Когда будут купаться на крещение. Окунулся? Забудь о соцсетях! Или чего не следует делать в праздник Крещения
Когда купаться на Крещение – 18 или 19 января – этот вопрос задают очень часто в дни Крещения и Богоявления Господня.
Самое главное, что нужно знать о Крещении Господнем – это не то, когда купаться (совершенно не обязательно окунаться в этот день в проруби), а то, что в этот день был крещен сам Господь Иисус Христос. Поэтому 18 января вечером и 19 января утром важно быть в храме на службе, исповедоваться, причаститься и взять святой воды, великой агиасмы.
Купаются же, по традиции, после вечерней службы 18 января и в ночь с 18 на 19 января. Доступ к купелям открыт, как правило, 19 января в течение всего дня.
Распространенные вопросы о купании на Крещение
Нужно ли купаться на Крещение в проруби?
Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?
В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.
Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.
К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.
протоиерей Игорь Пчелинцев
Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью
Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:
Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она - в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?
Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.
Другое дело - масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.
Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.
– Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?
Священник Святослав Шевченко : – Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду - это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск - и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.
Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?
Не купанием проверяется вера
Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ :
Купание на Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.
Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.
Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.
Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании
Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:
Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:
«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.
В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем ».
(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)
По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.
Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.
Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.
Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.
Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.
Одна наша прихожанка - морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.
Был случай, когда пожилой иеромонах - я его знал - решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер - не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.
Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном - взбадривает холодная вода, - но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, причастится ли Святых Христовых Таин.
Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.
В жизнеописании праведного Алексия Мечева я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», - пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», - ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.
Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.
Купание - только начало
Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:
Традиция купаться на Крещение - поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.
Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.
Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.
Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.
Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание - только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.
Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.
Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят - купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой - доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.
Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь - теперь он не купается.
Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.
А причем здесь Крещение?
Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:
Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?
Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.
Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.
19 января (6 января по старому стилю) христиане празднуют Крещение Господне, или Богоявление — один из важнейших праздников Православия. В этот день пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель, крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан.
Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения — на Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя. Главные традиции праздника Крещение связаны с водой, духовенство облачается в белые ризы.
Когда и как празднуют Крещение Господне ^
В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения» - в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает светом Христовым. Тогда же появилась традиция освящать в этот день воды в водоемах.
Праздника Богоявления верующие ждут с нетерпением, и когда Крещение Господне наступает, посещают церковь, чтобы вспомнить о чудесном событии, изменившем мир. Празднование Крещения Господня начинается накануне — 18 января. Этот день называется Крещенский Сочельник, а также Голодная Кутья. По аналогии с Рождественским Сочельником, в день перед праздником Крещения Господня необходимо соблюдать строгий пост:
- Обязательным блюдом праздничного ужина были постная кутья, блины, овсяный кисель.
- Кутья, коливо, канун - ритуальное поминальное блюдо славян, каша, сваренная из целых зёрен пшеницы (ячменя, риса — сарацинского пшена или других круп), политая мёдом, медовой сытью или сахаром, с добавлением мака, изюма, орехов, молока или варенья.
Народные традиции
- На Крещение было принято выпускать голубей – в знак Божественной благодати, снизошедшей на Иисуса Христа.
- На Руси в день Крещения Господнего, как только первый церковный звон позовет к заутрене, благочестивые верующие разжигали на берегу огонь, чтобы Иисус Христос, который крестился в Иордане, мог также погреться у костра.
- Иордань начинали готовить за неделю до Крещения: прорубали полынью на реке, выпиливали большой крест и ставили его над прорубью. Изо льда выпиливали и престол. Елочными ветками украшали «царские врата».
Утром в день праздника после богослужения все шли к реке. После освящения воды в реке все собравшиеся набирали ее в свою посуду. Считалось, что чем раньше зачерпнешь ее, тем она будет святее. Находились смельчаки, которые купались в Иордани, помня, что в освященной воде простудиться нельзя.
Потом все шли домой. И пока женщины накрывали на стол, старший в семье мужчина окроплял Богоявленской водой все хозяйство. Перед едой все пили освященную воду. Поев, девушки спешили к реке - умыться в «иорданской воде», «чтобы лица были розовыми».
После Крещения запрещалось стирать белье в реке. По поверью, когда священник погружает крест в воду, вся нечистая сила от страха выпрыгивает оттуда, а потом сидит на берегу и ждет, когда появится кто-нибудь с грязным бельем. Как только белье опускают в реке, по ней, как по лестнице, вся нечистая сила уходит в воду. Поэтому считалось, что чем позже женщины начнут стирать, тем больше вымерзнет нечисти от Крещенских морозов.
- В этот день нельзя плакать, как и в Новый год — до следующего праздника можно слезы пролить.
- На Крещение нужно мириться с близкими людьми, но ни в коем случае нельзя ссориться, скандалить и обижаться.
- Также нельзя жаловаться, сплетничать, клеветать, убирать, стирать, вязать и шить. Любую работу в эти дни лучше прекратить.
- Кроме того, после Крещения нельзя гадать, иначе перегадаешь судьбу в худшую сторону.
Водосвятие ^
Важным событием Крещения Господня и Богоявления является водосвятие. На реке или на озере, во льду заранее вырубается крестообразная полынья, называемая Иорданью. С наступлением полночи священники освящают воду в полынье, и верующие совершают омовение в освященной воде. Люди не боятся холода, поскольку купание на Крещение — это символическое очищение от грехов, духовное перерождение.
Считается, что Христос Спаситель в Крещении дарует (водою) благодать «душ телес». Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имело большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным отпущение грехов, просвещение, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение.
Святая Крещенская вода: когда ее святят
Главная особенность богоявленского богослужения - это освящение воды. Воду на Богоявление освящают два раза:
- Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой».
- И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.
- По традиции, Крещенскую воду хранят год - до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.
Когда набирать крещенскую воду
Если же вы решили набирать крещенскую воду из-под крана, делайте это во временном промежутке с 00:10 до 01:30 в ночь с 18-го на 19-ое января. Однако можно и позже — до 24:00 19 января.
- Крещенскую воду лучше набирать после участия в церковной службе (в церкви) или молитвы (дома);
- Наливать воду лучше в специальный кувшин или флягу, купленные в церковной лавке (не в пивную бутылку).
В чем чудесные целебные свойства крещенской воды
Во всех, освященных в Крещение Господне источниках, вода становится святой. Считается, и это имеет множество подтверждений, что крещенская святая вода имеет чудесные и целебные свойства:
- Верующие берут ее с собой — крещенская святая вода имеет способность не портиться в течение долгого времени.
- Крещенская вода пьется в течение года натощак, ее бережно хранят как святыню и лечат болезни как телесные, так и душевные. Ее можно пить при болезни натощак и умываться, чтобы быть здоровым.
- Пить крещенскую святую воду нужно с молитвой, попросив у Всевышнего духовного и физического здоровья.
- Святой крещенской водой можно окроплять жилище, чтобы изгнать злых духов и привнести в дом благодать Божью.
- Вовсе не обязательно брать ее про запас, много должно быть не воды, а веры.
Как правильно купаться на Крещение ^
Для верующих купание на Крещение означает приобщение к особой благодати Господа, которую он посылает на всю воду в этот день. Также считается, что вода на Крещение приносит здоровье, как телесное, так и духовное. В то же время церковь предостерегает от того, чтобы придавать данной традиции какой-либо магический смысл.
Правила купания на Крещение
Проруби или иордани, в которых купаются на Крещение, освящаются. Жестких правил для желающих окунуться в иордань на Крещение не существует:
- Но все-таки принято быстро погружаться с головой в воду 3 раза, при этом креститься и произносить: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».
- Традиционно считается, что в Крещение купаться надо в рубашках, а не в купальниках, чтобы не выставлять напоказ свои телеса.
Как купаться на Крещение, чтобы не заболеть
На Крещение купается и стар, и млад. Но без особой подготовки купаться детям и старикам может быть опасно. Лучше готовиться заранее, постепенно закаливаясь обливанием холодной водой дома в ванной. Меры предосторожности необходимо соблюсти всем, кто решил совершить купание на Крещение:
- Врачи предостерегают от купания на Крещение людей с гипертонией, ревматизмом, атеросклерозом, туберкулезом и при других острых хронических заболеваниях.
- Медики предупреждают, что купание в ледяной воде приводит в максимальное напряжение все механизмы терморегуляции человека и может вызвать шок.
Если вы здоровы, то придерживайтесь следующих рекомендаций:
- Купаться в Крещение можно лишь в проруби, где обустроен специальный вход в воду;
- Никогда не ходите купаться на Крещение в одиночестве, рядом должен быть человек, который сможет помочь, если нужно;
- Перед купанием запрещены алкоголь и сигареты, не стоит купаться на голодный желудок или сразу после принятия пищи;
- Возьмите с собой теплый плед, а также удобную для переодевания одежду.
Народные приметы и поверья ^
Издревле с Крещением было связано множество народных примет и поверий:
- Считалось, что в Крещенскую полночь происходят чудеса: на мгновение стихает ветер, воцаряется полная тишина и открываются небеса. В это время можно высказать заветное желание, которое обязательно сбудется.
- Если на Крещение погода ясная и холодная - лето будет засушливое; пасмурная и свежая - к обильному урожаю.
- Полный месяц на Крещение — к большому весеннему разливу.
- Звездчатая ночь на Крещение - лето будет сухое, урожай на горох и ягоды.
- На Крещение будет оттепель - к урожаю, а ясный день на Крещение – к неурожаю.
- Ветер подует с юга на Крещение - будет грозовое лето.
- Если во время литургии, особенно во время хождения на воду, идёт снег, то будущий год ожидается хлебородным, а от пчёл получится много роев.
- Когда на Крещение много лаяли собаки, ждали удачливого охотничьего сезона: Коли в Крещенье собаки много лают, - будет вдоволь всякого зверя и дичи.
- На Крещение не кормят кур, чтобы огородов летом не копали и рассаду не портили.
Народный русский календарь связывает праздник Крещения с морозами. Крещенские морозы: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».
Гадания на Крещение
19 января заканчиваются Святки – период гаданий на Руси. В Крещенскую ночь девушки стремились понять, что же ожидает их в будущем, выйдут ли они замуж, будет ли год удачным.
По народным поверьям, канун Крещения, знаменитый «крещенский вечерок», — время разгула нечистой силы. Она норовит проникнуть в дом оборотнем — в любом обличье.
- Чтобы оградить жилище от проникновения в дом нечистой силы, ставят мелом на всех дверях и оконных рамах знаки креста, который считается надежной защитой от всего бесовского.
- Не поставь в крещенский сочельник креста на дверях — быть беде, считали в старину.
Если не защитить вовремя свой дом и «впустить» нечистую силу, избавиться от ее проказ можно следующим образом. В полу дома находят сучок, который не обязательно должен выступать над полом, а может быть просто обозначен в паркетной доске. Безымянным пальцем правой руки обводят сучок треугольником, затем наступают на него левой ногой и произносят:»Христос воскрес, а не ты, бес. Аминь».
Те, кто гадал в ночь под Новый год, на Святки и на Крещение, купались или обливались водой обязательно: тем самым они смывали грех, потому что гадания всегда считались сговором с нечистой силой.
С праздником Крещения связано на Руси много поверий о судьбе человека
- Быть крещеным 19 января считается особой удачей. Говорят, тогда человек получит долгую и счастливую жизнь.
- Добрым предзнаменованием считается также, если в этот день сговорятся о будущей свадьбе. «Крещенское рукобитье — к счастливой семье», — говорили в народе.
Гадание — кто попадется навстречу
Те девушки, которые еще не дождались своего жениха, выходили вечером на Крещение и окликали суженых.
- Если девушке попадется навстречу молодой парень — хорошая примета,
- Если старик — недоброе предзнаменование.
Гадание на имя
- Существовал обычай, который с удовольствием выполняли и парни и девушки: спрашивать имя у прохожих — у женщин мужское, у мужчин женское.
- По народной примете, так будут звать будущего жениха и, соответственно, невесту.
Гадание у церкви
В ясный лунный крещенский вечер девушки ходили к дверям запертой церкви и слушали тишину:
- Некоторым из них чудился либо венчальный хор, либо заупокойная служба — то, что сулил им новый год.
- Ту же символику имел и звук колокольчика (замужество), и глухой стук (скорая смерть).
Бросание башмачка
Девушки выходили за околицу и бросали перед собой башмачок с левой ноги.
- Смотрели, в какую сторону указывает носок башмака — оттуда и приедет жених и в ту сторону девушке уезжать из родного дома.
- Если носок башмака указывал назад, к деревне, это означало, что девушка в этом году замуж не выйдет.
Восточный гороскоп на март 2019
Совсем скоро, уже 19 января, православные христиане будут отмечать один из главных церковных праздников - Крещение Господне. В умах простых людей, даже далёких от веры в бога, это торжество ассоциируется с омовением в купелях, которые как правило прорубаются в открытых водоёмах. Только вот обязательно ли соблюдение данного ритуала? С этим вопросом корреспондент портала сайт обратился к настоятелю хабаровского Спасо-Преображенского собора протоиерею Георгию Сивкову.
Купание в проруби на Крещение не обязательный ритуал
- Расскажите о традициях празднования Крещения Господня. С чего всё началось?
- Традиция пошла ещё с первых веков Христианства. Отмечали молитвенным общением с господом. Первоначально Рождество Христово и Крещение Господне праздновались в один день, хотя разница между этими событиями равно 30 годам. Позднее их разделили, а временной промежуток между нами назвали святками. Каждый из этих праздников предварялся и предваряется сейчас однодневным постом - сочельником. Нужен он для того, чтобы благоговейно подготовить себя к встрече этих событий из жизни господа нашего Иисуса Христа.
Вообще, любой церковный праздник основывается на каких-то отдельных примерах из жизни господа, божией матери или святых угодников. Всё это связано со спасением человека. Крещение Господне для нас вспоминается тем, что Иисус Христос показал нам пример принятия этого таинства. Он не нуждался в омытии грехов, так как сам был безгрешен, но сделал это из послушания закону и правилам божьим. Своим естеством господь освятил воду и теперь его последователи имеют возможность прикоснуться к нему.
Если человек не верит в бога, но при этом принимает участие в крещенском омовении, то почувствует ли он какие-либо изменения в себе?
Если принимать воду или креститься в иордани без веры в господа, то никакого очищения человек в духовном плане не почувствует. Если же есть вера, то вместе с водой он принимает благодать божью. Для христианина это может стать новой отправной точкой, ведь за спиной он оставляет всё, что было ранее. Крещенская вода соединена с божьей благодатью, но повторюсь, принимается она только тогда, когда человек верит.
Скажите, обязательно ли на Крещение Господне окунаться в холодную иордань, оборудованную на реке или каком-то другом водоёме?
Нет, это просто народная традиция, которая вошла в нашу жизнь. В церковных правилах нет никаких постановлений о купаниях в праздник Крещения Господне. Ко всему нужно подходить в определённой разумной степени. Но церковь идёт навстречу желаниям людей, но при этом объясняя, какие необходимы рамки для соблюдения благоговения к святой воде.
Церковь против, чтобы освящались какие-либо открытые бассейны. Такие запросы регулярно приходят. Мы объясняем, что при совершении таинства не должно происходить никаких развлечений или массовых купаний. Нужно с почтением относиться к празднику.
- Есть ли человеческие действия в этот праздник, которые церковь не поощряет?
Не допускается подходить к таинству Крещения в нетрезвом виде. Порицается также купание только ради того, чтобы похвастаться перед знакомыми или друзьями. У нас же зачастую первое, что люди делают после окунания - фотографии в социальные сети выкладывают. Это уже тщеславие какое-то.
- Как правильно подойти к омовению?
Нужно настроиться, что вы делаете импровизированную жертву богу, совершение маленького подвига. Важны благие мысли. Вот в таком настроении и важно заходить в воду. Желательно избежать купания в плавках или купальниках - желательно надеть на себя специальную длинную крестильную рубашку. Их используют при омовениях в святых источниках, например.
Перед тем как войти в воду нужно перекреститься один или три раза, прочитать молитву. Более сведущие люди могут пропеть тропарь к Крещению Господню. Но всё это личное желание. На самом деле никаких строгих правил не существует - только традиции.
- В народе твёрдо устоялось мнение, что купание в праздник Крещения Господне очищает от грехов. Так ли это?
Нет, это не так. Есть таинства покаяния и исповеди, к которым христианин при желании и исправлении своей жизни должен прибегнуть. Человек в присутствии священника просит у бога прощения, а тот читает над ним разрешительную молитву. Так и получают прощение грехов. Конечно, мы лично должны обращаться к богу. Но чтобы зайти воду и тебе сразу сняли все грехи, то такого нет. Без покаяния это невозможно.
- Если человек хочет совершить омовение, но прорубь на реке не для него, то где ещё это можно сделать?
В некоторых храмах есть свои закрытые купели. Например, в Спасо-Преображенском соборе к ней будет свободный доступ в праздник. Чаще всего приходят люди с детьми или те, кому по состоянию здоровья не подходит купание в открытой холодной воде.
- Сами священнослужители обязательно окунаются в открытую иордань в праздник?
Ну, если говорить обо мне, то последние года три я этого не делал, но до этого было. А вообще, многие священники вообще ни окунаются и не окунались. Вообще, спрашивать об этом у нас не принято - это личное дело каждого.
- Можно ли окунаться в иордань до того, как её официально освятили?
- Ну, всё-таки главное, - это богослужение. Это таинство исповеди и причастия, а купель лишь дополнение. А так просто приезжать и купаться…ну пусть купаются. Но к празднику Крещения Господне это вряд ли будет относиться. Надо всё-таки думать, что церковь, это не только массовое купание и освящение яиц на Пасху - это всё вторично. Если на этом останавливаться, то к богу никогда не приблизиться.
В день Крещения многие люди набирают воду в открытых водоёмах и порой даже употребляют её. Вы как-то предостерегаете своих прихожан от подобных действий?
Вообще, пить такую воду мы очень не рекомендуем. Эта жидкость подходит максимум для окропления чего-либо. Открытые водоёмы у нас сейчас достаточно грязные. Питьевую воду можно за пожертвование взять в храмах. Например, в этом году мы будем завозить жидкость из артезианской скважины, освящать её и бутилировать.
- Если можно озвучить, то из чего складывается размер пожертвований за воду, которую вы разливаете в храме?
На самом деле, мы закладываем в размер пожертвований ровно столько, чтобы окупить затраты - о прибыли речи идти не может. Доставка воды и бутылки, в которые мы её разливаем, обходятся не дёшево. Если вообще людей интересует, то хочется сказать, что мы на полном самообеспечении - никаких дотаций от государства не получаем.
Живём мы только на пожертвования. Если их не будет, то и церкви не будет. Для примера, в одном только нашем кафедральном соборе зимой в месяц мы отдаём за теплоснабжение больше 200 тысяч рублей. За электричество тоже выходит внушительная сумма - и 50 и 60 тысяч рублей бывает. Кроме того, в храме люди работают -все, кто его обслуживает должны зарплату получать.
Когда купаться на Крещение – 18 или 19 января – этот вопрос задают очень часто в дни Крещения и Богоявления Господня.
Самое главное, что нужно знать о Крещении Господнем – это не то, когда купаться (совершенно не обязательно окунаться в этот день в проруби), а то, что в этот день был крещен сам Господь Иисус Христос. Поэтому 18 января вечером и 19 января утром важно быть в храме на службе, исповедоваться, причаститься и взять святой воды, великой агиасмы.
Купаются же, по традиции, после вечерней службы 18 января и в ночь с 18 на 19 января. Доступ к купелям открыт, как правило, 19 января в течение всего дня.
Распространенные вопросы о купании на Крещение
Нужно ли купаться на Крещение в проруби?
Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?
В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.
Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.
К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.
протоиерей Игорь Пчелинцев
Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она - в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?
Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.
Другое дело - масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.
Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.
Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:
– Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?
Священник Святослав Шевченко: – Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду - это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск - и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.
Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?
Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:
Не купанием проверяется вера
- на Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.
Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.
Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.
Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:
Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании
- Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:
«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.
В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».
(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)
По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.
Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.
Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.
Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.
Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.
Одна наша прихожанка - морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.
Был случай, когда пожилой иеромонах - я его знал - решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер - не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.
Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном - взбадривает холодная вода, - но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, ли Святых Христовых Таин.
Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.
В жизнеописании я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», - пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», - ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.
Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.
Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:
Купание - только начало
Традиция купаться на Крещение - поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.
Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.
Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.
Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.
Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание - только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.
Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.
Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят - купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой - доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.
Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь - теперь он не купается.
Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.
Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:
А причем здесь Крещение?
Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?
Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.
Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.
Купание в проруби остается самым актуальным обрядом в великий праздник Крещения Господня. В 2018 году дата этого события остается неизменной.
Крещение Господне , или Богоявление, является одним из самых важных религиозных событий. Когда-то именно в этот день произошло крещение Иисуса Христа и его признание как Сына Божьего. Крещенское купание является старинным русским обрядом, который некоторые люди проводят ежегодно. В 2018 году и вы можете последовать проверенной традиции, а сделать это можно будет уже 18 января после вечерней церковной службы. Как правило, большинство людей совершают омовение в проруби в ночь с 18 на 19 число, однако можно будет окунуться в купель в течение всего праздника Крещения 19 января.
История события
Из летописей известно, что крещение Иисуса Христа происходило в водах реки Иордан. Данное событие произошло в городе Вифавр — именно там наш Спаситель встретил Иоанна Крестителя, который и окрестил Сына Божьего.
После того, как Иисус Христос покинул чистые воды Иордана, к нему на плечо сел голубь, а с Небес раздался голос, который сообщил, что с этого момента он признан Сыном Божьим. Свидетели события поняли, что перед ними праведный человек, и стали обращаться к нему за помощью.
Сейчас люди продолжают верить, что, искупавшись 19 января в проруби, можно избавиться от грехов , а также обеспечить себя здоровьем на весь год. Вы сможете убедиться в этом, только если сами совершите данный обряд в 2018 году.
Смысл крещенского купания
Наверняка большинство людей наслышано о старой русской традиции купаться в проруби на Крещение, но многие порой не понимают, в чем заключается цель этого обряда. Как обычно, в толще льда прорубают крест, которые затем освящается священником. Считается, что только после этого вода начинает обладать целебными свойствами, которые не только положительно скажутся на вашем здоровье, но и помогут очистить тело и душу от грехов, совершенных раннее.
Перед тем, как окунуться в прорубь, обязательно проконсультируйтесь с врачом и только после этого совершайте обряд. Нельзя заходить в воду в состоянии алкогольного опьянения или на сытый желудок. Прежде чем совершить купание, обязательно посетите церковь. Необязательно обращаться к Богу с определенной молитвой — вы можете просто излить свою душу и попросить Всевышнего о помощи.
Как совершить обряд купания, чтобы не заболеть
Несмотря на все положительные стороны данного обряда, после купания в воде в холодную погоду есть риск заболеть. Врачи утверждают, что если соблюдать простые правила, то дальнейших неприятных последствий можно избежать.
После того, как вы снимите одежду, сразу же окунайтесь в воду. Чем дольше вы будете мерзнуть, тем выше шанс, что после купания вы заболеете.
Не нужно окунаться в воду резко: для начала зайдите по колено, а затем умойтесь. Не обязательно заходить в прорубь полностью.
В холодной воде не нужно находиться более 15 секунд. Если у вас возникла необходимость покинуть прорубь раньше нужного времени, то не бойтесь сделать это.
После того, как вы покинете прорубь, обязательно быстро оботритесь полотенцем и наденьте теплую одежду.
После совершения обряда ни в коем случае не согревайтесь спиртными напитками. Во-первых, это считается грехом, а во-вторых, вряд ли от них станет теплее. Сразу после купания врачи рекомендуют отправляться в помещение и выпить горячего чаю.
В такой великий религиозный праздник, как Крещение, обряды и ритуалы обретают особую силу. С помощью крещенских гаданий вы сможете узнать, что ожидает вас в скором будущем. Желаем вам счастья и крепкого здоровья, и не забывайте нажимать на кнопки и
13.01.2018 06:46
Крещение Господне зачастую именуют Богоявлением. Многие полагают, что под разными названиями подразумевается один и тот...