Обучение холерика. Темперамент ученика и его влияние на обучение
Смелость холерика иногда бывает поразительна. Он не отступает ни перед какими препятствиями, ничего не боится или побеждает в себе чувство боли и страха, не обнаруживая его. Он гордится, что может перенести без слез, без крика и без жалоб побои, всякое наказание, боль. В обществе детей он - забияка, но авторитетен, держится свысока подчиняя своему влиянию других детей.
Руководя товарищами, холерик нередко является вдохновителем группы в борьбе с «нелюбимым» педагогом. И нелегко справиться с таким неприятелем, потому что группа иногда слепо подчиняется его влиянию, а сам холерик при его упрямстве и самолюбии способен к продолжительной и упорной борьбе: он переносит всевозможные наказания, которые еще более закаляют его упрямство. Он считает страшным унижением смириться и просить прощения, а если и вынужден это сделать, то просит прощения с таким заносчивым видом, который не роняет его авторитета в глазах товарищей. Упорное преследование наказаниями может заставить его перейти к борьбе скрытной, но это не победа со стороны педагога. Это мучение для него, вынужденного постоянно быть настороже против неутомимого неприятеля. Из чистых холериков выходили и фанатики, погибавшие на кострах, и герои, положившие жизнь за идею, и великие люди -двигатели своего народа, и злодеи, ужасавшие мир.
Мысль холерика с самого раннего детства выказывает глубину и остроту. Он учится не под влиянием внешних возбуждений и не тому, чего требуют, а ради приобретения знаний, которые, по его мнению, важны и нужны. Холерик хочет все нужное знать не поверхностно, а вполне; часто не довольствуется объяснениями воспитателя и данной ему книгой. Ему свойственно сомнение и критическое отношение к педагогу, книге, словам товарищей. При своем самолюбии холерик даже испытывает особенное удовольствие, если найдет в книге ошибку, неверность, противоречие, если каким-нибудь вопросом поставит воспитателя в тупик, замешательство, затруднение.
Чувствования холерика глубоки, сильны и быстры. Они обнаруживаются резко, даже грубо. Его мысль и желания немедленно переходят в дело, которому он отдается целиком, упорно добиваясь цели, не жалея труда, энергии, не отступая ни перед какими препятствиями и опасностями. Поэтому-то велик холерик в геройстве и ужасен в злодействе.
Как лучше воздействовать на человека с таким темпераментом? Так как сущность холерического темперамента в подчинении самого себя и всего окружающего своему личному авторитету, то и в своем отношении к нему воспитателю лучше всего делать упор на то же самое начало, т. е. использовать то, что холерик, стремясь и умея подчинять других, способен и сам безгранично подчиняться авторитету идеи, убеждения, государства, личности, соединяя этот авторитет со своей личностью и стараясь подчинять других ему как авторитету.
Следовательно, забота педагога должна состоять в том, чтобы свой авторитет поставить выше авторитета холерика. Тут неуместны уступки, снисхождение и слабость, а нужна непреклонная твердость, справедливая строгость, требовательная последовательность, словом, такая нравственная сила, чтобы холерик не только любил, но и уважал своего педагога. Перед холериком он не только может, но и должен подкреплять свои требования мотивами, доводами, доказательствами, потому что они не пропадут даром, а будут полезны и плодотворны.
Похвала и одобрение, с одной стороны, хорошо действуют на холерика, склонного к честолюбию, возбуждая в нем рвение к труду, преодолению трудностей, но с другой стороны - еще более усиливают, развивают его склонность к честолюбию, гордости, первенству, преувеличенному самомнению; а потому педагог поступит благоразумно, если будет справедлив, но умерен в своих отзывах и похвалах холерика, прилагая к нему несколько завышенную мерку, нежели к другим, менее одаренным от природы, и ни в коем случае не отличая его от товарищей какими-либо исключительными льготами и преимуществами. Холерик должен привыкать довольствоваться собственным осознанием того, что исполнил хорошо ту или иную работу, как лучшей наградой. Пусть он полюбит труд и дело для самого дела. Следует обращать особенное внимание на отношение холерика к товарищам и по возможности избегать случаев возвеличивания его за счет других посредством выгодных для него сравнений. Однако полезно и целесообразно подводить его к мысли оказания помощи товарищам, давая выход его самолюбию посредством помощи другим, чтобы его самолюбие удовлетворялось сознанием своей полезности для других.
Меланхолик - тип темперамента, характеризуемый прилагательными: грустный, скучный, зачастую довольно нервный и даже нелюдимый.
Меланхолики склонны к тощему телосложению, с бледным лицом и «потухшим» взглядом. Мир меланхолика видится ему в мрачном свете. Он никому не доверяет, всех подозревает, на всех обижается, на всех жалуется, сторонится. Недоверчивость, подозрительность и преувеличенная забота о самосохранении и ограждении своей личности у него является источником несправедливости, зависти, злости, клеветы и мстительности. Его одинаково раздражают и насмешки, шутки, поддразнивания со стороны окружающих, и ласки, которым он не доверяет. Меланхолик может переносить многое с кажущимся спокойствием, но это - вымученное спокойствие. Привести педагога или товарища в раздражение, а тем более унизить его, - для меланхолика большое удовольствие, ради которого он способен вести продолжительную, терпеливую и хорошо обдуманную игру.
Мыслительная деятельность меланхолика весьма сосредоточена и глубока. Он способен серьезно и глубоко изучать предметы и любит серьезную умственную работу, преимущественно отвлеченную. Умственная работа может совершенно поглощать его, отвлекая от многого дурного, парализуя его подозрительность, недоброжелательность к людям и мрачность. Поэтические образы на него действуют слабо и малодоступны его пониманию, так как в поэтическом произведении его может интересовать только отвлеченная идея и ее развитие. Чувствования его не отличаются живостью, яркостью и разнообразием. Однако он чувствует глубоко, иногда сердится и мстит много лет, но любит до самоотвержения. Желания и стремления его тверды, непоколебимы.
В чистом виде меланхолический характер - настоящее несчастье для родителей, воспитателей, педагогов. Обнадёживает лишь то, что таких людей в природе сравнительно мало, не более 5 на 100 человек. Да и самому меланхолику жизнь не в радость, так как мучая других, он еще больше мучает самого себя, и горечь жизни для него еще увеличивается тем обстоятельством, что он никого не привлекает к себе: не только педагоги, но часто и родители не любят детей-меланхоликов. Но тот педагог, который тепло относится к своему делу, проникнут идеей добра, должен понимать, что здесь-то и нужна любовь. Преодолевая невольную антипатию, вооружившись справедливостью, он может много сделать для меланхолика, внося в его мрачную душу свет радости, спокойствия и доброжелательности. С другой стороны, пользуясь склонностью меланхолика к умственной работе, можно и в ней найти противовес дурным инстинктам и наклонностям «несчастного» темперамента, источник спокойного, справедливого отношения к жизни и людям: общественная жизнь, работа и отдых не в одиночку, а в обществе, в среде товарищества. Если в ходе педагогической работы удастся оградить меланхолика от обид, насмешек, оскорблений и других неприятностей, сблизить с добрыми и разумными товарищами, втянуть в общественную жизнь группы, то выявятся несомненные достоинства «буки» - трудолюбие и способности.
При благоразумном руководстве, приобретая истинные и разнообразные знания, разумные убеждения, заражаясь альтруистическими чувствами, меланхолик может вырасти в человека глубокого ума, многосторонних знаний и высокой нравственности.
Каждый ученик – это уникальная, неповторимая личность со своими индивидуально-психологическими качествами. Однако опытный учитель, перед внимательным взором которого проходит не один десяток учеников, всегда замечает и некоторые общие проявления, которые характеризуют некоторых детей. Постепенно он создает свою типологию учеников. Нередко такая типология совпадает с принятым в психологии разделением людей на типы, в зависимости от их темперамента.
Ученик-сангвиник приятен в общении, радостно-инициативен, хорошо контактирует с педагогом. Речь легкая, богатая, остроумная; живая, артистичная мимика. Ребенок-сангвиник может допускать шалости, капризничать, но легко переносит порицания, наказания. Как правило, сангвиник не обидчив, не гневлив, оптимист, легко приспосабливается к обстоятельствам. Указания педагога схватывает на лету, склонен к эмоциональному подходу к делу. Сангвиник легко увлекается, с удовольствием начинает работу над новым произведением, быстро выучивает. Но дальше проявляется другая сторона сангвиника: его интерес быстро остывает, если дело (работа) требует длительной кропотливой работы. Самая трудная задача для педагога – поддержать этот интерес. Для сангвиников характерна быстрая реакция, легкая переключаемость (переход от одного вида работы к другому). Отличаются хорошей работоспособностью (в особенности девочки), однако нередко склонны к лени, и тогда с трудом поддаются нажиму и контролю, в сложных ситуациях могут прибегать ко лжи. Самооценка сангвиника неустойчиво завышенная, любит рассказывать о своих успехах, быть у всех на виду. Легко утешаются. При доброжелательных и одновременно требовательных отношениях с преподавателем ученики-сангвиники могут достигать высоких результатов в учебной деятельности.
Холерик – обладатель легко возбудимого сильного типа нервной системы. Яркий, самоуверенный, быстрый, самостоятельный, но, как правило, непростой ученик. Он обидчив, самолюбив, стремится общаться со старшими на равных, может вызывающе сопротивляться воле старших, не подчиняться. Болезненно-гневно реагирует на критику (появление четверки после привычных пятерок – трагедия), на невнимание к себе. Речь холерика громкая, быстрая, авторитетная, мимика резкая, выразительная. Ученик-холерик крайне субъективно относится к заданию: если оно нравится – работает увлеченно, если не нравится – с трудом способен довести до конца. Холерики энергичны, выносливы, способны работать интенсивно и в короткий срок достигать хороших результатов. Их энергия усиливается при столкновении с препятствиями, любят борьбу, вплоть до открытого конфликта с противником, конкурентом. Однако в ежедневной работе требуют от педагога безграничного терпения и тонкого руководства.
Флегматики - спокойны, самостоятельны, не унывают, у них нет ни самоуверенности, ни тревоги за себя, ценят себя объективно. Речь флегматика замедленная, немногословная, они предпочитают роль слушателя. Мимика невыразительна, движения плавные, замедленные. Многим флегматики могут показаться безэмоциональными, равнодушными людьми, однако это не так. Они способны на сильные высокие чувства, но не склонны к их внешнему выражению. Флегматики инерционны, им необходимо время, чтобы перейти из одного состояния в другое. Скорость реагирования несколько замедленна. В работе с ними необходимо терпение, их нельзя навязчиво подгонять. Усваивают, запоминают новый материал медленно, но помнят и удерживают достигнутый уровень долго. Флегматики усидчивы и очень выносливы. Практически не волнуются, внимательны. Им тяжело переключаться на другое задание. Флегматик может быть хорошим педагогом, способен грамотно и спокойно разрешать конфликты, быть терпеливым для него не составляет труда.
Меланхолик – «человек без кожи», чуткий, легко ранимый, тревожный. Речь тихая, взволнованная, с просительными интонациями; как правило, робкое, грустное выражение лица. Меланхолик не уверен в себе, стеснителен, склонен преувеличивать свои недостатки, мнителен, но такие качества как обостренная чуткость, впечатлительность, яркая фантазия становятся основой для воспитания вдумчивого тонкого художника (скорее миниатюриста нежели монументалиста). Ученики-меланхолики тянутся к спокойным, доброжелательным учителям, исполнительны и внимательны к требованиям педагога, нуждаются в особом внимании, чуткости, в доброй, нежной поддержке с его стороны. Меланхолики быстро утомляются, чувствительны к внешним помехам. Участие в конкурсах, экзаменах для них – настоящая драма, волнуются задолго до начала.
Развитие личности, поступательное формирование волевых сторон характера, способно компенсировать некоторые «невыгодные» стороны любого темперамента.
ВОСПИТАНИЕ ВНИМАНИЯ УЧЕНИКА
Дети значительно различаются по показателям произвольного внимания, что необходимо учитывать в педагогической работе. Уже с первого урока они сталкиваются с требованиями быть внимательными, организованными, и хотят выполнить эти требования, но в большинстве своем не обладают необходимыми умениями, плохо себе представляют, как это сделать. В свою очередь, развитие внимания учеников как специальная задача педагогами, как правило, не ставится, и все воздействия сводятся к приказаниям: «Будь внимательным, не отвлекайся!»
Однако значительная часть проблем, связанных с невнимательностью учеников, решается с помощью включения в занятия заданий, направленных на формирование различных видов и качеств Вн. Особенно необходимы такие задания гиперактивным ученикам.
У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольное Вн (внешнее проявление: ребенок вглядывается, вслушивается, приоткрывает рот, подходит ближе, тянется потрогать). В работе с начинающими необходимо широко использовать непроизвольное Вн. Оно вызывается живой, эмоциональной речью, артистизмом учителя, занимательностью заданий, использованием красочного наглядного материала, созданием игровых, проблемных ситуаций.
Произвольное внимание хорошо развивается в игровой деятельности, в соревновательных заданиях (игры в разведчиков, «кто самый внимательный?»), в заданиях «на проверку внимания» («А сейчас давай проверим, насколько ты внимателен»). Сначала целесообразно использование заданий, которые дети могут выполнить во внешнем плане (Покажи), затем внешняя деятельность свертывается и переходит во внутренний план («Послушай и скажи…», «Посмотри и объясни»), превращаясь в активное внимание, умение контролировать свои действия. Устойчивость Вн ученика сохраняется в деятельности, которая дает результаты и вызывает положительные эмоции, удовлетворение, а это, в свою очередь, - желание заниматься и установку на внимание.
Распределение Вн – непосильная задача для младших школьников. Не следует заставлять их выполнять сложную задачу сразу, необходимо разделить ее на ряд простых, затем, по мере приобретения устойчивых навыков, постепенно приучать к распределению внимания.
На способность ребенка к обучению и его успеваемость влияет множество факторов, как внешних, так и внутренних. Кажется само собой разумеющимся, что психологические особенности ребенка должны в значительной степени влиять на его учебную деятельность, но они редко принимаются во внимание школьными учителями.
Современная система образования предполагает взаимодействие учителя с неким среднестатистическим учеником, а индивидуальный подход в обучении, хоть и понимается как наиболее эффективный, по-прежнему не практикуется. Множество проблем в обучении связаны с несовершенством и несовременностью образования.
Например, всем детям в классе дают одно и то же домашнее задание. И двоечник, и отличник на контрольной работе решают одну и ту же задачку за одинаковый отрезок времени. Один ученик прекрасно знает тему, но просто не успевает ответить на все вопросы контрольной и получает плохую оценку, а другой, ничего не зная, подсматривает ответы в шпаргалке и получает высокую оценку. Если один ученик на уроке скучает от того, что все и без того знает, а второму очень тяжело понять даже название темы урока, это совсем не означает что первый умный, а второй глупый. В конце концов, ребенку может просто не нравится учитель и наоборот.
О недостатках и упущениях системы образования можно говорить долго. Задача родителей – помочь ребенку адаптироваться к этой несовершенной системе.
Хорошие оценки не должны быть самоцелью, гораздо важнее для школьников усвоить необходимые для жизни знания, научиться учиться, определиться, какая область человеческих знаний наиболее интересна, чтобы позже выбрать профессию. Это можно сделать, только зная и понимая особенности личности.
Индивидуальный стиль учебы, подобранный под тип темперамента и другие личностные особенности ученика, помогает ему учиться. Родители, делающие уроки с ребенком дома, выступают в роли учителя, поэтому должны знать его типологические особенности и отталкиваться от этого знания при выборе методов и времени обучения.
Типы темперамента
Одной из составляющих личности школьника, определяющей успеваемость, является темперамент – врожденная совокупность психофизиологических особенностей, связанных с возбудимостью центральной нервной системы. Темперамент – это скорость и сила процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Он определяет не только эмоциональность и чувствительность, но и стиль деятельности, способ реагирования и поведения.
Темперамент, в отличие от характера, является врожденной характеристикой и лишь в незначительной степени поддается изменениям в течение жизни. Характер воспитывается в детстве и может меняться в процессе самовоспитания во взрослом возрасте. Он, как правило, компенсирует негативные стороны темперамента.
Например, медлительность, свойственная флегматикам, часто компенсируется такой чертой характера как усидчивость, что помогает таким детям остаться в классе и делать задание, даже если другие, более шустрые ученики уже резвятся на переменке.
Темперамент обнаруживается очень скоро после рождения малыша, в течение первого года его жизни. И хотя чистых типов темперамента не бывает (чаще всего наблюдаются смешанные типы), все же какой-то один из них преобладает.
Выделяется четыре типа темперамента :
- Холерик. Сильный, но неуравновешенный тип темперамента. Холерики активные, деятельные, инициативные, упорные, эмоциональные, вспыльчивые, агрессивные.
- Флегматик. Сильный, уравновешенный, но инертный тип темперамента. Флегматики спокойные, рассудительные, миролюбивые, целеустремленные, постоянные, принципиальные, медлительные, внешне «холодные» и бесчувственные.
- Меланхолик. Слабый тип темперамента. Меланхолики чувствительные и тонко чувствующие, добрые, ответственные, дружелюбные, ранимые, замкнутые, тревожные.
- Сангвиник. Сильный, неуравновешенный, подвижный тип темперамента. Сангвиники общительные, активные, креативные, веселые, оптимистичные, легкомысленные, непостоянные.
Как учатся дети с разными типами темперамента
Темперамент проявляется в любой деятельности человека и, конечно же, в ведущем виде деятельности каждого возрастного этапа развития.
Ведущая деятельность – это деятельность, выполнение которое обуславливает формирование основных возрастных психологических новообразований и способствует дальнейшему развитию личности. Для младших школьников таким видом деятельности является учебная деятельность , то есть учеба.
Правильная организация учебы вырабатывает у школьника навыки труда. Учебный процесс должен восприниматься положительно , чтобы обучение имело смысл. Как недостаточная, так и чрезмерная нагрузка негативно воздействуют на физическое и психическое здоровье школьника.
Если говорить в общем, то в современной системе образования более успешными оказываются те ученики, чей темперамент преимущественно флегматический или меланхолический. У сангвиников и холериков оценки, как правило, ниже, чем у меланхоликов и флегматиков.
Холерик работоспособный и выносливый ученик, но часто растрачивает все силы в начале деятельности, отчего быстро устает. Образно говоря, холерики быстро «загораются», увлекаются заданием, но так же быстро и «гаснут», переусердствовав в самом начале. Холерики любят интенсивно трудиться в ускоренном темпе. Если задание им интересно, способны на многое за короткий срок, в таком случае их продуктивность чрезвычайно высока. Они настоящие «стахановцы»: не бояться объема, ограниченности времени и сложности заданий.
Сангвиник
обладает молниеносной реакцией и умеет приспосабливаться к непредвиденной смене обстоятельств. Продуктивен в учебе, только если она осуществляется в интересной форме (например, игровой), в противном случае ему становится скучно, он ленится и всеми силами старается избежать выполнения задания. Учеба дается им легко, новый материал они усваивают быстро, но не стремятся его изучить глубже. Сангвиники способны делать несколько дел сразу, скорость переключения внимания у них высока, но такой многозадачный труд часто носит поверхностный характер. Возможно множество ошибок по невнимательности.
Сангвиники и холерики бодры, веселы, общительны, активны в школе, почти не бывают усталыми, вялыми или расслабленными. Они не испытывают какого-либо напряжения при усвоении нового материала, легко запоминают большой объем информации, быстро отвечают на вопросы и выполняют задания. Такие дети воспринимаются так непослушные, неуправляемые, слишком свободолюбивые.
Холерики и сангвиники не любят проверять выполненную работу на ошибки. Также они не любят анализировать, классифицировать, планировать, делать выводы, а эти умения очень важны в учебе. Но самая существенная проблема для таких учеников – отсутствие самоконтроля, усидчивости и недостаток концентрации внимания. Эти качества нужно развивать.
Флегматики наиболее трудоспособные учащиеся, упорные, настойчивые, аккуратные и внимательные. Их медлительность с лихвой компенсируется прилежанием. Флегматик может долго «вклиниваться» в работу, но когда уже погружается в нее, то в серьез и надолго. Любят разбираться, анализировать, сопоставлять факты, изучать тему со всех сторон и точек зрения. Это прилежные ученики, уважающие учителей.
Меланхолики очень старательны и скрупулезны, любят добираться до сути, они усердны так же, как и флегматики, но намного быстрее утомляются, им чаще приходится делать перерывы на отдых. Порой им не хватает упорства, уверенности в себе и силы воли (особенно если задание не нравится). Любят работать не по принуждению, а по вдохновению.
Флегматики и меланхолики ведут себя на занятиях спокойно и сдержанно, это послушные и любознательные дети. Их аккуратность и прилежание доходят до педантизма и перфекционизма. Дома флегматики и меланхолики занимаются учебой большую часть времени. Родители рады, видя своего ребенка таким прилежным и послушным, но для гармоничного развития ему нужна не только учеба. Игры, общение со сверстниками, хобби не должны исключаться из жизни ребенка.
Сангвиникам и холерикам часто не хватает терпения и старательности. Проверка знаний в школе обычно осуществляется в письменном виде, а такие задания легче выполнять меланхоликам и флегматикам. Им труднее, нежели холерикам и сангвиникам усваивать новый учебный материал, но усидчивость и трудолюбие приводят к тому, что они становятся отличниками.
Важно помнить, что каждый тип темперамента в учебной деятельности может проявляться как с положительной, так и с отрицательной стороны в зависимости от выбранной методики, задания, стиля преподавания и личности учителя.
Успешность в жизни никак не связана с хорошей успеваемостью в школе, скорее, наоборот, наблюдается обратная картина: ученики, плохо учившиеся в школе или вовсе ее прогуливавшие, более успешны во взрослой жизни, нежели отличники. Школа – необходимый этап в жизни каждого человека, проходя который важно не потерять способность мыслить нестандартно и верить в себя.
- Е. Белонощенко “Рожденные с характером”
- Д. Кейрси “Пожалуйста, пойми меня – II. Темперамент. Характер. Интеллект”
- И. Бриггс-Майерс, П. Майерс “MBTI. Определение типов. У каждого свой дар”
- Т.П. Брайсон, Д. Сигел “Дисциплина без драм. Как помочь ребенку воспитать характер”
- Дж. Готтман, Дж. Деклер
Отношение к детям и особенности их воспитания зависят не только от возраста. Крайне важно учитывать специфику темперамента ребенка. Воспитывать детей «холериков» по темпераменту нужно по особым схемам.
Характеристика
Часто встречается мнение, что любые дети легко возбуждаются, бурно проявляют эмоции, беспрерывно и активно. Но даже на общем фоне ребенок холерик сильно выделяется. У него эмоции бьют через край. Чтобы справиться с таким «живым испытанием», надо основательно изучить особенности подобного темперамента.
Настроение у таких детей меняется непредсказуемо то в одну сторону, то в другую. При этом все дела проходят циклично. Холерики предпочитают игры, в которых много участников. Общение для них обычно не представляет проблемы и даже желательно. Но высокая контактность уже в детском саду омрачается, обесценивается повышенной склонностью к обидам и конфликтам. Наблюдающие за детьми сразу отмечают, что они:
- любят шалости;
- постоянно суетятся;
- неугомонны в своих занятиях.
Ребенок холерик не только хорошо виден, но и прекрасно «слышен». У него, независимо от пола, проявляются:
- громкость голоса;
- быстрота речи;
- активная жестикуляция.
Подобный темперамент приводит к быстрому расходу психической энергии. Ведь нервная система детей работает нестабильно. Погружаясь во всякое дело, во всякий поступок без остатка дети тратят почти все свои силы. Но неустойчивость дает о себе знать все равно: она выражается в отсутствии усидчивости. Воспитание холериков - дело сложное, требующее внимания и аккуратности.
Этот темперамент (и у подростков, и отчасти даже в дошкольном возрасте от 2 лет) выражается в лидерских наклонностях. Холерики почти всегда, в какой бы компании ни оказывались, выступают заводилами. Именно под их влиянием другие начинают и оставляют игры. Отношение к играм не просто серьезное: попытки прервать такие развлечения встречаются с раздражением. Из всех игр безусловным приоритетом пользуются те, где требуется рисковать и проявлять физическую активность.
Оказавшись в учебном заведении, в коллективе дети холерики оказываются вынуждены тормозить свои желания и побуждения. Но за пределами школы или детского сада (во дворе, на улице, а в особенности дома) самоконтроль ослабевает. Потому воспитательный процесс дополнительно осложняется, требует крепких нервов и хладнокровия. Чтобы точно убедиться, что ребенок именно холерик, полезно рассмотреть все четыре темперамента на примере конкретной ситуации.
Например, приходит время уходить с детской площадки. Сангвиники постараются оттягивать уход до последнего, лихорадочно займутся «дополнительным строительством», рытьем ям, скатятся с горки. Меланхолики будут огорчены и выразят это эмоционально. Однако все же выполнят просьбу. Флегматики меньше всего доставят проблем родителям и воспитателям - они сразу оставят все игры, как бы увлечены ни были, и пойдут куда им скажут.
Холерики по эмоциональному напряжению превзойдут всех. Они не просто будут бороться, упираться, кричать и плакать, некоторые способны мешать другим детям, ломая «построенное» ими, лезть в драку. В этом месте надо сделать отступление. Может показаться, что малыши с холерическим темпераментом - это просто любители агрессии, совершенно неуправляемые личности. На самом деле, у них есть еще и сильные стороны:
- меньшая склонность к одиночеству и самокопанию;
- сравнительно редкое плохое настроение;
- умение налаживать контакты и отстаивать свое «Я», свое мнение в общении с другими людьми;
- легкое приспособление к необычной для себя обстановке (не только детям, но и взрослым).
Дурные черты, которые надо преодолевать воспитателям при развитии личности холериков, таковы:
- повышенная конфликтность;
- склонность участвовать в конфликтах, заводить врагов;
- неготовность подчас завершать начатые дела;
- резкая смена отношения к отдельным людям, предметам и вещам.
У подростков с холерическим темпераментом есть свои особенности, немного не такие, как у других возрастов. Знать их нужно хотя бы потому, что в эту группу входит свыше 50% юношей и девушек. Такие несовершеннолетние не просто активны, они еще физически сильны и тренированы. Другими отличительными чертами являются:
- предприимчивость;
- склонность к общественно значимой деятельности;
- стремление преодолевать даже серьезные трудности;
- готовность и умение брать на себя разрешение трудностей других людей;
- не слишком высокая результативность в учебе;
- приоритет в школе и устремленность на то, что нравится или преподается лично симпатичными педагогами;
- умение быстро реагировать на нестандартные ситуации;
- способность легко запоминать информацию;
- ориентация на новые и необычные вещи.
Мальчика
При всей универсальности темпераментов существует все же значимая специфика в зависимости от пола. Если сын в семье относится как раз к этой группе, он неизбежно будет крайне неусидчив. Преодолевать эту проблему нужно, вводя четкие и последовательные правила. К примеру, в выходные дни вся семья начинает свой день не раньше определенного часа. Или после окончания работы давать взрослым 1 час покоя.
Каждое правило должно соблюдаться очень строго и неукоснительно. Тут многое зависит от взрослых, от их последовательности. Если они решили, скажем, что надо придерживаться определенного графика, отдавать приоритет отдельным занятиям - отступать от этого надо только при очень веских обстоятельствах. Желательно детям сразу объяснять, почему так решили. Они должны твердо знать, что капризы, истерики, скандалы и выходки не позволят добиться своей цели.
Бывает так, что какое-то дурное свойство холерика скорректировать, исправить не получается. Многие дети очень долго не могут днем заснуть в одиночку. Родителей крайне раздражает, что они теряют много времени на это. Еще одним негативным моментом часто становится излишняя детская говорливость. В таких случаях надо для начала изменить отношение к проблеме, отыскать в ней плюсы для себя - а затем уже попытаться ввести ситуацию в определенные рамки. Затрачиваемое время можно использовать на:
- раздумья о минувшем;
- планирование дальнейших поступков;
- прослушивание аудиокниги через наушники;
- другие подобные дела.
А вот к стремлению доминировать, несмотря ни на что, нельзя относиться столь же благодушно. Очень важно переломить эту тенденцию, иначе мир пополнится еще одним семейным тираном. Зато нужно ориентировать, особенно в подростковом возрасте, на заботу о других членах семьи. Это свойство и без того характерно взрослым холерикам, но важно помочь его формированию. Надо добиваться того, чтобы негативные эмоции, полученные в учебном заведении, на работе и в общественных местах в дальнейшем не выплескивались бы дома.
Что касается быстроты реакции, умение очень быстро принимать решение стоит поощрять. Следя, однако, чтобы принимаемые решения не были легковесны и эмоциональны. Если родители сумеют внушить, что надо принимать во внимание всю информацию, будет только лучше. При воспитании следует обращать внимание и на работу с такой чертой, как общительность. Тяга к общению, к появлению новых друзей должна ограничиваться умением разбираться в людях.
Девочки
У них несколько меньше подобных проблем, чем у мальчиков. Но основные черты холерического темперамента все равно проявляются. Надо мириться с тем, что у девочки появятся сильный характер, крепкая воля, что скоро возникнут серьезные амбиции. Опытные воспитатели учитывают эти обстоятельства и стараются сделать поведение мягче, гибче, научить обходить новые углы. Кстати, об обучении: девочки-холерики без проблем осваивают новые умения, обожают пробовать то, что раньше было им незнакомо.
Потому их легко «переключить» с нежелательных увлечений на те, которые родители считают лучшими для детей. А вот попытки преодолеть недостаточное внимание к модным тенденциям, нежелание носить украшения и различные аксессуары вряд ли дадут результат. Такие девочки несколько мужеподобны, а при воспитании надо учитывать, что они больше ценят комфорт и возможность действовать. Манерность, неторопливая деятельность - это не для них.
В подростковом возрасте родители должны учитывать высокую вероятность агрессии, раздражения из-за любого ограничения, запрета, даже случайного замечания.
Особенности воспитания
Правильно воспитывать холериков непросто. Справиться с избытком энергии можно, перенаправляя ее в полезные области. Так, девочки будут спокойнее при занятиях:
- фигурным катанием;
- конькобежным спортом;
- легкой атлетикой;
- сценическим искусством.
Мальчики холерики успокаиваются при занятиях греко-римской борьбой, восточными единоборствами, футболом и баскетболом, плаванием. Но необязательно концентрироваться на этих видах спорта - подойдут любые активные занятия. Дополнительно стоит сокращать количество раздражителей. Если какой-то предмет выступает раздражителем, его убирают. Если возникают частые конфликты с кем-то из других детей, приглашать их домой не следует.
Но эти приемы дадут положительный результат только в том случае, если активные периоды будут периодически меняться элементарными играми с малой подвижностью. Желательно, чтобы такие занятия носили интеллектуальный характер и позволяли реализоваться. Увлечения подбирают индивидуально, ища не то что удобно в первую очередь себе, а оптимальное компромиссное решение. Стремиться найти хотя бы какое-то хобби нужно в любом случае - это позволит упорядочить жизнь и повысить организованность. При этом надо стараться убеждать детей в необходимости завершать все, что начато, даже если это уже не нравится или появилось новое увлечение. Такой подход надо применять во всем:
- в общении;
- в обучении;
- в игре.
При этом стараться переломить ребенка не надо. Правильнее в каждом случае проявить участие и показать, насколько радостно бывает завершенное дело.
А вот в контроле за поступками компромисс недопустим. Да, это сложно, и даже встречает сопротивление, однако, иначе дети могут совершить вред, причинять боль. Лучше несколько утрировано, но твердо показать, как дурные поступки неприятны конкретному родителю, воспитателю.
При всей тяжести и напряженности работы с холериками, категорически нельзя повышать голос, тем более применять физическую силу. Эти приемы лишь усилят негативные последствия, вдобавок могут вызвать отторжение. Нередко дети из чувства противоречия начинают только еще больше нарушать установленные правила. Другие стараются делать это скрытно, маскируясь от родителей и от окружающих. Постепенно такое поведение входит в привычку, и если возникнут серьезные проблемы, можно узнать о них слишком поздно.
Бывает так, что уговоры и рациональные разъяснения, мягкое подталкивание в нужную сторону не дают результата. Чтобы не сорваться, лучше избрать тактику молчания и игнорирования. Подчеркнутая холодность со стороны родителей очень быстро чувствуется детьми. Непременно требуется обучить малышей-холериков правилам вежливости в самых распространенных ситуациях. За соблюдение этих правил в каждом случае надо хвалить, а за нарушение - порицать.
Очень важно уметь сопереживать и прислушиваться к детям. Они должны знать, что родителям не все равно что они делают и даже говорят. Непременно следует показывать на своем примере, на примерах из своей жизни, что хорошо, а что плохо. А вот стремиться переделать девочку или мальчика бессмысленно. Многие знаменитые люди, имевшие холерический темперамент, достигали огромных успехов.
При очень сильной эмоциональности помогают лепка и рисование, игры и хобби, вырабатывающие усидчивость. Сеансы должны занимать строго определенное время и проводиться по графику. Детям-холерикам надо давать четкие обязанности, последовательно инструктируя их. Должна оговариваться конкретная цель и этапы.
Всякую ситуацию, когда из-за спешки, раздражительности наступили негативные последствия, можно обратить в пользу; ее разбирают, старательно указывая на ошибки.
Холерик — очень подвижный ребенок , он легко отвлекается, неусидчив, беспокоен. Довольно часто хватается за несколько дел сразу и ни одно не доводит до конца. В тетрадях у него может быть не дописан текст, а рисунки не закончены. Но холерики — задорные, боевые, активные дети. Благодаря своей эмоциональности, силе побуждения, быстрой «зажигаемости», смелости и открытости они часто становятся лидерами среди ребят и способны целый класс подбить на какое-нибудь авантюрное мероприятие.
✏ Родителям надо очень грамотно общаться с такими детьми и ни в коем случае не стараться их «переломить». Лучше всего их энергию использовать в «мирных» целях.
Холерик остро реагирует на запреты, связанные с ограничением двигательной свободы. Довольно часто особенности и потребности малыша вступают в конфликт с представлением родителей о том, как ведет себя хороший ребенок. И вот тогда эти неправильные ограничения приводят к срыву и превращают холерика в чересчур подвижного неуспевающего ученика.
Как помочь холерику?
Подвижные игры, занятия спортом для холерика чрезвычайно важны, так как помогают ему направить свою неуемную энергию в нужное русло. Правильное воспитание может помочь холерику стать менее возбудимым, сдержанным.
Меланхолик и школа
Меланхолик нуждается в еще более тактичном отношении. Ему очень трудно в коллективе, он не может постоять за себя, часто попадает под чужое влияние, часто его дразнят и обижают даже сверстники. Отвечая у доски, дети-меланхолики легко теряются, поэтому их устные ответы значительно слабее письменных, домашних работ.
Меланхолик инертен, робок, стес-нителен, плаксив, ему труднее, чем другим детям, выдерживать длительное нервное напряжение. Но это вовсе не значит, что такие дети плохо учатся. Самое главное — не подстегивать их слишком резко ни в школе, ни дома и заботиться о том, чтобы в семье была спокойная обстановка.
У меланхолика надо развивать в первую очередь самостоятельность, решительность, упорство. В этом плане для него важны подвижные игры и занятия спортом. Причем привлекать его к таким занятиям нужно постепенно и осторожно, «незаметно» для ребенка. Возможно, это удастся вам сделать с большим трудом, но оно того стоит: ваш ребенок ощутит радость победы, и прежде всего — над своей робостью и нерешительностью.
Флегматик и школа
Флегматик отличается организованным поведением, выдержкой и самообладанием. Он аккуратен, исполнителен, его речь спокойная, чуть замедленная, без резких эмоций, жестикуляции и мимики. В шумных, подвижных играх такие дети не участвуют. Им трудно быстро переключаться с одного вида Деятельности на другой. Лидером флегматик вряд ли станет, а вот человеком, к которому можно обратиться за советом, — наверняка.
Есть одна особенность в воспитании флегматиков, о которой предупреждают психологи: привычки, которые у них вырабатываются, приобретают исключительную прочность и сохраняются на долгие годы. Поэтому родители ребенка - флегматика должны тщательно продумывать его режим, привычки и т. п. Перевоспитывать флегматика — трудное занятие и для ребенка, и для его родителей.
Неуспевающими или нервными такие дети становятся лишь в том случае, когда родители, а иногда и учителя неправильно воспринимают свойственную этим детям медлительность и даже попрекают или смеются над «тугодумием».
Для флегматика, так же как и для меланхолика, очень важны занятия спортом.
Сангвиник и школа
Сангвиник легко приспосабливается к окружающей обстановке, легко переключается с одного вида деятельности на другой, быстро «схватывает» материал. При правильном воспитании такие дети обычно выдержанны, трудолюбивы, общительны, у них много друзей, чаще всего сангвиники лидируют в коллективе сверстников.
Сам по себе темперамент не определяет ни социальной ценности, ни умственного развития человека. Например, сангвиник при неправильном воспитании может стать лицемерным приспособленцем, а робкий меланхолик — при правильном воспитании — вырастет деятельным, принципиальным человеком; холерик при коррекции отрицательных черт темперамента может стать талантливым руководителем. Люди (а дети особенно) с классически выраженным темпераментом встречаются нечасто. Скорее всего, можно говорить о доминировании какой-либо одной черты — сангвинической, флегматической, холерической или меланхолической. Но и этого достаточно, чтобы выбрать правильную стратегию воспитания.
Если же врожденные свойства темперамента игнорировать, это тяжело отразится на здоровье ребенка.
✏ Наиболее распространенный темперамент среди девочек — сангвинический. Это очень хорошо, ибо на долю любой женщины выпадает хотя бы одно испы-тание, требующее максимальной концентрации душевных сил.
Но есть среди девочек и меланхолики, и холерики, и они обычно более трудны при воспитании и обучении, чем мальчики соответствующих типов темперамента.