Байер в моде. Кто такие байеры
» в Istituto Marangoni . На занятиях студенты знакомятся с особенностями процесса закупок, учатся работать с разными форматами магазинов, определять политику компании, исследовать аудиторию по географическому и демографическому принципу. На курсах байеров одежды ученики освоят инструменты коммуникации и брендинга, научатся разрабатывать стратегическую модель прибыльности и строить ценообразование. Полученные знания участники программы закрепят на практике - студенты посетят аутлеты и шоурумы, чтобы научиться взаимодействовать с профессионалами индустрии моды.
Города:
Милан и Флоренция
Языки обучения:
английский, итальянский, португальский
Длительность курса:
3 недели
- Магистерский курс «Fashion Buying » в Istituto Marangoni . Эта программа рассчитана на бакалавров в области маркетинга, экономики, fashion-дизайна и специалистов с опытом работы в области закупок. В течение года студенты будут учиться анализировать индустрию моды, разрабатывать стратегии закупок, контролировать финансы и управлять цепочками поставок. В программу обучения входит стратегический маркетинг и визуальный мерчандайзинг. Курс длится 1 академический год, а программа в Париже и Лондоне дополнительно включает в себя стажировку (12 недель) и подготовку диссертации (12 недель).
Города:
Милан, Париж, Лондон
Языки обучения:
английский, итальянский
Длительность курса:
в Милане - 1 академический год, в Париже и Лондоне - 1 год и 4 месяца
- Постдипломная программа «Fashion Buying & Merchandising » в Istituto Marangoni . Первая часть курса посвящена развитию личных качеств байера. Также студенты узнают о влиянии на объем прибыли таких факторов, как дизайн, закупки, технические тонкости и мерчендайзинг. Вторую часть курса занимает практическая работа - ученики самостоятельно собирают и анализируют данные для разработки плана закупок и прогнозирования прибыли. Эта программа помогает освоить управленческие навыки и дает обширные знания в области розничной торговли, импорта/экспорта, стратегии ценообразования.
Город:
Флоренция
Язык обучения:
английский
Длительность курса:
1 семестр (20 недель)
Летний курс «Fashion Buying» в . Учебный план включает в себя посещение выставок, изучение современной моды, розничных концепций, техник покупки и продажи. Студенты поймут особенности бизнеса по работе с трикотажными и кожаными изделиями. В ходе занятий научатся проводить розничные маркетинговые мероприятия, анализировать поведенческие факторы покупателей и увеличивать прибыль магазина. В рамках программы запланированы экскурсии в музеи Ferragamo и Gucci, проводится международная лекция с приглашенным экспертом из модной индустрии.
Город:
Флоренция
Язык обучения:
английский
Длительность:
1 месяц
- Магистерский курс «Fashion Buying & Product Management» в . Программа состоит из 3 модулей (fashion-система, методология исследования и средства управления) на которых студенты узнают о техниках пошива, манипуляциях с тканями, графическом дизайне, методах покупки и потребительском поведении. Во время учебы студенты посещают производственные площадки и шоурумы. К концу курса каждый студент создаст проект полной архитектуры коллекции. Учебная программа включает мастер-классы и семинары, на которых разобраются все этапы жизненного цикла продукта, от исследования и проектирования до производства и продаж.
Город:
Флоренция
Язык обучения:
английский
Длительность:
1 академический год
Специалист по закупкам одежды или модный байер – наиважнейшая профессия в fashion-индустрии. Именно он отвечает за ассортимент вещей, представленный в бутиках, магазинах, универмагах и торговых центрах. Байер по закупкам одежды востребован в самых разных компаниях отрасли и непосредственно влияет на финансовую прибыль и любовь покупателей к бренду.
Работа байера одежды
Специалисты по закупкам одежды (байер) могут отвечать за ассортимент всего магазина, либо одного отдела, например, женского. В некоторых компаниях работает целая команда закупщиков, поэтому каждый подбирает только один тип одежды (платья, блузы, брюки и т.д.). Профессия предполагает огромное количество командировок и путешествий. Байеры модной одежды посещают фабрики, дизайнеров, fashion-мероприятия и выставки, где лично отсматривают все коллекции, проверяют качество товара и выбирают наиболее подходящие для магазина вещи. Они ведут переговоры с производителями, договариваются о выгодной цене и условиях поставки. В больших компаниях работа байера одежды проходит в тесном контакте с другими членами команды: маркетологами, финансовыми менеджерами, руководителями отдела и другими. Вместе они принимают наилучшее решение о закупке товара.
Решения о закупке
Обязанности байеров одежды предполагают глубокое знание индустрии моды: какие тренды существуют и предвидятся в будущем сезоне, что востребовано и популярно у покупателей, какая цена соответствует определенному товару? При принятии решения о закупке они принимают во внимание:
- позиционирование компании
- существующий стиль вещей в магазине
- ценовую категорию
- ожидания покупателей
- финансы и бюджет.
Покупатели должны быть уверены, что придя в бутик или универмаг, они смогут найти вещи определенного стиля и по привычной цене, а главное, захотят купить их – это основная цель байера одежды.
Обучение профессии байера
Стать профессиональным закупщиком можно несколькими способами:
- подняться по карьерной лестнице от рядового продавца в магазине;
- прийти из другой профессии мира моды: маркетинг, дизайн, бизнес, управление;
- или получить профильное образование и сразу приступить к работе на соответствующей должности.
Обучение профессии байера за границей – наиболее быстрый и надежный способ, позволяющий работать в лучших компаниях мира моды и известных бутиках.
Институт Марангони предлагает специализированные программы в Милане, Лондоне, Париже и Флоренции, которые подходят для людей с самым разным уровнем подготовки:
За время каждой программы студенты осваивают все непростые особенности важной и ответственной профессии байера женской и мужской одежды, аксессуаров и обуви. Они учатся прогнозировать тренды, вести переговоры, выполнять все обязанности, а также изучают ценообразование, финансы, бюджетирование и другие аспекты модного бизнеса.
Оплата и перспективы
Работа специалистов по закупкам хорошо оплачивается в Европе и США. По данным статистики, байеры в бутиках и универмагах получают 167 630$ в год, в оптовой торговле – 143 870 $. Зачастую в компаниях предусмотрены дополнительные надбавки за получение сверхприбыли благодаря правильному ассортименту. Стоит помнить, что модная отрасль сама по себе отличается высокой конкурентностью, а профессия байера привлекает множество людей, поэтому за хорошее место придется побороться и показать себя с наилучшей стороны. При этом ежегодно спрос на модных байеров растет, к 2020 году количество рабочих мест увеличится на 7%.
Узнать о поступлении на одну из программ по современным fashion-закупкам в Istituto Marangoni можно у консультантов STUDIES&CAREERS.
— Существует ли в данный момент в России сформировавшаяся модная индустрия?
— Индустрии как таковой не было ни в восьмидесятых, ни в девяностых, ни в двухтысячных.
Я вернулась в Россию в 1989 году. В начале девяностых моды не существовало, хотя мы уже начали что-то делать. С 1998 по 2008 произошел качественный скачок, когда мы вышли на мировой уровень, когда казалось, что мода поднялась, и всё движется в правильном направлении… Думаю, еще десять лет - достаточный срок для формирования системы. Для моды нужны инвесторы, в нее нужно вкладываться. Новое поколение только сейчас выходит на другой профессиональный уровень. Конечно, пока нет системы, нет цепочки: талантливые модельеры могут показать эскизы, но на этом всё. Важно понимать, что только у единиц налажено производство, при этом ни вы, ни я не знаем, где именно. Тот же Денис Симачёв продается в Столешниковом переулке, но его вещи шьют в Италии, насколько мне известно.
Наверняка вам не захочется видеть на этикетке большими буквами «БОЛЬШЕВИЧКА», даже если вам очень понравится там какая-то вещь
Алла Вербер вице-президент компании Mercury, фэшн-директор ЦУМа
— Насколько в принципе выгодно инвестировать в моду, как в долгоиграющий бизнес?
— Ну, конечно, выгодно. Мы же (компания Mercury - прим.авт.) инвестировали! Когда мы пришли на рынок, моды не было никакой, людям было негде купить сахар и соль, не то что одеваться в дорогие модные марки. Вначале основная идея была в том, чтобы создать в России элитарную моду. Поэтому мы пошли в luxury бизнес, где существует лимитированное количество брендов для определенных людей, которые хотят иметь только лучшее, что есть в мире. Мы создавали и развивали этот рынок с нуля.
Когда я только пришла в этот бизнес, чем была мода? Один модельер Зайцев, один Дом Моды на Кузнецком… Было два универсальных магазина - ЦУМ и ГУМ, в которых купить что-то за прилавком было невозможно, только из-под прилавка и по знакомству. Страшные бабки, к которым страшно обратиться. Когда мы начинали бизнес в девяностых, существовали только отдельно стоящие бутики. Первым открывшимся бутиком был Versace, остальные появлялись со скрипом: люди не доверяли, они не знали, где это сшито. Никакой ценовой политики не было. Развелось много подделок: люди совершенно не разбирались и не могли отличить настоящий Gucci от ненастоящего. Эти подделки продавались на рынках за большие деньги, покупателей уверяли «да что вы! Это шьется на той же фабрике, что и Chanel!».
ЦУМ мы взяли старым универмагом, c хорошим именем и родословной. Но он был типичным советским магазином с абсолютно советским же подходом. В течение пяти лет мы создали первый люксовый department store страны, который сейчас известен во всем мире. Когда говорят Harrods, Bergdorf Goodman, Saks Fifth Avenue, то говорят и ЦУМ.
Рубашка Diesel, пуловер Diesel, брюки Tru Trussardi, ботинки Pal Zileri Lab
— Отечественный потребитель завоеван зарубежными марками. А готовы ли мы сейчас доверять отечественным брендам?
— Основная проблема в том, что наши бренды пока получаются дороже, чем западные. Люди готовы покупать всё, что красиво, хорошего качества и по нормальной цене. Если это сделано в России, то и цены соответственно должны быть ниже. Понятно, что если на этикетке написано made in Italy, то цена увеличивается: работа в Италии, поставка, таможня и прочее. Но когда те же цены стоят на этикетке made in Russia… это вызывает как минимум вопрос «Почему?». Потому что маленькие объёмы. Потому что трудно найти производственную базу. Потому что почти все покупают западные материалы, так как русских фабрик нет. Производство в России намного дороже, чем в других странах. Вот вам ответ, почему так дорого.
И это не соответствует ожиданиям покупателя, который видит на российской вещи какую-то заоблачную цену. Все должно быть в соответствии: цена, качество и фасон. У нас сегодня нет предприятий и фабрик, которых до революции по всей России были тысячи. Мостекстильпром и многие другие шили нормальную одежду для россиян, которые могли купить ее в нормальном универмаге по нормальной цене. Сегодня частные магазины стараются не покупать вещи российского производства, потому что непонятно, кому можно продать такое и по такой цене. Поэтому не существует старого, проверенного временем, налаженного производства с именем. Разве что «Большевичка». Но ведь наверняка вам не захочется видеть на этикетке большими буквами «БОЛЬШЕВИЧКА», даже если вам очень понравится там какая-то вещь. По этой же цене вы можете найти вещи в Zara, в H&M… Нет такого места, куда нашему потребителю можно прийти за отечественной одеждой. Многие красивые вещи от российских дизайнеров стоят дороже, чем я купила бы себе Lanvin или Gucci. Я должна заплатить неимоверные деньги за то, что сшито в нашей же стране. Проще пойти и купить за те же деньги красивое платье от Dolce&Gabbana.
Но сейчас в Москве регулярно проходит две полноценные Недели Российской Моды — это уже признак. Дизайнеры по всему миру начали меня спрашивать, стоит ли им приехать в Москву. Стали популярны Игорь Чапурин, Алена Ахмадуллина, Вика Газинская, Александр Терехов… Вдруг появились имена, о которых говорят на Западе, я слышу о них с приставкой «российская мода», и мне интересно… Я, как fashion-директор огромного department store, подумала, что несмотря ни на что надо развивать русские марки, надо поддерживать наших модельеров, и почему бы не в таком красивом магазине, как наш?
Если бы только государство обратило внимание на плачевное состояние швейной промышленности!
— Какие и где нужно «подкрутить винтики», чтобы эта производственная машина завертелась? В какой мере это зависит от самих дизайнеров?
— Если бы только государство обратило внимание на плачевное состояние швейной промышленности! Я помню огромную советскую фабрику Мостекстильпром, которая простаивала, на ней работали 2 тысячи человек, и в девяностых годах она потихоньку разваливалась. Нужно десять лет, чтобы сменилось управляющее поколение.
В России же никогда не было такого понятия, как стилист. Считалось, что если ты хочешь заниматься модой, то должна идти либо в парикмахеры, либо в художники, либо в торговый институт, после которого ты просто продаешь вещи. Даже слова «модельер» не существовало. В советские времена было вообще принято шить самим или — если позволял достаток, то у портнихи, к которой еще не так просто было попасть. Кругом стояли магазины «Всё для шитья», где продавались нитки, иголки, ткани. Сейчас таких магазинов не найдешь.
— Насколько русское восприятие моды отличалось и отличается до сих пор от западного?
— Разница есть, и она, кстати, далеко не всегда в пользу Запада. Там мода существует уже несколько поколений, а у нас дай бог одно. Там никогда не было дефицита. В результате сейчас у нас люди выглядят более модно и опрятно, чем, например, в Америке, где присутствует небрежность, а сами покупатели давно не получают удовольствия от хождения по магазинам и все больше делают заказы через интернет. Для нас очень важно, как вещь будет сидеть. В Америке об этом думают лишь люди с высоким уровнем достатка. В остальном это майки, кеды, кроссовки, спортивные штаны… Летом в Лос-Анджелесе почти каждый обут в шлёпанцы.
— Как вы стали байером?
— Я начинала в 18 лет с того, что одевала магазинные манекены в Риме. Потом уже в Канаде получила профессиональное образование в fashion college, где нас учили всему, что связно с модой: помимо продаж, менеджмента и рекламы, нас учили шить, разбираться в материалах. Но я всегда хотела быть именно байером, а для этого нужны экономические навыки, необходимо уметь работать с бюджетами… В итоге я профессионально занимаюсь модой уже более 30 лет.
— А что еще нужно знать настоящему байеру?
— Ко мне иногда приходят девочки и говорят: «Я хочу быть байером». Им кажется, для этой профессии достаточно того, что тебе нравятся красивые вещи, можно прийти в шоу-рум, отобрать то, что понравилось… Да, так можно делать, если у вас свой маленький бутик. Но даже тогда вы должны просчитать результат, знать размерную сетку, и уметь очень хорошо считать: как делать наценку, когда начинать распродажу, какой процент нужно заработать до ее старта и т.д. Всего и не перечислишь. Иначе вы просто обанкротитесь. И это только вершина айсберга. Потому что дальше начинается контроль проплат и поставок, вывешивание на этаж… Очень многие потратили деньги и прогорели, потому что не были готовы к такому количеству мелочей. Большинство устает уже на втором сезоне и только и думает, как избавиться от такого утомительного бизнеса. Байер - это тяжелый каждодневный труд, который требует регулярного ежедневного надзора.
Пока, насколько я знаю, профильного образования для байеров в России нет
— Из чего складывается профессия байера?
— Первое и главное — байер должен обладать вкусом. Люди иногда совершенно теряются при виде такого количества разных вещей и не знают, что им выбрать. Если вы приехали на закупку, например, мужских костюмов, то тут легче, потому что есть статистика. Второе — цифрами, математикой. Вы должны уметь хорошо считать, чтобы всегда оставаться в рамках своего бюджета и всегда держать в уме свой процент. Рядом с любым, самым творческим и выдающимся дизайнером всегда стоит product-менеджер, который говорит: «Ты, конечно, молодец, что это все придумал, но нам же нужно еще деньги делать!». Так же и байер: помимо того, что тебе нравится, тебе надо еще правильно распределить бюджет. Дальше товар приходит на этаж, его надо развесить и продать, а значит, надо понимать, как работает удачный мерчендайзинг.
Часто получается, что человек хорошо делает что-то одно, например, развешивает вещи, а делать закупки у него не получается. Я не знаю у нас ни одного человека, который бы закончил профильный вуз или колледж и с самого начала разбирался и в экономике, и в моде. В том же текстильном университете им. Косыгина есть два отдельных факультета - экономики и искусства, но не заканчивать же их друг за другом? Пока, насколько я знаю, профильного образования для байеров в России нет.
Ко мне приходят девочки и с юридическим, и с педагогическим, и даже с философским образованием. И я принимаю их в так называемую «школу Аллы Вербер»: сначала беру в ассистенты байера и смотрю на их потенциал, потому что сразу или почти сразу становится видно, на что человек способен. Допустим, приходит ко мне девушка с прекрасным потенциалом и говорит: «Я хочу стать байером». Отлично, говорю я ей, в марте у нас закупка, значит, до марта вы встаете на этаж и понемногу разбираетесь в том, как, что и где работает в этом магазине.
Любой человек перед тем, как стать байером, должен минимум три месяца поработать с товаром напрямую, постоять и попродавать. И я очень ценю тех людей, которые сразу на это соглашаются. Начинается цепочка: продавец - мерчендайзер - ассистент байера, а потом уже до байера недалеко. Он должен знать, как работают складские помещения, какой процент коллекции вы должны продать до распродажи (это 70% - прим. Алла Вербер), как работает масса мелких систем, из взаимодействия которых складывается жизнь магазина. Потому что если у вас нет профильного образования, вам придется получать его на практике, и только потом занимать должность.
У меня люди вырастают в байеры из мерчендайзеров, из ассистентов, из финансистов, из офисных работников…
Почти два года Саша готовилась к этой должности — ездила на показы модных марок, знакомилась с тем, как происходят закупки коллекций в магазины BOSCO DI CILIEGI. А теперь она сама — закупщик и управляющий молодежной мультимарки BOSCO Pi. Саша решает, какие бренды будут представлены в новом сезоне, выбирает самые интересные модели из коллекций. Не только женских, но и мужских марок! Все, что происходит в магазине — от выбора стратегии, до мерчендайзинга и графика работы продавцов — под ее контролем.
Александра Варчук нашла в своем напряженном графике время, чтобы пообщаться с читательницами сайт в нашей группе и ответить на все вопросы в режиме он-лайн-конференции.
— В интернете и различных статьях даются очень сложные,
обширные и зачастую чуть ли не противоположные определения профессии байера. Не могли бы Вы в двух словах рассказать,
что это за профессия? Целенаправленно ли вы устраивались на неё или же это дело случая?
- Если в двух словах,
то байер — это человек,
закупающий коллекции для магазина,
на который он работает. То,
что мы видим в магазинах, — далеко не вся коллекция,
которую выпускают дизайнеры. Это тот выбор,
который делает байер,
приходя в шоу-рум. Этот выбор осознан и подкреплен большой аналитической работой,
проведенный на протяжении всего сезона: что продавалось в магазине,
что нет,
каковы потребности клиента,
с какой скоростью продавалась коллекция,
и как ее воспринял потребитель,
какие ткани были удачны или не очень,
и масса других аспектов. Поэтому процесс отбора коллекции — лишь маленькая,
самая,
пожалуй,
приятная часть рабочего процесса,
за которой стоят долгие месяцы цифр.
Начиная работать в компании, я могла лишь мечтать о той должности, которую занимаю сейчас. Но обстоятельства сложились таким образом, что для молодежного проекта выбрали именно меня. Для моего руководства в этом шаге был определенный риск, ведь я никогда не работала в торговле. Для того, чтобы вступить в должность, я стажировалась больше года.
— Такая работа — моя мечта! Как достичь этой цели? Как стать успешным байером? Мне 18 и я интересуюсь модой,
учусь на искусствоведа,
постоянно стараюсь развивать свой вкус и слежу за тенденциями. С чего начать? У кого учиться?
- На мой взгляд,
успешные составляющие данный профессии: чутье,
хороший вкус,
здоровый прагматизм,
умение работать с цифрами,
анализировать,
общаться и отстаивать свою точку зрения. К моему огромному сожалению,
у нас пока нет профессионального образования в области байинга,
этому нигде не учат,
т.к. профессия появилась относительно недавно. Проходя стажировку,
я начинала с работы продавца,
т.к. весь процесс необходимо знать изнутри,
с азов. Ты должен знать,
кто твой клиент,
уметь общаться с ним и понимать,
что ему нужно,
для того,
чтобы это привезти. У меня был самый лучший учитель и руководитель,
которого можно себе представить. Она,
профессионал высокого класса,
взяла на себя ответственность научить меня всему,
просто потому,
что увидела во мне ростки,
которые можно было развить. Она поддерживает и помогает мне до сих пор,
и является для меня лучшим примером не только в профессиональной области,
но и в жизни.
— Где нужно обучаться для этого и куда идти устраиваться байером?
- К сожалению,
у нас пока нет профессионального образования в области байнга. Эта область деятельности возникла относительно недавно и специалисты,
активно работающие в ней,
сейчас пришли из разных сфер — кто-то получил финансовое образование,
кто-то художественное. Лучше всего учишься в процессе работы,
т.к. в каждой компании свои тонкости. Что касается того,
куда можно устроиться,
я бы посоветовала выбирать крупные компании с хорошей репутацией,
занимающиеся ритейлингом.
- Что и какие цвета в одежде будут модными в 2013 году?
- Если говорить о зиме 2013
, то самая популярная палитра — приглушенные цвета драгоценных камней: изумруда,
рубина,
сапфира. После буйства красок лета 2012,
вновь вернулся и занял главные позиции черный цвет,
бывший в опале на протяжении нескольких сезонов. Не отстает от черного и синий цвет в различных интерпретациях. Кстати,
как раз на сочетании синего и черного построено большинство моделей из зимней коллекции Stella McCartney. Основные тенденции: барокко,
мужской стиль и кожа.
Летние коллекции 2013 уже закуплены и недели моды прошли, поэтому смело можно сказать, что основным цветом лета 2013 станет желтый, который мелькал на подиуме чаще остальных. Не менее активным трендом станет черно-белая графика, на которой построена вся летняя коллекция Louis Vuitton. Из прошлого летнего сезона перейдет тема спорт-шика и укороченных топов. Те, кто любят романтику, будут рады количеству оборок и цветочных принтов, появившихся в летних коллекциях.
— Мой рост 158 см,
что мне подойдет,
чтоб визуально выглядеть выше?
- Начну с того,
что,
на мой взгляд,
Вам повезло,
потому что миниатюрность навсегда сделала вас женственной и прекрасной. Не буду перечислять здесь какие-то основные правила,
типа«
не носите горизонтальную полоску или юбки ниже колена», все это миллион раз написано до меня и на самом-то деле не совсем актуально. Мой совет: откройте ноги,
носите каблуки и Вы всегда будете выглядеть прекрасно.
— Скоро в магазинах будут распродажи: какие вещи покупать? Хочу сделать покупки,
которые проносишь не один год. И на какую одежду не обращать внимания? Ведь бывает такое: что-то купишь,
а так и ни разу не наденешь.
- На мой взгляд,
существует такой базовый комплект вещей,
которые можно носить не один сезон и на которых не стоит экономить. Вот как раз их и можно поискать на распродажах,
потому что наши московские цены,
зачастую,
никуда не годятся. Итак,
это: качественные джинсы(лучше покупать те марки,
которые специализируются именно на дениме), кашемировый свитер,
белая рубашка,
обувь,
сумка,
пальто. Это те вещи,
которые просто обязаны быть качественными. Все остальное — на Ваш вкус. Главное: помните,
что вещь,
которую Вы покупаете,
необходимо с чем-то носить,
быстро придумайте несколько комплектов и представьте,
что наденете их в течение ближайших нескольких дней. Если Вы набрали хотя бы 3,
смело покупайте. Практика показывает,
что если Вы покупаете вещь в надежде потом подобрать к ней что-то,
она будет валяться у Вас в шкафу в ожидании своего часа не один день. Хотя бывают и исключения.
- Говорят,
что стиль начинается с мелочей. Скажите,
какие«
мелочи» будут актуальны этой зимой?
- Я бы сделала акцент на нескольких деталях:
1. Съемный воротничок. Сейчас их можно найти великое множество. Расшитый жемчугом или камнями придаст совершенно новое звучание обычному платью,
пластиковый можно носить с джинсовой или клетчатой рубашкой.
2. Перчатки. И забудьте про правило сумка-ремень-перчатки-обувь одного цвета. Посмотрите streetstyle фотографии гостей Неделей мод,
которые делает Томми Тон. Он умеет подчеркнуть красоту деталей.
3. Обувь и сумки. В этом сезоне многие дизайнеры украсили обувь и сумки мехом. Обратите внимание на модели актуальных в этом сезоне цветов: глубокого синего,
вишневого,
изумрудного,
а также на небольшие сумки,
стилизованные под военные планшетки.
4. Что касается обуви,
то про каблуки на время можно забыть. Лучше отдать предпочтение ботинкам в мужском стиле,
как в коллекции Marc Jacobs или Burberry Prorsum
5. Крупные украшения обязательны. Серьги-люстры,
объемные многорядные колье с большими камнями,
большие кольца и браслеты.
— Мода и стиль — это разные вещи,
но они тесно переплетены. Где находится золотая середина для того,
чтобы всегда выглядеть актуально?
— Лучше всего на этот вопрос ответила Коко Шанель: «Прежде всего — это стиль. Мода выходит из моды. Стиль — никогда!». От себя могу добавить — никогда не надевайте то,
что Вам не идет,
даже если это очень модно. Лучше всего все равно выглядишь в одежде,
в которой тебе комфортно.
— Какая обувь в моде этой зимой?
— На мой взгляд,
предпочтение стоит отдать ботинкам в мужском стиле. Обратите внимание на лоуферы. В таких моделях может присутствовать каблук,
но,
как правило,
он устойчивый и невысокий. Такие ботинки послужат отличным дополнением к мужскому стилю,
актуальному в этом сезоне. Если Вы отдаете предпочтение каблуку,
обратите внимание на обильно декорированную обувь в стиле барокко,
как в коллекции Alexandr McQueen и Dolce&Gabbana. Но тенденция в целом такова,
что этой зимой каблук становится более устойчивым и широким.
— Какая обувь будет в моде следующей весной?
— Могу с уверенностью сказать,
что заостренный носок возвращается. Это почти обязательная деталь туфель,
ботильонов и босоножек на каблуке. Балетки и сандалии по‑прежнему имеют округлый носок. Самая актуальная расцветка — металлик. Из зимы переходит устойчивый каблук,
который летом очень часто выполнен из прозрачного пластика. Одной из основных тенденций останется«
мужская» обувь,
но,
естественно,
в облегченном варианте: мокасины,
лоуферы на тонкой кожаной подошве ярких цветов. Архитектурная обувь со множеством деталей будет актуальна как никогда. Советую обратить внимание на обувь на платформе: желательно,
чтобы платформа была декорирована аппликациями или принтом.
Фото из личного архива Александры Варчук.
Байер - тот, с кем хочет дружить каждый вменяемый дизайнер. Они не только влияют на то, что носят люди, но и диктуют, какие вещи добавить в следующую коллекцию марки, основываясь на продажах. Байер - не всегда человек с каким-то безупречным вкусом (хотя без него - никуда), скорее, он отлично разбирается в цифрах и имеет коммерческое чутье. Стать закупщиком одежды может и продавец: достаточно показать магазину, что ты знаешь, что нужно покупателю. Look At Me поговорил о профессии с людьми, которые занимаются байингом и ритейлом в России, чтобы понять, где учиться, что читать и за кем следить, чтобы овладеть нужными навыками.
О том, почему хороший вкус ничто
без знания экономики
Бернардо Паоли
Преподаватель Британской
высшей школы дизайна
Программа Fashion Business специально создана для тех, кто хочет понять, как устроена индустрия моды и как правильно рассчитать все экономические показатели успешного ведения бизнеса в данной сфере. Большое внимание уделяется аналитике и изучению спроса на рынке, так как именно они и являются основополагающими факторами успешного бизнеса. Для работы байера это ключевые навыки.
Безусловно, байингу можно научиться. То, чему научиться нельзя, - любовь к моде и к красивым вещам, которые должны быть в крови. Умение проанализировать данные продаж предыдущих сезонов, знание текстиля и тенденций, умение прочувствовать необходимости и пожелания целевой аудитории бренда - все эти навыки легко приобрести. Важен и опыт: все свои знания нужно проверить опытным путём, многократно выезжая на закупки на Запад. Сначала будут ошибки, но их со временем станет меньше. Нельзя быть хорошим закупщиком без знаний экономики, но зато с хорошим вкусом. Закупки – это результат точных расчётов. Плохие закупки - плохой бизнес. Байеры "на ощущениях" способны погубить любой, даже самый успешный, бизнес. Самая важная рекомендация: не применять в закупках критерий: "это нравится мне, значит, это понравится и покупателям". Байер работает на основе точных данных.
Байер - очень ответственная работа, так как успех модного бизнеса зависит в первую очередь от ассортимента товара в бутике. Если покупатель зайдёт в ваш бутик и не найдёт того, что ожидал найти, – это в первую очередь ошибка байера. Байер всегда крайний. Именно поэтому в Москве такой скучный ассортимент в бутиках: байеры боятся ошибок и покупают каждый новый сезон одно и то же, в основном базовые вещи.
О том, как работают байеры
независимых проектов
Анонимный байер
«Кузнецкого моста 20»
В байинге нужно знать не только и не столько модные тенденции, сколько всё, что происходит в мире вокруг, в политике, искусстве и даже в животноводстве. Мы проводим постоянный ресерч в интернете, также книги, пресса, друзья, блоги. К тому же, у „Кузнецкого Моста 20“ уже наработан хороший имидж на мировом рынке - каждый день получаем десятки предложений от брендов, в том числе очень достойных.
Мы часто выбираем ключевые, сильные модели с показов. На покупку таких вещей могут поначалу не решиться клиенты, но на скидках за ними охотятся модники. Всегда верим на 100 % в вещи, которые закупаем и привозим. Если закупка окажется неудачной, следующая будет более удачной!
График сильно варьируется в зависимости от времени года. В периоды подготовки к закупке и непосредственно байинг-сессий график очень напряжённый, буквально 24/7. Примерно в середине сезона есть время немного передохнуть, помедитировать, искать новые интересные штуки. Но расслабляться не имею права - анализирую продажи, поддерживаю контакты с дизайнерами и поставщиками и мониторю таможенные дела.
В первую очередь чёткость, ответственность и логическое мышление. Также отличный вкус и способность понять потребности аудитории. Ещё интуиция - отличное качество для байера. В байинг не нужно идти людям, которые не дружат с таблицами, математикой и статистикой, а просто любят моду.
О том, как из продавца-консультанта
вырасти в байера люксового аккаунта
и не умереть на Неделях моды
Сергей Ежов
Байер Aizel Moscow
Я часто вижу тренинги и курсы для байеров (некоторые даже посещал), но чаще всего это лекции ни о чём и с очень субъективной информацией, но при этом стоят довольно приличные деньги. Байером можно стать путём долгой и продуктивной работы в этой индустрии. Я начинал 10 лет назад, как и многие в профессии, с продавца-консультанта. В течение года я смог наработать неплохую клиентскую базу и попросил повышения до менеджера по работе с VIP-клиентами. Потом был довольно продолжительный период прямых продаж и высоких показателей. Я захотел и дальше развиваться в этой сфере и мне было интересно участвовать в отборах коллекций и в планировании ассортимента бутика (на тот момент я работал в крупном мультибрендовом магазине). И мне эту возможность дали. За восемь лет я поработал в нескольких проектах - от монобрендовых бутиков до departmens store.
Я не могу точно рассказать, как развивать коммерческое чутьё, - кажется, с таким же успехом можно учить развивать инфракрасное зрение. Уверен, что это приходит только с опытом. Любой новый бренд - это риск! И не только по эстетическим соображениям. Все именитые и исторически сложившиеся бренды уже имеют свою производственную базу, фабрики, чёткие системы логистики и доставки. А молодые и новые дизайнеры размещают свои заказы на чужих производствах и иногда даже не понимают, как они смогут чётко и вовремя произвести и доставить заказ.
Если открутить время на лет пять назад, то процесс поиска новых марок был намного сложнее. Тогда не было такого количества модных порталов, сайтов, блогов, журналов и т. п. И искать новые бренды можно было только на выставках или по рекомендациям знакомых байеров, ну и посещая огромное количество шоу-румов. Теперь же, когда fashion-индустрия становится всё более и более глобализированной, поиск становится более комфортным. В интернете ты можешь увидеть коллекцию дизайнера, который тебе понравился, или о нём говорят, как о начинающем и перспективном, и ты можешь назначить с дизайнером встречу, чтобы вживую посмотреть его одежду и идеи.
Люди, которые сформировали своё мнение на основе журнальных статей , думают, что байер - это такой небожитель
Количество мифов о байерах огромно! Люди, которые не работали в этой должности или сформировали своё мнение на основе журнальных статей, думают, что байер - это такой небожитель, который летает из Нью-Йорка в Милан, оттуда в Париж, ходит на показы, посещает различные вечеринки, а в перерывах находит время забежать в шоу-рум и отобрать коллекцию для бутика. Скажу честно, когда я только начинал заниматься закупками, то так себе это и представлял. Однажды я попытался соединить посещение показов с посещением шоу-румов и на пятый день понял, что не могу встать утром с кровати от усталости, поэтому о показах уже давно забыл! А рабочий день во время байинг-сессии начинается с 9–10 утра и заканчивается в 19–21 вечера. У нас бывали такие командировки, где ежедневно было по 10–12 встреч, это очень тяжело. К концу дня тебе уже сложно отличить одного дизайнера от другого и ты вообще не понимаешь, что происходит вокруг. Но потом берёшь себя в руки и включаешься, ведь от нашего выбора зависят продажи и работа бутика. Но и плюсов в этой профессии не меньше. Заграничные поездки четыре раза в год; знакомство с огромным количеством людей, которые, как и ты, работают в этой сфере или около неё; видеть и отбирать то, что будут носить через год; ну и в первую очередь - это колоссальный опыт!
Когда приезжаю с закупок на Неделях, начинаю согласовывать закупку с руководством. Ещё раз обдумываем или делаем изменения. А потом начинается самая рутинная работа - письма. Ежедневно через мою почту проходят около 100 писем с изменениями, подтверждениями и т. д. Связь с поставщиками и нашими партнёрами - одна из моих основных обязанностей. Помимо этого, также остаётся работа с клиентами в зале - это помогает чувствовать обратную связь от покупателей, их желаний и потребностей.
Что должно быть у байера? Чёткое ощущение того, что хочет твой клиент! Чувствовать тенденции и бестселлеры на сезон вперёд! Никогда не думать, что ты знаешь в этой профессии всё и обо всём! Осознавать свои ошибки и победы!
10 вещей, которые нужно знать
о модном бизнесе в России,
по мнению Дениса Ерхова, директора ITEMS
Для кого?
«С самого начала байер должен включить воображение. Выбор каждой марки, вещи, цвета и материала должен быть обращён к покупателю. Ты всегда должен представлять, кто будет носить и как он будет пользоваться этой вещью от начала до конца. Удобно ли это в этом будет ехать в метро или на машине, не будет ли жарко на работе, пустят ли тебя вообще в этом в офис, легко ли будет это почистить после вечеринки. Многие компании тратят миллионы, для того чтобы понять, кто их целевой покупатель. Чем больше знаешь, тем лучше. Не стоит ориентироваться на себя, по крайней мере, только на себя».
«Продаются истории, а не тряпки. Концепция - едва ли не единственное, что сейчас отличает одну вещь от другой. Существует миллион брендов, но далеко не все обладают своим УТП. Это может быть история о принадлежности к той или иной культуре, о каком-то особенном производстве и изготовлении. Каждый магазин несёт определённый меседж, и чем чётче он его формулирует, тем больше вероятность привлечь покупателя».
Размеры
«У всех брендов есть свои целевые рынки. Многие азиатские бренды несовместимы с жизнью за пределами Азии. Зачастую их L-размеры едва налезают на русские S, а то и XS. Австралийцы и северные бренды зачастую рассчитаны на более высоких и крупных людей, что тоже вызывает некоторые проблемы. Кстати, повальное увлечение спортом и правильным образом жизни тоже сильно влияет на покупаемые размеры, можно сказать, народ худеет. Небольшие размеры приобретают всё большую популярность. Одежду всегда нужно мерить на заказе и учитывать все физические особенности потенциальных покупателей».
Цены
«В России, в отличие от Европы, на одни и те же марки и даже на одни и те же вещи цены почти везде разные! Важен постоянный мониторинг цен. Если вы где-то можете найти цены ниже, это не совсем значит, что они честнее, возможно, кто-то просто занимается демпингом, продавая бренды по заниженной стоимости, но это редкость».
У всего есть
своя цена
«Часто бывает, что знакомишься с брендом: и концепция ничего, и вещи ноские, и вот уже кажется, готов писать заказ. Берёшь лайншит, и всё желание пропадает. Белая базовая футболка не может стоить в закупке 90 евро. Футболки в целом не должны стоить в ритейле больше 100 евро! Так что не перегните палку - ваш покупатель вряд ли захочет купить простой хлопковый свитшот за 20 000 рублей».
Кто стоит за брендом
«Математика математикой, но действительно важно, кто стоит за брендом. Отношение в коллективе - действительно важно. Ценнее всех бренды, в которых выдержан баланс между коммерцией и концепцией. Одно не может существовать без другого. Бренды, как правило, выставляют свои условия по оплатам, по срокам поставок, по местам их продаж, но нельзя забывать, что в основе всего стоят не вещи, а человеческий фактор, а значит, нужно уметь договариваться».
Откуда берётся
«Ярлык „made in …“ всегда будет иметь весомую роль. Несмотря на то что где угодно можно произвести вещь отличного качества, огромный диапазон производственных мощностей в Китае зачастую портит имидж этому региону. Часто вещи, произведённые там, лучше европейских производств, в силу развитых технологий. Но неазиатское происхождение всегда будет оставаться одним из финальных плюсов при выборе той или иной вещи перед кассой. Тем не менее, весь мир сделан в Китае».
Тотал-лук
«Как правило, для того чтобы передать дух марки, одной футболки или одних красивых принтованых брюк недостаточно. Отношение к бренду выстраивается от общей картины! Покупатели любят миксовать разные марки, но каждый подсознательно опирается на эстетику, которую несет марка. Конечно, не стоит относить все бренды сюда. Часто у марок получается делать только что-то одно, например, свитшоты, но им больше и не нужно».
Российский путь и заимствования
«Никогда не слушай то, что советуют другие страны. Когда начинаешь работать с маркой, презентация коллекции всегда начинается и ин, и аут. Вероятность того, что европейские или азиатские бестселлеры совпадут с нашими, - минимальны, если, конечно, речь не идёт о тигровых свитшотах Kenzo. Речь не идёт о том, кто что считает красивым. На первый план выходят банальные климатические условия, ну и ментальные особенности. В Дании кожанки и лёгкие плащи-халаты WOOD WOOD улетают нарасхват, мы, конечно, их тоже продаём, но их можно носить от силы три недели в году, а то и меньше. Там же, кстати, чем веселее рубашка, тем больше вероятность, что её купят. У нас рубашка должна оставаться рубашкой, белой или серой, главное - комфортной и простой, а то мало ли что».
Обувь
«В отличие от Европы, у нас существует культ каблуков. Это придаёт девушкам женственности, нежности и ощущение празднества. Это ментальность, это красиво. Неважно, высокий он или низкий. Каблуки будут перевешивать здесь всегда. Существует мнение, что одежные бренды делают обувь намного хуже, чем узкоспецифицированные обувные бренды – с этим нельзя не согласиться. Слишком уж это сложный процесс, делать качественную и носкую обувь».