Вселенная внутри нас. Нил Шубин Вселенная внутри нас: что общего у камней, планет и людей
Второй по значению в сфере охраны авторских прав является Всемирная конвенция. На конференции, проходившей в 1948 г. в Брюсселе, Бернская конвенция была подвергнута существенным изменениям, направленным на достижение наиболее полной унификации национальных законодательств стран-участниц, а также на приведение ее в соответствие с современным уровнем развития науки, культуры и техники. США отказывались присоединиться к Бернской конвенции, ссылаясь на ее более высокий правовой уровень по сравнению с национальным законодательством. Между тем книжный рынок в США и тогда уже был очень широк, и экспорт продукции за рубеж причинял огромный ущерб интересам авторов и издателей, поскольку американские произведения не пользовались в других странах соответствующей охраной. Кроме США существовал еще ряд стран, которые были недовольны высоким уровнем правового режима Бернской конвенции.
В 1928 г. Лига Наций предложила унифицировать законодательство об авторском праве в различных странах, поручив разработку предложений Институту интеллектуального сотрудничества, правопреемником которого после второй мировой войны стала ЮНЕСКО. В 1952 г. в Женеве Межправительственная конференция по авторскому праву приняла Всемирную конвенцию об авторском праве, которая вступила в силу 16 сентября 1955 г.
Конвенция установила следующие основные принципы охраны:
· принцип соблюдения формальностей - произведение охраняется авторским правом, если на нем указаны конвенционный знак © , имя автора и год первого опубликования произведения.
Учитывая потребности развивающихся стран в доступе к произведениям науки, литературы и искусства, созданных в других странах, Конвенция признала право на перевод, но ограничила его некоторыми условиями. Например, если зарубежное произведение в течение семи лет не было издано в переводе на одном из национальных языков, то это произведение могло быть переведено на национальный язык с выполнением упрощенной процедуры получения лицензии на перевод и его опубликование.
Всемирная конвенция не затрагивала ранее заключенные соглашения; ее целью являлось расширение числа стран, осуществляющих охрану авторских прав на достаточно высоком международном уровне. Депозитарием Всемирной конвенции является международная организация ЮНЕСКО.
Как и Бернская, Всемирная конвенция основана на принципе национального режима и содержит нормы, позволяющие обеспечивать необходимый минимальный уровень охраны прав авторов в странах - участницах, а также такой способ ограничения прав авторов, как выдача при определенных условиях так называемой принудительной лицензии.
Основным отличием Всемирной конвенции от Бернской является отсутствие обратной силы, т.е. нормы конвенции не распространяются на произведения, которые были выпущены в свет в других странах - участницах до момента присоединения данной страны к Всемирной конвенции.
В 1971 г. в Париже на заседании Международной конференции государств-членов ЮНЕСКО принята новая редакция Конвенции, которая вступила в силу в 1974 г.
Советский Союз стал членом Всемирной конвенции об авторском праве 27 мая 1973 г. 26 декабря 1991 г. Генеральному директору ЮНЕСКО была передана вербальная нота Министерства иностранных дел Российской Федерации, в соответствии с которой членство СССР во всех заключенных в рамках ЮНЕСКО или под ее эгидой конвенциях, соглашениях и других международно-правовых инструментах продолжается Российской Федерацией". Таким образом, Российская Федерация связана Всемирной конвенцией об авторском праве в редакции 1952 года с 27 мая 1973 г. С 9 декабря 1994 г. Российская Федерация является членом Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 г.
В настоящее время около 100 стран являются членами Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1952 г. и более 60 стран - в редакции 1971 г.
«Считается, что Всемирная конвенция об авторском праве уступает по уровню предоставляемой охраны Бернской конвенции». Однако Всемирная конвенция содержит положения, которые в большей мере соответствуют интересам развивающихся стран, чем положения Бернской конвенции, будучи более «мягкими».
Также необходимо упомянуть еще два международных договора, которые не затрагивают непосредственно авторское право, но регулируют такой институт, как Смежные права, который часто рассматривается вместе с авторским.
3.3 Конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция).
Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция), принятая на Дипломатической конференции 26 октября 1961 г., в настоящее время остается одним из основополагающих международных договоров, обеспечивающих охрану смежных прав на международном уровне.
Во время Римской конференции 1928 г. по пересмотру положений Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений предложение о предоставлении авторско-правовой охраны артистам-исполнителям было отклонено. В дальнейшем различные международные организации (в том числе Международная организация труда (МОТ), Секретариат Бернского союза, ЮНЕСКО и др.) неоднократно предпринимали попытки подготовки различных проектов дополнений к Бернской конвенции и проектов новых международных соглашений, однако только в 1960 г. специальный Комитет государственных экспертов, включающий представителей Секретариата Бернского союза, ЮНЕСКО и МОТ в Гааге, подготовил Проект конвенции, который был принят за основу для рассмотрения на Дипломатической конференции в Риме, на которой был согласован окончательный текст Римской конвенции 26 октября 1961 г., которая вступила в силу 18 мая 1964 г.
В отличие от большинства международных соглашений в области интеллектуальной собственности, которые, как правило, исходят из обобщения уже существующих национальных законов, принятие Римской конвенции представляло собой попытку закрепления на международном уровне норм, которые отсутствовали в национальных законодательствах большинства стран. С этим связан ряд недостатков, характерных для Римской конвенции. В то же время является несомненным фактом, что именно принятие Римской конвенции способствовало распространению охраны смежных прав в большинстве стран мира.
Присоединение Российской Федерации к Римской конвенции было осуществлено на основании постановления Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 908, в соответствии с п. 2 которого Министерству иностранных дел РФ было поручено оформить присоединение Российской Федерации к Римской конвенции. Присоединение к Римской конвенции сопровождалось уведомлением Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о том, что Российская Федерация намерена воспользоваться рядом допускаемых Римской конвенцией оговорок, указанных в Приложении к постановлению Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. N 908, в соответствии с которыми Российская Федерация:
1) в соответствии с п. 3 ст. 5 Римской конвенции не будет применять критерий записи, предусмотренный подп. (b) п. 1 ст. 5 Римской конвенции;
2) в соответствии с п. 2 ст. 6 Римской конвенции будет обеспечивать охрану передачи в эфир только в том случае, если штаб-квартира вещательной организации расположена в другом государстве - участнике Римской конвенции и передача в эфир осуществлена с помощью передатчика, расположенного в том же государстве;
3) в соответствии с подп. (а) п. 1 ст. 16 Римской конвенции:
Не будет применять ст. 12 Римской конвенции в отношении фонограмм, изготовитель которых не является гражданином или юридическим лицом другого государства - участника Римской конвенции;
Ограничит предоставляемую в соответствии со ст. 12 Римской конвенции охрану в отношении фонограмм, изготовитель которых является гражданином или юридическим лицом другого государства - участника Римской конвенции, в объеме и на условиях, предоставляемых этим государством фонограммам, впервые записанным гражданином или юридическим лицом Российской Федерации.
Более подробно сделанные Российской Федерацией оговорки освещаются при рассмотрении ст. 5, 6, 12 и 16 Римской конвенции.
3.4. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм ("Женевская фонограммная конвенция").
Специальная Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм, часто именуемая также Женевской фонограммной конвенцией, позволила расширить охрану фонограмм и добиться предоставления по крайней мере частичной их охраны в странах, которые в течение длительного времени не присоединялись по каким-либо причинам к Римской конвенции.
В отличие от Римской конвенции 1961 г., регулирующей на международном уровне вопросы охраны трех групп обладателей смежных прав (исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания), Женевская конвенция посвящена только вопросам предоставления охраны производителям фонограмм от определенных нарушающих их интересы действий.
С точки зрения Римской конвенции Женевская конвенция может рассматриваться как одно из специальных соглашений, возможность заключения которых предусмотрена ст. 22 Римской конвенции, согласно которой государства - участники Римской конвенции вправе заключать между собой специальные соглашения, если такие соглашения предусматривают предоставление исполнителям, производителям фонограмм или вещательным организациям более широких прав, чем предусмотрено Римской конвенцией, или содержат другие положения, не противоречащие Римской конвенции.
Можно отметить следующие основные отличия подхода, принятого в Женевской конвенции, от принципиальных положений Римской конвенции:
1) Женевская конвенция не предписывает обязательности предоставления производителям фонограмм для целей борьбы с "пиратством" каких-либо специальных прав в отношении их фонограмм, в том числе каких-либо правомочий разрешать или запрещать воспроизведение фонограмм, как это предусматривается Римской конвенцией; Женевская конвенция оставляет целиком на усмотрение каждого государства-члена выбор юридических средств, с помощью которых должен быть достигнут предписанный Женевской конвенцией результат - эффективная борьба с изготовлением и распространением "пиратских" экземпляров фонограмм;
2) в отличие от Римской конвенции, базирующейся на принципе национального режима и требующей предоставления иностранным правообладателям не только минимально гарантированного Римской конвенцией уровня охраны, но и всех тех прав, которыми пользуются исполнители, производители фонограмм и организации эфирного вещания соответствующего государства-участника, Женевская конвенция не содержит упоминания о национальном режиме, а только устанавливает перечень противоправных действий, для борьбы с которыми государства-участники обязаны предусмотреть эффективные юридические меры; вместе с тем Женевская конвенция, разумеется, никоим образом не ограничивает возможности предоставления более широкой охраны иностранным производителям фонограмм на основании положений национального законодательства или других международных соглашений.
Следует отметить тот факт, что, несмотря на относительную жесткость требований, устанавливаемых Женевской конвенцией, в частности значительное ограничение возможностей предоставления принудительных лицензий на воспроизведение фонограмм, почти половина из присоединившихся к Женевской конвенции государств являются развивающимися. Этот факт обычно объясняют важностью той роли, которую играет охрана смежных прав в современном мире, а также тем, что обеспечивая охрану прав производителей фонограмм Женевская конвенция способствует "возникновению, в особенности в развивающихся странах, новой отрасли промышленности, уже продемонстрировавшей свою динамичность. Содействуя распространению национальной культуры как в самом государстве, так и за рубежом, эта индустрия также может явиться источником значительных доходов для национального бюджета, а в тех случаях, если такого рода деятельность пересекает национальные границы, обеспечить приток иностранной валюты. Международная охрана производителей фонограмм также способствует охране фольклорных произведений на фонограммах против незаконного воспроизведения за границей".
В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 7 октября 1993 г. N 1607 "О государственной политике в области охраны авторского права и смежных прав" началась подготовка к присоединению Российской Федерации к Женевской конвенции, которое было осуществлено одновременно с присоединением к важнейшим международным соглашениям в области авторского права на основании постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 "О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и Дополнительным протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм".
В соответствии с правилами ст. 11 Женевской конвенции она вступила в силу для Российской Федерации с 13 марта 1995 г. В связи с отсутствием "ретроохраны" по правилам Женевской конвенции на территории Российской Федерации охраняются фонограммы, записанные после 13 марта 1995 г.
С 26 мая 2003 г. Российская Федерация является также полноправным участником другого важного международного договора в области охраны смежных прав - Международной (Римской) конвенции об охране прав, исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г., ст. 10 которой предусматривает, в частности, что производители фонограмм пользуются правом разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение своих фонограмм.
3.5. Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссельская конвенция).
Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (Брюссельская конвенция), представляет собой особый вид международного соглашения, нехарактерный для сферы авторского права и смежных прав.
Использование спутников связи в международном масштабе, начавшееся приблизительно в 1965 г., вызвало к жизни новую проблему в отношении охраны прав организаций эфирного вещания, поскольку при передаче через спутник передающий орган (организация эфирного вещания) не в состоянии контролировать все территории, на которых может осуществляться использование передаваемых им через спутник программ, особенно в тех случаях, когда зона вещания охватывает территории разных стран.
Это приводит, во-первых, к возможности несанкционированного распространения программ вещательных организаций без их согласия третьими лицами, в том числе на территориях, для которых такие программы не предназначались, а во-вторых, к дополнительным трудностям в отношении соблюдения прав на произведения, исполнения и иные объекты смежных прав, включенные в передачу вещательной организации.
Следует учитывать, что в период подготовки Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, уровень техники не позволял осуществлять вещание программ с помощью спутников для приема их значительным кругом лиц ("публикой"), поскольку несущие программу сигналы, передаваемые с помощью спутника, не могли приниматься непосредственными индивидуальными принимающими устройствами, доступными для широкой публики. Такие сигналы сначала могли приниматься только специальными наземными станциями, преобразующими их в форму, доступную для приема публикой.
Ситуация существенно изменилась после появления спутников прямого вещания, которые позволили передавать сигналы непосредственно на установки, обслуживающие небольшие населенные пункты, с последующей ретрансляцией на обычные радиоприемники и телевизоры, а также непосредственно на индивидуальные приемные устройства (в частности, спутниковые антенны индивидуального пользования).
Уже в 1960-е гг. вопросы охраны прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций в условиях развития космических средств связи обсуждались на ряде международных совещаний, организуемых ЮНЕСКО и ВОИС в целях выработки общих принципов и рассмотрения основных направлений обеспечения охраны интересов обладателей авторских и смежных прав при передаче программ организаций эфирного вещания через спутники.
В результате работы Международной конференции 21 мая 1974 г. был подписан окончательный текст Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники (далее - Брюссельская конвенция), которая вступила в силу 25 августа 1979 г. в соответствии с положениями п. 1 ст. 10 Брюссельской конвенции.
Брюссельская конвенция была ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1988 г. В соответствии с п. 2 ст. 10 Брюссельской конвенции СССР стал ее участником с 20 января 1989 г. Российская Федерация продолжает членство СССР в Брюссельской конвенции.
В Преамбуле Брюссельской конвенции отмечается, что ее целью является создание международной системы, позволяющей предотвращать несанкционированное распространение несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, а также подчеркивается важность обеспечения охраны интересов авторов, артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания в условиях развития средств спутниковой связи.
Кроме того, в Преамбуле Брюссельской конвенции отмечается, что стремление обеспечить охрану несущих программы сигналов ни в коей мере не должно ограничивать действие или самое широкое распространение Международной конвенции электросвязи и прилагаемых к ней Регламентов радиосвязи, а также Римской конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.
3.6. Иные международные договоры, содержащие положения, посвященные вопросам охраны авторских и смежных прав.
Российская Федерация является также участником ряда двухсторонних межправительственных соглашений, затрагивающих различные аспекты интеллектуальной собственности, (например, с Австрией, Арменией, Венгрией, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией и др.). В рамках Содружества Независимых Государств было подписано Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г. и Соглашение о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности от 6 марта 1998 г.
Актуальными на сегодняшний день являются вопросы о присоединении Российской Федерации к Договорам ВОИС об авторском праве (сокращенное наименование - ДАП) и об исполнениях и фонограммах (ДИФ), а также к Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение TRIPS).
Международные договоры, в которых участвует Российская Федерация, предусматривают правовую охрану авторского права и смежных прав на территории РФ для определенных категорий иностранных владельцев этих прав. При этом объем предоставляемых прав может быть различным. Как указывает Э.П. Гаврилов, иностранным владельцам прав по международному договору может быть предоставлен весь объем прав, предусмотренных Законом (и тогда говорится о предоставлении «национального режима»), либо только некоторые из этих прав. Иностранным владельцам прав на основе международного договора в некоторых случаях может быть предоставлен более льготный режим, чем тот, который предоставляется российским владельцам, охраняемым по российскому национальному законодательству.
С точки зрения правоприменения наиболее важными являются постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, поскольку содержащиеся в них положения являются обязательными для нижестоящих судов. Тем не менее, указанными высшими органами судебной власти до настоящего времени не принято специальных постановлений пленумов по вопросам обобщения судебной практики по делам, вытекающим из авторских правоотношений, хотя в настоящее время определенная работа в данном направлении ведется. В этой связи суды общей юрисдикции продолжают применять в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18.04.1986 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении споров, возникающих из авторских правоотношений».
Широкое использование результатов творческой деятельности в силу различных причин сопровождается негативными последствиями, представляющими серьезную угрозу для общества в связи с высоким уровнем незаконного использования этих результатов. В связи с этим возникла объективная потребность в обобщении судебной практики и подготовке руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по этим вопросам. В первом полугодии 2004 г. Верховный Суд РФ обобщил практику рассмотрения гражданских дел в сфере защиты интеллектуальной собственности.
Арбитражные суды, в свою очередь, до сих пор руководствуются информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.09.1999 № 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Кроме того, следует назвать и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знак».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Авторское право, являясь самостоятельным гражданско-правовым институтом, одновременно входит в качестве составного элемента в часть гражданского права, которая именуется «Право интеллектуальной собственности». Авторское право рассматривается в объективном и субъективном смыслах. Под авторским правом в объективном смысле понимается совокупность норм, регламентирующих общественные отношения в области создания и использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право охватывает имущественные и личные неимущественные права авторов произведений (иных правообладателей).
Законом "О правовой охране программ электронно-вычислительных машин",
Законом "О средствах массовой информации"
Законом "Об архитектурной деятельности в РФ",
Соответствующими указами Президента и постановлениями Правительства,
Актами федеральных органов исполнительной власти.
Среди международных договоров, как источники авторского права, следует отметить Бернскую конвенцию по охране художественных и литературных произведений (1886 год), которая для РФ вступила в силу в марте 1995 года, Женевскую конвенцию 1952 года об авторском праве, Конвенцию, учреждающую Всемирную организацию интеллектуальной собственности (14.08.1967 года) и Конвенцию, подписанную в Брюсселе, о распространении программ, несущих сигналы, передаваемые через спутники. В Конвенции, учредившей ВОИС, указывалось, что интеллектуальная собственность включает права, которые относятся к исполнительной деятельности артистов, телерадиовещанию, звукозаписи, художественным и научным произведениям, научным открытиям, товарным знакам и коммерческим обозначениям, изобретениям в любой области человеческой деятельности, промышленным образцам и защите от недобросовестной конкуренции.
В авторско-правовых отношениях действует общий принцип, по которому, в случае, когда международный договор устанавливает правила, отличные от предусмотренных в гражданском законодательстве, используются нормы международного договора, которые являются источниками авторского права.
Актуальными на сегодняшний день являются вопросы о присоединении Российской Федерации к Договорам ВОИС об авторском праве (ДАП) и об исполнениях и фонограммах (ДИФ), а также к Соглашению о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение TRIPS).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Международная конвенция, разработанная под непосредственным руководством ЮНЕСКО, подписана в Женеве 06.09.52.
Действует в двух редакциях – 1952го и 1971го. Россия участвует в обеих редакциях (с 1973его и с 1995го соответственно).
Данная Конвенция, в отличие от Бернской, обратной силы не имеет . Более универсальный характер! Содержит мало материально-правовых норм (чаще отсылает к внутреннему законодательству), в основном – коллизионные.
Принципы:
национального режима,
государственной охраны,
соблюдения формальностей (если по национальному законодательству соблюдение формальностей обязательно, то формальности считаются выполненными в отношении всех охраняемых данной Конвенцией произведений, если ВСЕ произведения будут носить знак охраны авторских прав – С (copyright)– с указанием правообладателя и года первого выпуска в свет.)
Эта формальность – очень простая и отвечает интересам автора. Это правило не распространяется на авторов-граждан государств, требующих соблюдения определенных формальностей, не распространяется на произведения, впервые выпущенные в таких государствах. Т.е. Конвенция не отменяет всех формальных процедур.
Конвенция указывает в качестве объектов охраны литературные, научные и художественные произведения, выраженные в следующихформах : письменной, музыкальной, кинематографической, изобразительной.
Охраняются «выпущенные и не выпущенные в свет произведения ». Выпуск в свет по Конвенции – «воспроизведение в материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведения для чтения или ознакомления путемзрительного восприятия». Таким образом, выпадают звукозаписи иные не воспринимаемые зрительно произведения.
В Конвенции также не упоминаются такие объекты как компьютерные программы и базы данных. Но при этом, перечень объектов не исчерпывающий, поэтому и не указанные прямо объекты могут пользоваться защитой по Конвенции.
Объем авторских прав определяется национальным законодательством государств-участников. Всемирная конвенция предусматривает идентичное Бернской коллизионное регулирование - применение права государства, где испрашивается защита авторских прав, или закона суда
По Конвенции (как и по Бернской) – критерий предоставления охраны – критерий гражданства автора (если государство – участник). При этом неважно, в каком государстве произведение было опубликовано.Территориальный критерий предоставления охраны – только в отношении произведений авторов, не являющихся гражданами стран-участниц и не имеющих в них основного места жительства. Здесь охрана предоставляется только если такое произведение впервые вышло в свет в одной из стран-участниц.
Срок охраны по Конвенции – устанавливается государством, ноне меньше 25 лет (после смерти автора). Сокращенный срок – для фотографий и произведений прикладного искусства – 10 лет.
Право на перевод – единственное правомочие автора, закрепленное в Конвенции. в отличие от Бернской конвенции, данная конвенция допускает возможность государств-участников устанавливать ограничения в отношении исключительного права автора разрешать перевод письменного произведения. Внутреннее законодательство может предусматривать выдачупринудительной лицензии на перевод произведения . Но при выдаче подобной лицензии все равно сохраняются все неимущественные права автора (название и имя автора должны быть указаны на всех экземплярах…), внутреннее законодательство государств должно обеспечить правообладателю справедливое вознаграждение.
Данная лицензия имеет территориальный характер – действительна только на территории выдающего ее государства.
Законодательство РФ выдачу подобной лицензии не допускает.
Бернская конвенцияоб охране литературных и художественных произведений стала первой конвенцией, благодаря которой был устранен территориальный характер авторского права.Согласно ст. 5 Бернской конвенции, авторы - граждане какой-либо страны Бернского союза пользуются в других странах Союза, кроме страны происхождения произведения, в отношении своих произведений, как опубликованных, так и не опубликованных, «правами, которые предоставляются в настоящее время или будут предоставлены в дальнейшем соответствующими законами этих стран своим гражданам, а также правами, особо предоставляемыми настоящей Конвенцией ».Такая же охрана предоставляется авторам - гражданам государств, не участвующих в конвенции, в отношении произведений, опубликованных ими впервые в одной из стран Союза или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза. Бернская конвенция во главу угла ставит территориальный признак - страну происхождения произведения или, точнее, страну первого опубликования произведения. Такая же охрана предоставляется авторам - гражданам государств, не участвующих в конвенции, в отношении произведений, опубликованных ими впервые в одной из стран Союза или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза. Бернская конвенция во главу угла ставит территориальный признак - страну происхождения произведения или, точнее, страну первого опубликования произведения.
Вторым основным многосторонним международным соглашением является Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве. Она была разработана под эгидой ЮНЕСКО и подписана на конференции в Женеве в 1952 году. В конвенции участвует 81 государство, причем ее участниками является ряд государств (в частности, страны Американского континента), не участвующих в Бернской конвенции. Для СССР (РФ) конвенция действует с 27 мая 1973 г. Так же как Бернская конвенция. Всемирная конвенция исходит из принципа национального режима, но, в отличие от первой, этот принцип играет в ней большую роль, поскольку Всемирная конвенция содержит небольшое количество материально-правовых норм, отсылая к внутреннему законодательству. Тем самым Всемирная конвенция в меньшей степени затрагивает внутреннее законодательство. По своему содержанию она носит более универсальный характер, что делает возможным участие в ней стран с различным законодательством в области авторского права. Во Всемирной конвенции более широко представлены государства с различными системами авторского права, хотя большинство участников Бернской и Всемирной конвенций совпадает.
Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве
Наряду с совершенствованием положений Бернской конвенции и модернизацией ее в 1948-1951 гг. под эгидой ЮНЕСКО была выработана новая конвенция, которая принята в Женеве в сентябре 1952 г. межправительственной конференцией с участием представителей 50 стран. Названа она была Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве и вступила в силу в сентябре 1955 г.
В настоящее время в конвенции участвуют более 80 государств. Эта конвенция не развивает и не заменяет Бернскую конвенцию, но она больше, чем Бернская, отдает предпочтение принципу национального режима, что и позволило ей объединить государства с различным авторско-правовыми системами и подходами. Согласно конвенции срок охраны авторского права охватывает период жизни автора и 25 лет после его смерти.
После присоединения в 1973 г. СССР к Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.) в гражданское законодательство СССР об авторском праве были внесены существенные изменения в отношении права автора на перевод (ранее действовал принцип свободы перевода, т.е. без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения) и срока действия авторского права (он был продлен с 15 до 25 лет после смерти автора).
Эта конвенция не имеет обратной силы, т.е. ее правила не применяются в отношении произведений или прав на произведения, охрана которых ко времени вступления в силу конвенции в договаривающемся государстве прекратилась или никогда не существовала. Книга Международные конвенции по авторскому праву - Ю.Г. Матвеев.,2013г.
Для граждан СССР это означало, что их произведения, впервые опубликованные в СССР до 27 мая 1973 г., не подлежали охране в странах - участницах конвенции, точно так же как и произведения их граждан, впервые опубликованные до 27 мая 1973 г. за пределами СССР, не пользовались охраной в СССР. Реферат: Копирайт и копилефт (электронный ресурс)http://www.roman.by/r-9525.html
Всемирная конвенция предусматривает соблюдение определенных формальностей в отношении охраняемых произведении, заключающихся в том, что все экземпляры произведения должны иметь следующие указания: знак © (первая буква С слова "copyright", заключенная в круг), имя обладателя авторских прав и год первой публикации произведения. Эти указания должны быть ясно видны (при публикации книг у нас в стране, указания обычно располагаются на обороте титульного листа).
Однако в целом Всемирная конвенция не повысила уровень охраны, предоставляемой Бернской конвенцией, но в какой-то мере позволила расширить обмен культурными ценностями и научными достижениями.
Различия принципиального характера, касающиеся сфер применения конвенций, а также требования развивающихся стран, поддержанные рядом бывших социалистических стран, привели к решению об одновременном пересмотре Бернской и Женевской конвенций. Соответствующая конференция состоялась в Париже в 1971 г.
Редакции Бернской и Всемирной конвенций 1971 г. предусматривают универсальное действие принципа гражданства автора, а в случае, если автором произведения является гражданин страны, участвующей в обеих конвенциях, охрана предоставляется по правилам Бернской конвенции.
Несомненно, институты авторского права зарубежных стран и международные отношения в этой области оказывали влияние на институт авторского права в СССР. Поэтому, чтобы контурно обрисовать авторское право, существовавшее в СССР, рассмотрим некоторые положения, которые действовали до принятия Российской Федерацией самостоятельного закона.
Так, в качестве источников права, действовали Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (1961 г.) и Гражданский кодекс РСФСР (1964 г.), регулировавшие вопросы авторского права на произведения творчества, включая нормы, относящиеся к объектам и субъектам авторского права, к защите авторских прав.
Сфера действия авторского права распространялась на "произведения науки, литературы и искусства независимо от формы, назначения и достоинства произведения, а также от способа его воспроизведения". Это произведения, как выпущенные, так и не выпущенные в свет, но выраженные в какой-либо объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора. Для возникновения авторского права не требовалось выполнения каких-либо формальностей. Субъектами авторского права являлись авторы произведений - отдельные граждане, их наследники и иные правопреемники, юридические лица, как носители авторского права, и государство.
В зависимости от гражданства автора произведения могли считаться и не охраняемыми в СССР. И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев. Авторское право и смежные права, 2010г.Само авторское право как правовой институт объединяет совокупность правомочий. Авторские правомочия делятся на личные неимущественные (моральные) и имущественные, т.е. те, которые имеют экономическое значение и несут выгоду. К личным неимущественным правомочиям относятся право авторства, право на имя, право на неприкосновенность произведения. К имущественным правомочиям относятся права на использование произведения. Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. Патентное право. Регистрация прав (электронный носитель)
Под использованием понимались воспроизведение, распространение, публичное исполнение или показ, радио - и телевизионная трансляция.
Порядок пользования этим правом в общем случае был основан на разрешении владельца - договоре, в котором оговариваются соответствующий вид использования и другие условия. Особо следует упомянуть случаи использования произведений без согласия автора, и в частности без выплаты ему вознаграждения. Эти случаи бездоговорного использования, установленные законом, относились: к воспроизведению в научных и критических работах, учебных изданиях изданных произведений науки, литературы и искусства или отрывков из них; к воспроизведению в газетах, выпущенных в свет произведений в оригинале или переводе, к репродуцированию печатных произведений в научных, учебных и просветительских целях без получения прибыли; к воспроизведению в кино, по радио и телевидению опубликованных произведений и др. И.А. Близнец, К.Б. Леонтьев. Авторское право и смежные права, 2010г.
С выплатой автору вознаграждения закон предусматривал такие случаи, как публичное исполнение выпущенных в свет произведений, запись в целях публичного воспроизведения или распространения (тиражирования) выпущенных и свет произведений. Правда, вознаграждение независимо от тиража было установлено незначительное. А в целом, несмотря на то, что в законодательстве номинально существовали нормы об экономических правах авторов и понятие авторского и лицензионного договоров, политика и практика их применения не могла существенно поощрять ни творческих работников, ни тех, кто способствовал распространению их труда. Интеллектуальная собственность.Авторское право и смежные права.Патентное право Регистрация прав. (электронный носитель)
Знак "копирайт
Этот знак (от английского "copyright" - право на копирование) - особый формат оповещения о вашем авторском праве на любое произведение, где вы поставили ©, свое имя или наименование правообладателя, а также год первой публикации. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть 4 от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (действующая редакция от 12.03.2014) Ст.1271
Значок "копирайта" нигде регистрировать не надо. Право на его использование вы получаете, как только создали любой объект, на который распространяется авторское право.
Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) Конвенцией об авторском праве в 1952 году и в российском законодательстве закреплен в Гражданском кодексе.
Сам по себе знак "копирайт" не может служить основой для установления факта обладания какими-либо авторскими правами, но помогает установить правообладателя. Значок "копирайта" - это своего рода предупреждение всем: у произведения есть хозяин, коммерческое использование без разрешения правообладателя запрещено!
Знак копирайта важен тогда, когда вам нужна защита от копирования и нелегального распространения вашего произведения. Знак копирайта следует разместить нужно ставить там, где для вас важно показать ваше авторство - в конце оригинальной статьи, на своем сайте, в конце какого-то важного поста на форуме, блоге и т.л. Реферат: Копирайт и копилефт (электронный ресурс)http://www.roman.by/r-9525.html
Закон не обязывает вас проставлять оповещение об авторском праве или соблюдать указанный формат. Можно придумать какой-то свой вариант предупреждающей записи.
Произведения, защищенные "копирайтом", можно использовать для цитирования сообщения в СМИ, научных исследований, обучения, комментариев и критики, но с обязательной ссылкой на источник и с использованием не более нескольких абзацев авторского текста.
Чтобы набрать знак копирайта на компьютере, надо нажать и удержать клавишу "Альт" и на цифровой панели справа набрать 0169 (на верхних цифровых клавишах знак копирайта набрать не получится). На ноутбуках эта клавиатура "впечатана" справа в общем строю клавиш.