Библейские истины. Библейские выражения в нашей повседневной речи
Библейские доказательства относительно
Бога, Троицы, Иисуса Христа,
души человека, ада и пути спасения
Библейская истина
Христос сказал: "И ПОЗНАЕТЕ ИСТИНУ, И ИСТИНА СДЕЛАЕТ ВАС СВОБОДНЫМИ... Я - ПУТЬ И ИСТИНА И ЖИЗНЬ" (Иоан.8:32 и 14:6).
Следовательно, Христос есть Истина, и Его слово - истинная весть для человека.
Только одна книга Божия в мире - Библия. Она переведена на русский язык с двух древних языков. Ветхий Завет - с древнееврейского, а Новый - с греческого. А потому важно нам усвоить некоторые их выражения, чтобы знать истину о Боге, Христе и человеке.
1. Имя Бога
Прежде всего мы определим имена Бога. Библия совсем не учит, что Бог - единственная тройственная личность. Но она учит, что один Бог в трех личностях. Имя Бог произошло из еврейского слова "Елогим", означающее множественное число, или Троицу. Оно в Библии употребляется около 2.500 раз.
Остановимся на нескольких текстах Библии относительно этой истины.
"И СКАЗАЛ БОГ (ЕЛОГИМ): СОТВОРИМ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ НАШЕМУ, ПО ПОДОБИЮ НАШЕМУ" (Быт.1:26).
"И СКАЗАЛ ГОСПОДЬ БОГ (ИЕГОВА-ЕЛОГИМ): ВОТ АДАМ СТАЛ КАК ОДИН ИЗ НАС" (Быт.3:22).
"СОЙДЕМ, И СМЕШАЕМ ТАМ ЯЗЫК ИХ" (Быт.11:7).
"...КОГО МНЕ ПОСЛАТЬ И КТО ПОЙДЕТ ДЛЯ НАС?" (Ис.6:8).
В настоящее время весьма популярное имя Бога взято из еврейского языка - "Иегова". В переводе на наш язык - Господь или Сущий.
В книге Исх.3:14 читаем: "Я семь сущий". А по еврейски - Иегова, и означает: Я всегда есмь, без начала и конца.
Важно также знать, что Бог не сразу открылся человеку с разными именами, но постепенно, по мере нужды его.
В начале Бог Адаму объявил свое первое имя Елогим, или Бог в трех личностях, как Творец и Создатель. Но уже во второй главе в четвертом стихе появляется сочетание двух имен Иегова-Елогим. В переводе на наш язык - Господь Бог.
Имя Иегова появляется здесь как Божественно искупительное имя. Когда грех вошел в мир, и понадобилось искупление, тогда Бог пришел к человеку как Иегова-Елогим, или Господь Бог. И в связи с искуплением человека, имя Иегова имеет семь соответствующих имен, которые пополняют все нужды человека со времени его падения вплоть до искупления.
Все эти имена также являются именами Иисуса Христа.
1) ИЕГОВА-ИРЕ. "На горе Иеговы усмотрится", или Господь усмотрит Себе жертву. Быт.22:13-14. Сравни по отношению ко Христу - Рим.8:32.
2) ИЕГОВА-РАФЕ. "Я Господь целитель твой" Исх.15:26. Христос был также целитель. Лук.4:18.
3) ИЕГОВА-НЕССИ. "Господь знамя мое" Исх.17:8-15. Означает - "Господь победа моя". Христос Искупитель - победа над диаволом. 1Пет.1:18.
4) ИЕГОВА-ШЕЛОМ. "Господь мир". Суд.6:24. Сравни о Христе: "Он есть мир наш". Еф.2:14.
5) ИЕГОВА-РАА. "Господь Пастырь мой". Пс.22:1. Христос сказал, что Он - добрый Пастырь. Иоан.10:11.
6) ИЕГОВА-ЦИДКЕНУ. "Господь оправдание мое" Иер.23:6. А Христос есть оправдание наше. Рим.5:1,18.
7) ИЕГОВА-ШЕМАЙ. "Господь там". Иез.48:35. Сравни о Христе - Мат.18:20; 28:20.
2. Является ли Христос Богом?
Пусть само Писание говорит за Него.
1) Он есть тот же Иегова. Иоан.8:58. - "Я есмь". Он не говорит "Я был", но "Я есмь", т. е. "Сущий". "Иисус Христос вчера и сегодня и во веки тот же". Евр.13:8.
2) Он есть один из Троицы, по-еврейски Елогим или Творец. Кол.1:16.
3) Он есть "Альфа и Омега, начало и конец". Отк.1:8.
4) Он Всемогущ - "Вседержитель", "Бог крепкий". Отк.1:8; Ис.9:6.
5) Апостол Иоанн представляет Его "истинным Богом". 1Иоан.5:20; Иоан.1:1.
6) Фома называет Его Богом. Иоан.20:28.
7) Апостол Павел называет Его Богом. 1Тим.3:16. Фил.2:6.
8) Мария называет Его Богом. Лук.1:47.
9) Бог Отец называет Его Богом. Евр.1:8 сравни с Пс.44:7.
10) Царь Давид по вдохновению называет Христа Господом. Пс.109:1. (По-еврейски: "Сказал Иегова Иегове").
11) Пророк Исаия называет Христа Богом. "Бог крепкий". 9:6.
12) Евангелист Матфей называет Его Богом. 1:23 - "Еммануил - с нами Бог".
13) Господь Иисус Сам Себя представляет сатане как Бога. Мат.4:7. (Фарисеи осуждали Его за то, что Он считал себя Богом).
Еще другие доказательства, что Он Бог:
1) Он принимает поклонение, которое принадлежит только Богу. Мат.14:33. Сравни с Отк.22:8-9 и Деян.10:25-26.
2) Он прощает грехи. Map.2:5-11. Только Бог может прощать грехи.
3) Он держит все. Евр.1:3. Только Бог может это делать.
4) Он имеет всякую власть на небе и на земле. Мат.28:18. Это также принадлежит только Богу.
5) Он ходил по волнам. Мат.14:26.
6) Он смирял бури и волны. Лук.8:22-25.
7) Он исцелял больных и воскрешал мертвых во имя Свое. Лук.5:18-25.
8) Имел власть изгонять демонов. Map.1:23-27 и Лук.8:27-39.
9) Он творил много чудес, которые только Бог может творить.
3. Дух Святой - личность и третье лицо Троицы
1) Он носился над водою, как личность. Быт.1:2.
2) Дух Святой принимал участие в сотворении мира и человека. Иов. 33:4. "СОТВОРИМ человека" (Быт.1:27).
3) Дух Святой носил пророка за волосы. Иез.8:3.
4) Он сошел как личность на Христа. Мат.3:16.
5) Христос сказал, что грех против Духа Святого не простится. Мат.13:31.
6) Дух Святой говорит. Только личность может говорить. Map.13:11.
7) Дух Святой учит верующих. Только личность может учить. Лук.12:12.
8) Дух Святой был послан. Послать можно только личность. Иоан.14:17, 26.
9) Дух Святой наставляет, говорит, прославляет, возвещает, берет - и все это делает как личность.
10) Дух Святой свидетельствует. Деян.5:32.
11) Он говорит с Филиппом. Деян.8:39.
12) Дух Святой говорит с Петром. Деян.10:19.
13) Он участвует в воскресении Христа. Рим.8:11.
14) Он подкрепляет верующих и ходатайствует за них. Рим.8:26.
15) Дух Святой вселяется в сердце человека. 1Кор.3:16.
16) Все крестятся во имя Святого Духа. Мат.28:29. Есть много больше доказательств в Писании относительно личности Духа Святого, но этого достаточно, чтобы веровать истине.
4. Определение души по Писанию
Библия имеет четыре определения по отношению души. Это вытекает из недостатка нужных слов в каждом языке. А потому одним и тем же словом часто определяется несколько вещей. Так обстоит дело и со словом душа.
1) Душа как личность. "Всех душ, пришедших с Иаковом,.. шестьдесят шесть" (Быт.46:26). "По числу душ..." Исх.16:16. "В семидесяти душах..." Втор.10:22.
2) Душа как жизнь. "Ибо умерли все, искавшие души (жизни) твоей" Исх.4:19. "Нет больше той любви, как если кто положит душу (жизнь) свою за друзей своих". Иоан.15:13.
3) Душа в крови. Лев.17:11. Но здесь Бог говорит о животных, что их душа в крови, - в крови, а не сама кровь. Здесь говорится: "всякого тела", а человек не есть только тело, но он и внутренняя духовная личность. 2Кор.4:16. Плоть и кровь не наследуют Царства Божия. 1Кор.15:50.
4) Душа - внутренний духовный человек. "Но если внешний наш человек и тлеет (тело), то внутренний со дня на день обновляется", т. е. душа или дух. 2Кор.4:16.
Человек - внутренняя духовная личность, живущая в теле. 2Кор.5:6.
Внутреннего духовного человека никто убить не может, когда убивают тело, потому что он вечен, бессмертен.
5. Человек состоит из трех частей: духа, души и тела (1Фес.5:23)
Тело - земной дом (2Кор.5:1-9); дух - наш внутренний человек (2Кор.4:6), а душа - жизнь пребывающая в духе, с которым она никогда не разлучается. Потому часто в Писании говорится, как одно и то же. И когда дух человека, или этот внутренний человек оставляет тело, то и душа (жизнь) идет вместе с ним, а тело умирает или засыпает до дня воскресения его, как говорит Писание.
Когда мы (дух и душа) оставляем тело (2Кор.5:8), то будучи без тела, мы все же живем. В Отк.6:9 читаем о тех, которые были убиты, их кровь была пролита, но они сами были в небе у Господа.
Тоже самое читаем про неспасенных людей - Ис.14:9-10, - что они будучи умерщвлены телом, духом очутились в аду; там обладали знанием, пониманием и разговаривали.
Читаем и про Моисея, что он умер и был похоронен. Втор.34:5-6. Но сам, как духовная личность, был живым и ходил со Христом на горе Преображения. Мат.17:1-3.
Христос сказал, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы. Мат.22:32; Лук.20:38.
6. Сотворение человека
Человек сотворен и рожден Божьим Духом. Его тело мастерски сотворено из праха земного (Быт.2:7), а его дух и душа, этот внутренний человек произошел от Духа Божия. 2Кор.5:5. Сказано, что Бог вдунул в лицо дыхание жизни. Быт.2:7. Он вдунул то дыхание жизни, Которым Он Сам обладает. Иов.32:8; 33:4; Зах.12:1. Поэтому Он и есть наш Отец, Отец нашего духа. Евр.12:9. Он является Отцом только людей, но не животных. Для животного мира Он - Творец.
Надо заметить, что отцом может быть только тот, кто родил или выделил из себя личность подобную ему. Так и Бог-Отец дал нам Своего духа. 2Кор.5:5. И мы стали образом и подобием Его по духу, так как Он тела не имеет. Бог есть Дух, или Духовная Личность. Иоан.4:24.
И этот дух - наша духовная личность. 2Кор.4:16. И потому мы имеем те же духовные проявления, какие имеет и Божий Дух, то есть способность думать, говорить, проявлять волю, совесть и любовь. Животный мир не обладает такими качествами, так как у них нет духа, они только телесные существа.
Бог также имеет душу, как и мы, или жизнь вечную в Своем Духе, или в духовной Личности, хотя не имеет тела. Лев.26:11.
7. Наш дух и душа оставляют тело во время физической смерти
Доказательства: Быт.35:18. Когда жена Иакова умирала, то ее душа оставила тело.
Когда Стефана побивали камнями, он духом вышел из тела. Деян.7:59.
Когда Иисус Христос умирал на кресте, дух Его вышел из тела. Лук.23:46. И этим Духом сошел в преисподнюю и там свидетельствовал духам, однажды умершим телом, живущим духом. 1Пет.3:18-20.
Моисей умер телом (Втор.34:5-6), но жил духом (Мат.17:3).
Петр знал, что ему надлежит вскоре оставить телесную храмину и выйти из тела. 2Пет.1:13-15.
Павел предпочитал выйти из тела и быть с Господом. Фил.1:23; 2Кор.5:8.
Иаков писал также, что дух выходит из тела во время телесной смерти. Иак.2:26.
Соломон говорит, что умирая человек, тело его возвращается в прах, из которого взято, а дух - к Богу, ибо произошел от Него. Екк.12:7.
Когда Христос воскресил девицу, душа ее возвратилась назад в тело. Лук.8:55.
И когда Илия воскресил отрока, то душа его возвратилась в тело. 3Цар.17:21-22.
Когда умер богач и был похоронен телом, то сам духом, или внутренним человеком, который и есть ДУША, очутился в АДУ. Лук.16:19.
Обратите ваше внимание на то, что это не притча, как некоторые учат, а действительный случай. Христос говорит: "Был богач". Следовательно, это так и было. Когда Христос говорил притчу, то везде такая заметка:
"Иную притчу сказал Он", или: "Еще подобно Царство Небесное..."
8. Существование ада
Слово Божие предупреждает говоря: "Были и лжепророки и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении" (2Пет.2:1-2). "...что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания" (2Пет.3:16б).
В настоящее время есть очень много подобных учителей, которые не зная совершенно древнееврейского и греческого языков, пользуются некоторыми выражениями их, чтобы приобрести больше последователей себе. Они твердят, что слово АД происходит из древнееврейского выражения "ШЕОЛ" и из греческого слова "ГАДЕС", что означает могилу. И потому, никакого АДА нет, есть только могила куда человек с телом и душой идет и на этом конец. А поэтому хотим проверить хотя на основании греческого оригинала, это фальшивое учение.
1. МОГИЛА. В греческом языке могила называется "МНЕМА", а не "ГАДЕС". В нижеследующих стихах видим эту истину:
1) Мат.8:28 - ...Его встретили два бесноватые, вышедшие из ГРОБОВ (по гречески "ТОН МНЕМЕЙОН"). Пользуюсь Новым Заветом Ебергарта Нестля.
2) Мат.23:27 - "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным ГРОБАМ..." (по гречески "ТАФОЙС"). В русском языке часто и могила высеченная в скале называется гробом. А греческий язык имеет два выражения: "МНЕМА" и "ТАФОЙС".
3) Мат.27:52 - "И ГРОБЫ отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли", по гречески - "ТА МНЕМЕЙА".
4) Мат.27:60 - И положил Его в новом ГРОБЕ, который высек он в скале..." (по гречески - "МНЕМЕЙО").
5) Мат.27:61 - "Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против ГРОБА" (по гречески - "ТОУ ТАФОУ").
6) Мат.27:64 - "Итак прикажи охранять ГРОБ до третьего дня..." (По-гречески "ТАФОН").
7) Мат.27:66 - "Они пошли и поставили у ГРОБА стражу..." (Греч. "ТАФОН").
8) Мат.28:1 - "...пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть ГРОБ". (Греч. "ТАФОН"). Так точно и в следующих трех Евангелиях, везде где говорится о могиле или о гробе везде употребляется эти два выражения "МНЕМА и ТАФОС", но нигде и никогда - "ГАДЕС".
КОГДА СЛОВО "ГАДЕС" УПОТРЕБЛЯЕТСЯ В СЛОВЕ БОЖИЕМ
Всегда там, где идет речь о наказании и страдании после смерти телесной.
2) Мат.16:18 - "...и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата АДА (ГАДЕС) не одолеют ее".
3) Лук.16:23 - "И в АДЕ (ГАДЕС), будучи в муках, он поднял глаза свои..."
4) Деян. 2:31 - "Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в АДЕ (ГАДЕС), и плоть Его не видела тления". Читаем, что когда наш Господь Иисус умер на кресте, то тело Его было похоронено во ГРОБЕ (МНЕМЕЙО), Мат.27:60, а сам Он ДУХОМ (душой) пошел "в темницу духов" (ГАДЕС) и там "проповедал" (1Пет.3:18-20), но там не остался, а победно вышел оттуда, победив смерть и ад, и отнял от сатаны "ключи АДА" (ГАДЕС) "и СМЕРТИ" (ФАНАТОУ).
5) Отк.20:13 - "Тогда отдало море мертвых, (тела людей) бывших в нем, и СМЕРТЬ (ФАНАТОС) и АД (ГАДЕС) отдали мертвых, которые были в них..." Во время воскресения умерших, смерть (ФАНАТОС) отдаст тело человека, где бы оно не было похоронено, в море или земле, а АД (ГАДЕС) отдаст духа (душу), и соединенный человек опять со своим телом, станет перед судилищем Христа!
СУЩЕСТВОВАНИЕ АДА
Все Писание учит, что АД (ГАДЕС) реальное место. Сам Господь ясно об этом говорил и учил. Вот некоторые доказательства из Слова Божия.
A) Мат.25:41 - "Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в ОГОНЬ ВЕЧНЫЙ, (по греч. "ТО ПУР ТО АЙОНИОН") уготованный диаволу и ангелам его" (его служителям).
Б) Мат.25:46 - "И пойдут они в МУКУ ВЕЧНУЮ (по-греч. на вечное наказание - "КОЛАСИН АЙОНИОН"), а праведники в жизнь вечную". Если допустить, как некоторые опровергая учат, что эти муки не будут вечны, тогда и нет жизни вечной. "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет" (Гал.6:7), "...не возможно Богу солгать..." говорит Писание.
B) Мат.13:42,50 - "И ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов" (по-греч. ТЕН КАМИНОН ТОУ ПУРОС), так как и в русском переводе. Если допустить мнение, что только все могилой кончается, то как "там плач и скрежет зубов?" Ведь в могиле "...нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Еккл.9:10). Размышление, страдание и скрежет зубов есть только в АДУ. Лук.16:23.
Г) Апостол Павел верил сам и учил о страшных последствиях неспасенных и непокоряющихся Евангелию спасения: "В пламенеющем огне совершающего отмщение непознавшим Бога и непокоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа" (дословно по-греч. - "ЕН ПУРИ ФЛОГОС". 2Фес.1:8).
Д) Иисус Христос, говоря о богаче (Лук.16:19-31), сказал следующее: "И в АДЕ, (ГАДЕС) будучи в муках..." (по-греч. "ТО гадес Упархон эн басанойс).
Е) В Отк.20:15 читаем, что после воскресения всех неспасенных и страшного суда, люди будут брошены в озеро огненное (по-греч. "ТЕН ЛИМНЕН ТОУ ПУРОС" - дословно - в озеро с огнем). Ис.14.
Ж) У пророка Исаии читаем, что неспасенные люди телом идут в гроб (МНЕМА), а сами, этой духовной личностью в АД (ГАДЕС ШЕОЛ).
Во втором воскресении всех неспасенных и страшном суде, всех неуверовавших в Евангелие и не принявших Христа своим Спасителем ожидает "озеро огненное" (Отк.20:15). И не будут иметь покоя ни днем ни ночью - Отк.14:9-11. Это не притча и не аллегория.
Мнение, что Бог своих детей не может послать в озеро огненное, совершенно правильное. Но мы должны помнить что не все люди - дети Божии, большинство - "дети диавола" (Иоан.8:44). Слово Божие говорит: "Кто делает грех, тот от диавола..." (1Иоан.3:8).
По Писанию, те дети Божии, "которые приняли Его" в свою жизнь и сердце - Иоан.1:12, и которые "родились от воды и духа" - Иоан.3:5, которые покаялись и уверовали в Евангелие - Map.1:15; Деян.2:38. Таких Бог никогда не бросит в ад, а только слуг греха и диавола. Если бы АД не существовал вообще, то Господу Иисусу Христу не надо было бы приходить на землю и умирать на кресте.
9. Телесное воскресение Христа
Христос воскрес телесно и дал ученикам возможность проверить ноги, руки и ребра. Лук.24:39-44.
Фоме позволил даже вложить персты свои в раны от гвоздей. Иоан.20:27.
Христос упрекал Своих учеников за неверие в Его телесное воскресение. Map.16:14.
Все согрешили и являются погибшими. Рим.3:23-24. Все зачаты и рождены во грехе. Пс.50:7. И только Христос может спасти. 1Тим.1:15; Деян.4:12.
11. Кто может быть спасен?
Все, без исключения, могут быть спасены, и для этого требуется от человека:
Уверовать в Евангелие и креститься. Map.16:15-16.
Принять верою Христа, как своего Спасителя. Иоан.1:12.
Пройти процесс возрождения "от воды и Духа". Под "водой" надо понимать Слово Божье. Иоан.4:10,14; Иак.1:18; 1Пет.1:23.
Присцилла Ситиени , жительница деревни Ндалат на западе Кении, — претендентка на звание самого пожилого ученика начальных классов в мире . 90-летняя кенийка посещает школу вместе с шестью праправнуками. Основным мотивом получения образования в столь преклонном возрасте, по ее словам, стало желание самостоятельно прочитать Библию, а также записать познания в медицине, накопленные за 65 лет работы акушеркой. До этого у Присциллы, выросшей в бедной многодетной семье, не было возможности учиться — бесплатное начальное образование в стране ввели только в 2003 году. По официальным данным, 7,8 миллиона кенийцев малограмотны.
Речь в ООНДо Присциллы Ситиени, согласно Книге рекордов Гиннесса, самым старым первоклассником считался другой кениец — 84-летний Кимане Нганга Маруге . Отец 15 детей сел за парту, чтобы научиться считать и перестать зависеть от других в денежных вопросах. Проучившись год, Маруге отправился в Нью-Йорк, чтобы обратиться в ООН к участникам саммита с речью о важности бесплатного начального образования. |
Китай
|
Фото: REX / Fotodom.ru, AFP / East News
Верующий и неверующий использует в своей повседневной жизни выражения из Библии. Составитель словаря «Вечные истины» Валерий Мельников отмечает удивительную широту использования Библейских цитат не только в обыкновенной речи простых людей, но также в художественных произведениях, в газетах, радио и т.д. Даже в атеистической советской России были популярны официальные коммунистические лозунги, по незнанию взятые из Библии: «Перекуем мечи на орала», «Кто не работает, тот не ест»…
Конечно, с течением времени многие библейские выражения утратили свой первоначальный смысл. Например, приводя известное выражение из Евангелия: «Не хлебом единым жив человек», — мало кто вспоминает вторую половину стиха – «но всяким словом, исходящим из уст Господа», и вряд ли с умыслом, а, скорее всего, по незнанию.
Ниже приведем некоторые крылатые выражения, которые переняты из Библии и используются нами в повседневной речи.
В поте лица. В поте лица (тяжким трудом). «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3,19) — сказано Богом Адаму, изгоняемому из рая.
Вавилонское столпотворение (в переносном смысле — суматоха, полный беспорядок). На старославянском «столпотворение» — строительство столпа, башни. В книге Бытия рассказано о попытке людей построить в городе Вавилоне башню до небес, чтобы осуществить свои честолюбивые планы и обессмертить себя в глазах потомков. Бог наказал возгордившихся людей, смешав их языки так, что они перестали понимать друг друга, и рассеял их по всей земле (Быт. 11,1-9).
Вернуться на круги своя (возвращение к началу какого-либо жизненного этапа). «И возвращается ветер на круги свои» (Еккл. 1,6) (на старославянском — «на круги своя»).
Внести свою лепту (внести посильный вклад). Лепта — мелкая медная монета. По словам Иисуса, две лепты вдовы, положенные в храмовую жертвенницу, стоили гораздо больше богатых пожертвований, т.к. она отдала все, что имела (Марк. 12,41-44; Лук.21,1-4).
Во главе угла (главное, приоритетное). «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» (Пс. 117,22). Многократно цитируется в Новом Завете (Матф. 21,42; Марк. 12,10; Лук. 20,17; Деян. 4,11; 1-е Петра 2,7).
Возвращение блудного сына . Блудный сын (раскаявшийся отступник). Из притчи о блудном сыне, повествующей о том, как один из сыновей, истребовав свою долю наследства, ушел из отчего дома и стал вести беспутный образ жизни, пока не расточил все наследство и не стал терпеть нужду и унижения. Вернувшись с раскаянием к отцу, был им с радостью прощен (Лук. 15,11-32).
Волк в овечьей шкуре (лицемер, прикрывающий свое злонамерение мнимым благочестием). «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Матф. 7,15).
Всякой твари по паре. Из повествования о всемирном потопе — об обитателях Ноева ковчега. (Быт. 6,19-20; 7,1-8). Употребляется в ироническом смысле по отношению к пестрой компании.
Голубь мира. Из повествования о всемирном потопе. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, принес ему масличный лист, как свидетельство того, что потоп окончился, появилась суша, гнев Божий сменился милостью (Быт. 8,11). С тех пор голубь с масличной (оливковой) ветвью стал символом примирения.
Допотопные времена , а также: допотопная техника, допотопные суждения и т. п. Употребляется в значении: очень древнее, существовавшее чуть ли не до всемирного потопа (Быт. 6-8).
Запретный плод . Из повествования о древе познания добра и зла, плоды которого Бог запретил срывать Адаму и Еве (Быт. 2,16-17).
Зарывать талант в землю (не дать развиться способностям, заложенным в человеке). Из евангельской притчи о рабе, зарывшем в землю талант (мера веса серебра) вместо того, чтобы употребить его в дело и получить прибыль (Матф. 25,14-30). Слово «талант» впоследствии стало синонимом выдающихся способностей.
Земля обетованная (благодатное место). Земля, обещанная Богом иудейскому народу (древняя Палестина) при избавлении от египетского рабства. «И иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей и ввести его в землю хорошую и пространную» (Исх. 3,8). Обетованной (обещанной) названа эта земля апостолом Павлом (Евр. 11,9).
Змий — искуситель . Сатана в образе змея соблазнил Еву вкусить плоды с запретного дерева познания добра и зла (Быт. 3,1- 13), за что она вместе с Адамом, которого угостила этими плодами, была изгнана из рая.
Злоба дня (актуальная проблема данного времени). «Довольно для каждого дня своей заботы» (Матф. 6,34). По церковнославянски: «Довлеет дневи злоба его».
Камень преткновения (препятствие на пути). «И будет Он … камнем преткновения, и скалою соблазна» (Ис. 8,14). Цитата из Ветхого завета. Часто цитируется в Новом Завете (Рим. 9,32-33; 1-е Петра 2,7).
Книга за семью печатями (нечто недоступное). «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, … запечатанную семью печатями. … И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее» (Откр. 5,1-3).
Козел отпущения (существо, несущее ответственность за других). Животное, на которое символически возлагались грехи, совершенные всем израильским народом, после чего козел изгонялся (отпускался) в пустыню. (Лев. 16,21-22).
Колосс на глиняных ногах (нечто грандиозное с виду, но имеющее легко уязвимые места). Из библейского рассказа о сне царя Навуходоносора, в котором он увидел огромного металлического истукана (колосса) на глиняных ногах, рухнувшего от удара камня (Дан. 2,31-35).
Корень зла (источник зла). «Как будто корень зла найден во мне» (Иов. 19,28). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1-е Тим. 6,10).
Кто с мечом придет, от меча и погибнет. «Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Матф. 26,52).
Кто не работает, тот не ест. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2-е Фес. 3,10).
Краеугольный камень (нечто важное, основополагающее). «Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный» (Ис. 28,16).
Не от мира сего . «Вы от мира сего, Я не от сего мира» (Иоан. 8,23) — из разговора Иисуса Христа с иудеями, а также «Царство Мое не от мира сего» (Иоан. 18,36) — ответ Христа Понтию Пилату на вопрос, Он ли есть Царь Иудейский. Выражение применяется по отношению к людям, отрешенным от реальностей жизни, чудакам.
Нести свой крест (покорно переносить тяготы своей судьбы). Иисус сам нес крест, на котором Ему предстояло быть распятым (Иоан. 19,17), и лишь когда Он изнемог, римские воины заставили нести крест некоего Симона Киринеянина (Матф. 27,32; Марк. 15,21; Лук. 23,26).
Перекуем мечи на орала (призыв к разоружению). «И перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2,4). Орало — плуг.
Путеводная звезда — Вифлиемская звезда, указывающая путь восточным мудрецам (волхвам), которые шли поклониться родившемуся Христу (Матф. 2,9). Употребляется в значении: то, что направляет чью — либо жизнь, деятельность.
Святая святых (сокровенное, тайное, недоступное для непосвященных) — часть скинии (походного иудейского храма), отгороженного завесой, входить в которую могли только первосвященники один раз в год. «И будет завеса отделять вам святилище от Святаго-святых» (Исх. 26,33).
Суета сует . Имеется ввиду малость людских хлопот и дел перед Богом и Вечностью. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!» (Еккл. 1,2).
Тьма кромешная (символ ада). «А сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Матф. 8,12). По церковнославянски «тьма внешняя» — «тьма кромешная».
Умывать руки (устраниться от ответственности). «Пилат, видя, что ничто не помогает, … взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего» (Матф. 27,24). Римский прокуратор Понтий Пилат совершил принятое среди иудеев ритуальное умывание рук в знак непричастности к совершаемому убийству (Втор. 21,6-9).
Фарисейство (лицемерие). Фарисеи — религиозно-политическая партия в древней Иудее, представители которой были сторонниками показного строгого исполнения обрядовых сторон иудейской религии. Иисус, обличая религиозное ханжество, часто называл их лицемерами: «Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры» (Матф. 23,13; 23,14; 23,15; Лук. 11,44).
Фома неверующий (сомневающийся человек) . Апостол Фома не сразу поверил в воскресение Христа: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Иоан. 20,25). Последующим апостольским служением и смертью ради веры Христовой апостол Фома искупил свое минутное сомнение.
Хлеб насущный (необходимое пропитание). «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Матф. 6,11), а также Лук. 11,3 — из молитвы Господней.
Хляби небесные (ныне шуточное выражение о проливном дожде). Из библейского повествования о всемирном потопе: «Разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Быт. 7,11). По церковнославянски «окна» — «хляби».
Хранить, как зеницу ока (хранить, как самое драгоценное). «Храни меня, как зеницу ока» (Пс. 16,8). «Хранил его, как зеницу ока Своего» (Втор. 32,10).
«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?», Мк. 8:36
«Если прибудете в слове Моем, то познаете истину, и истина сделает вас свободными», Ин. 8:31-32
«Что свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе», Мф. 18:18
«Не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не у разумных — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех их», Еккл. 9:11
«Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него», Еккл. 7:14
«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру», Еккл. 3:1-9
«Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет», Гал. 6:7
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», Иак. 4:6
«Славе предшествует смирение», Притч. 15:33
«Погибели предшествует гордость, и падению — надменность», Притч. 16:18
«Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми», Притч. 22:29
«Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих», Притч. 26:4-5
«Судьба человека от Господа», Притч. 29:36
«Человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого», Еккл. 8:17
«Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы», Мф. 6:34
«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить», Мф. 7:1-2
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят », Мф. 7:7-8
«Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их», Мф. 7:13-14
«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом», Лк. 16:10
«Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою», Флп. 3:7
«Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей», 1 Пар. 28:9
«Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе», Мф. 18:18
«Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад», Лк. 6:30
«И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними», Лк. 6:31
«Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность?», Лк. 6:32-33
«Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим», Мф. 11:28
«Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим», Пс. 89:10
«Что высоко у людей, то мерзость пред Богом», Лк. 16:15
«Суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе», Притч 30:9
«Страдающий плотию перестает грешить», 1 Пет. 4:1
«Вера, без дел мертва, делами вера достигает совершенства», Иак. 2:20, 22
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит», 1 Кор. 13:4-7
«Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него», 1 Тим. 6:7
«Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет», 2 Кор. 9:6
«Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия», Лк. 9:62
«Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой», Иак. 1:6
«Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: «не бойся, Я помогаю тебе», Ис. 41:10,13
«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести», 1 Кор. 10:13
«Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас», 2 Пар. 15:12
«Хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне», Иер. 9:24
«Всякий, кто призовет имя Господне, спасется», Деян. 2:21
Джордж Лэдд
Библейский взгляд с позиций истории спасения или истории искупления создает две трудности для современного мыслителя. Во–первых, возможно ли, чтобы в истории содержалось откровение Божье? Платон говорил о царстве времени и пространства как о чем–то изменчивом и непостоянном. История по определению содержит в себе элемент относительности, пристрастия, каприза, произвола, в то время как откровение должно быть всеобщим, абсолютным, окончательным. Иногда историю называли «пропастью, которая поглотила христианство против его воли».
Как можно познать Бесконечность через конечное, Вечное - через временное, Абсолют - через относительность истории? С человеческой точки зрения это кажется невозможным; но, вероятно, именно здесь заключено величайшее чудо библейской веры. Живой Бог, Вечный и Неизменный, дал людям знание о Себе в изменчивом и непостоянном потоке исторического опыта. Таков, как указывает самый трудный для понимания момент христианской веры.
Либералам прошлого и настоящего (например, в лице Рудольфа Бультмана) представляется невероятным, чтобы Бог мог действовать в истории так, как это описано в Новом Завете. Согласно Бультману, «мифология» включает в себя не только представления о Боге и Его деяниях, но и деяния Бога, явленные в мировой истории. Он считает, что мы должны говорить о Боге как действующем только в том плане, что Он действует через меня здесь и сейчас. Для Бультмана история спасения, в указанном нами смысле, не существует по определению, поэтому он попытался переистолковать значение искупительной деятельности Бога в свете личного человеческого опыта. Однако тем самым он пожертвовал самой Благой Вестью, провозглашающей искупительную историю, конечной целью которой является Христос. Проблема здесь не в природе истории, а в природе Бога.
Есть и другая трудность. В Библии мы можем отчетливо видеть, как в одном конкретном историческом потоке искупительная деятельность Бога проявляется так, как не проявлялась никогда и нигде в мировой истории. Более того, в Писании указывается также, что иногда деяния Бога в истории выходят за рамки обычного исторического опыта.
Это проще понять, если вкратце проанализировать природу «истории». Миряне рассматривают ее как совокупность прошедших событий; но и без долгих раздумий понятно, что обширные области прошлого человеческого опыта остаются от нас сокрытыми. Истории нет, если нет документов - записей о прошедших событиях. Но вместе с тем древние записи сами по себе еще не составляют «историю». Труды Геродота - своего рода история, но в них масса нелепостей, вымысла и ошибок. «Историю», следовательно, надо понимать как воссоздание событий прошлого современным историком, критически подходящим к трактовке древних документов. При таком воссоздании критический подход - главная заповедь. Если у древнегреческих писателей вы читаете о том, как боги действовали среди людей, вы относитесь к этому не как к истории, а как к мифологии.
Многие историки полагают, что так же критически следует подходить и к библейской истории. Однако это только усложняет задачу. В Библии Бог часто представлен действующим через «обыкновенные» исторические события. Порабощение Израиля Вавилоном и его последующее возвращение в Палестину были «обычными» историческими событиями. Бог использовал халдеев для того, чтобы нанести поражение Своему избранному народу и изгнать его из земли обетованной; но это не было божественным судом. Он использовал также Кира, Своего «помазанника» (Ис. 45:1), для возвращения Своего народа в родную землю. В подобных случаях Бог активно действовал в истории, исполняя замысел, связанный с искуплением народа Израиля. Этот конкретный исторический поток обладает особым значением, отличающим его от всех остальных потоков истории. Глаза веры способны различить в исторических событиях работу Бога.
Но часто деятельность Бога предстает как нечто необычное. Иногда откровение принимает такой характер, что современные светские историки называют его антиисторическим. Бог, Который являет Себя в искупительной истории, - Господь творения и Господь истории, следовательно, Он может не только влиять на течение обычных исторических событий, но и совершать самоценные деяния, выходя за границы обычного исторического опыта.
Самый яркий пример этого - воскресение Христа. С точки зрения научного исторического критицизма воскресение не может быть «историческим», потому что оно не могло быть вызвано никаким другим историческим событием и не имеет аналогов. Бог, и только Бог, - причина воскресения. Поэтому у этого события нет причинно–следственных связей с другими историческими событиями. Более того, ничего подобного нигде больше не случалось. Воскресение Христа - это не воскресение мертвого, но возникновение жизни нового порядка - жизни воскресения. Если библейские записи точны, воскресение Христа невозможно объяснить «исторически» или с чем–то сравнить. В самом деле, сам по себе вызов, который это событие бросает научной исторической критике, может служить чем–то вроде доказательства от противного в пользу его сверхъестественного характера.
Суть проблемы - богословская. Соответствует ли такое предположительно сверхъестественное событие характеру и замыслу Самого Бога, явившего Себя в священной истории? Является ли история как таковая мерой всех вещей, или же Живой Бог - действительно Господь истории? Библейские ответы на эти вопросы не оставляют места для сомнений. Господь истории превосходит историю, но Он не чужд ей. Поэтому Он может осуществлять во времени и пространстве подлинные деяния, которые тем не менее «сверхисторичны» по своему характеру. Это значит лишь, что такие события откровения вызваны не историей, а Господом истории, Который выше ее, но действует в ней для искупления исторических созданий. Искупление истории может прийти извне - от Самого Бога. Это не значит, что мы не должны применять исторический метод для изучения Библии. Это значит, что иногда Бог совершает деяния, выходящие по своему характеру за рамки исторического метода, и историк ничего не может о них сказать.
Лэдд Д.
Богословие Нового Завета: Пер. с англ. - СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2003. - 800 с.