.
- Местоимение «я» в деловой переписке. Имеет место тенденция к утрате местоимения «я» в деловом письме. Для обозначения лиц и предметов употребляется местоимение «он».
- Тон служебного документа. Основное требование, предъявляемое к официальному письму, - объективность содержания, что обусловливает, как правило, нейтральность тона изложения, не допускается иронизирование, проявление грубости и т.п. Не следует впадать и в другую крайность – использование чрезмерной вежливости.
- Роль вида глагола. Когда нужно подчеркнуть, что действие свершилось, используется совершенный вид глагола, а если действие находится в развитии - несовершенный вид.
Лекция 12. Оратор и аудитория. Виды полемики. Правила ведения полемики.
- Психологическая культура оратора. Взаимодействие оратора и аудитории. Основные каналы влияния оратора на аудиторию.
- Спор, виды спора.
- Основные приемы ведения полемики.
Любое публичное выступление является целенаправленным речевым воздействием оратора на психику слушателей. Круг проблем, которые при этом возникают и которые нам помогает решать психология, таков: как организовать и привлечь внимание слушателей; как устанавливается контакт между оратором и аудиторией; как протекает процесс передачи, усвоения и переработки информации; можно ли управлять этим процессом; каковы социально-психологические особенности различных аудиторий; как должен оратор учитывать эти особенности аудитории и многие-многие другие.
Психологическая культура оратора заключается в выполнении требований, предъявляемых психологией и к содержанию, и к форме выступления, и к личности оратора, и к особенностям аудитории. Оратор должен обладать определенными знаниями по общей и социальной психологии, а также уметь на практике их использовать.
Другими словами, психологическая культура оратора – это единство знаний, отражающих закономерности психической деятельности человека, и умение применять эти знания в конкретных условиях работы с людьми.
Главная цель оратора – передача смысловой информации и убеждающее воздействие на слушателей. В ходе своего выступления оратор стремится изменить состояние аудитории (проинформировать, доказать, убедить, призвать и т.п.), но и аудитория пытается оказать обратное воздействие на оратора: принимая или не принимая точку зрения оратора, она своим поведением, вопросами, репликами (обратная связь) влияет на выступающего и в конечном счете на выступление. Не случайно говорят: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает».
Таким образом, ораторская речь – это не тот заранее заготовленный текст, который более или менее отшлифован и отрепетирован оратором, а затем просто «озвучивается» в аудитории. Нет, это постоянная импровизация, учитывающая интересы и оратора, и аудитории, конкретную обстановку выступления и многие другие, часто случайные факторы. Аудитория как бы становится соавтором речи, и оратору нужны специальные умения, особые качества, чтобы выполнить поставленную задачу, оказать желаемое воздействие на слушателей в непростой и во многом непредсказуемой обстановке живого общения, нередко преодолевая прямое сопротивление аудитории.
Оратор для воздействия на аудиторию обладает целым комплексом воздействия: звуковые и визуальные каналы (собственно речевые, вербальные и непосредственно связанные с речью средства – голос, интонация, темп речи и т.п.; а также невербальные средства – жест, мимика, поза). Все эти каналы общения используются как для передачи информации, так и для создания необходимой социально-психологической атмосферы, помогают влиять и на разум, и на чувства слушателей.
Например, широко известно простое методическое правило, предписывающее т.н. «начальную» паузу перед выступлением. Для того, чтобы правильно варьировать длительность паузы, при определенных условиях вовсе отказаться от нее, необходимо представлять, почему это правило возникло. Главная роль начальной паузы – психологическая. Она нужна для того, чтобы собрать внимание аудитории, дать возможность рассмотреть оратора, обеспечить ей возможность приготовиться к восприятию речи. Оратору же пауза нужна для того, чтобы успокоиться, снять излишнее волнение, сосредоточиться, в свою очередь – рассмотреть аудиторию, выяснить, насколько она соответствует его представлению. Паузой можно заинтриговать слушателей, а ее отсутствием, внезапным началом речи – ошеломить их. В обоих случаях – это особый психологический приём, цель которого – приковать внимание, пробудить интерес.
Понятие «внимание» – ключевое в психологии речевого общения. Внимание направляет, сопровождает, усиливает или ослабляет восприятие, запоминание. Однако оно неустойчиво, подвержено колебаниям. Устойчивость внимания зависит от разнообразия, объема информации, соответствия ее интересам аудитории, умения оратора избежать монотонности речи, снимать усталость у слушателей, «возбуждать» внимание. По образному выражению К.Д.Ушинского, внимание – это дверь в сознание человека и, приоткрыв ее в начале выступления, оратор стремится держать ее открытой на протяжении всей речи, прибегая для этого к специальным приемам. Наименее эффективны здесь прямые призывы -–быть внимательными. Более действенны разнообразные композиционные, речевые и методические приемы. Рассмотрим эти приемы.
Композиционные средства
- Интригующее начало;
- Прерывистое (пунктирное) развертывание тезиса;
- Вопросно-ответный ход рассуждения;
- Контрасное сопоставление аргументов;
- Экспрессивное заключение.
- Использование литературных образов, цитат, крылатых выражений;
- Использование разностилевой, экспрессивной лексики;
- Художественность изложение (использование тропов, риторических фигур);
- Драматизация речи;
- Интонационная выразительность: варьирование силы, высоты голоса, темпа речи, психологические и логические паузы.
- Рассмотрение проблемных ситуаций;
- Выделение основных моментов речи;
- Полемический характер изложения;
- Зрительный контакт с аудиторией; использование обращений к аудитории для возобновления внимания;
- Использование наглядности, технических средств.
Коммуникативность речи или «чувство аудитории» проявляется в том, что у слушателя возникает ощущение живого общения с говорящим: обе стороны общения решают одни и те же вопросы: один – излагая свои мысли, другие – следя за развитием, изложением его мысли. Для возникновения контакта важно и эмоциональное сопереживание, т.е. оратор и аудитория во время выступления должны испытывать сходные чувства. Необходимым условием возникновения контакта является искреннее, настоящее уважение к слушателям, признание в них партнеров, товарищей по общению, когда говорят не слушателям, а со слушателями. Каким же образом возникает этот «эффект общения»? Назовем три важнейших средства, с помощью которых он достигается:
- Разговорность речи;
- Зрительный контакт;
- Голосовой контакт.
Любой человек, вышедший на трибуну, должен куда-то смотреть и направление его взгляда отнюдь не безразлично для восприятия речи. Поэтому одним из важных средств создания эффекта коммуникативного общения - умение правильно направлять взгляд. Начинающие ораторы чаще всего делают следующие ошибки: говоря, они смотрят на потолок, себе под ноги, в сторону, вдаль – на воображаемую линию горизонта, на преподавателя, на одного из присутствующих. Взор при этом чаще всего ничего не выражает. Оратор при этом не в состоянии следить за реакцией слушателей на свою речь. «Обратная связь» отсутствует. Внимание слушателей рассеивается, оратор не вызывает интереса.
Рекомендуется иное: старайтесь смотреть в глаза слушателям, переводя взгляд с одного слушателя на другого (глаза не должны «бегать», но и не стоит смотреть как бы «в упор» на слушателя, чтобы тому стало неудобно), нужно ощутить зрительный контакт с тем, на кого смотрите (японские специалисты рекомендуют смотреть на переносицу: вы и сталкиваетесь глазами и не смотрите в упор); следите за тем, чтобы не смотреть в одну сторону аудитории слишком долго. Такая тактика поможет достичь эффекта общения, создаст у каждого из слушателей впечатление, что говорят именно с ним.
Голос говорящего человека направляется вместе с его взглядом, поэтому успешному зрительному контакту сопутствует и голосовой контакт. Следствием этого будет соответствующий тон и сила голоса, вы будете говорить не слишком тихо, не слишком громко, а так, как это необходимо.
Как определить, удалось установить контакт с аудиторией или нет? Внешне контакт проявляется в поведении аудитории, а также и в поведении самого оратора. Главные показатели взаимопонимания между говорящими и слушающими – положительная реакция на слова оратора, внешнее выражение внимания у слушателей (их поза, сосредоточенный взгляд, возгласы одобрения, согласные кивки головой, улыбки, смех, аплодисменты, "«рабочая"»тишина в зале). О наличии или отсутствии контакта свидетельствует и поведение оратора. Если оратор говорит уверенно, ведет себя естественно, часто обращается к слушателям, держит весь зал в поле зрения, значит, он нашел нужный подход к аудитории. Оратор, не умеющий установить контакт с аудиторией, как правило, говорит сбивчиво, невыразительно, не видит слушателей, не реагирует на их поведение. Контакт – это величина переменная: он может быть полным и неполным, устойчивым и неустойчивым, меняться в процессе выступления.
Интересное содержание в значительной степени определяет успех ораторской речи, большое влияние на установление контакта оказывает личность оратора, его репутация, сложившееся общественное мнение о нем. Если оратор известен как человек эрудированный, как человек, у которого слово с делом не расходится, то аудитория будет испытывать доверие к такому оратору. Немаловажное значение имеет психологическая сторона речевой культуры. Неправильности языка выступающего могут оказать отрицательное влияние на восприятие содержания выступления. Опыт показывает, что несоответствие употребляемого слова его общепринятому значению или стилистическим нормам вызывает у слушателей негативные эмоции, которые могут свести на нет цель речи. Излишне торжественные выражения смешат, банальности – раздражают, неправильно употребляемые слова вызывают насмешку и иронию. Речевые ошибки имеют и еще один отрицательный эффект – они отвлекают внимание от смысла речи и направляют его на форму произнесения, что приводит к уменьшению или исчезновению контакта с аудиторией.
Чтобы установить контакт со слушателями, важно учитывать особенности аудитории, в которой предстоит выступать. Причиной неудач многих ораторов было плохое знание своей аудитории, своего адресата. Оратору приходится обращаться к «образу» аудитории неоднократно, на всех этапах подготовки, произнесения речи и анализа ее итогов. Сложность состоит, во-первых, в том, что мысленный образ будущей аудитории не полностью совпадает с аудиторией реальной; а, во-вторых, даже знакомая, уже известная аудитория может внезапно изменить свое поведение в связи с новой обстановкой, ошибками оратора и другими факторами.
Итак, аудитория – это некоторое количество людей, собравшихся, чтобы выслушать публичную речь, и сосредоточивших свое внимание на ораторе и его выступлении.
Рассмотрим основные особенности аудитории. Прежде всего важно знать, однородна или неоднородна аудитория. По каким признакам можно судить об однородности аудитории? К ним относятся такие характеристики слушателей, как возраст, пол, национальность, уровень образования, профессиональные интересы, настроение и т.п. Понятно, что чем однороднее аудитория, тем легче выступать. И наоборот, разнородная аудитория обычно неодинаково реагирует на слова оратора, и ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы управлять своими слушателями.
Существенный признак аудитории - ее количественный состав.
Приёмы, используемые в той или другой аудитории, манера поведения, форма преподнесения, обращение к мало- и многочисленной аудитории различны. Иногда интересуются: в какой аудитории легче выступать? Каждая аудитория имеет свои особенности. Некоторые ораторы боятся большой аудитории, они начинают сильно волноваться, их охватывает, как говорят, «ораторская лихорадка», они теряют дар речи. В больших аудиториях сильнее проявляются такие явления, как подражание, заражение, внушаемость, интенсивнее переживаются эмоциональные состояния. Малочисленной аудиторией легче управлять, но здесь оратор должен очень хорошо знать вопрос, о котором идет речь, ибо в такой аудитории текст нельзя читать, необходимо говорить, обращаясь к своим слушателям.
В любой аудитории есть объединяющие и разделяющие признаки.
Аудитория
Объединяющие признаки : Разъединяющие признаки :
Общий субъект слушания; Уровень понимания;
Общие условия слушания; Мотивы прихода и слушания;
Общая деятельность. Отношение к оратору.
Итак, как мы видим, этих людей объединяют общие условия, в которых происходит речевое общение, общая деятельность (слушание), общий субъект воздействия (оратор). Аудитория – не просто «сумма личностей», ее составляющих. Как мы уже отмечали в группе человек ведет себя по-иному, по-иному чувствует, общение протекает иначе, чем если бы оратор воздействовал на каждого слушателя в отдельности. Смех, возмущение, восторг мгновенно охватывают большинство слушателей и выражаются довольно бурно.
Еще важнее для оратора учитывать те признаки, которые разделяют аудиторию на разные группы. Прежде всего, слушатели неоднородны по тем причинам (мотивам), по которым они пришли послушать оратора (кто-то пришел, подчиняясь долгу, приказу; есть те, кого больше интересует сам оратор или тема выступления; некоторых больше волнует просто желание «побыть на людях», сама ситуация общения). Цель оратора – увлечь аудиторию темой и содержанием речи, преобразовать мотивы первой и третьей групп в интеллектуально-познавательные. Чтобы добиться этого, оратор должен хорошо представлять себе, какие барьеры стоят между ним и слушателями в процессе речи, с какими потерями информации приходится считаться, а также учитывать, что, по словам П.В.Гете, «каждый слышит лишь то, что он понимает» и поэтому следует максимально заботиться о доступности речи, всеми средствами обеспечивать ее понимание. Вспомните о процессе слушания из восьмой лекции.
Разделить аудиторию можно и по такому основанию как: отношение к оратору. Конструктивный тип – те, кто размышляет вместе с оратором, мысленно или открыто спорят с ним в поисках истины; Соглашательский тип - слушатели, принимающие на веру, некритически любой тезис оратора; Поверхностный тип – равнодушный к предмету речи, не вникающий в мысль оратора; Конфликтный тип – отвергающие любые положения речи лишь потому, что им не нравится оратор, не устраивает ситуация общения и т.п. От мастерства оратора зависит: изменится ли к лучшему отношение к предмету речи и к оратору.
Слушатели – это одновременно и зрители речи, которые оценивают оратора уже при первом его появлении на трибуне. В первую очередь привлекает в ораторе его внешний вид. А.Ф.Кони советовал:» Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, т.к. психологические действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления…перед публикой».
Следует ознакомиться с условиями помещения, где будете выступать. Аудитория внимательно следит и за поведением оратора во время речи. Лишние, механические движения оратора отвлекают внимание слушателей, становятся предметом обсуждения. Обращают внимание и на позу оратора. Иные, добравшись до трибуны, ложатся на нее, раскачиваются то вправо, то влево, переминаются с ноги на ногу, топчутся на месте, постоянно хватаясь то за свой галстук, то за очки, то за карандаш, записи и т.п.
Форма преподнесения речи также влияет на взаимоотношение оратора и аудитории. В зависимости от формы выступления различают четыре типа ораторов: оратор-чтец, оратор-декламатор (наизусть читает текст), оратор-архитектор (импровизатор), смешанный тип. Найти правильный способ передачи своей мысли для данной аудитории – значит обнаружить свое ораторское мастерство.
Умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументированно отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента, т.е. владение полемическим мастерством должно стать обязательным качеством каждого образованного человека. В содержании понятия «полемическое мастерство» заключается знание предмета спора, понимание его сущности, разновидностей, умение доказывать выдвинутое положение и опровергать мнение оппонента, использование полемических приемов, умение противостоять уловкам противника.
Давайте разберемся, что же такое спор, с какими видами спора приходится иметь дело, его задачи, рассмотрим стратегию и тактику спора, уловки в споре.
Под спором мы понимаем словесное состязание, обсуждение чего-либо между двумя или несколькими лицами, при котором каждая из сторон отстаивает свое мнение, свою правоту. Спор служит для обозначения процесса обмена противоположными мнениями.
В русском языке есть и другие слова для обозначения данного явления: дискуссия, диспут, полемика, дебаты, прения. Иногда они рассматриваются как синонимы, но нередко служат для обозначения различных разновидностей спора. Например, дискуссия – публичный спор, целью которого является сопоставление различных точек зрения, нахождение правильного решения спорного вопроса; диспут – публичный спор на научную или общественно-важную темы; полемика – спор, при котором имеется конфронтация, борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу. Словами «дебат» и «прения» именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений и т.п.
Люди, вступая в спор, преследуют разные цели, руководствуются различными мотивами. По цели различают следующие виды спора: спор из-за истины; спор для убеждения кого-либо; спор для победы; спор ради спора.
Первый вид – самый благородный, он может доставить настоящее наслаждение участникам спора: расширяются знания о предмете спора, появляется уверенность в возможность выяснения истины.
Особую значимость нравственные начала приобретают в деятельности судебного оратора, который несет моральную и социальную ответственность за содержание своей речи, за приводимые доказательства. Его слова могут оказать существенное влияние на судьбу человека, доказать его виновность или невиновность.
Следует отметить, что положение юриста, в том числе судебного оратора, с точки зрения этических условий деятельности, очень непростое. Нередко он оказывается в центре коллизий права и морали. Он, безусловно, должен быть одновременно блюстителем закона и высокоморальной личностью, быть образцом гражданственности и нравственности для всех, с кем ему приходится общаться и взаимодействовать. Законность и нравственность – вот та духовная атмосфера, в которой должен действовать юрист.
Важное значение приобретает профессиональная этика, под которой принято подразумевать требования нравственности, связанные со специфическими условиями деятельности определенной профессии. Профессиональная этика устанавливает этические принципы и нормы взаимоотношений между членами профессиональной группы, а также с теми, с кем она взаимодействует. Профессиональная этика не вырабатывает новых моральных принципов и установок, а приспосабливает существующие к специфическим условиям определенной профессии.
Одним из разделов профессиональной этики юристов является судебная этика, представляющая собой учение о нравственных идеалах, принципах и нормах осуществления правосудия, определяющих нравственное содержание деятельности участников судопроизводства.
31 января 2003 года на Первом Всероссийском съезде адвокатов впервые был принят Кодекс профессиональной этики адвокатов, предметом которого является «предписываемое корпоративными правилами должное поведение члена адвокатской ассоциации в тех случаях, когда правовые нормы не устанавливают для него конкретных правил поведения».
Отдельные положения судебной этики нашли свое отражение и у законодателя. Например, в октябре 1993 года принят Кодекс чести судьи РФ. В ФЗ «О Прокуратуре РФ» содержится текст присяги работника прокуратуры. В статье 332 УПК РФ дается текст присяги присяжных заседателей и т. д.
«Задача профессиональной этики, – подчеркивает специалист в области юриспруденции А. Д. Бойков, – не дать готовые рецепты на все случаи жизни, но научить культуре нравственного мышления, дать надежные ориентиры для решения конкретных ситуаций, влиять на формирование нравственных установок у специалистов в соответствии со специфическими требованиями профессии».
Рассмотрим, какие же этические нормы регулируют поведение оратора в судебных прениях. Важнейшее требование, предъявляемое к судебному оратору, – это уважительное и добросовестное отношение к суду. У выступающего должна быть четкая нравственная позиция – суд нельзя вводить в заблуждение, обманывать, суду необходимо подчиняться. Например, прокурор не вправе всегда и при любых обстоятельствах обвинять во что бы то ни стало. Закон и профессиональная этика требуют от прокурора отказаться от обвинения, если оно не нашло подтверждения на судебном следствии.
Особую значимость правила добросовестного отношения к суду приобретают в защитительной речи адвоката. Конечно, права и законные интересы клиента для адвоката прежде всего. Однако строгое следование нормам профессиональной этики должно удерживать адвоката от попыток обмануть суд или участвовать в его обмане. Защитник не имеет морального права использовать в своей речи в качестве доказательства фальсифицированные факты и сфабрикованные показания свидетелей, представлять заведомо подложные документы, давать неправильное или неточное толкование закона и других нормативных актов и т. п. Отстаивая законные интересы клиента, он обязан действовать законными средствами и способствовать тому, чтобы и клиент его вел себя должным образом.
К сожалению, на практике приходится сталкиваться с «ловкими» адвокатами, которые с помощью нечестных приемов и уловок порой добиваются оправдательных приговоров, но подрывают доверие к себе как профессионалу.
В своих речах как прокурор, так и адвокат должны демонстрировать уважительное отношение к суду, избегать всего, что даже отдаленно может быть воспринято судом как бестактность.
Обязательное требование этичного поведения оратора в судебных прениях –уважение к процессуальному противнику. .
Считается неэтичным использование всех без разбора ошибок адвоката второй стороны, его промахов, нарушений, тем более если таковые не влияют на существо дела и не нарушают права клиента. Замечания личного характера между адвокатами, попытки «подставить» другого адвоката, резкие выпады в адрес своего коллеги по поводу его непрофессионализма, недостаточного жизненного опыта, превознесение собственных заслуг в ходе судебного процесса следует расценивать как недопустимые.
Уважительный тон по отношению к участникам судебных прений не исключает, однако, необходимости справедливой критики позиций процессуальных противников, решительного обличения общественных пороков и их представителей.
Этика предписываеткорректное отношение судебных ораторов и ко всем другим участникам судебного процесса, в том числе к потерпевшему и подсудимому.
Этика речевого поведения в зале суда требует, чтобы все стороны и их представители, участвующие в процессе, обращались друг к другу наВы. Необходимо точно знать и правильно произносить фамилию, имя, отчество того, к кому обращаются или о ком говорят. Недопустимо путать подсудимого с потерпевшим, потерпевшего – со свидетелями или другими участниками рассматриваемого дела. Важно позаботиться и о подборе языковых средств, точно выражающих мысль, ясных и понятных всем присутствующим, образных и выразительных.
В заключение подчеркнем, что судебные ораторы, выполняющие свой долг перед законом и совестью, опираются на нравственные принципы, лежащие в основе профессиональной деятельности юриста:честность, компетентность, порядочность.
Введение 3
Этические функции публичной речи 5
Нравственные качества оратора 7
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Введение
Этика - это наука о морали. Она изучает закономерности возникновения, развития и функционирования морали, ее специфику и роль в обществе, систему нравственных ценностей и традиций. Этика разрабатывает проблемы добра и зла, устанавливает критерии нравственной свободы и ответственности личности, определяет моральную ценность ее поступков. Исследователи этических проблем Гельвеций, Гегель, Н. Г. Чернышевский, Г. В. Плеханов связывали этику с профессиональным совершенствованием человека.
Главная социальная функция профессиональной этики (в том числе и в ораторском искусстве) заключается в том, что она способствует успешному выполнению задач профессии, выступает как своеобразный инструмент воспитания высоких профессионально-нравственных качеств. Этика разрабатывает и утверждает моральные принципы и нормы красноречия, активизирует его нравственные функции и всемерно содействует морально- воспитательной роли ораторского искусства.
В литературе употребляются термины «врачебная этика», «этика следователя» и другие. Имеется также более широкое понятие - служебная этика. Этими терминами обозначается свод неписаных правил, которыми должны руководствоваться в своем поведении врачи, педагоги, работники милиции, руководители. Скажем, врачу запрещается разглашать сведения о болезнях своих пациентов, педагогу не рекомендуется внушать ребенку комплекс неполноценности, работнику милиции предписывается, чтобы строгость не переходила в несправедливость, к людям проявлять доброжелательность и приветливость, ему противопоказаны черствость и подозрительность, профессиональная деформация.
В ораторском искусстве этика изучает и объясняет этико-нравственные основы и цели красноречия, совокупность нравственных принципов и норм (правил), которыми должен руководствоваться в ораторской деятельности каждый, кто причастен к ней. Информационная и воспитательная функции публичного выступления, проблема правды и правдивости в ораторском искусстве, моральное право поучать других, нравственная характеристика оратора и его поведение в аудитории - вот круг вопросов, который определяет предмет этики в ораторском искусстве. Применительно к речевой деятельности юриста этику можно рассматривать как совокупность нравственных стимулов, как принципы и нормы ораторского творчества, поведения оратора во время публичного выступления.
Этические функции публичной речи
Каждая публичная речь, во-первых, несет определенные знания - это ее информативная задача. Публичное выступление - если и не открытие нового, то, как правило, новое освещение уже известного. Во-вторых, публичное выступление юриста направлено на воспитание адресата. Объединение двух начал - информативно-познавательного и воспитательного - помогает создать ту направленность в речи, которая связывает ее отдельные звенья и элементы в законченное целое. Эффективность устного выступления, действенность воспитательного влияния определяется, прежде всего, научно обоснованным его содержанием. Оратор должен быть во всеоружии знаний по данному предмету, законодательства, литературы по теме, фактов и положений, проверенных следственной и судебной практикой. Оратор теряет всякий авторитет, если его выступление сомнительно в научном отношении либо недостаточно аргументировано.
Степень воспитательного воздействия речи (особенно по юридической тематике), деловая атмосфера, взаимная заинтересованность, оптимистическое настроение слушателей зависят от оратора, во многом определяются теми этическими нормами, которых он придерживается. Этика предопределяет поведение оратора, все его выступление. Она проявляется в том или ином отношении к аудитории, в речи и тоне лектора, в манере поведения и даже в одежде, наконец, в умении вызывать у слушателей вопросы и отвечать на них. Если пропагандист права не может сказать больше того, что знают слушатели, то не следует и выступать. Еще Сократ считал, что хорошо говорить можно только по вопросу, который говорящему хорошо известен. Оратор должен знать свои возможности, быть самокритичным - это одно из этических требований. Выступать следует тогда, когда есть уверенность в успехе.
Описание.
Нравственные качества оратора
Важным нравственным качеством оратора является его трудолюбие, его способность к систематической творческой работе. Только тот может оправдать надежды слушателей, кто накапливает материалы повседневно, а не только с того момента, когда им выбрана тема для выступления.
Оратор должен быть скромным. Скромность - неотъемлемая черта культуры отношений между людьми. Скромный человек отличается спокойным, сдержанным поведением, обладает хорошо развитым чувством собственного достоинства и умением ценить его в других. Ему присуще умение анализировать поступки и постоянно воспитывать в себе привычки, украшающие и возвышающие человеческую личность.
Опытный оратор в обращении к аудитории избегает поучения, назидательного, менторского тона. Уважать людей, не подчеркивать своего превосходства над слушателями - нравственный долг оратора. Поза и фразерство здесь противопоказаны. Лектор, выступающий в тоне «давайте подумаем», «а как вы считаете», скорее установит контакт с аудиторией и добьется успеха, чем тот, который руководствуется принципом: «Мое дело говорить, а ваше - слушать». Аудитория - самый чувствительный барометр. В практике вузовского обучения еще приходится встречаться со случаями, когда лектор, возможно, сам того не замечая, принижает своих слушателей. Такие фразы, как: «Я думаю, что вы это поймете...», «Не знаю как вы, а вот я...», «Классики литературы и я считаем...», «Я, как специалист...», свидетельствуют об отсутствии у оратора педагогического такта, создают атмосферу отчуждения между двумя сторонами, устанавливают психологический барьер. Поменьше личных примеров, поменьше информации о себе. Избыток ее делает оратора нескромным. Недостаток информации повышает интерес к говорящему.
Во взаимоотношениях со слушателями оратор обязан быть доброжелательным, тактичным. Такт чувство мерь, умение вести себя правильно по отношению к людям, умение чувствовать границу, за которой в результате слов и действий может возникнуть незаслуженная обида, конфликт. В переводе с латинского слово «такт» означает «касание». М. Горький, проникновенный психолог, человек большого обаяния, говорил, что в душе человека есть неведомые струны и если к ним прикоснуться умеючи, то они красиво зазвучат. В искусстве отыскать, проявить в человеке все лучшее, коснуться тех струн его души, которые обладают сильным и красивым звучанием, и состоит смысл педагогического такта.
Под педагогическим тактом в юридической деятельности понимается, с одной стороны, исполнение юристом своих обязанностей на высоком профессиональном уровне, а с другой - нравственная его характеристика, моральное право выступать в качестве лидера общения и оставлять за собой право последней инстанции, это, наконец, корректность поведения. Когда говорят о педагогическом такте оратора, то под этим подразумевают умение говорить с аудиторией понятным языком, улавливать настроение и удовлетворять ее интересы. Сюда же относится и манера излагать мысли, держаться перед слушателями.
Манера поведения, пригодная для одной ситуации, оказывается непригодной для другой. Умение соблюсти чувство меры в каждом случае и Способность всякий раз выбрать подобающую манеру поведения - вот что значит быть тактичным, Тактичное поведение оратора на трибуне - это отсутствие хвастовства, подчеркивания своих знаний, положения, авторитета. Тактичное отношение к слушателям это, прежде всего уважение к ним, деликатность, внимательный учет ах настроений и запросов, постоянная озабоченность тем, насколько нужно им то, о чем ведет речь оратор, как доходчиво говорит, всем ли его слышно,
«Оратор - указывал Цицерон, - должен заботиться об уместности не только в мыслях, но и в словах...». Уместность и чувство меры касаются не только шуток и формы их преподнесения. Это требование в равной степени относится к характеру и количеству приводимых в лекции цитат, специальных терминов, цифрового материала.
Процессуальные партнеры у юриста, как правило, - люди взрослые. Каждый из них имеет уже определенные взгляды на вещи. Поэтому очень важно быть тактичным, даже тогда, когда приходится резко высказываться против явного заблуждения или, того хуже, вредного взгляда, Нельзя допускать, чтобы при этом оскорблялось достоинство человека. Всякое стремление поучать вызывает отпор, а снисходительный тон - даже обиду. Разъяснять терпеливо и вразумительно, серьезно, без сентенций и нравоучений - такова задача оратора-юриста.
Список литературы.
1. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия. – М., 2002.
2. Киселев Я.С. Этика адвоката. – Л., 1974.
3. Михайловская Н.Г., Одинцов В.В. Искусство судебного оратора. – М., 1981.
4. Москалькова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания. – М., 1996.
5. Петров О.В. Основы судебного красноречия. - М., 2006.
6. Порубов Н.И. Риторика: учеб. пособие. – Мн., 2001.
7. Порубов Н.И. Этика в ораторском творчестве. – Мн., 1974.
Введение.______________________________________________________ 2
Глава 1. Основные правила и принципы публичного выступления.__ 4
Одежда и внешний вид.__________________________________________ 4
Хорошие манеры._______________________________________________ 5
Выражение лица.________________________________________________ 7
Контакт со слушателями.________________________________________ 8
Поза.___________________________________________________________ 10
Жесты._________________________________________________________ 11
Глава 2. Как подготовить и провести выступление._________________ 14
Заключение.____________________________________________________ 19 Используемая литература._______________________________________ 21
Введение.
Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь - главнейшее оружие. Ораторство - сильнейший рычаг культуры. Однако теоретические вопросы ораторского искусства, являющегося одним из средств человеческого познания, разработаны мало. Человеческое познание проявляется в разных формах. Существуют две разновидности человеческой способности познания: научная и художественная; есть две формы человеческого мышления: логическая и образная. Наука и искусство, как две формы познания, взаимно дополняют друг друга.
Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству. Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.
Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.
Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.
Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное - неспособна, воздействовать па чувства и через них на разум.
Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства.
Глава 1. Основные правила и принципы публичного выступления.
Одежда и внешний вид.
Планируя, где вы будете выступать, примите решение, в чем вы пойдете. Осмотрите себя. Хотя и говорят, что провожают по уму, но принимают по одежке, и одежда одно из главнейших условий того, насколько хорошее сложиться у людей мнение о вас. Рокфеллер начал свой бизнес с того, что купил себе на последние деньги дорогой костюм и стал членом гольф - клуба.
Когда приходиться вставать и брать слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановки.
* Сэм Сэнфорд, американский филолог.
«Прическа должна быть в порядке, руки и ногти - чисты, обувь - начищена, платье или костюм - тщательно отглажены и аккуратно застегнуты».*
Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас. Женщины должны снимать шляпы с широкими полями и вообще привлекающие внимание головные уборы. Вуалетки не нужны. Перчатки и сумки будут только мешать. Ничто у вас или при вас не должно связывать свободу движений. Не надевайте плотно обтягивающих костюмов, стесняющих движения плеч и рук. Мужчины должны быть чисто выбритыми, освободиться от ненужных вещей, оттопыривающих карманы, и убрать торчащие из бокового кармана карандаши и ручки. Женщинам рекомендуется, по крайней мере, оставлять дома кричащие украшения. Скромность в одежде предпочтительнее назойливого шика. Не вызывайте удивления и зависти - это помешает слушать, что вы говорите.
«Если вы хорошо выглядите и безукоризненно одеты, то мысль об этом оказывает на вас определённое воздействие. Оно вселяет в вас больше уверенности, больше веры в собственные силы и повышает уважение к самим себе».**
Хорошие манеры.
Надлежащие манеры оратора имеют более существенное значение, чем его внешность. Группа слушателей - нечто большее, чем простое скопление людей. Она подчинена законам психологии внимания. В ней каждый склонен к такой же реакции, как и все: благоприятной или неблагоприятной. Это прекрасно учитывают опытные ораторы. Они знают, что раз удалось возбудить интерес аудитории, то естественная заразительность настроений поможет его поддержать. Они понимают, что, если не захватить внимание всей группы в целом, невозможно будет удержать кого-либо под своим влияние.
*Даниель Уобстер, американский психолог.
**Дейл Карнеги, американский писатель и психолог.
Психология слушателя такова, что он требует от оратора больше, чем это возможно в ином случае. Когда разговаривают двое или трое знакомых, их беседа протекает в обстановке свободы и равенства каждого при обмене мыслями. Совершенно иное - официальная обстановка, в которой произносится речь. Здесь нет свободы и равенства. Слушатель вовсе не склонен забывать, что приходится на время вашего выступления как бы поступиться своей индивидуальностью, пожертвовать удобствами и временем. В силу ограничений, налагаемых правилами общественного приличия, он отдает себя временно во власть оратора. Одни пришли на собрание против желания, лишь подчиняясь чувству долга; другие уступили настойчивой просьбе друга, мужа или жены. Понятно, что слушатели предъявляют к оратору особые тре6ования: они предоставили ему главную роль - оратор должен с этим считаться. Если он будет держать себя нерешительно, безразлично и как бы извиняясь за свою миссию, чувство ожидания у слушателя немедленно сменится разочарованием и досадой.
Еще одна особенность психологии слушателей: они ощущают потребность в интимной и теплой атмосфере частной беседы. Им не по душе несколько натянутая, официальная обстановка публичного доклада. Если оратор ничего не сделает, чтобы изменить положение, ему поставят это в вину. Слушатели хотят, чтобы он растопил ледок и сблизился с аудиторией, как добрый знакомый. Подумайте, какие возможности поднять настроение упускаются оратором, когда он стоит в застывшей позе, устремив взор в потолок или зарывшись по уши в кипу заметок, один вид которых вызывает у слушателя содрогание. Оратор - живой человек, а не говорящий автомат.
«Улыбайтесь. Выходите к слушателям с таким выражением лица, которое должно говорить, что вы рады находиться перед ними. Подобное рождает подобное».*
*Дейл Карнеги, американский писатель и психолог.
Нужно овладеть уменьем создать дружескую и вместе с тем деловую атмосферу. Вы должны быть скромны и в то же время воодушевлены своими убеждениями. Неважно, робели ли вы перед слушателями, внушали ли им недоверие; ваше прямое дело - наладить с ними контакт.
"Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает. А человек, который думает только о себе - безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован он ни был".*
Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах.
Выражение лица.
Если слушатели действительно заинтересованы, они будут смотреть на лицо оратора. Лицо его должно быть серьезно. Но следите за собой. Может случиться, что благодаря умственному напряжению вы начнете хмуриться или, мысленно витая где-то в пространстве, примете отчужденный вид.
Практиковаться перед зеркалом крайне необходимо, чтобы иметь представление о мимике во время речи. Изучайте свое лицо. Что происходит с бровями, со лбом? Разглаживайте набегающие складки, расправляйте нахмуренные брови. А может быть, что еще хуже, лицо у вас во время речи совершенно ничего не выражает? Если на нем «застывшее» выражение, упражняйтесь в ослаблении и напряжении лицевой мускулатуры. Произносите фразы, насыщенные различными эмоциями - печалью, радостью и т.д., наблюдая за тем, чтобы мимика тоже принимала в этом участие.
Исключительно важное значение имеет правильное освещение вашего лица Пусть свет бьет вам в лицо, люди хотят видеть вас. Малейшие изменения, которые могут возникнуть в чертах вашего лица, являются очень важной частью процесса самовыражения. Иногда они значат больше чем ваши слова.
* Дейл Карнеги, американский писатель и психолог.
Контакт со слушателями.
До обидного легко оратору потерять контакт с аудиторией. Стоит только время от времени посматривать в окно, окидывать взглядом стены, опускать глаза на пол и поднимать их к потолку, рассматривать руки, уткнуться в заметки... Наконец, он может просто закрыть глаза. Такой оратор, не умеющий наладить общение со слушателями, зачастую прибегает ко всем приемам, не останавливаясь ни на одном. Он нервно перескакивает с одного на другое, как застенчивый ребенок, старающийся как-нибудь выскользнуть из комнаты, полной гостей.
Но ничто не приводит окружающих в такое смущение, как пустой взгляд, т. е. манера смотреть на людей, как в пустое пространство. Слушатель сразу замечает это и всегда несколько в обиде на оратора.
Наличие зрительного контакта с аудиторией вовсе не означает, что нужно все время стараться смотреть на всех и каждого. Можно создать такое впечатление, если медленно переводить взгляд с одной части аудитории на другую. Это поможет вам избежать смущения, которое испытывают многие от упорного взгляда, натравляемого на них во время беседы или публичного выступления. Выберите отрывки различной длины и выразительности и упражняйтесь в произнесении их, переводя взгляд от одной стены к другой с каждой новой фразой или с каждым наиболее значительным словом. В большинстве случаев вы будете поворачивать голову, а также немного и корпус. Но дело не в технических приемах, имеющих целью наладить связь с аудиторией. Факт почти необъяснимый, но если вы действительно обращаетесь к людям, они это чувствуют. Если вы смотрите на них и все ваше существо воодушевлено поставленной целью, слушатели будут сознавать, что речь обращена именно к ним, и чувствовать вашу целеустремленность как свою собственную. Речь-действительное общение только тогда, когда в сознании оратора сам он, слушатели и слово сольются в нераздельном единстве. « Многие ораторы игнорируют своих слушателей, смотрят поверх их голов или в пол. Они как будто бы говорят сами с собой. В этом случае между аудиторией и оратором нет контакта, нет взаимосвязи. Такое поведение убивает беседу»*
Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника.
Во-первых, акцентируйте важные слова и подчиняйте им второстепенные. В речи имеется нечто помимо слов, и это нечто имеет значение. Дело не столько в том, о чем вы говорите, сколько в том как вы об этом говорите.
Во-вторых, меняйте тон голоса. Внезапно понизив или повысив тон голоса, можно достичь того, что любая фраза или слово, выбранное вами, будут выделяться на общем фоне. Хорошее выступление - это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные.
В-третьих, надо менять темп речи. Это один из лучших способов выделить какую-либо мысль. Такой метод постоянно привлекает внимание.
В-четвёртых, можно делать постоянно логические паузы до и после важных мыслей. Например, Линкольн, часто останавливался среди речи. Когда он подходил к важной идее и хотел, чтобы она глубоко проникла в сознание его слушателей, он наклонялся вперед и некоторое время молчал, глядя им прямо в глаза. Это внезапное молчание производит такое же впечатление, как и внезапный звук. Никогда молчание не становится в такой мере золотом, как в тех случаях когда оно разумно используется. «Своим молчанием – ты будешь говорить».**
Чтобы не терять контакт с аудиторией, надо говорить со слушателями так, как будто вы ожидаете, что они сейчас встанут и будут отвечать вам.
**Дж. Редьярд Киплинг, английский писатель.
Не все хорошие ораторы держатся одинаково. Действительно, они могут говорить хорошо, невзирая на бросающуюся в глаза оригинальность позы. Это необходимо уметь делать. Но если усвоена привычка к правильной и удобной манере стоять, затраченный вами труд даст многое и для позы и для чувства уверенности. Оптимальная поза должна быть таковой: ноги расставлены на пять-шесть дюймов в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты; одна нога выставлена чуть вперед; упор неодинаков на обе ноги и по крайней мере в наиболее выразительных местах речи делается более на носок, чем на пятку: колени гибки и податливы: в плечах и руках нет напряжения; руки не притиснуты плотно к грудной клетке; голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке; грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.
Если чувствуется скованность в ногах, согните их несколько раз в колене; если напряжена шея или связаны плечи, сделайте головой несколько свободных медленных кругообразных движений, несколько свободных взмахов руками и кругообразных движений плечами. Если дыхание затрудненное и поверхностное, необходимы поясные упражнения. Как только появится ощущение легкости и удобства позы, научитесь сразу принимать и оставлять ее. Не пытайтесь ступить на левую ногу и сделать весь упор на нее, выставив правую вперед и наискось к левой. Наоборот, переместите упор на правую ногу и затем выступите левой. Обратите внимание, что при ходьбе лучше всего начать с полушага. Практикуйтесь отступать на шаг в одну сторону, в другую, выступать вперед, назад; следите за перемещением центра тяжести при каждом шаге. Добейтесь, чтобы упор был там, где он желателен, а когда останавливаетесь, чтобы фигура при этом не откидывалась в сторону.
Учтите, что для правильной координации движений и течения мыслей движение скорее должно предшествовать или как бы слегка предвосхищать ход мысли, а не отставать от него. Следите за тем, чтобы более выразительные места речи подчеркивались движением на шаг вперед или выносом ноги вперед; паузы и передышки - подходящие моменты, чтобы отступить на короткий шаг.
«При выступлении не садитесь за стол, люди хотят видеть вас во весь рост. Они будут даже вытягивать шеи, что бы увидеть вас полностью».*
Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчета. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти невозможно говорить с увлечением и убежденно без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Таким образом, в жестикуляции нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам.
Впрочем, для начинающего оратора, еще не привыкшего к жестикуляции руками при публичном выступлении, правильно пользоваться жестами - трудная задача. Сначала ему необходимо приобрести должную осанку и умение владеть собой во время выступления. При достаточной тренировке и развитии подвижности мышц, возможно, возникнет и естественный импульс к соответствующему жесту. Секрет особой целесообразности жестикуляции руками скорее всего заключается в том, что в значительной части человеческая деятельность осуществляется при помощи рук, и поэтому их положение и движения стали наиболее характерными для выражения наших переживаний. Руки, как и речь, определили переход человека на высшую ступень развития по сравнению с животными.
*Ллойд Джорж, премьер-министр Великобритании в 1916 – 22 гг.
Руками человек не только держит плуг, топор или перо; руками он приветствует друзей, угрожает врагам, ласкает любимое существо. Восприимчивость к жестикуляции руками глубоко заложена в сознании слушателя. В сочетании со словами жесты тоже говорят, усиливая их эмоциональное звучание. Когда жестами пользуются при описаниях, или с целью подражания, или при желании указать место и движение, они помогают вносить в изложение нужную ясность.
Жест имеет ценное значение и как физическое выражение творческих усилий оратора, дающее нам некоторое удовлетворение. В известных пределах нам даже нравится наблюдать за оратором в самом процессе его работы. И ему самому при передаче своих мыслей доставляют удовлетворение физические проявления чувств, сопровождающих мысль и ищущих выхода. Вкрадчивая и гладкая речь оратора, у которого слова льются без всякого видимого усилия, оставляет какой-то осадок предубеждения и недоверия. Осмысленная и выразительная работа рук от кистей до самых плеч создает впечатление мужественной силы и отвечает естественной человеческой потребности а движении, которая не находит достаточного удовлетворения в интеллектуальной деятельности. Кроме того, жест имеет и другое достоинство: он помогает создать гармонию равновесия в позе оратора и ощущение этого равновесия у самих слушателей. Мы балансируем при помощи рук при ходьбе, ту же роль играют руки и в процессе речи.
При жестикуляции лучше всего пользоваться следующими правилами:
а) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегайте к жесту по мере ощущения потребности в нем. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.
б) Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестом.
в) Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция - элемент равновесия всей позы. Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.
г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.
д) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию.
Как только вы овладели жестом, необходимо посвятить некоторое время упражнениям в его технической отделке. В общем во время речи не следует думать о жестикуляции, кроме случаев, когда вам начнет казаться, что она чрезмерна и ее следует сократить.
Глава 2. Как подготовить и провести выступление.
Итак, вы прекрасно одеты. Вы вежливы, тактичны и скромны. Иными словами с виду воспитанный и культурный человек. Теперь вам предстоит еще и что-то сказать. Планируя выступление, уясните себе цель и смысл выступления, что это будет по форме и по содержанию. Что вы хотите донести до слушателей, и что как вам кажется, они хотят услышать от вас. Следует помнить, что если вас пригласили сделать доклад, он может плавно перейти и в дискуссию, диспут, полемику по отдельным темам и т.д. Ясно представляйте, перед какой аудиторией предстоит выступать. Иными словами перед выступлением необходимо:
1. Оформить свое выступление в виде реферата, с подробным планом
2. Нелишне было бы его знать наизусть, это освободит от обязанности каждый раз заглядывать (хуже нет зрелища)
3. Знать освещаемую проблему целиком, хотя бы в общих чертах
4. Если возможно, хорошо бы иметь, цифровые данные для выступления, в виде графиков, диаграмм, таблиц оформленных на больших листах. Это хорошо для аудитории, и для вас в целом (не надо самому запоминать, даст передышку походить с указкой)
«Публичное выступление – это путешествие с определённой целью, и маршрут должен быть занесён на карту. Тот, кто не знает куда он идёт, обычно приходит неизвестно куда».*
Например. Бывший сенатор Альберт Дж. Беверидж издал небольшую, очень полезную книжку, озаглавленную «Искусство говорить публично». «Оратор должен владеть темой, - пишет этот политический деятель. – Это означает, что все факты должны быть собраны, систематезированны, изучены, причём они должны освещать явление не только с одной стороны, а со всех
* Дейл Корнеги, американский писатель и психолог.
сторон. Собрав и осмыслив факты по тому или иному вопросу, решите для
себя, на какой вывод они наталкивают. Тогда речь приобретёт оригинальность и силу воздействия – она будет энергичной и убедительной. В ней будет отражена ваша личность. Затем изложите ваши мысли письменно, как можно яснее и логичнее».
Другими словами, надо подобрать факты, всесторонне отражающие явление, затем найти вывод.
Перед тем как выступить, следует, конечно, ознакомиться с условиями помещения. Отметьте, каково расстояние между вашим местом и первым рядом слушателей. Если речь произносится не с эстрады или нет специально отведенного места для оратора, необходимо тщательно выбрать место, с какого говорить.
Лучше всего говорить, находясь посередине, по возможности в нескольких футах от первого ряда и поодаль от передней стены. Если имеется какое-либо возвышение, например эстрада, станьте на переднем крае, хотя бы даже впереди места, отведенного для оратора. Когда эстрада слишком высока и отделена от слушателей или аудитория сравнительно невелика (например, не более 75 человек), рекомендуется говорить, находясь на уровне слушателей. В таких случаях необходимо предварительно договориться с председателем собрания. Это окажет вам неоценимую услугу в создании более интимной и располагающей обстановки.
Не суетитесь. Спокойно направляйтесь к избранному месту. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. С другой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Примите нужную позу сразу, сделав последний шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Как только займете свое место, обратитесь к президиуму и затем к слушателям. Изберите какую-либо принятую форму обращения: «Г-н председательствующий, леди и джентльмены...» В присутствии почетного гостя можно обратиться к нему, называя его по имени.
Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время оно является исключительно важным, так как в этот момент ум слушателя свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление. Начало выступления следует тщательно готовить заранее. Большинство неопытных и неквалифицированных ораторов начинают свои выступления в основном одним из двух неудачных путей.
Ошибка заключается в том, что оратор, по каким то причинам, полагает, что он должен быть остроумным, и по этому начинает свое выступление с какой ни будь смешной истории. Вторая грубейшая ошибка, которую неопытный оратор зачастую совершает в начале выступления, состоит в том, что он произносит извинения.
Как только вы появились перед слушателями, они естественно, неизбежно отдали вам своё внимание. Не трудно сохранить его в течении пяти секунд, но нелегко удержать его в течении последующего выступления. Вступление должно быть кратким и состоять не более чем из одного или двух предложений. Можно вообще обойтись без него. Приступайте прямо к сути выступления. Никто не станет возражать против этого.
«Рассказы должны быть к месту и не приводиться только для того, чтобы их рассказать, а юмор должен быть глазурью на торте, но не самим тортом… Ни когда не извиняйтесь, так как обычно это оскорбляет ваших слушателей и раздражает их. Говорите именно то, что вы собираетесь сказать».*
Можно завоевать внимание аудитории следующими способами:
а) возбудив любопытство слушателей;
* Альберт Дж. Беверидж, американский сенатор.
б) поведав интересную историю;
в) начав с конкретной иллюстрации;
г) использовав какой-нибудь предмет;
д) начав с какой-нибудь потрясающей цитаты;
е) задав вопрос;
ж) показав, что тема выступления связана с интересами слушателей;
з) начав с потрясающих фактов;
Выступление должно быть свободным и естественным. Но не только начало играет важную роль для публичного выступления. Завершение речи представляет собой стратегически важный раздел. То что оратор говорит в заключении, его последние слова продолжают звучать в ушах слушателей, когда оратор уже закончил говорить, и видимо их будут помнить дольше всего.
Концовку, так же как и начало нужно тщательно подготовить, знать почти слово в слово, как вы собираетесь закончить своё выступление. Заканчивать речь надо плавно, не оставляя её незавершенной. Даже такие выдающиеся ораторы как: Вебстер, Брайт, Гладстон, блестяще владевшие английским языком, считали для себя необходимым писать заранее, и почти выучивать наизусть заключительные слова своих выступлений.
Заканчивать свои выступления можно следующими наиболее оптимальными способами:
а) резюмировать, вновь повторить и кратко изложить, основные положения, которые вы затрагивали в своём выступлении;
б) призвать к действию;
в) сделать слушателям комплимент;
г) вызвать смех;
д) процитировать подходящие политические строки;
е) использовать библейскую цитату;
ж) создать кульминацию;
«Надо выступить так, что бы, даже если бы это выступление слышал слепой, то и он почувствовал бы, что оно окончилось. Оно не повисло в воздухе, не осталось незавершенным».*
*Авраам Линкольн, 16-й президент США.
Заключение.
В данном реферате, я постарался осветить основные принципы и правила публичного выступления, где в общении оратора с аудиторией играет роль не только голос, но и весь его внешний облик. Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Но здесь есть и своя отрицательная сторона. Внешние данные могут отвлечь внимание слушателей от содержания речи. Это возможно, если манеры и приемы оратора не будут "помогать лучшему выражению идей, которыми он делится со слушателями, и, следовательно, не станут служить своему прямому назначению.
Лучшая черта во внешнем облике оратора - корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер - непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений. Жесты-это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением, на самом деле может оказаться разнообразной до бесконечности. При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой проявления настроений и мыслей оратора.
Публичное выступление – это своего рода искусство. Недаром ораторству, как и любому другому искусству, всегда обучались.
Освоив мимику и жесты, поведение на сцене (трибуне), поработав с голосом, можно приступить к подготовке речи, которую вы собираетесь произнести перед публикой. Хорошо подготовленная речь – это на девять десятых удачно произнесённая речь. Начинайте речь с упорным стремлением достичь своей цели. Помните о всех выгодах, которые принесут вам усилия, приложенные для обучения. Проявляйте уверенность. Практикуйтесь, и ещё раз практикуйтесь. Это самое важное для достижения цели. Страх является следствием неуверенности, а неуверенность вызвана незнанием того на что вы способны, ваше незнание - результат недостатка опыта. Поскорее создайте себе багаж успешного опыта, и страхи ваши исчезнут.
Способность ко всему этому не трудно обрести. Это не талант, дарованный свыше, лишь отдельным выдающимся личностям. То есть любой человек может развить свои скрытые способности, если у него будет достаточно сильное желание.
Используемая литература.
1. Алякринский Б. С., «Общение и его проблемы», М., 1982.
2. Андреев В. И., «Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов)», М., 1995.
3. Булыгина А., «Этика делового общения», Новосибирск, 1995.
4. Дейл Карнеги, «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», Центр «Русская тройка», «Комета», 1990.
5. Дэна Даниэль, «Преодоление разногласий. Как улучшить взаимоотношения на работе и дома», СПб, 1994.
6. Жариков Е. С., Крушельницкий Е. Л., «Для тебя и о тебе», М., 1991.
7. Кузин Ф., «Культура делового общения», М., 1996.
8. Омаров А. М. «Управление: искусство общения»,М., 1983.
9. Петренко А., «Безопасность в коммуникации делового человека», М., 1994.
10. Дейл Корнеги, «Как выробатывать уверенность в себе и влиять на людей выступая публично».ООО «СЛК», Минск,1997
11.Поль Л. Сопер, «Основы искусства речи», Издательство Агентсва «Яхтсмен», 1995.
12.М. Р. Львов, «Риторика», М., 1995.
Занимает высшее место. Ораторство представляет собой изящное искусство, т.к. требует еще «произношения – языка действий». Кризис риторики: период новой теории и истории словесности (II пол. XIX в.) В это время происходит становление научного языкознания и литературоведения: · язык изучается как лингвистическая система; · словесность рассматривается как художественная...
Развития страны, сущности и целям научно-технической революции и других не менее сложных тем. Отсюда следует, что мастерство в красноречии-это овладение спецификой каждого рода и вида ораторского искусства, тем более знание его предмета. По каким же научным принципам мы должны классифицировать красноречие? Думается, что верное толкование причин многообразия ораторского искусства поможет...
Он полагал, что ораторское искусство можно постичь, и, кроме природных дарований, которые делил на душевные и телесные, называл следующие средства к постижению ораторского искусства: изучение науки о красноречии, подражание лучшим ораторам, упражнения в сочинении (речей), знание других наук. Что же думают современные специалисты о возможности стать оратором? Они отмечают необходимостью общих и...
Образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства. Каковы же основные базовые пути ораторского искусства и риторики? ЛОГИКА РЕЧИ Важнейшим качеством эффективности публичного выступления является ее логичность и доказательность. Настоящий оратор не может рассчитывать только на...