Абстрактное существительное и его роль в языке. Об абстрактном и конкретном понимании абстрактного и конкретного
Занятие 2
Понятие
Цель: сформировать представление о понятии как форме мышления, видах, отношениях и операциях с понятиями.
План:
1. Понятие как форма мышления.
3. Виды понятий.
4. Отношения между понятиями.
5. Определение понятий.
6. Классификационные операции с понятиями.
Литература
1. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. – М., 1996.
2.Гетманова А.Д. Логика. – М., 2008.
3. Демидов И.В. Логика. – М., 2006.
4. Ивин А.А. Логика. – М, 1999.
5. Ивлев Ю.В. Логика. – М., 1994.
6. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. – М., 2008.
7. Королев Б.Н. Логика.- Курск, 1995.
8. Светлов В.А. Современная логика. – СПб, 2006.
9. Свинцов В.И. Логика.- М., 1987.
Текст:
Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет и являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки, одни из которых (например, черты лица, телосложение, походка, жестикуляция, мимика, так называемые особые приметы, броские признаки) принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей; другие (профессия, национальность, социальная принадлежность и т.д.) являются общими для определенной группы людей; наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от других живых существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.
Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его внутреннюю природу, его сущность, называются существенными . Например, существенный признак товара - затраченный на его производство труд, определяющий стоимость товара. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественными. Например, несущественный признак товара - его цена.
Существенные признаки могут быть общими и единичными. Понятия, отражающие множество предметов, включают общие существенные признаки. Например, общие признаки человека (способность создавать орудия труда и др.) являются существенными. Понятие, отражающее один предмет (например, «Аристотель»), наряду с общими существенными признаками (человек, древнегреческий философ) включает единичные признаки (основатель логики, автор «Аналитики»), без которой отличить Аристотеля от других людей и философов Древней Греции невозможно.
Различие между существенными и несущественными признаками предмета имеет относительный характер. В определенных условиях, а также с развитием предмета и нашего познания о нем они могут меняться местами. Один из главных критериев существенности признаков - социальная практика.
Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов.В понятии отражается совокупность существенных признаков, т. е. таких, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе взятые достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить (выделить) данный предмет от всех остальных и обобщить однородные предметы в класс.
Языковыми формами выражения понятий являются слова или словосочетания (группы слов). Например, «книга», «лес». Существуют слова-омонимы, имеющие различное значение, выражающие различные понятия, но одинаково звучащие (например, понятие «мир» как объективная реальность и «мир» как отсутствие войны). Существуют слова-синонимы, имеющие одинаковое значение, т. е.; выражающие одно и то же понятие, но различно звучащие (например, родина – отечество, враг - недруг, бегемот – гиппопотам и т. д.).
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
Понятие формируется на основе обобщения существенных признаков (т. е. свойств и отношений), присущих ряду однородных предметов.
Для выделения существенных признаков необходимо абстрагироваться (отвлечься) от несущественных, которых в любом предмете очень много. Этому служит сравнение, сопоставление предметов. Для выделения ряда признаков требуется произвести анализ, т. е. мысленно расчленить целый предмет на его составные части, элементы, стороны, отдельные признаки, а затем осуществить обратную операцию-синтез (мысленное объединение) частей предмета, отдельных признаков, притом признаков существенных, в единое целое.
Мысленному анализу как приему, используемому при образовании понятий, часто предшествует анализ практический, т. е. разложение, расчленение предмета на его составные части. Мысленному синтезу предшествует практический сбор частей предмета в единое целое, с учетом правильного взаимного расположения частей при сборке.
Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.
Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков предмета и отвлечение от других. Часто задача состоит в выделении существенных признаков предметов и в отвлечении от несущественных, второстепенных.
Обобщение - мысленное объединение отдельных предметов в некотором понятии.
Перечисленные выше логические приемы используются при формировании новых понятий как в научной деятельности, так и при овладении знаниями в процессе обучения.
Всякое понятие имеет содержание и объем. Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержанием понятия «ромб» является совокупность двух существенных признаков: «быть параллелограммом» и «иметь равные стороны».
Объемом понятия называют класс обобщаемых в нем предметов. Объективно, т. е. вне сознания человека, существуют различные предметы, например животные. Под объемом понятия «животное» подразумевается множество всех животных, которые существуют сейчас, существовали ранее и будут существовать в будущем. Класс (или множество) состоит из отдельных объектов, которые называются его элементами. В зависимости от их числа множества делятся на конечные и бесконечные. Например, множество планет Солнечной системы конечно, а множество натуральных чисел бесконечно. Множество (класс) А называется подмножеством (подклассом) множества (класса) В, если каждый элемент А является элементом В. Такое отношение между подмножеством А и множеством В называется отношением включения класса А в класс В.
Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий. В этом законе речь идет о понятиях, находящихся в родовидовых отношениях. Объем одного понятия может входить в объем другого понятия исоставлять при этом лишь его часть. Например, объем понятия «моторная лодка» целиком входит в объем другого, более широкого по объему понятия «лодка» (составляет часть объема понятия «лодка»). При этом содержание первого понятия оказывается шире, богаче (содержит больше признаков), чем содержание второго. На основе обобщения такого рода примеров можно сформулировать следующий закон: чем шире объем у первого из двух понятий, тем уже его (первого понятия) содержание, и наоборот. Этот закон называется законом обратного отношения между объемами и содержаниями понятий. Он указывает на то, что чем меньше информация о предметах, заключенная в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав (например, «растение»), и наоборот, чем больше информация в понятии (например, «съедобное растение» или «съедобное злаковое растение»), тем уже и определеннее круг предметов.
Так как понятие определенным образом связано со словом, то его объем и содержание связаны со значением и смыслом - важнейшими логическими характеристиками слова. Можно считать, что значением слова или словосочетания как языкового выражения особого типа является объем соответствующего понятия, а их смыслом - содержание этого понятия.
Поэтому каждое понятие имеет свое значение и выражает свой смысл. При этом значение и смысл (объем и содержание) в понятиях могут соотноситься по-разному. Так, некоторые понятия имеют одно и то же значение, но выражают различный смысл. Например, понятия "великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)", "автор романа в стихах "Евгений Онегин", "автор стихотворения "Я помню чудное мгновенье", "поэт, смертельно раненный на дуэли с Ж. Дантесом", "автор исторического труда "История Пугачева" имеют одно значение - они обозначают одного и того же человека, но различный смысл, так как выражают о нем неодинаковую информацию.
Другие понятия могут иметь только смысл, но не иметь значения, если они не обозначают ни одного реально существующего предмета. К таким понятиям, например, относятся: "кентавр", "русалка", "круглый квадрат" и др. Различают также другие виды понятий.
Следовательно, элементы логической структуры понятия непосредственно связаны с элементами логической характеристики слова и самого предмета, о котором составлено данное понятие. Это необходимо учитывать при использовании различных видов понятий в реальном мыслительном процессе.
Понятия можно классифицировать по объему и по содержанию. По объему понятия делятся на единичные, общие и пустые.
Объем единичного понятия составляет одноэлементный класс (например, «великий русский писатель Александр Сергеевич Грибоедов»; «столица России» и др.). Объем общего понятия включает число элементов, большее единицы (например, «автомобиль», «портфель», «государство» и др.).
Среди общих понятий особо выделяют понятия с объемом, равным универсальному классу, т. е. классу, в который входят все предметы, рассматриваемые в данной области знания или в пределах данных рассуждений (эти понятия называют универсальными). Например, натуральные числа - в арифметике; растения - в ботанике и др.
Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в нем элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае в принципе). Например, «участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», «планета Солнечной системы». Регистрирующие понятия имеют конечный объем.
Общее понятие, относящееся к неопределенному числу элементов, называется нерегистрирующим. Так, в понятиях «человек», «следователь», «указ» множество мыслимых в них элементов не поддается учету: в них мыслятся все люди, следователи, указы прошедшего, настоящего и будущего. Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем.
Кроме общих и единичных понятий по объему выделяют понятия пустые (с нулевым объемом), т. е. такие, объем которых представляет пустое множество (например, «вечный двигатель», «баба Яга», «снегурочка», «дед Мороз», персонажи сказок, басен и др.).
Конкретные и абстрактные понятия.
Конкретными называются понятия, в которых отражены одноэлементные или многоэлементные классы предметов (как материальные, так и идеальные). К их числу относятся понятия: «дом», «свидетель», «романс», «землетрясение» и др.
Абстрактными называются те понятия, в которых мыслится не целый предмет, а какой-либо из признаков предмета, взятый отдельно от самого предмета (например, «белизна», «несправедливость», «честность»). В действительности существуют белые одежды, несправедливые войны, честные люди, но «белизна» и «несправедливость» как отдельные чувственно воспринимаемые вещи не существуют. Абстрактные понятия, кроме отдельных свойств предмета, отражают и отношения между предметами (например, «неравенство», «подобие», «тождество», «сходство» и др.).
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26
Конкретные понятия - это понятия, которые обозначают целостные предметы или их классы, обладающие самостоятельностью. Отражают предметы, процессы, явления: вещи «стол», живые существа «человек», продукты фантазии «кентавр», события «война », явления природы «землетрясение». В русском языке слова, выражающие конкретные понятия, как правило, могут употребляться во множественном числе: алмазы, дубы, юристы, взрывы, войны. Десигнаты (объем) определить не трудно. Если известен набор признаков, которые составляют смысловое значение, то можно указать на предметы, которые обладают этими признаками.
Абстрактные понятия - это понятия, которые обозначают отвлеченные от объектов свойства или отношения, мыслимые как самостоятельные предметы. То есть мыслим не сам предмет, а какой-либо из признаков, взятый отдельно. Свойства предметов или отношения между предметами, не существуют самостоятельно, без этих предметов. Свойства: «твердость» (алмаза), «долговечность» (дуба), «компетентность» (юриста), «синева» (моря); отношения: «равноправие» (женщин и мужчин), «социальное партнерство» (между работниками и работодателями), «гражданство » (устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей), «дружба» (между людьми). В русском языке слова, выражающие абстрактные понятия, не имеют множественного числа: не говорят: «У алмаза много твердостей» или «Дуб имеет немало долговечностей », а «Юрист обладает массой всяких компетентностей».
Нельзя путать конкретные понятия с единичными, а абстрактные с общими. Общие понятия могут быть и конкретными и абстрактными: «посредник» - общее, конкретное; а «посредничество » - общее, абстрактное. Абстрактным может быть единичное понятие: «Организация Объединенных Наций» - единичное, конкретное; «мужество капитана Гастелло» - единичное, абстрактное.
Определить десигнаты конкретных понятий – не сложно, если известен набор признаков, составляющих смысловое значение, то можно указать на предметы, которые это понятие обозначает. А с абстрактными понятиями все иначе, то, что обозначается ими, не существует в материальной форме, они, обладая смысловым значением, не имеют предметного значения. Считается, что содержанием абстрактного понятия является то свойство или отношение, которое им обозначено, а объемом - множество предметов, которым присуще это свойство, или множество предметов, между которыми существует определенное отношение. Поэтому, белизну снега и белизну скатерти следует рассматривать в качестве десигнатов понятия «белизна», а равенство величин X и У и равенство граждан страны перед законом - в качестве десигнатов понятия «равенство».
Деление понятий на конкретные и абстрактные - относительно . Если абстрактное понятие, отражающее свойство, употребляется применительно к самим предметам, обладающим этим свойством, то оно обретает множественное число. Понятие «сладость» - абстрактное, если в нем мыслится только свойство, а «восточные сладости» - это уже конкретное понятие, применяемое к самим продуктам, которые обладают этим свойством. Абстрактные понятия могут входить в состав более сложных конкретных и наоборот. Различают их по ведущему понятию: «некомпетентность юриста» - абстрактное, хотя и включает в себя в качестве элемента конкретное - «юрист », а «жертва некомпетентности » - конкретное, хотя и содержит в себе абстрактное - «некомпетентность».
Примеры конкретных и абстрактных понятий: «гражданин» - «гражданственность», «работник» - «профессионализм», «заработная плата» - «платность», «суд» - «судимость».
Понятия безотносительные и соотносительные
Безотносительные понятия – это такие понятия, которые обозначают предметы сами по себе независимо от того, в каком отношении они находятся к другим предметам: «фермер», «правило», «деревня», «правосудие», «природа». Безотносительное понятие сохраняется за предметом с момента его именования до момента его исчезновения («человек» применительно к отдельному человеческому индивиду сохраняется за ним от рождения до смерти).
Соотносительные понятия – это такие понятия, которые обозначают не самостоятельные предметы, а предметы как члены какого-либо отношения. Один предмет мысли предполагает существование другого и без него невозможен, поэтому они имеют смысл до тех пор, пока существует это отношение, и теряют его, как только это отношение разрушается: понятия «родители» и «дети»: нельзя быть сыном или дочерью без родителей, в свою очередь, отцами или матерями нас делают именно дети; «жених – невеста», «начальник – подчиненный», «истец – ответчик», «право – обязанность», «судья – подсудимый», «истец – ответчик».
Пример: понятия «три» и «пять» - безотносительные, но если провести между ними горизонтальную черту, то получится дробь три пятых – 3 - «числитель», а число 5 - «знаменатель» - это уже соотносительные понятия. Чтобы возродить их в качестве самостоятельных чисел, необходимо разрушить отношение, в результате чего перестанут существовать и его моменты - числитель и знаменатель. Термины «порождение» и «уничтожение», для характеристики соотносительных понятий, имеют не физический, а логический смысл.
Иллюстрацией природы соотносительных понятий является шутка: на вопрос, кто кого порождает, «отец – сына» или «сын – отца», следует парадоксальный, на первый взгляд, ответ: «сын порождает отца», и такой ответ верен. Если спросить мужчину, первым ребенком у которого был сын, когда он стал отцом, он назовет дату рождения своего первенца.
Приобретаемые человеком в результате образования понятия не являются соотносительными («юрист», «инженер»).
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Логика
Государственное образовательное учреждение.. высшего профессионального образования..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Евланникова Г.Е
Е 17 Логика: учеб. Пособие / Г.Е. Евланникова. – СПб:
СПбГИЭУ, 2011. – 235. С.
ISBN
Учебное пособие освещает основные понятия, и проблемы
Предмет логики
Логика(от греч. logos - мысль, речь, разум) - это наука о законах и формах мышления, направленная на познание объективного мира. Одной из основных задач логики является – поиск истины, т.е. она изу
Правильность и истинность
Как уже говорилось выше, логика изучает не всякое мышление, а лишь то которое направлено на поиск и обоснование истины. Различение понятий «истинность» и «правильность» связано с выделением в мышле
Логика в Древнем Китае
Логика в Китае появилась в период развития разнообразных школ, конкуренции и дискуссий между ними. Современник Конфуция Мо-цзы, учитель Мо (V-IV вв. до н.э.) основал школу мо-цзя,
Индийская логика
Истоки логики в Индии можно проследить в грамматических текстах V века до н.э.. Две из шести ортодоксально-индуистских школ индийской философии - ньяя и вайшешика - занимались методологией познания
Логика античности
Несмотря на то, что первые учения о рассуждении, о формах и способах мышления возникли в Древней Индии, Китае, в основе современной логики лежит аристотелевское учение. Принято именно Аристотеля (3
Логика в Средневековье
В средние века в Европе государственная христианская идеология подчинила себе науку, политику, культуру, и логика становится служанкой богословия, и только в арабских странах, логика еще сохраняет
Логика в эпоху Возрождения и в Новое время
В эпоху Возрождения экспериментаторы стали противопоставлять опыт дедукции, связываемой со схоластикой и Аристотелем. Леонардо да Винчи, Г. Галилей своей логикой «
Современная логика
В XX веке математическая логика оформилась в качестве самостоятельной дисциплины в рамках логической науки, бурно развиваются как теории, так и практики «машинного мышления», создаются вычислительн
Логика в России
Первый россиянин, написавший, всего лишь три страницы о логике, был князь А. М. Курбский (1528-1583 гг.). Им подготовлена к изданию первая на русском языке печатная книга по логике
Мышление и язык
Мышление - высшая форма активного отражения, выражающаяся в целенаправленном познании человеком существенных связей и отношений объективного мира, продуцировании
Язык как знаковая система
Язык возникает одновременно с появлением человеческого общества в процессе трудовой деятельности первобытных людей. В ходе своего развития и функционирования он детерминируется совокупностью процес
Понятие и имя
Основными формами правильного мышления являются - понятие, суждение и умозаключение. Человеческая речь состоит из слов. Слова необходимы для того, чтобы обозначать, имен
Структура понятия
В структуре понятия выделяют содержание и объем, каждое понятие или связанное с ним имя имеют объем и содержание. Как цельная форма мысли понятие представляет собой закономерное единство этих двух
Образование и роль понятий
Возникновение понятий - объективная закономерность становления и развития человеческого мышления. Сначала, человек, мыслил образно, для него «зверь» – это олень,
Виды понятий по объему
Понятия простые, сложные и дескриптивные
Простые понятия – это понятия, выраженные одним словом: «стол», «завод», «дерево», «космонавт»,
Понятия общие, единичные и нулевые
Понятия по объему делятся на непустые и пустые понятия, в зависимости от отношения к существующим или к несуществующим реально предметам мысли. Непустыми понятиям
Понятия собирательные и несобирательные
Собирательные понятия - это понятия, которые обозначают некоторую совокупность предметов, составляют некую целостность, рассматриваемую как самостоятельный предмет. Содержание собират
Понятия положительные и отрицательные
Положительные понятия – это такие понятия, в которых отражается наличие у предметов мысли каких-либо качеств, свойств, т.е. их содержание составляют свойства, присущие предмету: «п
Отношение между понятиями
Рассмотренные виды понятий могут находиться между собой в определенных отношениях, и прежде всего в отношении сравнимости и несравнимости.
Несравнимость – отнош
Отношение совместимости между понятиями
Объем понятия представляет некоторое множество предметов, а соотношение понятий по объему представляется как отношение между множествами. Отношение по объему между понятиями, так же как и по содерж
Отношение равнообъемности между понятиями
В отношении равнообъемности (равнозначности) понятия, объемы которых полностью совпадают. Содержание у них может быть одинаковым или различным («прямоугольный ромб» и «равносторонн
Отношение пересечения между понятиями
В отношении пересечения находятся объемы двух или более понятий, частично совпадающих друг с другом.
СХЕМА: Отношение пересечения изображается двумя частично
Отношение подчинения между понятиями
В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного полностью включает в себя объем другого, но не покрывается им целиком.
Отношение соподчинения между понятиями
В отношении соподчинения находятся два или более однопорядковых вида одного и того же рода. Однопорядковые виды – это виды, относящиеся к одному горизонтальному уровн
Отношение противоположности между понятиями
В отношении противоположности находятся соотносительные понятия, образованные в результате сравнения интенсивностей некоторой величины. Предметы таких понятий объедин
Отношение противоречия между понятиями
Противоречащие понятия исключают друг друга, но не предполагают, как противоположные. Одно из таких понятий указывает на какие-то признаки, а другое - отрицает их. Таким образом, одно из противореч
Ограничение и обобщение понятий
Обобщение – это операция, в которой при помощи исключения видообразующего признака из содержания данного понятия получают родовое понятие из видового, таким образ
Деление понятий
При изучении какого-либо понятия нередко встает задача раскрыть его объем, т.е. распределить предметы, которые мыслятся в понятии, на отдельные группы. В теоретической и в практической областях час
Определение понятий
Определение понятия (дефиниция) - это операция, состоящая в раскрытии содержания, нахождении существенно-общих признаков определенного класса предметов, мыслимого в данном поня
Структура атрибутивного суждения
S – Р, атрибутивное суждение состоит из субъекта, предиката, которые являются терминами, связки и квантора.
S - субъект суждения, понятие о предме
Конъюнктивные (соединительные) «L» - суждения, объединяемые связками «и», «но», «да», «а», «а так же», «хотя», «однако». Р L q
Пример: «Ночи бывают лунные и безлунные».
Состоит из суждений: «Ночи бывают лунные» и «Ночи бывают безлунные». Суждение истинно тогда и только тогда, ког
S есть Р → aS есть аР
Пример: «Все кошки - хищники» → «Все домашние кошки - домашние хищники».
Как правило, ограничения в целом неправомерны, не всегда суждения, полученные с п
Из атрибутивных
Если посылка - суждение вида А, Е, I или О, то непосредственный вывод можно сделать путем вывода по логическому квадрату,
Отношение противоречия
Из реляционных
Логическим основанием служит характер отношения R между предметами Х и У.
Отношение симметричности
Если Х=У, то и У=Х,
то из посылки
Непосредственный вывод через преобразование
Преобразование суждений, происходит в формах обращения,превращения и противопоставления S и Р, которые мы уже рассмотрели в теме «Суждение».
Умозаклю
Из атрибутивных суждений
Типичная форма опосредствованного вывода - простой категорический силлогизм, состоящий из двух посылок и нового суждения - заключения.
Пример
I II III IV
М Р Р М М Р Р М
S M S М M S М S
К I фигуре относят силлогизмы, в которых средний термин занимает место S в большей посылке и место Р в меньшей
Модусы простого категорического силлогизма
Модусы силлогизма - разновидности фигур, отличающиеся друг от друга качеством и количеством суждений, являющихся посылками и заключением. Поскольку в простой категорический силлогизм входит
Bramantip, Camenes, Dimaris, Fesapo, Fresison
Входящие в название модусов гласные буквы соответствуют символическому обозначению посылок и заключения, поэтому в названии каждого модуса всего три гласных. Согласные бу
SаM; SiM; MaS; MiS
Заключение: SеP; SоP; SоP; SоP.
Отношения в меньшей посылке исключающие возможность заключений: SeM; SoM; MeS, MоS.
8. Отношение терминов в больш
Из реляционных суждений
Не силлогистические дедуктивные опосредованные умозаключения. У них может быть определенное сходство с силлогизмами.
Пример: «B. Маяковский - современник М. Горьког
Опосредованный вывод из сложных суждений
Логическое следование заключения определяется не субъектно-предикатными отношениями, а логической связью между составляющими сложного суждения. Выделяют два вида опосредованных умозак
Виды индукции
Полная индукция, если посылки исчерпывают весь класс предметов, подлежащих индуктивному обобщению. Схема достоверной индукции:
S1 есть Р
S
Индуктивные методы установления причинной связи
Причина - явление (совокупность явлений), при возникновении которого необходимо вызывается другое действие - следствие,а при его исчезновении неизбежно вле
Условия правомерности индуктивных выводов
1. Для индуктивного обобщения необходимо чтобы число случаев, зарегистрированных в посылках, было возможно большим. Как правило, причина заблуждения заключается не в недостаточном кол
Логические ошибки в индуктивных умозаключениях
Увеличивает вероятность вывода не допущение следующих распространенных ошибок: «поспешное обобщение» и «после этого, значит по причине этого».
«Поспешные обобщения»
Виды аналогии
Атрибутивная аналогия
Выводы по аналогии - перенос информации с одного предмета (модели) на другой (прототип, образец). Модель в процессе познания выступает как зам
Отличие между индукцией и аналогией
Эти умозаключения от частностей, но разница между ними в том, что индукция приходит к общему, а умозаключение по аналогии приходит опять к частностям. Умозаключение по аналогии не обращается к опре
Условия правомерности выводов по аналогии
Строение разных форм выводов по аналогии различно, поэтому общих правил нет, речь идет только о правилах отдельных форм выводов по аналогии. Начнем с аналогии типа парадейгмы.
Роль аналогии
Чем меньше научных и практических знаний, тем чаще человек судит о новых явлениях по аналогии с ранее встречавшимися. Если отсутствуют опытные обобщения, то рассмотрение явлений по сходным признака
Логические ошибки в аналогии
Аналогия иногда поверхностна и ведет заведомо к ошибочному выводу, а то вообще заводить в тупик. Многие бытующие до сих пор предрассудки - вера в приметы, гадание - опираются на ошибочные аналогии.
Доказательство – способ обоснования истинности
Получение опосредованных, выводных знаний происходит не только в форме умозаключения. Доказательство строится на умозаключениях, но не сводится к ним. Открывая истину, челов
Структура доказательства
Во всяком доказательстве различают три части: доказываемое положение, или тезис - то, что должно быть доказано или сделано очевидным, выражается в форме суждения; основание доказатель
Опровержение
Опровержение - это отрицание доказательства, обоснование ложности или несостоятельности либо элементов, либо доказательства в целом. Опровержение структурно мало чем отличается от доказательства. О
Правила тезиса
Доказуемый тезис должен быть истинным, истинность тезиса не рождается, а лишь устанавливается, раскрывается. Все попытки нарушить это правило, которое вытекает из самой сущности истин
Правила аргументов
Аргументы должны быть истинными и их истинность не должна вызывать сомнений. Это правило неразрывно связано
с первым правилом тезиса.
Ист
Дедуктивный способ аргументации
Точное определение в большей посылке, выполняющей роль довода, исходного положения,что дает возможность убедительно продемонстрировать научные позиции или практические соображения, ко
Ошибки по отношению к тезису
Потеря тезиса проявляется в том, что сформулировав тезис, пропонент забывает его и переходит к другому, прямо или косвенно связанному с первым, но в принципе другому положению. Далее
Ошибки по отношению к аргументам
Нарушение требование достоверности, истинности и доказанности аргументов приводит к двум ошибкам.
Основное заблуждение– принятие за истину ложного аргумента. Причины -
Логика вопросов и ответов
Развитие знаний - переход от ранее установленных суждений к новым, более точным и богатым по содержанию. Этот переход состоит из этапов: 1) постановка вопроса, 2) поиски новой информации, 3) констр
Ли-вопросы - уточняющие
Эти вопросы делятся на простые безусловные – «верно ли, что» и простые условные – «верно ли, что если…то» и сложные: конъюнктивные, дизъюнктивные и импликативные. Ответы на них могут
Простые и сложные вопросы
Простые вопросы - это такие, которые не включают в качестве составных частей других вопросов.
Сложные вопросы – это такие, которые включают в каче
Ответы по существу и не по существу
Ответ по существу вопроса – такой ответ, содержание и структура которого строиться в соответствии с поставленным вопросом. Только в этом случае он расценивается релевантным,
Краткие и развернутые ответы
Краткие - это односложные утвердительные или отрицательные ответы: «да» или «нет».
Развернутые - это ответы, в которых повторя
Точные и неточные ответы
Под точностью и определенностью понимают логическую, т.е. понятийно-структурную характеристику вопроса. Она выражается в точности употребляемых понятий
Логические нормы постановки вопроса и ответа
1. Вопрос должен быть корректно поставлен. Каверзные, провокационные и неопределенные вопросы недопустимы.
2. Вопрос должен быть простым, кратким, ясным, четким. Длинные, запутанные вопрос
Проблема
Проблема - форма мысли, отражающая в виде вопроса знание о неизвестном, и своей постановкой требующая теоретического или практического преодоления этой неизвестности, т.
Виды проблем
1. По своей сущности, проблемы делятся на эмпирические,
связанные с разрешением противоречия между фактами и их истолкованием и теоретические, возникающие из пр
Требования к постановке проблемы
1. Предпосылки проблемы должны быть истинными.
2. Предпосылки должны быть необходимыми и достаточными для выдвижения проблемы.
3. Сама проблема должна быть точно
Гипотеза
Гипотеза - предположение, которое считается истинным. К гипотезе прибегают в том случае, когда есть ряд фактов, которые не объяснены из-за того что в непосредственном оп
Виды гипотез
1. По функциям в познавательном процессе различают гипотезы:
а) описательные- это предположение о присущих исследуемому объекту свойства
Заключение
В учебном пособии рассмотрены основные проблемы, которые решает логика. Она неразрывно связана с мышлением и с тем, что ему доступно, поэтому логика находит практическое применение в науке, искусст
Библиографический список
Основная литература:
1. Гуц А.К. Математическая логика и теория алгоритмов. М., 2009.
2. Евланников В.П., Евланникова Г.Е. Логика и теория аргументации. Консп
Терминологический словарь
АКСИОМА - истинное суждение, которое принимается без доказательств в качестве исходного положения.
АЛЬТЕРНАТИВА - каждая из двух или нескольких исключающих друг друга возможностей.
философские категории, обозначающие ступени познания действительности, выраженные в гносеологическом законе восхождения от А. к К. А. (лат. abstractio - отвлечение, удаление) - мысленный образ, полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков; теоретическое обобщение, позволяющее отразить основные закономерности исследуемых явлений, изучать и прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления (понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.). Специфика абстрактного объекта определяется спецификой абстракции. Различают несколько типов абстракции: 1) абстракция отождествления, или обобщающая абстракция, в результате которой выделяется общее свойство исследуемых объектов. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике. Например, взаимно однозначное соответствие между множествами характеризуется тремя важнейшими свойствами: симметричностью, транзитивностью и рефлексивностью. Если между определенными объектами существуют отношения с данными свойствами, то с помощью такого отношения, аналогичного равенству, выделяется некоторое общее свойство, присущее всем этим объектам; 2) абстракция аналитическая, или изолирующая, в результате которой четко фиксируются свойства объектов, обозначаемые определенным именем ("теплоемкость", "растворимость", "непрерывность", "четность", "наследственность" и др.); 3) абстракция идеализирующая, или идеализация, в результате которой образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов ("идеальный газ", "абсолютно черное тело", "прямая" и др.); 4) абстракция актуальной бесконечности (отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, т.е. бесконечные множества рассматриваются как конечные); 5) абстракция потенциальной осуществимости (отвлечение от реальных границ наших возможностей, нашей ограниченности собственной конечностью, т.е. предполагается, что может быть осуществлено любое, но конечное число операций в процессе деятельности). Иногда как особый тип выделяют абстракцию конструктивизации (отвлечение от неопределенности границ реальных объектов, их "огрубление" с целью схватывания в "первом приближении". Пределами или интервалами А. как обобщенного образа являются интерпретации (например, понятие мнимого числа) и информационная полнота (наличие семантической интерпретации и осмысление на материальных моделях). К. (лат.сопсге1из - густой, твердый, сросшийся) - реально существующее, вполне определенное, точное, предметное, вещественное, рассматриваемое во всем многообразии свойств и отношений (в отличие от А.). К. в мышлении - это содержание понятий, отражающих предметы или явления в их существенных признаках, деление понятий на К. и А. в логике есть следствие различения отображения предмета и его свойства.
Отличное определение
Неполное определение ↓
абстрактное и конкретное
АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ (от лат. abstracts - отвлеченный и concretus - густой, уплотненный) - философские категории, устанавливающие связь и единство между расчлененностью и целостностью предмета познания. В эмпирической традиции А. как отвлеченное понятие обычно противопоставлялось К. в форме реальности, данной в чувственном созерцании. Такое представление имеет свои корни в традиционном познании, поскольку А. отвлекается от всей сложности и многосторонности конкретной эмпирической действительности и поэтому никогда не может отобразить ее во всей полноте и целостности. Но при таком подходе происходит умаление и недооценка роли теоретического мышления как неспособного постичь К. Против такого понимания отношения между А. и К., при котором А. рассматривается как некоторое общее представление, а К. сводится к чувственному восприятию действительности, выступила диалектическая философия. Гегель подчеркивал, что мышление не сводится к образованию абстрактно-всеобщих понятий, отвлеченных от К., т. е. рассудочных определений, а создает К., являющееся понятиями разума. Однако для Гегеля как объективного идеалиста понятия разума возникают в результате самостоятельного развития абсолютного духа, а поэтому не имеют какой-либо связи с реальным объективным миром. К. Маркс, отвергая идеалистическую интерпретацию категорий А. и К., рассматривает их, как и Гегель, в диалектической взаимосвязи, а достижение конкретного знания - как процесс восхождения от А. к К., которое приводит к более полному, глубокому и целостному познанию действительности. Если категория А. выражает неполноту, односторонность и отвлеченность воспроизведения предмета в мышлении, то К. стремится воспроизвести его в достижимой полноте и целостности. В противоположность Гегелю, Маркс указывает, что «метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь тот способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его как духовно-конкретное. Однако это ни в коем случае не есть процесс возникновения самого конкретного». На аналитической стадии исследования создаются отдельные абстракции, возникают определенные понятия и суждения в форме гипотез, законов, которые на синтетической стадии объединяются в теоретические системы, концепции и научные дисциплины. С современной системной точки зрения метод восхождения от А. к К. представляет собой способ построения системного теоретического знания, в котором отдельные его элементы - понятия, суждения, законы и даже теории объединяются в единую, целостную систему с помощью разных форм логических взаимосвязей. Все понятия в такой системе определяются посредством логических правил определения, а все утверждения и факты выводятся как логические следствия из небольшого числа аксиом, основных законов и принципов. Типичным примером такой системы является научная теория. Восхождение от абстрактного к конкретному знанию достигается путем построения все более полных теоретических систем, в котором решающая роль принадлежит новым понятиям, законам и принципам, отображающим существенные связи и отношения изучаемой действительности. Все эти элементы будущего системного знания создаются на аналитической стадии исследования, но до времени остаются отдельными абстрактными знаниями, не связанными друг с другом определенными логическими отношениями. Переход к конкретному знанию означает установление логических взаимосвязей между ними и возникновение нового целостного, системного знания об исследуемой действительности. «Конкретное, - пишет Маркс, - потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного». Эта идея о К. как единстве многообразного находит свое точное воплощение в современном системном методе построения теоретического знания. Г.И. Рузавин Лит.: Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М, 1960; Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.
36. Абстрактность и конкретность знания, диалектика их соотношения и взаимоперехода в научном познании. Относительность и условность деления наук на «абстрактные» и «конкретные», «точные» и «неточные», «общие» и «частные».
Абстрактность и конкретность знания, диалектика их соотношения и взаимоперехода в научном познании.
Конкретное знание – это знание об отдельном предмете, системе или явлении, когда становятся известными теория и законы, которым подчиняется существование и функционирование данного предмета, т.е. это знание отдельного в общей системе многообразного, куда отдельное входит как его составная часть. Только конкретные знания о предметах позволяют их правильно обосновать, определить, дифференцировать и классифицировать. Такое понимание «конкретного» сформировалось в философии в 19 веке. В противоположно конкретному понятие абстрактное. Абстрактность – мысленное, интеллектуальное отвлечение одних сторон предмета, явления от других, которые могли бы в их совокупности вскрыть, уточнить сущность предмета.
Научное знание развивается от абстрактного к конкретному. Диалектика познания действительности состоит в том, чтобы отходя от чувственно данной действительности абстрактно обозреть сущность исследуемого объекта. Абстрагирование – метод мысленного упрощения при котором рассматривается одна из сторон исследуемого процесса.
Понятие «конкретное» употребляется в двух смыслах. Во-первых как непосредственно данное, чувственно воспринимаемое и представляемое целое. Во-вторых, в теоретическом мышлении конкретное выступает уже как система научных определений, выявляющих существенные связи и отношения вещей, событий, единство в многообразном.
Конкретное противоположно абстрактному как одному из моментов процесса познания и осмысливается в соотношении с ним. Под абстракцией чаще всего понимают нечто «мысленное», «понятийное» в противоположность чувственно-наглядному. Абстрактное мыслится и как нечто одностороннее, бедное, неполное, отвлеченное от связи целого – свойство, отношение, форма и т. п. Феномен абстракции противоречив: он односторонен, оторван от трепещущего жизнью явления, но он только и есть необходимая ступень к познанию конкретного, полного жизни факта.
Абстракция – это своего рода «сколки» целостных объектов. И наше мышление работает с такого рода «сколками». От отдельных абстракций мысль постоянно возвращается к восстановлению конкретности, но уже на новой, более высокой основе. Это уже конкретность понятий, категорий, теорий, отражающих единство в многообразном.
В этом состоит суть метода восхождения от абстрактного к конкретному . Процесс абстрагирования в этом свете выступает как своего рода реализация принципа: отойти, чтобы вернее попасть. Диалектика познания действительности состоит в том, чтобы, «отлетая» от этой чувственно данной действительности на «крыльях» абстракции, с высоты конкретного теоретического мышления лучше «обозреть» сущность исследуемого объекта. Такова история и логика научного познания. Этот метод, согласно К.Марксу, есть способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его путем связывания понятий в целостную научную теорию, которая воспроизводит объективную расчлененность объекта и единство его существенных свойств и отношений.
Относительность и условность деления наук на «абстрактные» и «конкретные», «точные» и «неточные», «общие» и «частные».
а)Абстрактные и конкретные науки.
Важнейшие науки: математика, кибернетика, физика, химия, биология, психология, социология, технология, филология.
Своеобразие математики, кибернетики, логики и философии в том, что они изучают такие закономерности, которые в той или иной форме действуют или могут действовать во всех других науках и использоваться ими как инструментарий для решения своих собственных задач. Математика исследует количественные и структурные отношения вообще и поэтому может быть использована при изучении других объектов: технических, естественных, социальных. Логика изучает законы мышления, действующие не только в науке, но и в любых других видах интеллектуальной деятельности. Поэтому все эти науки, объединяемые по признаку всеобщности, являются по сравнению с другими науками наиболее абстрактными. Особенно абстрактной является математика.
Классификация наук по О. Конту – разделение наук в соответствии с их предметом и методами: 1) на абстрактные, изучающие законы определенных процессов и явлений; 2) на конкретные, применяющие эти законы к частным областям.
Конт выделил 6 основных (теоретических, абстрактных) наук, они составили следующую иерархию наук: математика, астрономия, физика, химия, физиология, социология (механика земных тел включалась в математику, психология - в физиологию). Исторический взгляд на природу у Конта отсутствовал и проявлялся лишь в отношении познания природы человеком. В основе системы Конта лежит принцип координации. Социология получила у Конта самостоятельное место в ряду Н. Значение классификации Конта в том, что, во-первых, им выделены действительно основные Н., которым реально отвечают (если не считать математики) основные формы движения материи в природе и общественная форма движения (как предмет социологии); во-вторых, что эти Н. приведены в правильную, хотя и внешнюю связь между собой в той последовательности, в какой они развивались одна за другой. Поэтому система Конта явилась предпосылкой классификации, основанной на принципе субординации.
Более формальное решение проблемы на основе принципа координации от абстрактного к конкретному (в порядке убывающей абстрактности) получило распространение в Великобритании в середине и 2-й половине 19 в. (С. Т. Колридж, У. Уэвелл, И. Бентам). Дж. Милль и Г. Спенсер, критикуя Конта, отстаивали место для психологии в ряду наук. Спенсер отверг положение Конта о том, что каждая наука имеет свои абстрактную и конкретную части, утверждая, что все науки делятся на абстрактные (логика и математика), конкретные (астрономия, геология, биология, психология и социология) и промежуточные между ними - абстрактно-конкретные (механика, физика и химия). Между этими группами существуют резкие грани, тогда как внутри них имеется постепенный переход. Спенсер проводил идею эволюции лишь для конкретных наук; он отрицал также связи классификации наук. (логическая связь) с историей познания мира.
б) Частные и общие науки.
По мере накопления частных научных знаний, выработки специальных приемов исследования начался процесс дифференциации нерасчлененного знания, выделение математики, астрономии, медицины и др. наук. Однако наряду с ограничением круга проблем, которыми занималась философия, происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология - учение о бытии (или о первоначалах всего сущего), гносеология - теория познания, логика - наука о формах правильного (т. е. связного, последовательного, доказательного) мышления, философия истории, этика, эстетика. Начиная с эпохи Возрождения, процесс размежевания между Ф. и частными науками протекает всё более ускоренными темпами. Взаимоотношения между Ф. и частными науками носили противоречивый характер; поскольку последние ограничивались преимущественно эмпирическими исследованиями, общетеоретическими вопросами этих наук занималась Ф. Но т.к. философские исследование теоретических проблем частных наук не опиралось на достаточный для этой цели эмпирический материал (который, как правило, ещё не был накоплен), то оно носило абстрактный, умозрительный характер, а его результаты часто вступали в противоречие с фактами. На этой почве возникало противопоставление Ф. частным наукам, принимавшее особенно резкую форму в тех идеалистических философских учениях, которые были связаны с религией. В 17-19 вв. создавались энциклопедические системы, в которых естествознанию противопоставлялась Ф. природы, истории как науке - Ф. истории, правоведению - Ф. права. Считалось, что Ф. способна выходить за пределы опыта, давать "сверхопытное" знание. Но такого рода иллюзии были опровергнуты дальнейшим развитием частных наук. Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвленную систему знания. Все известные явления мира оказались в "частном" владении той или иной специальной науки. Однако в этой ситуации Ф. отнюдь не утратила своего предмета. Напротив, отказ от претензий на всезнание позволил ей более четко самоопределиться в системе научного знания. Каждая наука исследует качественно определенную систему закономерностей, но ни одна частная наука не изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания. Эти закономерности и являются предметом Ф.
в) Точные и неточные науки.
Пример точных наук: математика и механика. Для точных наук характерна органическая связь наблюдений и эксперимента с определением численных значений характеристик исследуемых объектов и процессов.
АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ
АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ- философские категории, обозначающие ступени познания действительности, выраженные в гносеологическом законе восхождения от А. к К. А. (лат. abstractio - отвлечение, удаление) - мысленный образ, полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений предмета с целью выделения его существенных признаков; теоретическое обобщение, позволяющее отразить основные закономерности исследуемых явлений, изучать и прогнозировать новые, неизвестные закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие непосредственное содержание человеческого мышления (понятия, суждения, умозаключения, законы, математические структуры и др.). Специфика абстрактного объекта определяется спецификой абстракции. Различают несколько типов абстракции: 1) абстракция отождествления, или обобщающая абстракция, в результате которой выделяется общее свойство исследуемых объектов. Данный вид абстракции считается основным в математике и математической логике. Например, взаимно однозначное соответствие между множествами характеризуется тремя важнейшими свойствами: симметричностью, транзитивностью и рефлексивностью. Если между определенными объектами существуют отношения с данными свойствами, то с помощью такого отношения, аналогичного равенству, выделяется некоторое общее свойство, присущее всем этим объектам; 2) абстракция аналитическая, или изолирующая, в результате которой четко фиксируются свойства объектов, обозначаемые определенным именем (»теплоемкость», «растворимость», «непрерывность», «четность», «наследственность» и др.); 3) абстракция идеализирующая, или идеализация, в результате которой образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов (»идеальный газ», «абсолютно черное тело», «прямая» и др.); 4) абстракция актуальной бесконечности (отвлечение от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, т.е. бесконечные множества рассматриваются как конечные); 5) абстракция потенциальной осуществимости (отвлечение от реальных границ наших возможностей, нашей ограниченности собственной конечностью, т.е. предполагается, что может быть осуществлено любое, но конечное число операций в процессе деятельности). Иногда как особый тип выделяют абстракцию конструктивизации (отвлечение от неопределенности границ реальных объектов, их «огрубление» с целью схватывания в «первом приближении». Пределами или интервалами А. как обобщенного образа являются интерпретации (например, понятие мнимого числа) и информационная полнота (наличие семантической интерпретации и осмысление на материальных моделях). К. (лат.сопсге1из - густой, твердый, сросшийся) - реально существующее, вполне определенное, точное, предметное, вещественное, рассматриваемое во всем многообразии свойств и отношений (в отличие от А.). К. в мышлении - это содержание понятий, отражающих предметы или явления в их существенных признаках, деление понятий на К. и А. в логике есть следствие различения отображения предмета и его свойства.
Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .
Смотреть что такое "АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ" в других словарях:
АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ см. Восхождение от абстрактного к конкретному. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001 … Философская энциклопедия
абстрактное и конкретное - АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ (от лат. abstracts отвлеченный и concretus густой, уплотненный) философские категории, устанавливающие связь и единство между расчлененностью и целостностью предмета познания. В эмпирической традиции А. как… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ - (в конфликтах) (от лат. abstrahere – отвлекать и concrete – срастаться) 1. А. обычно противопоставляется К. как мысль, содержание которой отвлечено, абстрагировано от К. как действительности, выступающей в полноте и целостности (В. С. Швырев,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ - философские категории, обозначающие ступени познания действительности, выраженные в гносеологическом законе восхождения от А. к К. А. (лат. abstractio отвлечение, удаление) мысленный образ, полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или … Социология: Энциклопедия
Новейший философский словарь
См. АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ … Новейший философский словарь
См. в ст. Восхождение от абстрактного к конкретному. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. КОНКРЕТНОЕ … Философская энциклопедия
- (от лат. abstractus отвлечённый), абстракционизм, беспредметное искусство, нонфигуративное искусство, модернистское течение, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Программа… … Художественная энциклопедия
Абстракция, или абстракт, (от лат. abstractio «отвлечение», введённого Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) мысленное отвлечение, обособление от тех или иных сторон, свойств или связей предметов или явлений для… … Википедия