Эстонские националисты устроили в таллине факельное шествие.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
КРЫСИН Михаил Юрьевич - доцент кафедры иностранных языков Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, кандидат исторических наук
(г. Пенза. E-mail: [email protected])
Почему не был создан Литовский легион СС?
Провал мобилизации 1943 года в Литве
Весной 1943 года германские оккупационные власти развернули в Литве мобилизацию в Литовский легион СС, литовские полицейские батальоны, вспомогательные части вермахта для военной промышленности рейха. К тому времени литовские коллаборационисты проявили себя беспощадными карателями в Прибалтике и на других оккупированных фашистами территориях. Только в Минске 12-й литовский батальон с октября 1941 по март 1942 года уничтожил тысячи мирных жителей и более 9 тыс. военнопленных, для устрашения населения вешал на улицах Минска не только взрослых, но и подростков, подозревавшихся в связях с антигитлеровским подпольем1.
Литовцы уже знали, что означает гитлеровская мобилизация. Германский комиссар Каунаса бригадефюрер СА Х. Крамер сообщал: «Несколько недель спустя после прихода немецких войск по приказу военной администрации тысячи литовских сельскохозяйственных рабочих и работниц были завербованы на срок 6 месяцев для работы в больших имениях Восточной Пруссии… Этих лиц не освободили не только через 6, но и через 12 месяцев… Теперь же собираются переключить этих сельскохозяйственных рабочих, мобилизованных в 1941 г. на шестимесячный срок, против их воли на военную промышленность»2. К слову, срок службы в литовских, латышских и эстонских полицейских батальонах тоже составлял 6 месяцев, но обычно продлевался, невзирая на желание полицейских3.
Весной 1942 года в Литве прошла вторая мобилизация в так называемую вспомогательную транспортную службу (Литовский транспортный корпус) вермахта мужчин 1919-1922 гг. рождения. Призывникам было обещано, что их мобилизуют на тыловые работы на 3 месяца. За неявку на призывные пункты грозили военный суд и приговор вплоть до смертной казни. Всего призвали 7000 человек4. Они участвовали в оборонительных работах, подвозе продовольствия и боеприпасов на передовую5. «После имевших место при первых операциях провалов, - констатировал Крамер, - местное население с глубоким недоверием относится ко всем объявлениям и мероприятиям по дальнейшей мобилизации местных сил для рейха…»6.
Начатая в Прибалтике весной 1943 года всеобщая мобилизация отвечала секретному приказу А. Гитлера от 13 января 1943 года о ведении тотальной войны7, для которой, как заявил министр пропаганды Й. Геббельс в известной речи 18 февраля 1943 года, нацистское руководство требовало полностью использовать «богатый военный потенциал не только своей собственной страны, но и имеющихся в нашем распоряжении важных районов Европы», привлечь максимум «солдат для фронта, рабочих и работниц - для промышленности вооружений»8.
Прибалтийские коллаборационисты давно предлагали оккупационным властям создать «национальные армии» при условии предоставления Литве, Латвии и Эстонии ограниченной «независимости» или «автономии». Осенью 1942 года этими предложениями заинтересовались в министерстве оккупированных восточных территорий А. Розенберга и окружении рейхсфюрера СС Г. Гиммлера. Окончательное решение о формировании легионов СС в Прибалтике, по всей видимости, было принято на совещании высших чинов СС в ставке Гиммлера в Летцене (Восточная Пруссия) в конце 1942 года. Для этого туда был вызван обергруппенфюрер СС и генерал полиции Ф. Еккельн, руководивший СС и полицией в рейхскомиссариате «Остланд» (на оккупированных территориях Прибалтики и Белоруссии)9.
На этом совещании Гиммлер, который, как отмечал латвийский историк О. Ниедре, получил информацию о стремлении прибалтийских националистов создать «собственные» армии, ненавязчиво предложил им подать идею создания легионов СС, так, чтобы инициатива исходила от самих эстонцев, латышей, литовцев, и немцы смогли торговаться об условиях их создания с местными коллаборационистами10, а не наоборот.
Розенберг, обсудив на встрече с Гиммлером 25 января 1943 года вопросы мобилизации в Прибалтике, сделал запись в своём дневнике: «Гиммлер должен представлять государственную сферу, а я - укреплять движение в сфере идеологии»11.
1 февраля 1943 года бригадефюрер СС и генерал-майор полиции Л. Высоцкий, руководивший СС и полицией в Литве, предложил немецкому генеральному комиссару Литвы А.Т. фон Рентельну план создания Литовского легиона СС12.
12 февраля во исполнение распоряжения министра оккупированных восточных территорий о всеобщей трудовой повинности населения - мужчин от 16 до 65 лет и женщин от 17 до 45 лет рейхскомиссар «Остланда» Х. Лозе подписал распоряжение о регистрации всех жителей Литвы в возрасте от 15 лет по месту жительства13 и 16 февраля - приказ о призыве лиц 1919-1924 гг. рождения14.
По словам представителей оккупационных властей, формирование Литовского легиона СС должно было стать своего рода «пропуском» для литовцев в «сообщество новой Европы» Гитлера. Генерал-инспектором легиона немцы предполагали назначить директора департамента государственной безопасности литовского самоуправления и начальника литовской полиции безопасности С. Ченкуса15, который до войны, находясь в эмиграции в Германии, поддерживал тесные связи с руководством СС и полиции рейха16. Затем в пропагандистских целях решили предложить этот пост известному в Литве генералу С. Раштикису17, но он отказался18. Кстати, не впервые. В 1941 году немцы планировали поставить Раштикиса во главе литовского самоуправления, но тот отказался, сославшись на то, что его дети и некоторые другие родственники проживают на не оккупированных немцами территориях Советского Союза, поэтому он опасается репрессий против них19. Возможно, истинной причиной была та, о которой сообщала разведка Литовского штаба партизанского движения (ШПД): «По данным агентуры на 19 октября 1943 года, в Литве нелегально организуются воинские части… по образцу старой литовской армии. Цель этих частей - выступить в благоприятный момент и создать независимую буржуазную Литву. По слухам, этими частями руководит генерал Раштикис»20.
Высоцкий в Литве точно выполнил указание Гиммлера о том, чтобы побудить коллаборационистов выступить с инициативой создания Литовского легиона СС, и вскоре получил такое предложение от главы литовского самоуправления генерала П. Кубилюнаса. «Когда в 1943 году война для Германии приняла более серьёзные формы, - дал показания на проходившем после войны в Риге судебном процессе Ф. Еккельн, - начали активизироваться литовские национальные круги. Кубилюнас обратился к генерал-майору (полиции. - Прим. авт. ) Высоцкому с предложением организовать по примеру Эстонии и Латвии литовский легион, в состав которого входило бы несколько дивизий. Однако своё предложение он связывал с политическими требованиями. Высоцкий доложил об этом мне, но я должен был отклонить это предложение согласно указаниям, полученным от вышестоящих инстанций»21.
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http : www . elibrary . ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Новиков И.Г. Бессмертие Минска. Минск: Беларусь, 1977. С. 53.
2 Из письма комиссара гор. Каунаса о вербовке рабочей силы для Германии 18 февраля 1944 г. См.: Преступные цели - преступные средства. Документы об оккупационной политике фашистской Германии на территории СССР (1941-1944 гг.). 3-е изд. М.: Экономика, 1985. С. 214.
3 Tessin G. Die Stabe und Truppeneinheiten der Ordnungspolizei / H.-J. Neufeldt, J. Huck, G. Tessin. Zur Geschichte der Ordnungspolizei 1936-1945. (Schriften des Bundesarchives, 3. Als Manuskript gedruckt). Koblenz 1957. S. 56, 57; Littlejohn D. Foreign Legions of the Third Reich (in 4 volumes). San Jose, California: Bender Publishing, 1987. Vol. 4. P. 10-13.
4 Из письма комиссара гор. Каунаса… С. 214, 215.
5 Справка о политическом и экономическом положении в оккупированной Литовской ССР Литовского штаба партизанского движения (далее - Литовский ШПД) от 1 июля 1943 г. См.: Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 69. Оп. 1. Д. 1010. Л. 6 (далее - Справка Литовского ШПД 1 июля 1943 г.).
6 Из письма комиссара гор. Каунаса… С. 215.
7 Из секретного приказа Адольфа Гитлера от 13 января 1943 года о ведении тотальной войны. См.: Анатомия войны. Новые документы о роли германского монополистического капитала в подготовке и ведении 2-й мировой войны / Пер. с нем. М.: Прогресс, 1971. С. 415-417.
8 Из речи Йозефа Геббельса 18 февраля 1943 года о тотальной войне после поражения нацистов под Сталинградом. См.: Анатомия войны… С. 419, 420.
9 Бобренев В., Петренко Г. После них была только смерть // Армия. 1992. № 3/4. C. 43.
10 Ниедре О. Историческая справка / Рассказ гренадёра // Родник. 1990. № 3 (39). C. 60; Myllyniemi S . Die Neuordnung der baltischen Lander 1941-1944. Zum Nationalsozialistischen Inhalt der deutschen Besatzungspolitik. Helsinki, 1973. S. 210.
11 Цит.по: Myllyniemi S. Op. cit. S. 130.
12 Ibid. S. 231.
13 Isberg A. Zu den Bedingungen des Befreiens: Kollaboration und freiheitsstreben in dem von Deutschland besetzten Estland 1941 bis 1944. Stockholm: Almquist & Wiksell intern., 1992. S. 89, 90; Myllyniemi S. Die Neuordnung der baltischen Lander 1941-1944. S. 232; Политико-экономическое положение во время оккупации Литвы. Справка № 663 Литовского ШПД от 9 июля 1943 г. См.: РГАСПИ. Ф. 69. Оп. 1. Д. 1010. Л. 20.
14 Из письма комиссара гор. Каунаса… С. 215; Myllyniemi S. Op. cit. S. 232, 233.
15 Подробнее см.: Станкерас П. Литовские полицейские батальоны. 1941-1945 гг. М.: Вече, 2009. С.71, 74, 75.
16 Там же. С. 223.
18 Rastikis S. Korose del Lietuvos: Kario atsiminimai. Vilnius: Litaunus, 1990. II Dalis. P. 321.
19 Myllyniemi S. Op. cit. S. 104, 105.
20 Разведсводка № 13 Литовского ШПД от 27 октября 1943 г. См.: РГАСПИ. Ф. 69. Оп. 1. Д. 1006. Л. 47.
21 Собственноручные показания Еккельна от 1 октября 1945 г. См.: Прибалтика. Под знаком свастики (1941-1945): Сборник документов / Сост. В.К. Былинин, М.Ю. Крысин, Г.Э. Кучков, В.П. Ямпольский. М.: Объединённая редакция МВД России; Военная книга; Кучково поле, 2009. С. 27.
Пара сюжетов о Прибалтике вышли на российских центральных СМИ. Первый про наци-шествие в Таллинне (с "заходом" в Литву и Латвию) по 1 каналу, второй про латгальский сепаратизм в исполнении Гапоненко по Россия24 (рассказ о спецслужбах детектед).
С идеей провести в центре Таллина факельное шествие выступило молодежное движение эстонских националистов. Мэрия дала свое разрешение. И вот в День независимости Эстонии националисты идут от площади Независимости через Старый город с лозунгами "Эстония - для эстонцев".Видео: http://www.1tv.ru/news/world/278467
Новый скандал в Эстонии, где совсем недавно устроили юмористическую выставку н а тему Холокоста. А сегодня националисты с факелами маршируют по Таллину в честь государственного праздника. Не все в стране согласны с тем, что власти вообще позволили провести шествие под радикальными лозунгами. Политики и общественные деятели задают вопрос, почему такие марши, которые в Прибалтике стали чуть ли не традиционными, не вызывают никакой реакции в Евросоюзе. С идеей провести в центре Таллина факельное шествие выступило молодежное движение эстонских националистов. Мэрия дала свое разрешение. И вот в День независимости Эстонии националисты идут от площади Независимости через Старый город с лозунгами "Эстония - для эстонцев". Эстония получила государственность после революции и распада Российской империи, в 1918 году. Между тем организаторы сегодня не смогли внятно объяснить, почему шествие в честь независимости страны проходит под националистическими лозунгами. 25% жителей республики - этнические русские. А в регионах северо-востока страны эстонцы составляют абсолютное меньшинство. Об этом сегодня говорили те, кто наблюдал за шествием в Таллине. В шествии принимали участие и представители националистической Консервативной народной партии Эстонии, которые, как известно, активно поддерживают ежегодные съезды ветеранов эстонского легиона "Ваффен-СС" и балтийские ультраправые организации. Между тем санкционированный мэрией марш националистов в центре города возмутил некоторых местных политиков. "Существует рамочное соглашение Совета Европы, которое направлено на то, чтобы координировать законодательство европейских стран по вопросам межнациональной розни и всей прочей дискриминации. Но, к сожалению, наше уголовное законодательство не приведено в согласие с этой конвенцией, и поэтому на самом деле их деятельность абсолютно легальна с точки зрения эстонского законодательства", - сообщил юрист, член правления Социал-Демократической партии Эстонии Станислав Черепанов. Марши ультраправых для Прибалтики, похоже, с.тановятся обычным делом. 16 февраля литовские националисты устроили факельное шествие по улицам Каунаса, заявив, что оно посвящено восстановлению литовской государственности. Сопровождалось шествие лозунгами "Литва - только для литовцев". Среди собравшихся были люди с флагами Украинской Повстанческой армии. Вряд ли пособники нацистов способствовали укреплению литовской государственности, но присутствие флагов УПА на мероприятии почему-то никого не смутило. Никого, кроме председателя иерусалимского отделения фонда Визенталя Эфраима Зуроффа, который лично наблюдал за факельным шествием. "Евросоюз должен был бы высказаться по этому поводу, ведь подобные марши вряд ли согласуются с европейскими ценностями. Вот почему мы так обеспокоены, вот почему я приехал сюда, чтобы своими глазами всё увидеть и составить об этом доклад. Посмотрим, предпримет ли что-нибудь Брюсселем, чтобы остановить подобные акции", - сказал Эфраим Зурофф. Следующее громкое мероприятие националистов запланировано в Латвии. 16 марта в Риге по традиции будут чествовать ветеранов латвийского легиона "Ваффен-СС". "Этот тот национализм, который начинает ущемлять интересы других национальностей, и по определению он уже граничит с нацизмом, и эти шествия являются одним из символов", - сказал сопредседатель Латвийского антифашистского комитета Иосиф Корен. А в местной прессе обсуждают еще один возмутительный факт: некоторые высокопоставленные латвийские чиновники, месяц назад в Освенциме принимавшие участие в мероприятиях памяти жертв Холокоста, теперь собираются поддержать шествие в честь тех, кто уничтожал евреев. Юлия Ольховская
В конце января Латвию встревожили появившиеся в социальных сетях карты так называемой "Латгальской народной республики" и ее символика. Русская община считает, что это была провокация латвийских властей. Об этом в интервью телеканалу "Россия 24" рассказал правозащитник, президент Союза неграждан Латвии Александр Гапоненко.
http://www.vesti.ru/videos/show/vid/636268/#
На ютубе в описании:
"Интервью Александра Гапоненко телеканалу Вести.ру. Русское наслеление на Западе. Европейцев и россиян и русских готовят к войне? Вести и новости. Латгале. Latgola. Латгалия. Люди в Латгалии подавлены. В Латвии проверяют книжки на запрещённом латгальском языке. Кто запретил латгальский язык в демократической Европе?
Как к этому относятся Россия и Путин. Новороссия?
Александр Гапоненко пишет: "Выступил на российском телеканале и рассказал, что власти Латвии готовят народ к войне, что фэйк о Латгальской народной республики придумали спецслужбы для того, чтобы подавить самосознание латгальцев.. Порадовался, что меня больше не задерживают на границе. После этого задержали в аэропорту и обыскивали три часа. Искали инструкции из Кремля о том, как разрушить милую Латвию. Не нашли. Я политической охранке сказал, что обыскать надо все правительство - там точно можно найти такие инструкции. Обиделись и задержали еще на полчаса. Так смеялся над этим, что даже не стал поднимать шум в прессе. Интересно, до какого уровня доходит прикрытие воровства? Несут ли дань министру или все заканчивается на уровне начальников отдельных видов полиции? А где сбывают краденные вещи? По малинам или начальство себе домой забирает?" Рига и Латвия, Эстония и Таллин. Latvija un Rīga, Riga."
Начиная с 1990-х годов в Эстонии стало властвовать такое черно-белое, примитивное мышление. Нас стали убеждать, что мы стали западным обществом, мы вступили в ЕС и НАТО, мы западные люди, мы повернулись спиной к России, Россия нам больше не нужна.
У меня возникает вопрос: если ты в ЕС – это что, должно мешать быть в добрососедских отношениях с Россией? Почему у других европейских стран получается, а у нас нет? И в наших учебниках истории пишут: столкновение западной и восточной культур проходит на реке Нарове. А ведь почти 100 тысяч эстонцев жили в Петербурге в начале прошлого века. Они что, вернулись оттуда скифами? Они получили там основы европейской культуры.
За время стояния спиной к России у эстонской молодежи почти исчез русский язык. При этом есть идеологи и журналисты, которые хвалят нашу молодежь за это. Мол, это предмет гордости. Эстонец, который в начале прошлого века прочно знал три языка, сегодня знает в лучшем случае два. Второй английский, и то зачастую кое-как. Но ведь мы отличались от скандинавов именно тем, что знали русскую культуру. То есть сейчас мы потеряли то, в чем мы были сильны.
Реформа русских школ – это попытка иезуитским способом, под предлогом изучения эстонского языка, лишить огромное количество молодежи русскости. То есть мы хотим создать государство, где нет ничего русского. Неужели не ясно, что это будет вызывать протест и это может реально привести к созданию пятой колонны. Народ, который сам пережил русификацию, не понимает, что сейчас творит то же самое. И не умеет предвидеть, как это аукнется. Разве умное государство будет раскалывать общество? Нет, оно будет создавать общество, где все чувствуют себя своими. Мы этого не добились. Наоборот.
У нас стараются сделать так, чтобы все думали одинаково, хотя в нормальном обществе ценится разнообразие мнений. В результате мы превращаемся в деревенскую общину, где все пляшут и поют одинаково, и думают одинаково. Мы пришли к верноподданнической Эстонии, где нет возможности думать альтернативно.
Эдуард Тинн
Рассуждая о том, как выйти из тупика российско-эстонских отношений, профессор Эдуард Тинн коснулся новейшей истории Эстонии. По его словам, Эстония, как постсоветское государство, не могла выбрать скандинавскую модель развития, потому что надо было быстро догонять другие страны. В результате идеологи 1990-х годов остановили свой выбор на либеральной рыночной экономике, которая предусматривает низкие налоги, равновесие бюджета и скромные социальные выплаты. Все это должно привлечь в нашу страну иностранных инвесторов. На этом пути, как мы знаем, Эстония добилась определенных успехов. Внезапно случился кризис, и вот как описывает профессор Тинн нынешнее положение вещей: «общественно-политические дискуссии – такие же, как и 10 лет назад. Но ситуация изменилась. Продолжать так уже нельзя. Я четко вижу, что наш бизнес стал чиновничье-бюрократическим. Есть огромная европейская кормушка, и все смотрят: как бы из этой кормушки что-нибудь получить. Прямо скажу: нам не хватает смекалки, нам не хватает амбиций, то есть нужны новые идеи, новые концепции и новые люди. Надо признаться, что и Ансип, и Лаар – это вчерашний день. Но они вновь пришли к власти, и с этим ничего не поделаешь», - рассуждает Тинн.
Перейдя к основной теме дискуссии, Тинн первым делом упомянул кризис в эстонско-российских отношениях, наступивший после апреля 2007 года.
По словам Тинна, Ансип придумал защитную концепцию, что бизнес с Россией не так уж и важен для Эстонии, и что без России, в принципе, можно и обойтись.
«Получилось как в басне Крылова «Лисица и виноград». Виноград, мол, оказался кислый. Но российский виноград не обязательно кислый», - считает Тинн.
Как пример нормальных отношений с Россией Тинн привел Финляндию. По его мнению, эстонцы, как и финны, могли бы быть также доброжелательны к России, что обернулось бы только во благо дальнейшему развитию страны. По его словам, финны инвестируют огромные деньги в экономику России, весьма либеральны в вопросе выдачи виз, за что заслужили глубокое уважение со стороны россиян.
Также Тинн привел в пример Латвию, и призвал эстонских политиков не комплексовать из-за того, что Латвия пошла на сближение с Россией вследствие своего катастрофического финансового положения.
«Ясно, что нужно лучше использовать свое географическое положение. Санкт-Петербург исторически был «эстонским городом». Когда-то там жило 100 тысяч эстонцев. Однако сейчас мы игнорируем фактор своего географического положения, в отличие от финнов и латышей», - говорит Тинн.
«Поэтому я хотел бы пожелать своим соплеменникам стать последователями великого Канта и проявить «добрую волю» к своим соседям. Когда ты не желаешь своему соседу добра, когда ты радуешься проблемам соседа, ну кто будет с тобой серьезно работать?», – задается вопросом Тинн.
"День За Днем"
Сергей МАЛЬЦЕВ, врач.
Эстонский национализм
Что такое эстонский национализм? Реактивный национализм, практически зеркальное отражение национализма балтийских немцев. Он служил и служит формой интеграционной идеологии для эстонцев, включая отдельных людей в определенную политическую систему. Эстонский национализм сложился как языковой. Считается, что если бы в Эстонии не было эстонского языка, то здесь вообще ничего бы не было. Языковая община с ее миллионом или около того эстоноязычных, уязвимая даже для самых незначительных демографических сдвигов, является критическим пределом, который и при любых других обстоятельствах с трудом обеспечивал бы нашей стране сохранение современной лингвистической культуры на всех уровнях.
Политика эстонского государства и языковой национализм
Эстонское государство, реституированное в условиях беспрецедентных и необычайно стремительных социально-экономических изменений регрессивного характера, радикализировало эстонский языковой национализм, стало радикальнее самих эстонцев. Задача националистического государства - это по преимуществу уничтожение чужаков, их языка, их культуры. Особенно, когда национализм сочетается с массовым страхом перед лицом будущего и является отражением позиции народа, который в панике отступает под давлением сил истории, и даже успехи его воспринимаются скорее как симптом внутренней слабости.
Кто такие неэстонцы
Неэстонцы, являющиеся гражданами России, по определению представляют ее в исторической тяжбе эстонского и русского народов. Они могут быть иррациональной частью своей личности связаны крепкими узами со своей малой родиной Эстонией, но умом и волей с российским отечеством.
Другой идеотип, это эстонский гражданин, русский по происхождению. Он заключил договор с вновь созданным (реституированным) государством, чтоб своей волей и умом способствовать более справедливому обустройству в новом отечестве для себя и своих детей. При этом его иррациональная любовь принадлежит родине, от которой он отделен границей, и граница эта прошла в душах и сердцах этих граждан.
Третий идеотип неэстонца, пребывающего на территории Эстонии, это тот чьи разум и воля не позволили ему выбрать отечество по разным причинам, но проблема идентичности стоит для них достаточно остро, требуя своего решения.
Сегодняшнее историческое состояние неэстонца
У неэстонцев в Эстонии каждый день - апокалипсис: наркомания, СПИД, проституция (в том числе и детская), преступность через край, ликвидация русского среднего и высшего образования, проблемы с государственным языком, безработица, церковный раскол, деморализация политической, деловой и духовной элиты. Русские к этому привыкли. Им, по большому счету, ничего не нужно - только отстаньте. Русский невменяем. С русскими надо уметь говорить очень упрощенно. Никогда точно не известно, что они поняли, и что не поняли. Это их сегодняшнее историческое состояние. Куда звать этих непутевых людей?
Искушение диаспорой
Россия собирается помочь диаспоре научиться выживанию, в т.ч. используя опыт других народов. Именно этим надо бы заняться многочисленной армии научных работников и журналистов, специализирующихся на диаспоральной тематике.
Очевидно, что диаспора может себя конституировать и выжить, только если станет очевидно, что ее представители не собираются осуществлять государственные перевороты в странах пребывания. Данное обстоятельство требует от диаспоральных объединений политики балансирования. Жизнеспособность диаспоры как этнокультурной общности страны зависит от готовности ее представителей жить в соответствии с определенными в данном государстве правовыми нормами, от умения вести диалог с властями. Этому следует учиться у еврейской и армянской диаспор. Немало примеров, когда евреи составляют значительную часть русских (по самоназванию) общественно-политических движений и организаций в странах Балтии и успешно применяют накопленный еврейской диаспорой многовековой опыт сохранения этнокультурной идентичности для защиты прав "русскоязычного населения" и поддержки русского культурного пространства.
В России считают, что именно попытка опереться на т.н. "протестный электорат" и привела к кризису российскую диаспоральную политику. Нынешней российской власти нужна симпатичная, адаптированная, имеющая влияние в политических и экономических кругах страны проживания часть российской диаспоры, и, главное, желающая помогать России.
Чему русских учит опыт еврейской диаспоры
Еврейский народ является изобретателем первоначального политического кинизма. Он и по сей день дает наиболее яркий в "нашей" цивилизации образ сопротивления притесняющим властям. Политический кинизм евреев опирается на одновременно ироническое и меланхолическое знание о том, что все проходит - и государства и угнетатели - и что единственно непреходящим остается пакт избранного народа со своим богом. Еврейский взгляд на историю всегда имел взрывную политическую силу: он обнаруживал бренность власти. Еврейский киник прослеживает фантазии власть имущих о собственной государственной неуязвимости, доходя до самой их сути. И дойдя до нее, он говорит "нет". Историческое сознание евреев формирует их в группу не участвующую в сакрализации чужой власти, носителям которой приходиться жить, мучаясь этим.
Ни одна воля к власти не выносит иронии, направленной на то, чтобы пережить эту власть.
Кризисы адаптации неэстонцев
Власть девитализирует и обманывает. Простые люди чувствуют это и переживают гораздо сильнее интеллектуалов. Однако непосредственное переживание, само по себе, слепо и немо. Поэтому попытка явно и систематически осознать непосредственнаeе переживание никогда не может быть лишней. Быть может, это не приведет нас ни к чему новому, но укрепит нас в старом, давно знакомом, устранит возможные сомнения и колебания и придаст нашим чувствам значение и силу убеждений.
В Эстонской Республике, где часть выдает себя за целое, девитализация социальных и национальных групп в значительной мере совпадает. Реликты социальных девиаций, проросших в обществе Эстонии, вызваны необходимостью приспосабливаться 8 к жизни в состоянии, с которым мы, казалось, распрощались уже давно и навсегда. Мы вынуждены заново привыкать к мерзостям, опасностям и неудобствам, оставленным, казалось бы, в далеком, едва различимом прошлом.
Организованная преступность, проституция, наркомания среди детей и взрослых, сексуальная эксплуатация детей, бездомность, нищенство, брошенные на произвол судьбы психически больные люди. Список мерзостей можно продолжить: распад семей, снижение рождаемости, рост детской заболеваемости и смертности, расцвет проституции и порнографии, венерические болезни, СПИД и туберкулез. Такова логика социальной энтропии - игры на понижение, в которую вовлекла эстонцев и русских политическая элита, инфицировав значительные социальные и национальные группы экзистенциальными страхами.
"Мы - как раз те люди, с которыми нам не велели знаться родители".
Сволочь - дрянной люд, шатуны, воришки, негодяи, где либо сошедшиеся (Владимир Даль, Толковый словарь, том. V). Это определение практически подходит к каждому, кто занимает место в структуре государства, на предприятиях и в социальных институтах, и при этом имеет весьма приблизительное представление о том, в каком направлении движется "Белый корабль" государства.
Пропасть между лояльностью и собственными знаниями становится все шире. Из-за этого трудно определиться с собственной позицией. По отношению к какой стороне мы сохраняем лояльность? К государству, поставившему целью ликвидацию русских национальных институтов или к самим социальным институтам? Или каждый из нас лоялен исключительно собственным жизненным интересам? Но тогда мы постоянно вступаем в изменчивые, далеко неоднозначные связи с государством, русскими социальными институтами, капиталом, партиями и т.д. Но при этом мы все больше забываем о том, ЧТО нам всем ВМЕСТЕ надо искать в этом "богоспасаемом предприятии", называемом Эстонской Республикой.
"Сойти с поезда" или "делать то же, что и другие".
Если посмотреть сегодня на питательные почвы и жизненные пространства, на которых пышно разрослись девиации, то сразу станет ясно, что они созданы согласием неэстонцев выживать, искажая свою жизнь смирением и приспособленчеством. На бюрократическое насилие зарвавшейся власти мы не смогли ответить даже иронией, простым человеческим "нет". Зато инфицировали своих детей страхом, а те в свою очередь бегут от жизни в мир дурмана, становясь наркоманами. Выживание это всегда вырождение. Так функционирует психополитическая динамика "русского вопроса" в Эстонии.
Поэтому эмиграция сегодня стала диагнозом, характеризующим массовую психологию молодых неэстонцев да и части эстонцев. Целые слои населения уже давно в душе живут где угодно, только не в этой стране. Они не чувствуют себя связанными с тем, что называется основополагающими ценностями эстонского общества.
В связи с этими явлениями напрашиваются два альтернативных решения. Первое циничное - "делать то же, что и другие", потому что отдельный человек вправе ориентироваться на необходимость самосохранения. Второе решение, выражающее озабоченность - кому лучше от того, что наиболее восприимчивые в моральном отношении люди покидают "Белый корабль дураков" цинического эстонского общества.
Эмиграция может быть полезной для выяснения моментов истины, если мы будем правильно понимать ее значение. Для эмигрантов решение "сойти с поезда" может быть правильным. У них нет желания лично принимать участие в процессе ликвидации циничной властью русского культурного пространства и превращении детей неэстонцев в социальных девиантов. Они сознают, что власть утратила способность различать созидание и разрушение. Решение бежать является правильным еще и потому, что глупая храбрость ничего не доказывает. Только безнадежные дураки расходуют силы на безнадежную борьбу тогда, когда существуют более благоприятные жизнненные пространства.
Оставаться на месте, если это не трусость и не меланхолия, не соучастие и не соглашательство, тоже правильно. Это соответствует нашему жизненному опыту, свидетельствующему, что любой конфликт, от которого мы уклонились, тем не менее еще настигнет нас.
Отъезд других говорит нам, остающимся: здесь, в Эстонии, где мы пребываем, никакая жизнь невозможна - для нас. А для вас?
Димитрий Кленский
В начале декабря в Эстонии наблюдался новый подъём патриотизма. После многочисленных в последние годы масштабных натовских учений с участием профессиональных военных, теперь в военные игры вовлекли гражданское население.
На неожиданные сборы людей (одни - без предупреждения, другие - за 24 часа до их начала) собрал Кайтселийт (Союз защиты) - полугосударственная массовая добровольческая военизированная организация, входящая в состав Сил Обороны Эстонии. (Члены Кайтселийта имеют право держать боевое оружие дома). Учения состоялись в трех точках страны. В Таллине - с привлечением полиции «воевали» против попытки возможного врага захватить на Вышгороде здания парламента и правительства, а также столичный аэропорт. На юго-востоке, в граничащем с Россией уезде Вырумаа, и на западе - у Виртсу-Лихула (район Моонзундского пролива на Балтике). Готовность членов Кайтселийта и резервистов Сил обороны к боевым действиям осуществляется с учетом принятого в этом году закона «О государственной обороне ЭР». Он, в частности обязывает резервистов собраться по сигналу за 24 часа, чтобы дать отпор врагу. Всего в учениях приняло участие более 2000 человек. По окончании мероприятий власти выразили всем участникам учений благодарность за проявленный патриотизм, а вот «дезертирам» выписали денежные штрафы.
Вот такой он, эстонский патриотизм, который зиждется на систематических проявлениях ксенофобии, расизма, русофобии, но которые и не осуждаются. Увы, многое позволяет усомниться в случайности таких мерзких проявлений русофобии и человеконенавистничества. Это сознательно внедряется в сознание общества.
Расизм и ксенофобия пробрались в парламент
В прошлом году в парламент страны попала учрежденная недавно
Консервативная народная партия Эстонии (EKRE). Политики и СМИ после подсказки из Брюсселя сразу окрестили ее ультранационалистической и даже пронацистской.
Недалеко от этой набирающей обороты политической силы ушла молодая Свободная партия, отличающаяся только тем от первой, что ради камуфляжа, что она более политкорректна, когда выражает свои вполне националистические взгляды.
Сохраняет свои позиции и ветеран национализма - не менее русофобская, чем две предыдущие, партия IRL. Они обвиняют её за «умеренность» в этнократии и моноэтнизме, за излишний прогиб перед Брюсселем.
Сдается, что новые национал-радикалы появились на волне тех самых глобальных перемен, которые отчетливо обнаружились с избранием президентом США Дональда Трампа. Он предпочитает прагматизм и изоляционизм ради интересов американского народа нынешнему глобализму, угрожающему мировой войной благодаря растущей агрессивности идеологического и меркантильного либерализма. Благодаря им мир хорошо знает, что такое экспорт разрушительной западной демократии на крыльях авиации НАТО.
Этому Злу противостоит стремление народов к консерватизму, сохранению национальной идентичности и традиций. Массовому осознанию этого способствовали кризис в Европе - массовое нашествие беженцев из Африки и Азии. Против этого и за сохранение национальной идентичности «восстали» и в Эстонии. И как во многих странах Европы, тут тоже оживились неонацисты.
Один из лидеров международного антифашистского движения, активист Русского альянса общественных объединений Эстонии Дмитрий Линтер считает: «Появление в эстонском парламенте представителей ультраправой, а по сути неонацистской партии, это закономерный итог многолетней политики эстонского государства, закрывающего глаза на очевидные факты героизации нацистских приспешников». Общественность успокаивают: это-де маргиналы, всё под контролем.
Последние, в ноябре, опросы населения действительно засвидетельствовали снижение (но незначительное) популярности этих трех партий, но суммарно они имеют в парламенте 29 мест из 101. Но есть еще и до недавнего времени правившая страной национал-либеральная Реформистская партия. Она тоже известна русофобией, но выражаемой в менее вульгарной форме. Эта партия и ее тогдашний лидер Андрус Ансип инициировал в 2007 году снос в центре Таллина памятника советским воинам - освободителям города от немецкой оккупации («Бронзовый солдат»), что привело к массовым волнениям русского и русскоязычного населения. С тех пор русские и эстонцы поняли, кто в доме хозяин. Демократическая Эстония стала полицейским государством. И, если оценивать представительство в парламенте, то с учетом и реформистов, то откровенно националистические силы имеют в парламенте большинство - 59 мест!
Нацистская сущность эстонского национализма
Опросы населения показывают, что эстонское общество не приняло навязываемые Западом разрушение традиционных религиозных устоев, однополые браки и усыновлением гомопарами детей, размывание этнической идентичности в пользу наднациональных новаций. Эти настроения и оседлали националисты.
Причем, весьма радикально. Идеолог молодежного крыла «Синее пробуждение» упомянутой партии EKRE Руубен Каалеп по словам сотрудника Тартуского университета Пеэтера Эспака публично кричал, что «Гитлер - лучший в мире командир». Его хотели исключить из партии, но ему поверили: мол, исправится. И он «понизил» тон - выступая в США на конференции расистов, он говорил о новом поколении, мечта которого - национальное государство, которая реализуется «когда мы выиграем наши сражения и установим белые европейские национальные государства по всему западному миру». И еще: «Если в Эстонии когда-нибудь должен будет жить народ с другим цветом кожи, менталитетом, традициями и религией, то это будут уже не эстонцы и тогда наша конституционная обязанность сохранять эстонский народ, как таковой, останется невыполненной». Сказано это в связи с беженцами, но странно было бы, если русские и русскоязычное жители не восприняли бы сказанное и в отношении себя. Также настороженно они должны отнестись и к намерению «Синего пробуждения» создать по подобию Финляндии еще одну ультрапатриотическую организацию - Партию коренных эстонцев. Ведь инициаторы новой мобилизации эстонских националистов объявили девизом своей организации: «Отвоюем Эстонию обратно!». Нетрудно догадаться, от кого. Тем более, что главный пункт разрабатываемой программы говорит о том, что «эстонцы должны остаться хозяевами на своей родной земле».
А вот что писал три года назад 23-летний парламентарий от той же партии EKRE Яак Мадисон: «Отдельный вопрос - национал-социализм гитлеровской Германии. И правда, были концентрационные лагеря, трудовые лагеря, увлечение играми с газовыми камерами, но… в то же время так называемый «строгий» порядок вытащил Германию из глубокой ж**ы… , поскольку тот прогресс, за считанные годы вывел эту страну в число самых могущественных в Европе… Идеальной формы правления (конечно, это не демократия) не существует. Но в моих глазах в лице фашизма мы видим идеологию, которая состоит из довольно многих положительных и необходимых для сохранения национального государства нюансов».
Нацистского кобеля вряд ли отмыть добела
Сегодня, оправдываясь за грехи своей юности, путающий фашизм с нацизмом юный «фюрер» Мадисон пытается отмыть добела черного кобеля: «Если национализм, проэстонское мышление, консервативность - нацизм, то я и есть нацист».
А что? Это срабатывает! Вот 28-летнего магистранта факультета международных отношений Таллинского технического университета Георга Кирсберга летом исключили из Свободной партии за то, что, по словам профессора Юри Саара, тот «публикует в Сети расистские высказывания». Но он тут же был принят в партию EKRE, где вместе с 81-летним ветераном вьетнамской войны, отставным американским полковником Юри Тоомепуу стал создавать упомянутую выше организацию местных стопроцентных «арийцев» - Партию коренных эстонцев.
Общество, да и власти, под давлением Евросоюза обрушившиеся на ультранационалистов, пожурили их, ограничившись непродолжительной критикой. А те, скорректировав риторику, приступили к уже активным действиям на улице. Например, организовали посвященное Дню независимости Эстонии впечатляющее факельное шествие молодежи в столичном Старом городе. При этом в срочном порядке сменили текст большого баннера, который несли во главе колонны: «За Эстонию эстонцев!», на отредактированный вариант - «За Эстонию!» Правда, тут же заявили, что полный текст лозунга по-прежнему украшает их сайт.
На счету этого «гитлерюгенда» - акция протеста у здания МИД ЭР в Таллине, а также в провинции (города Тарту и Вильянди), направленная против российско-эстонского договора о границе, лишающего Эстонию «исконных» земель. Вспомнили и Баускаскую декларацию (Бауска - город в Латвии), в которой утверждается, что Прибалтике угрожают «шовинистический империализм и глобализация». Текст разместили и на портале ветеранов 20-й дивизии СС (Эстонской).
А когда этим летом по примеру Скандинавии в Эстонии стали формироваться отряды анти-иммигрантского движения Soldiers of Odin («Солдаты Одина»), то ультранационалисты приняли в нем самое активное участие. На их счету поджоги лагерей беженцев.
Не гнушаются ультранационалистические и традиционно националистические партии также и митингов на социальную тематику. Они охотно присоединяются к основной массе протестующих против увеличения акцизов или закона, разрешающего однополые браки (он-таки вступил в силу). При этом отличаются особой (непристойной) крикливостью и радикальными (почти экстремистскими) требованиями.
Димитрий Кленский, Таллин
P.S. Но эта активность призвана не только напугать общество.
Перед очередным публичным сборищем в YouTube разместили видеоролики с таким текстом: «Только голосования на выборах недостаточно. Ты - раб? Сбежишь из страны? Или постоишь за себя?». Тут же первых лиц государства обзывают размазней, им угрожают: «На поле сражения увидимся, сволочи». Обществу дают понять, что цель националистов - захват власти.
Как в 30-е годы прошлого века в одной ныне ведущей стране Евросоюза.