На какой день хоронят мусульман после смерти. Похороны у мусульман
Как проходят похороны у мусульман? Традиции, обычаи обряды по Шариату
Кто был на похоронах мусульманина, не забудет этого никогда.
Больше всего поражает, с каким трепетом родные и друзья покойного стараются выполнить все предписания Шариата и похоронить близкого как Настоящего Мусульманина. Начиная от предсмертного состояния, и пока не пройдет год (и даже большее) после похорон, родственники будут старательно выполнять определенные ритуалы. Многие из них покажутся человеку незнающему странными, но для истинных мусульман они важны, они священны. Сами похороны проходят в несколько этапов.
Подготовка к похоронам
Коран призывает готовиться к смерти на протяжении всей жизни, чтобы по ее окончании с легким сердцем принять столь сложное испытание. Особые ритуалы, прописанные в Шариате, начинают выполнять пока человек еще жив, но уже при смерти. Первым делом приглашают имама- мусульманского священника, чтобы над смертным ложе читался “Калимат-шахадат”. Кроме чтения молитвы, делают следующее:
Умирающего кладут на спину ногами к Мекке. Это олицетворение пути души к святому месту.
Нужно помочь страждущему справиться с жаждой, дав глоток холодной воды. По возможности капают в рот гранатовый сок или Зам-Зам - священную воду.
Громко плакать запрещено, чтобы умирающий мог сосредоточиться на своем последнем испытании и не горевал о мирском. Поэтому сердобольных женщин могут и не подпустить к кровати или вообще вывести из дома.
Сразу после смерти покойному закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, подвязывают подбородок. Тело накрывают тканью, на живот кладут тяжелый предмет.
Похороны у мусульман нужно провести как можно скорее, желательно в тот же день. Поэтому обычно последователей Ислама не везут в морг, а сразу же готовят к погребению.
Омовение и обмывание (тахарат и гусуль)
В Исламе строгое отношение к чистоте. Если не соблюдаются очищающие обряды, тело умершего считается оскверненным, а душа - неготовой к встрече с Богом. Тахарат - это омовение, очищение материального тела, в то время как гусуль - скорее ритуальное обмывание.
Сперва выбирают Гассала - ответственного человека, который будет проводить обряды омовения и обмывания. Это должен быть близкий родственник, обычно кто-то из старших. При этом женщины омывают женщин, мужчины - мужчин, но жена может омыть мужа. Еще как минимум три человека будут помогать Гассалу проводить очистительные обряды. Если нет возможности, чтобы покойного омыл человек его пола, вместо омовения водой проводят обряд таяммум - очищение землей или песком. Тахарат проходит в специальном помещении на кладбище или при мечети. Перед началом омовения в помещении зажигают благовония. Гассал трижды моет руки и надевает перчатки. Далее прикрывает тканью нижнюю часть покойного и совершает процедуру очищения. Потом следует обмывание (гусуль). Тело покойного обмывают 3 раза: водой с кедровым порошком, с камфорой и чистой водой. Все части тела обмывают и вытирают поочередно, голову и бороду моют с мылом.
Окутывание в саван (кафан)
По обычаям мусульман и мужчин и женщин хоронят босыми, одетыми в простую рубаху (камиса) и окутанными в несколько полотняных кусков. Богатого и уважаемого мусульманина, который не оставил после себя долгов, окутывают в дорогую ткань. Но не в шелк: мужчине-мусульманину даже при жизни запрещено носить шелка.
Мужской саван - это рубаха, кусок ткани для окутывания низа тела и большой отрез ткани, чтобы окутать все тело с головой со всех сторон.
Женский саван состоит из такой же рубахи, только до колен, куска ткани для нижней части, большого отреза ткани, чтобы окутать тело со всех сторон, а также из отреза для волос и еще одного для груди. Новорожденных и совсем маленьких детей окутывают одним отрезом полностью. По мусульманским обычаям покойного облачают в саван самые близкие родственники, обычно те же, кто принимал участие в омовении.
Погребение (дафн)
Мусульманские захоронения проходят только на кладбище. Кремация под большим запретом, она приравнивается к горению в аду. То есть, если мусульманин кремировал тело родственника, это все равно что он обрек своего близкого на адские муки. В могилу покойного опускают ногами вниз, над женщинами при этом держат покрывало: даже после смерти никто не должен видеть ее тела. Имам кидает в могилу горсть земли, произносит суру. Потом место захоронения поливают водой, семь раз кидают землю. После похорон мусульманина все уходят, но один человек остается читать молитвы за душу покойного. Кстати, так как мусульман хоронят без гроба, после похорон дикие животные могут учуять запах и раскопать могилу. Этого допускать нельзя: осквернять могилу и мертвое тело - страшный грех. Мусульманский народ нашел выход в жженом кирпиче. Им укрепляют могилу, чтобы ее нельзя было раскопать, а жженый запах отпугивает животных.
Погребальная молитва (джаназа).
Мусульман хоронят без гроба. Вместо него используют специальные носилки с крышкой (тобут). Покойного на носилках относят к могиле, где имам начинает читать джаназу. Это очень сильная и важная молитва в исламской традиции. Если ее не прочитать, похороны мусульманина считаются недействительными.
Мусульманские поминки
Сразу после похорон не устраивают никаких пиршеств. Первые три дня после смерти родные должны только молиться об умершем, а готовку и хозяйственные дела свести к минимуму. На 3, 7 И 40 дни после похорон, а также через год проводятся поминальные трапезы. Все эти дни (до сорокового) в доме покойного не должна звучать музыка. Роскошные поминки с изысканными блюдами среди радикальных мусульман осуждаются. Исламом запрещает “объедать” семью покойного, вынуждать скорбящих родных хлопотать по хозяйству. Вместо этого нужно всячески поддерживать, помогать как морально, так и материально. Поминальная трапеза должна быть простым обедом в кругу близких.
Поминки в Исламе - это прежде всего поминовение умершего, молитва за его душу и возможность для семьи сплотиться, чтобы легче пережить горе. Алкоголь на поминках у мусульман под строгим запретом.
Итак, четвертым обязательным действием, которое необходимо совершить по отношению к умершему верующему, является его захоронение. Это является для мусульман коллективной обязанностью.
В хадисе, переданном аль-Хакимом и аль-Байхаки, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто выкопал могилу мусульманину и, уложив его в нее, засыпал, тому Всевышний зачтет за это такую награду, как за построение дома для нуждающегося, в котором бы он прожил до Судного дня ».
Правила захоронения по Шариату следующие. Рекомендуется похоронить умершего как можно скорее. Мусульманина следует хоронить только на мусульманском кладбище. Можно похоронить умершего и после захода солнца. В случае эпидемии или войны допускается хоронить нескольких умерших в одной могиле, установив барьеры между их телами.
Самой малой и необходимой могилой является такая яма, которая после захоронения в ней усопшего препятствует распространению запаха от его тела и оберегает его тело от диких животных, т. е. защищает его от того, чтобы хищники раскопали бы его могилу и съели бы его тело.
Если, не выкопав яму и положив тело умершего прямо на поверхности почвы, соорудить над ним какое-либо строение или засыпать его множеством камней и землей, этого будет недостаточно, даже если это препятствует распространению запаха и оберегает от диких животных. Потому что это не называется погребением, и чтобы действо называлось погребением, необходимо вырыть яму (могилу).
Нельзя хоронить таким же образом и в домах, сооруженных под землей, ибо даже если это защищает от зверей, но не препятствует распространению запаха. Так говорится в книге «Тухфат».
Ибн Салах и Субуки говорят, что хоронить умершего в таких (подземных) домах является греховным (харам).
Ибн Касим же пишет, что если этот дом сооружен в яме (под землей) и защищает умершего от диких зверей и запаха, то достаточно хоронить его и там, а если он не отвечает этим требованиям, то усопшего не хоронят в нем. Так говорится в книге «И‘анат».
В книге «Бушра аль-карим» приведены три причины в пользу запретности захоронения умершего в подобных домах:
1) смешивание в них умерших мужчин и женщин;
2) возникает необходимость хоронить там же очередного умершего, пока тело похороненного там окончательно не разложилось;
3) и это не препятствует распространению запаха, исходящего от мертвого.
Сооружение могилы
Могила (кабр) может быть сооружена по-разному – это зависит от состава, влажности и плотности почвы, а также от рельефа местности, где находится кладбище.
Могила мусульманина представляет собой яму, в одной из стен которой сделана ниша (ляхд). Яма выкапывается таким образом, чтобы ее размеры соответствовали размерам умершего, т. е. длина могилы будет несколько больше, чем рост умершего, ширина – половина длины могилы (около 60–80 см), глубина минимум 150 см, но лучше (сунна) выкопать могилу глубже (обычно до 190–230 см).
В книге «Бушра аль-карим» пишется, что сунной является, чтобы ниша в могиле была широкой, свободной, в частности те ее стороны, где покоятся голова и ноги умершего, дабы это позволяло уложить покойного немного в той позе, в которой человек находится при поясном поклоне в намазе (руку‘). Об этом говорится и в достоверном хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Сообщается от Хашима ибн Амира, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Копайте могилу, делайте ее просторной и делайте это хорошо » (Ибн Маджа).
Оптимальным размером могилы является такой, что ее ширина позволяет свободно спустится туда и тому, кто хоронит умершего, и самому покойному. А глубина лучше, чтобы была такой, что если человек среднего роста, спустившись в могилу, поднимет вверх руки, то они не выходили бы из могилы, т. е. выше (приблизительно 225 см).
Также желательно, чтобы потолок с обеих сторон был высоким, в случае если тело покойного опухнет, дабы он не касался потолка. Даже обязательно делать потолок таким высоким.
Если почва плотная, то лучше на дне могилы сделать и такую нишу для тела покойного, в которой бы свободно поместился умерший. Ниша помещается в той из стен могилы, которая находится в стороне Киблы, и бывает такой высоты, чтобы в ней возможно было сидеть (т. е. примерно 80–100 см), а шириной чуть больше ширины плеч умершего (минимум 50 см).
В эту нишу иногда, если почва влажная и мягкая, справа от тела ставят тонкую плиту, а слева – плиту потолще и укрепляют потолок. А в некоторых случаях на дне могилы, оставив посредине место, достаточное для помещения в него тела покойного, с обеих сторон воздвигают стенку.
Затем туда укладывают тело покойного, направив лицо в сторону Киблы, потолок закрывают каменными или деревянными плитами и до полна засыпают могилу.
Мусульман не принято хоронить в гробу (табут) – это нежелательно (макрух), хотя это и не запрещено. В исключительных случаях умерших хоронят в гробу, и это не будет макрухом, например, если мусульманин погиб и его тело было расчленено или когда труп уже разложился и т. п.
Запрещается хоронить мусульман в стене, а также кремировать его тело, даже если он при жизни завещал это или дал на это свое согласие.
В университете у меня был замечательный преподаватель по религиоведению. Он рассказывал такие захватывающие истории о религиях разных народов, что даже двоечники слушали его с открытыми ртами. Особенно запомнились мне истории об особенностях погребения умерших в разных культурах мира. Но остановится я хочу на мусульманах - их традиции очень отличаются от христианских.
Подготовка к похоронам мусульман
Хоронить умерших мусульман стараются как можно быстрее. В идеале нужно успеть похоронить умершего до захода солнца в день его смерти . После смерти тело кладут на твердое ложе , закрывают глаза, подвязывают подбородок, распрямляют конечности. Далее идет обряд омовения , этим занимаются специально обучение люди. Мужчин омывают мужчины, а женщин - женщины. После смерти умершему не подстригают волосы и ногти. Мусульман не хоронят в одежде, а окутывают в саван - большие куски полотна.
Как хоронят мусульман
Умершего хоронят обычно на ближайшем кладбище . Несут туда на специальных носилках с раздвижной крышкой (тобут) . Размеры могил могут быть разными, все зависит от рельефа местности. Главное, чтобы от могилы не распространялся запах и тело не смогли достать звери, с этой целью ее укрепляют кирпичом или досками. Тело опускается без гроба на землю, голова должна быть повернута в сторону Мекки. Если все же по какой-то причине умершего хоронят в гробу, то на его дно насыпают немного земли. На похоронах присутствуют только мужчины , а женщины могут прийти на кладбище на следующий день. Также запрещается громко оплакивать умерших, рвать на себе одежду, волосы или как-то ранить себя от горя.
Особенности мусульманских похорон
Похороны в разных культурах и религиях чем то схожи между собой, но в тоже время имеют свои отличительные стороны. Чем исламские похороны так сильно отличаются от православных:
- нельзя использовать гроб;
- тело окутывают в саван;
- хоронят как можно быстрее, в день смерти;
- на похоронах присутствуют только мужчины;
- нельзя громко оплакивать умершего;
- на поминки готовят обычную еду , не праздничную;
- не бальзамируют и не кремируют тела;
- на могилах не ставят больших памятников, и не используют изображения умерших;
- все надгробные камни повернуты в сторону Мекки.
Как видите, отличий много, но все же невзирая на них, смерть человека и его уход в мир иной остается печальным событием как для верующих мусульман, так и для христиан.
Предпогребальные и погребальные обряды, связанные с обмыванием, обряжением покойного, рытьем могилы и требования к поведению живых в данной ситуации детально расписаны в Шариате. Здесь также изложены правила поведения, религиозной жизни и поступков мусульманина, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай. Поэтому эти обряды едины. Они проводятся под руководством знающих людей, которые по своему желанию (убеждению) получали эти знания, а главное — навыки от людей старшего поколения.
Действия, совершаемые после смерти
Из под умершего убирается мягкая постель. Его укладывают головой в сторону Мекки (юга-запад), руки укладывают вдоль тела. Чтобы не открывался рот, подбородок подвязывают платком, тело покрывают простыней, а голову, чаще всего, — полотенцем. На живот кладут что-нибудь из металла, например, ножницы (во избежание вздутия). Возле покойника не принято причитать, громко разговаривать.
Похороны стараются провести как можно быстрее, как правило, на следующий день после смерти, если нет уважительных причин для откладывания похорон. В последнем случае они могут состояться и через два-три дня после смерти. Это не осуждается (хотя и не желательно).
Покойного одного не оставляют. Около тела постоянно находятся люди. Те, кто постарше, приходят с четками и сидят возле усопшего, произнося молитву. В наши дни на ночное бдение собираются пожилые, причем не обязательно родные люди.
Совершается обряд омовения, в котором участвуют не менее четырех человек. Обряд производится с соблюдением правил, предписанных Шариатом. Мужчин обмывают мужчины, женщин — женщины. Это специально приглашенные, знающие порядок обмывания, люди. Во время обмывания в комнате остаются только те, кто занят, их функции четко распределены: один обмывает, другой помогает поворачивать тело, третий готовит кумганы с водой, четвертый поливает. В последний кумган, водой которого проводится общее омовение, добавляют настой душицы.
Родные и близкие прощаются с телом усопшего до обряда омовения. После обряда омовения тело усопшего соответствующим образом облачают в погребальные одежды (кэфенлек). Тело укладывают в табут (мусульманский ящик для захоронения).
Погребальные обряды мусульман
Захоронение умерших мусульман осуществляется на мусульманских участках кладбищ. При кладбище существует смотритель участка, который показывает, где копать могилу, оконтуривает ее. Это — кабер башлаучы — начинающий могилу, т.к. строго придерживаются ориентации могилы на юго-запад. Он же показывает, как сделать боковую нишу — лэхет. Могила копается по размеру покойника, глубиной в его рост, лэхет — с правой стороны
Выкопанную могилу пустой не оставляют, либо возле нее находится человек, либо в нее опускают что-нибудь железное — лом, топор, лопату.
Выносят покойного ногами вперед, во дворе разворачивают — несут усопшего на кладбище головой вперед на специальных носилках. Перед тем как внести на кладбище, носилки ставят на специальное возвышение. Все присутствующие мужчины совершают особый памаз — погребальную молитву (женаза). Хоронят усопшего без гроба. Если хоронят в гробу (в городах) то, как правило, крышку гроба не забивают гвоздями, либо она вообще отсутствует.
Для того чтобы покойного положить в нишу, в могилу спускается три самых близких родственника. Опускают усопшего на трех полотенцах, которые затем передаются тем, кто находится в могиле — лэхеткэ салучылар. Они выходят из могилы, опоясанные этими полотенцами (как правило сейчас это вафельное полотенце длиной в 2.5 м.). Отверстие ниши раньше закладывали камышом и необожженным кирпичом. Сейчас обкладывают обыкновенным кирпичом. После того ка могила засыпана, мулла читает суру из Корана. Родственники покойного раздают садака. Кстати, для раздачи садака готовят заранее деньги, вещи. Один из родственников несет с собой эти вещи на кладбище, ему объясняют, кому и что должно быть передано. Большую сумму и более значимые вещи получает показывающий могилу, а также опускающие в могилу и читающий Коран.
При захоронении мусульман нельзя использовать искусственные венки и цветы и прочую ритуальную атрибутику (покрывало, подушки, гирлянды, траурные ленты и т.п.).
Поминальные обряды включают в себя проведение многократных поминок. Они подразделяются на поминки, проводимые по определенному покойнику, и общие поминки. Первые включают в себя поминки в третий день после похорон, на седьмой, сороковой дни и через один год. Следует отметить, что особых поминальных блюд нет, то есть в качестве угощения подаются те же блюда, что и во время любого другого обеда.
Погребальные обряды сложны, осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов — долг каждого мусульманина.
Мусульманские похороны строго регулируются религией. В Коране сказано, что жизнь есть и после смерти. Ритуал погребения - один из важнейших моментов в жизни каждого мусульманина, от которого будет зависеть его дальнейший путь. Известно, что в настоящий момент в мире присутствует более 1,5 млрд приверженцев ислама, но поскольку проживают они в разных странах, то и похороны у татар будут несколько отличаться от обрядов погребения чеченцев или дагестанцев.
У всех верных последователей ислама подготовка к загробной жизни начинает осуществляться еще в этом мире. Так, следуя своим национальным традициям, пожилые татары заранее готовятся к этому дню, приобретая кафан, или кэфен, полотенца и различные вещи для садака, то есть для раздачи на похоронах: такими вещами могут быть платки, рубашки, полотенца и другие предметы обихода, а также деньги.
Похороны мусульман нужно проводить согласно Сунне пророка Мухаммада. Умерших никогда не подвергают кремации. По исламу, это сравнивается со страшной карой, равной горению в аду. Кроме того, Шариатом строго запрещено погребать приверженца ислама на кладбище для других религиозных конфессий, а людей, не являющихся мусульманами, нельзя захоранивать на мусульманском кладбище. Истинно верующего нужно обязательно похоронить в день смерти еще до заката. Можно сделать это на следующий день до захода солнца, но только в том случае, если он умер ночью.
У мусульман на похороны не приносят искусственные цветы и венки, но и живые цветы тоже нежелательны. Это связано с тем, что Пророк советовал избегать лишних трат на умерших, поскольку деньги нужнее живым. Он говорил, что заботится нужно о людях, пока они живы, и цветы тоже нужно принести живым людям. Умершим цветы уже ни к чему.
Последовательность действий
Человек, исповедующий ислам, начинает готовиться к переходу в иной мир, находясь на пороге смерти: он молится и читает Коран. В то время, когда умирающий еще жив, его кладут на спину таким образом, чтобы ноги были направлены в сторону Мекки и начинают громким голосом читать молитву так, чтобы умирающему было хорошо слышно. Обычаи требуют, чтобы незадолго перед смертью любому верующему мусульманину давали выпить немного холодной воды.
Родственники, соседи или приглашенные люди идут копать могилу, которую нельзя оставлять пустой, поэтому возле нее либо остается какой-нибудь человек, либо в нее кладут любой металлический предмет. Те, кто участвовал в выкапывании, получают садак: как правило, это носовые платки или деньги.
Женщины все это время занимаются подготовкой к похоронам: они шьют вручную саван, без узлов, просто сшивая полотно крупными стежками. После возвращения мужчин с кладбища начинается обмывание тела.
Полное обмывание тела, или гусль, согласно требованиям Корана, совершается женщиной, если усопшая женского пола, и мужчиной — если мужского. Затем происходит оборачивание тела в саван (кафан), причем в этом процессе должно принимать участие не менее четырех человек. Шахидов не обмывают. Если отсутствуют люди, имеющие одинаковый пол с умершим, то купание тоже не производят. Однако в такой ситуации возможно совершение таяммума, то есть можно произвести омовение песком или землей.
Тело усопшего кладут на твердое возвышение, которое называется танашир, и обращают лицом к Мекке.
Умершему накладывают повязку на челюсть, чтобы она не отвисала, закрывают ему глаза, распрямляют руки и ноги, а на живот кладут что-нибудь тяжелое, чтобы он не вздувался. Волосы женщин делят на две части и раскладывают их по груди. Согласно традиции татарских похорон, голову часто покрывают старым полотенцем. Также закрывают все стеклянные поверхности.
Затем тело переносят на тобут, или погребальные носилки, и начинают читать заупокойную молитву, при этом сохраняя спокойствие и удерживаясь от громких рыданий, так как считается, что усопший будет мучиться, если его шумно оплакивать.
По мусульманским обычаям запрещено молиться за того, кто убил мать или отца, однако за самоубийцу это делать можно. Если умерло сразу несколько человек, можно прочитать одну общую молитву. Если мужчины отсутствуют, и женщина читает молитву, то последняя признается действительной.
Традиции обмывания
Мусульманский обряд обмывания проводится таким образом:
- Усопший укладывается на твердую поверхность лицом к Мекке, а все место, где будет проходить купание, ароматизируется травами или эфирными маслами. Половые органы тела закрывают полотном.
- Гассал, или человек, который будет проводить обмывание, трижды моет свои руки, одевает перчатки и нажимает на живот усопшего, выдавливая его содержимое. Потом моет половые органы, не глядя на них. Затем гассал снимает перчатки, надевает новые, окунает их в воду и вытирает рот усопшему, чистит ему нос и моет лицо.
- После этого моет обе руки по локти, начиная обмывание с правой руки. Тело кладут на левый бок, а омывают правый, при этом каждую руку по локоть и лицо моют трижды. Голову и бороду обмывают теплой мыльной водой и кедровым порошком, или гулькаиром.
- Законы ислама диктуют один порядок купания тела для мужчин и для женщин: половые органы не трогают руками, вода просто льется на ткань, которой они покрыты. Все действия проводят трижды. Затем тело переворачивают на другой бок и все повторяют. Однако переворачивать тело лицом вниз для того, чтобы вымыть спину, не разрешается.
- Ароматическими маслами смазывают ноздри, лоб, руки и ноги. Подстригать волосы или ногти усопшему запрещено.
По исламским законам, нельзя хоронить человека в одежде. Его тело нужно завернуть в саван, или кафан, желательно из белой материи. Эта процедура называется Такфин. Как передается в хадисе от Айши, желательно обернуть усопшего мужчину тремя покрывалами белого цвета, каждое из которых должно закрыть все его тело. Женщину заворачивают в 5 полотен: одним нужно обернуть голову, вторым закрыть тело ниже пупка, третьим закрыть тело выше пупка, а оставшимися двумя обернуть все тело.
Чтобы обернуть новорожденных детей или погибших младенцев, должно хватить одного полотна. Для детей мужского пола, не достигших 9 лет, допустимо обертывание в саван так же, как и для взрослого или младенца. Татарские похороны предусматривают, чтобы кафан покойному супругу делала жена, а супруге - муж, дети или другие родственники. В той ситуации, когда усопший был одинок, обряд похорон должны проводить ближайшие соседи.
Если покойный был бедным, то обертывание его тела тремя покрывалами будет считаться сунной. Если усопший не был бедным и не оставил долгов после себя, то его тело покрывается тремя полотнами в обязательном порядке. При этом ткань савана должна соответствовать материальному состоянию покойного - таким способом выражается уважение к нему. Хотя тело разрешено оборачивать материей, которая уже использовалась, однако лучше, если полотно будет новым.
Шелковой тканью запрещено обертывать тело мужчины.
Порядок обертывания следующий:
- Согласно правилам, которыми сопровождаются похороны в исламе, перед такфином не стригут и не расчесывают волос и бороды, ногти рук и ног тоже не стригут, а золотые коронки никогда не снимают. Все эти процедуры нужно проводить в то время, когда человек еще жив.
- Порядок оборачивания для мужчин следующий: на твердую поверхность укладывается первая ткань, лифофа, посыпанная ароматическими травами и побрызганная ароматическими маслами, таким, например, как розовое масло. Сверху лифофы расстилается следующее полотно, изор. На него помещается тело, обернутое в третье полотно, камис. Руки умершего протягивают вдоль тела и натираются благовониями. После этого читаются молитвы, а затем с покойным прощаются. Тканью Изор оборачивают тело в такой последовательности: сначала левую сторону, после чего — правую. Полотном Лифофа обертывают сначала с левой стороны, после чего завязывают узлы у ног, головы и у пояса. Эти узлы будут развязаны, когда тело начнут опускать в кабр.
- Порядок обертывания женщин аналогичен мужскому, вся разница заключается только в том, что перед оборачиванием в камис грудь умершей женщины покрываются еще одной материей, хиркой, которая должна закрывать грудь от уровня подмышек до живота. А на лицо женщины накладывается платок, химор, подвернутый под голову. После того как женщину покрывают камисом, ее волосы укладываются на него.
Молитва на похоронах
Ислам придает молитве во время похорон по мусульманским традициям очень большое значение. Похоронные носилки с раздвигаемой верхней частью, называемые тобут, устанавливают перпендикулярно относительно местонахождения Мекки.
Молитву читает имам или заменяющий его человек, при этом он располагается к тобуту ближе всех, а позади него размещаются все остальные собравшиеся.
В отличие от ежедневных молитв, в этом случае отсутствуют поклоны, как поясные, так и земные. Джаназа, так называют погребальную молитву, представляет собой обращение к Всевышнему с просьбой простить умершего и помиловать. Имам спрашивает у родственников покойного, остался ли он должен кому-то, и есть ли кто-то, поссорившийся с ним и не простивший его. Всех этих людей он просит не держать зла на погребаемого и простить его.
Если над телом умершего молитва не будет прочитана, то похороны не будут признаны действительными. Джаназа должны читаться и над ребенком или новорожденным, успевшим заплакать. В том случае, если новорожденный уже рожден мертвым, то читать над ним молитву не рекомендуется. Джаназа читается над всеми умершими, исповедовавшими ислам, даже над маленькими детьми, исключением являются только шахиды.
Процедура погребения
По законам ислама требуется похоронить умершего очень быстро, желательно в тот же день, на самом близкорасположенном кладбище. Причем опускать тело следует вниз ногами, а затем нужно уложить его на правый бок так, чтобы лицо его смотрело в направлении Мекки. Когда бросают в могилу землю, то произносят на арабском языке слова, перевод которых звучит так: «все мы принадлежим Всевышнему и возвращаемся к Всевышнему».
Покрытая землей могила должна подниматься над уровнем земли примерно на 4 пальца. На сформированную могилу льют воду и бросают 7 раз по горсти земли, а затем читают на арабском языке молитву, смысл которой такой: «из земли Мы сотворили вас, в землю возвращаем вас, из нее выведем вас в следующий раз». После этого у могилы остается только один человек, который читает тасбит или таскин, содержащие слова о вере. Они должны облегчить усопшему встречу с ангелами.
Кабр (могила)
Кабр, так называется мусульманское захоронение, может быть выкопано по-разному в зависимости от региона, рельефа кладбища и от состава почвы на нем. Но следует обязательно соблюдать 2 требования:
- Усопший должен быть хорошо защищен от диких зверей.
- Погребение должно препятствовать проникновению запаха и распространению его.
Поэтому яму нужно вырыть такой глубины, чтобы звери и птицы не смогли ее раскопать, шириной от 60 до 80 см, а длиной в рост умершего с вытянутой рукой. Минимальная глубина ямы составляет 150 см, а максимальная (сунна) - 225 см. В целом кабр представляет собой углубление в земле, в котором выделена специальная боковая ниша для тела. Она выкапывается в той стороне, с которой находится Мекка, и делается настолько высокой и широкой, чтобы в ней можно было поместиться сидя. Поскольку сунной приписывается (как написано у Бушра аль-карим), чтобы ниша в кабре позволяла уложить усопшего в позу, приблизительно похожую на ту, в которой он находился во время поясного поклона при жизни, у некоторых людей существует убеждение, что мусульман хоронят сидя.
В подготовленную и укрепленную кирпичами нишу помещают тело, расположив его лицом в сторону Мекки, покрывают потолок плитами и засыпают кабр землей.
Если верующий умирает во время путешествия на корабле, законы Шариата требует отложить похороны, чтобы принесенный на сушу усопший смог пройти ритуал погребения на земле. Однако если земля находится слишком далеко, над умершим на месте полностью производится мусульманский ритуал, с омовением, оборачиванием и молитвой. После чего к его ногам привязывают что-нибудь тяжелое, и тело предается воде.
Место погребения верующих мусульман отличаются от других кладбищ тем, что все там устроено в соответствии со словами и заповедями пророка Мухаммеда, который советовал посещать кладбища, чтобы не забывать о конце света:
- Надгробия и кабры ориентированы по направлению расположения Мекки.
- Все усопшие лежат лицом в сторону Мекки.
- Приходящий на кладбище не должен зажигать и ставить свечи, приносить венки, букеты или употреблять спиртное.
- Могила мусульманина должна быть скромной, без излишеств, чтобы не унижать бедных и не вызывать зависть.
- На могильной плите указывается имя захороненного, дата смерти, общая информация о нем и цитаты из Корана, однако не должно быть его фотографий или других изображений.
- На каждом мусульманском кладбище есть специальные места для обмывания умерших.
- На могилах верующих мусульман сидеть запрещено.
- На могилах не рекомендуется устанавливать памятники, но разрешено положить плиту, чтобы все понимали, что это могила, и ходить по ней нельзя.
- Не одобряется использование кабра в качестве молитвенного места.
- Не разрешается погребать на мусульманском кладбище неверных, даже если все их родственники исповедуют ислам.
- Прошедший мимо кладбища верующий мусульманин, как правило, произносит суру из Корана, при этом то, как расположены могилы, подсказывает ему, куда следует обратить лицо.
Оплакивание покойного
Похороны у мусульман не должны оглашаться громкими рыданиями и истерическими причитаниями, кроме того, нельзя оплакивать усопшего уже на четвертые сутки после его кончины. Как такового оплакивания усопшего Шариат не воспрещает, однако делать это слишком громко строго запрещено. Недопустимо, чтобы, родственники умершего расцарапывали лица и тела, вырывали волосы, рвали одежду, или наносили себе какие-то увечья. Мухаммед сказал, что усопшему плохо, он мучается в то время, когда его оплакивают.
Исламские законы требуют, чтобы плачущих мужчин, особенно молодых, или среднего возраста, окружающие упрекали, а если зарыдают дети или старики, их ласково утешали.
Шариатом запрещена профессия плакальщиц, однако в некоторых исламских странах все-таки существуют профессиональные плакальщицы, которым свойственны тонкие трогательные голоса. Эти женщины нанимаются не соблюдающими законы своей религии людьми на время погребальных ритуалов и поминок.
Поминальные дни
Тазию, то есть соболезнование родственникам усопшего, принято выражать в течение первых 3 дней после смерти, потом это уже нежелательно. Строго запрещено оставаться на ночь в доме умершего, если там проводится тазия. Соболезнование не выражают дважды. Предусмотрено обязательное чтение Корана и раздача садака.
Мусульмане проводят поминки:
- в день похорон;
- на третий день;
- на седьмой день;
- на сороковой день;
- в годовщину смерти.
Затем поминки проводятся каждый год в день смерти. На них приглашают всех родственников, даже если они живут очень далеко, при этом отказываться от приглашения можно только при исключительных ситуациях. Как правило, приезжают все приглашенные.
В доме умершего накрывается стол для пришедших проститься. Сами родные и близкие усопшего не принимают участия в подготовке поминальной трапезы. Все необходимое приносят и готовят друзья и соседи, так как родные усопшего слишком удручены постигшим их горем.
Спиртное на мусульманской поминальной трапезе отсутствует, на стол подают чай и сладости, а затем несут плов. Никаких особенных блюд для поминок не готовят, на стол выкладывают все то же самое, что и каждый день. Обязательными продуктами являются сладости, поскольку они символизируют сладкую загробную жизнь для мусульман.
Поминальная трапеза проходит в полном молчании.
Мужчины и женщины участвуют в поминальной трапезе только по отдельности, при этом они должны обязательно находиться в разных комнатах. Когда помещение только одно, а разделить его невозможно, то в поминальной трапезе участвуют исключительно мужчины. После нее все молча встают и идут на кладбище к могиле умершего.