Что такое абстрактная фотография.
О своем увлечении абстрактной фотографией. Мы решили вернуться к этой теме и поговорить о ней более предметно.
-Влад, чем вас привлекают абстрактные сюжеты?
Порой в самых обычных вещах, в том, что нас окружает, можно найти неожиданные и очень интересные сюжеты.Глядя на них забываешь, что это что-то обычное и скучное, и видишь эдакое волшебство превращения чего-то непримечательного в творческое произведение. Интересный кадр можно найти буквально везде - дома, на работе, на прогулке, вне зависимости от времени суток, освещения и погоды. Часто в таких сюжетах проявляются изящество и лаконичность объектов.
Их можно увидеть и в природе - в рисунке снега, воды, песка, расположении веток, травы и тому подобном. Их можно увидеть и в том, что сделано человеком. Это может быть абстракция, в которой главное - цвет, сочетание и взаимное расположение объектов разных цветов, а может быть кадр, в котором главное - форма и геометрия, где цвет только отвлекает от главного, и в таком случае фотографию надо делать черно-белой.
- Как долго вы уже снимаете подобные сюжеты и можете ли вспомнить, с чего начался интерес к ним?
С чего конкретно начался интерес - не помню. Само собой так случилось, какого-то резкого перехода от съемки в других жанрах к абстракциям не было. Одну из первых подобных фотографий я сделал еще в 2004 году своей первой цифровой мыльницей 3,2 мегапикселя. Удивительно, но та работа нравится мне до сих пор, чего я не могу сказать о многих других своих снимках, сделанных позже и лучшей фототехникой.
Сразу ли вы их видите, они буквально бросаются в глаза или же вы замечаете их уже в процессе съемки, обработки?
Большинство таких сюжетов я вижу сразу, но, к сожалению, не всегда могу точно донести, воплотить в конечном кадре то, что обнаружили захотел показать. Часть сюжетов получается увидеть уже при просмотре отснятого материала, в том числе и фотографий в других жанрах.
- Расскажите о географии своих абстрактных фотографий. Где они сделаны?
Везде, где была под рукой фотокамера, - в своей квартире, во время прогулок, в поездках по городам и странам; даже в больнице после операции что-то такое пытался снимать, борясь со скукой и общей атмосферой больничных коридоров.
- Насколько российские города щедры на абстрактные сюжеты?
Не могу выделить какие-то отдельные города, такие сюжеты можно найти практически везде и всегда, и если это получается, я прихожу в восторг. Безусловно, богата ими Москва: благодаря разнообразию архитектурных форм здесь соседствуют старина и XXI век. По-белому завидую некоторым фотографам, которые особенно хорошо умеют находить абстракцию в столице. Хотя мне проще делать это в маленьких городках и деревнях.
- Можете ли вы вспомнить какую-либо поездку или случай, особенно богатые на абстрактные сюжеты?
Возможно, несколько больше обычного я снимал их в поездке по Республике Коми. Запомнился один мартовский день под Сыктывкаром: пасмурное небо, плюсовая температура, лужи на дорогах и снег в полях, ничего примечательного в плане интересных пейзажей не было. И вот, проезжая мимо такого поля, я вдруг захотел выйти из машины и пройтись по нему. Спустился с дороги, оказался по колено в снегу, а передо мной - большая белая-белая равнина и темное пасмурное небо, снежная туча. Вот этот простор, контраст, равновесие светлого и темного мне очень понравились, захотелось сделать странный двухцветный кадр с горизонтом посередине.
- Есть ли у вас пример для подражания в абстрактной фотографии?
Мне очень нравятся абстрактные работы самых разных авторов, некоторых я знаю по публикациям, по фотосайтам, кого-то лично. Но подражать не люблю и стараюсь этого не делать. Фотограф старается вложить в снимок часть своей души, свое видение; зачем же я буду подражать ему, если мы отличаемся и каждый из нас может создать что-то свое, уникальное? Люди все разные, и это здорово.
Недавно мне про одну фотографию сказали, что она похожа на серию работ двух интересных авторов - Хироси Сугимото и Марка Ротко. С одной стороны, приятно, что с кем-то из признанных мастеров мысль пошла в одном русле, с другой - досадно, что похожее у кого-то уже было, хотя я и не знал об этом, не видел их работы. Кто-то может решить, что я всего лишь подражал.
- Какой у вас процент абстрактных фото за всю съемку?
Трудно сказать. Бывают съемки вообще без абстрактных кадров, а бывает, что из всей съемки только такие работы,сделанные случайно, и нравятся. Вообще фотографии с абстракцией, геометрией я практически всегда снимаю спонтанно, когда при взгляде на что-то ко мне внезапно приходит мысль.
Что для вас значит абстрактная фотография - демонстрация взгляда фотографа, показ геометрии и форм или нечто большее?
Видение автора, демонстрация своего взгляда, воплощение идеи. Возможность показать частичку мира другим людям такой, как ее вижу я своими глазами. В каких-то абстракциях основное заключается в минимализме, который я очень уважаю в кадре. В других - присутствует некий хаос из объектов или цвета, который, однако, складывается в общую единую и цельную картинку, интересную взгляду.
- Кадрируете ли вы фото в большинстве случаев при постобработке?
Не в большинстве, но бывает. Без кадрирования иногда не обойтись - когда хочется сделать квадратный кадр; когда в момент съемки невозможно было сделать его сразу, как хочется, и в него попадают посторонние объекты.
- Что вы можете посоветовать начинающим фотографам, которые тоже интересуются абстракциями?
Очень помогает в этом деле желание фантазировать, искать и творить. Снимать для себя, следовать своим ощущениям, но при этом понимать свои действия и желаемый результат. И всегда полезно смотреть, изучать творчество художников, фотографов, дизайнеров и архитекторов.
- Благодарим за беседу и желаем новых привлекательных сюжетов!
В начале XX века возможностью проникнуть на территорию живописи для фотографии стало абстрактное искусство. Хотя и здесь возникла определенная двойственность: с одной стороны, фотография помогла западной живописи покончить с навязчивым стремлением к реализму и, возможно, спровоцировала возникновение беспредметной живописи, а с другой - сама постепенно стала устремляться в сторону абстракции. Исчерпывающее определение этому направлению в искусстве, вполне подходящее и для фотографии, дал Герберт Рид в работе «Современное искусство» 1948 года: «Мы называем абстрактными все те произведения искусства, которые, даже если они отталкиваются от представления художника о каком-либо предмете внешнего мира, в дальнейшем обретают независимую и самодостаточную эстетическую ценность, не опирающуюся ни на какую объективную реальность».
В самом широком смысле абстрактная фотография (Abstract Photography) - очень разнообразная категория изображений, созданных при помощи различных техник и приемов, но общим правилом для которых является уход от символической репрезентации. Абстрактная фотография отвергает идею того, что должно быть изображено нечто узнаваемое, предпочитая вместо этого взять в качестве объекта сам образ и процесс его создания. Поэтому к ранним примерам абстрактной фотографии можно отнести и фотогенные рисунки Генри Фокса Толбота, и хронографии Этьена-Жюля Марея, и городские пейзажи Альфреда Стиглица начала XX века.
Как течение абстрактное искусство окончательно сложилось в 1910–20 годах, охватив буквально все виды искусства, от живописи до фотографии. В его недрах родилось множество течений и так называемых «измов»: кубизм, футуризм, конструктивизм и другие.
В 1913 году Элвин Лэнгтон Коберн, спустя несколько лет после абстрактных экспериментов в живописи Василия Кандинского, включил в свою персональную выставку в Goupil Gallery в Лондоне серию из пяти фотографий под названием «Нью-Йорк с высоты». Это были виды города, снятые с высокой точки и вдобавок с искаженной перспективой, что создавало поистине абстрактный рисунок площадей и зданий.
Среди авторов - авангард тогдашней фотографии: Ласло Мохой-Надь, Эрих Мендельсон, Александр Родченко и другие. Но слава отца абстрактной фотографии досталась именно Коберну, а его «вортографиям» 1917 года - звание первых программно-абстрактных фотографий. Для их создания он направлял фотокамеру на различные объекты через трехгранную призму зеркал. Годом позже Критсиан Шад вовсе отказался от использования камеры при создании изображения - так был разработан способ, известный сегодня как фотограмма.
Свои произведения автор называл «шадографиями» и вслед за художниками-абстракционистами просто нумеровал изображения вместо названий. В основу изобретения Шада был положен принцип, используемый еще Толботом в его первых опытах фотогенного рисования: обрывки бумаги и плоские предметы помещаются на экспонируемую светочувствительную бумагу, в результате чего получаются силуэты, нередко напоминающие живописные коллажи кубистов. Своей технике фотограф оставался верен всю жизнь, создавая «шадографии» как в 1917-м, так и в 1977 году. Многие художники, включая Мэн Рея, Эль Лисицкого, Ласло Мохой-Надя, Франца Роха, подхватили появившуюся фотограмму как наиболее подходящую и выразительную технику для экспериментальных поисков в области абстрактных форм.
Соляризация, «рейография», множественная экспозиция, техника клише (cliché-verre), фотомонтаж стали инструментами для создания «внепредметных» изображений и нового понимания мира. Полученные непредсказуемые абстрактные узоры, стремящиеся к двухмерности, имели внешнее сходство с выстроенными и продуманными работами Василия Кандинского, Казимира Малевича и Макса Вебера. Вторая половина XX века продолжила перечень люминограммой Килиан Брейер и химиграммой Пьера Кордье.
Создание абстрактных образов, однако, не исчерпывается исключительно световыми и химическими манипуляциями в темной комнате. Другое «ответвление» абстрактной фотографии вполне можно было бы назвать «абстрактным реализмом». Первым его представителем, пожалуй, является Пол Стрэнд, идеолог движения «чистого» фотоискусства. Его работа «Абстракция стула» 1916 года словно декларирует основные приемы, реализующие устремление к абстракции и свойственные данному «ответвлению»: съемка крупным планом, необычные ракурсы, эффекты освещения и выразительные природные свойства самих фотографируемых объектов. Подобными способами можно было изменять привычный облик предметов. Моделью могли стать любые предметы окружающей действительности - от узора на листьях до стены дома.
Ф отография давно уже достигла своей первоначальной цели: научиться фиксировать действительность. В наши дни, благодаря усовершенствованиям процесса, она умеет отражать и анализировать все происходящее так, что предкам нашим показалось бы чудом. Многие фотографы, воспитанные на этом стремлении к предельному реализму и привыкшие считать, что чем меньше недоумения вызывает снимок, тем он лучше, с большим недоверием вступают в загадочную область абстрактной фотографии. Они считают, что абстрактной фотография быть не может, во всяком случае та фотография, которой они учились. Нужно повернуть в мозгу какой-то ключ, может быть даже гаечный, чтобы заставить себя признать за беспредметным фотоснимком такое же право на существование, как и за добросовестным изображением привычной действительности. Но кто ключ повернет, тот, вероятно, в конце концов уйдет в абстрактную фотографию, как уходит в нее все больше и больше фотографов, наслаждающихся там свободой от всего, что связывало и беспокоило их прежде.
«Фотографа-беспредметника , - говорит Эрнст Хаас, сам давно уже ушедший с головой в абстракционизм , - объект съемки совершенно не интересует: содержанием снимка является сам фотограф - его чувства, его реакция на видимый мир. Свои чувства он и выражает в красках и формах». Добавим к его словам, что для выражения чувств можно избирать какие угодно пути. Можно прибегать к хитроумному использованию специальных объективов и сложным манипуляциям в лаборатории, оборудованной по последнему слову фототехники, можно работать со стандартным оборудованием, а можно вообще отказаться от фотоаппарата.
Ласло Мохой-Надь - венгерский теоретик фото- и киноискусства
Абстрактная фотография , несмотря на свою видимую авангардность, дело не новое. Собственно говоря, она больше чем на сто лет старше фотоаппарата: еще в 1720-х годах немецкий ученый Иоганн Шульце, экспериментируя со светочувствительными смесями солей серебра, накрывал их трафаретами с вырезанными словами и подвергал действию света.
Отцами современной абстрактной фотографии обычно считают двух художников-фотографов: в Париже ею занимался американец Ман Рей, в Берлине - венгр Ласло Моголи Надь. В 1920-х годах в их экспериментах фигурировали такие не забытые поныне приемы, как теневые снимки, многократная экспозиция, фотомонтаж и соляризация; они стремились изучить «чистое» действие света в пространстве, считая это основной задачей фотографии.
Менее известна новаторская работа, которую несколько лет спустя проделал в Англии американец Элвин Лэнгдон Коберн.
Вдохновившись картинами художников-абстракционистов XX века, Коберн высказывал свои взгляды в печати: «Почему бы фотографии не сбросить оковы изобразительности и не испробовать свежий, неиспытанный подход? Почему, спрашиваю я совершенно серьезно, мы обязаны привычно и дальше делать только такие снимочки, которые удобно классифицировать как портретную, пейзажную и жанровую фотографию? Подумайте только, как радостно будет создать нечто, классификации не поддающееся, нельзя даже будет опознать где верх, а где низ фотоснимка!»
Но интерес к абстрактной фотографии, пробудившийся после Первой мировой войны, бысто заглох в суматохе 1920-х годов. Пробудился он вновь уже после Второй мировой войны. Как и в первый раз, окрашенное цинизмом разочарование в общей системе ценностей привело к пересмотру установившихся в искусстве канонов. «Центр тяжести изображения переместился с того, как мир выглядит, на то, каким мы его воспринимаем и как мы его понимаем», - говорил Аарон Зискинд в 1950-х годах. Поначалу новые абстракционисты, как в свое время их предшественники, натолкнулись на сопротивление и со стороны других фотографов, и со стороны массового зрителя. В 1951 году известный фотограф Бернис Эббот писала с едкой иронией: «Подражание абстракционизму в живописи, фотографирование элементов формы как таковых, означает, по-моему, гибель фотографии». Даже десятилетие спустя, маститый критик Хельмут Гернсхейм отказывал беспредметной фотографии в праве на существование, видя в ней лишь «отрицание самой сути фотографии, короче говоря - ее самоубийство».
Теперь в абстрактной фотографии видят новую форму фотоискусства.
Эта перемена произошла отчасти из-за того, что реализм слишком уж хорошо справился со своей задачей. Изображение как средство передачи идей почти вытеснило слово: мы так привыкли к броским, динамичным изображениям в журналах, газетах, плакатах, рекламах, кино и телевидении, что научились без труда отделять, то есть абстрагировать, идею от воплощающего ее конкретного изображения. Поэтому появление уже абстрагированных картин никого не удивляет.
Признанная теперь и критикой,и массовым зрителем абстрактная фотография выходит на широкую дорогу.
К почтенному числу профессиональных фотографов , годами работающих в этой области, прибавляется в несметных количествах молодежь, которой вообще нет дела до канонов и традиций фотографии: в фотоаппарате они видят инструмент, а в фотобумаге - полотно. Такие фотографы не признают никаких ограничений творческого процесса, никаких жестких рамок и решительно отказываются подчиняться тому, что заслуженный мастер фотографии Майнор Уайт назвал однажды «тиранией зримых фактов».
В прошлом веке абстрактное направление стало настоящим прорывом в истории искусства, но вполне закономерным — человек всегда находился в поиске новых форм, свойств и идей. Но и в нашем веке этот стиль искусства вызывает немало вопросов. Что же такое абстракционизм? Поговорим об этом далее.
Абстракционизм в живописи и искусстве
В стиле абстракционизм художник использует визуальный язык форм, контуров, линий и цветов, чтобы интерпретировать предмет. Это контрастирует с традиционными формами искусства, которые получают более литературную интерпретацию предмета - передают «реальность». Абстракционизм же уходит как можно дальше от классического изобразительного искусства, насколько это возможно; представляет предметный мир совсем не так, как в реальной жизни.
Абстракционизм в искусстве бросает вызов уму наблюдателя, точно так же, как и его эмоциям - чтобы полностью оценить произведение искусства, наблюдатель должен избавиться от необходимости понять, что художник пытается сказать, а должен сам почувствовать ответную эмоцию. Все аспекты жизни поддаются интерпретации через абстракционизм — вера, страхи, страсти, реакция на музыку или природу, научные и математические вычисления, и т. д.
Это направление в искусстве возникло в XX веке, наряду с кубизмом, сюрреализмом , дадаизмом и другими, хотя точное время неизвестно. Основными представителями стиля абстракционизм в живописи принято считать таких художников, как Василий Кандинский, Робер Делоне, Казимир Малевич, Франтишек Купка и Пит Мондриан. Об их творчестве и важных картинах речь и пойдет дальше.
Картины известных художников: абстракционизм
Василий Кандинский
Кандинский был одним из пионеров абстрактного искусства. Свои поиски он начинал в импрессионизме, а уже потом пришел к стилю абстракционизм. В своем творчестве он эксплуатировал взаимосвязь между цветом и формой для создания эстетического опыта, который бы охватывал одновременно и видение, и эмоции зрителей. Он считал, что полная абстракция дает простор для глубокого, трансцендентного выражения, а копирование реальности только мешает этому процессу.
Живопись была глубоко духовной для Кандинского. Он стремился передать глубину человеческих эмоций через универсальный визуальный язык абстрактных форм и цветов, который превзошел бы физические и культурные границы. Он видел абстракционизм как идеальный визуальный режим, который может выразить «внутреннюю необходимость» художника и передать человеческие идеи и эмоции. Он считал себя пророком, чья миссия - делиться этими идеалами с миром, на благо общества.
«Композиция IV» (1911)
Скрытые в ярких цветах и четкие черные линии изображают несколько казаков с копьями, а также лодки, цифры и замок на вершине холма. Как и во многих картинах этого периода, она представляет собой апокалиптическое сражение, которое приведет к вечному миру.
Для того, чтобы облегчить разработку беспредметного стиля живописи, как описано в его работе «О духовном в искусстве» (1912), Кандинский уменьшает объекты до пиктографических символов. Благодаря удалению большинства отсылок ко внешнему миру, Кандинский выразил свое видение более универсальным образом, переведя духовную сущность предмета через все эти формы в визуальный язык. Многие из этих символических фигур были повторены и уточнены в его поздних работах, став еще более абстрактными.
Казимир Малевич
Идеи Малевича о форме и значении в искусстве так или иначе приводят к концентрации на теории стиля абстракционизм. Малевич работал с разными стилями в живописи, но больше всего был сосредоточен на исследовании чистых геометрических форм (квадраты, треугольники, круги) и их отношении друг к другу в изобразительном пространстве.
Благодаря своим контактам на Западе Малевич был в состоянии передать свои идеи о живописи друзьям-художникам в Европе и Соединенных Штатах, и таким образом глубоко воздействовать на эволюцию современного искусства.
«Черный квадрат» (1915)
Культовая картина «Черный квадрат» была впервые показана Малевичем на выставке в Петрограде в 1915 году. Эта работа воплощает в себя теоретические принципы супрематизма, разработанные Малевичем в его эссе «От кубизма и футуризма к супрематизму: новый реализм в живописи».
На полотне перед зрителем находится нарисованная на белом фоне абстрактная форма в виде черного квадрата - она является единственным элементом композиции. Несмотря на то, что картина кажется простой, на ней присутствуют такие элементы, как отпечатки пальцев, мазки кистью, проглядывающие через черные слои краски.
Для Малевича квадрат обозначает чувства, а белый - пустоту, ничто. Он видел черный квадрат как богоподобное присутствие, икону, словно она могла стать новым священным образом для беспредметного искусства. Даже на выставке эта картина была размещена на том месте, где в русском доме обычно располагают икону.
Пит Мондриан
Пита Мондриана, являющегося одним из основателей голландского движения «Де стиль», признают за чистоту его абстракций и методичную практику. Он довольно радикально упрощал элементы своих картин, чтобы отображать то, что он видел, не напрямую, а образно, и создавать четкий и универсальный эстетический язык в своих полотнах.
В своих наиболее известных картинах с 1920-х годов Мондриан сводит формы к линиям и прямоугольникам, а палитру - к самой простой. Использование асимметричного баланса стало основополагающим в развитии современного искусства, а его культовые абстрактные работы сохраняют свое влияние в дизайне и знакомы популярной культуре и в наши дни.
«Серое дерево» (1912)
«Серое дерево» является примером раннего перехода Мондриана к стилю абстракционизм . Трехмерное дерево сокращается до простейших линий и плоскостей, с использованием всего лишь только серых и черных оттенков.
Эта картина является одной из серии работ Мондриана, созданных с более реалистичным подходом, где, к примеру, деревья представлены натуралистично. В то время как более поздние произведения становились все более абстрактными, например, линии дерева уменьшаются до тех пор, пока форма дерева не станет едва заметной и вторичной по отношению к общей композиции вертикальных и горизонтальных линий.
Здесь еще можно увидеть интерес Мондриана к отказу от структурированной организации линий. Этот шаг был значительным для развития чистой абстракции Мондриана.
Робер Делоне
Делоне был одним из самых ранних художников стиля абстракционизм. Его творчество повлияло на развитие этого направления, основываясь на композиционном напряжении, которое было обусловлено противопоставлением цветов. Он довольно быстро попал под нео-импрессионистское колористическое влияние и очень внимательно следил за цветовым строем работ в стиле абстракционизм . Цвет и свет он считал главными инструментами, с помощью которых можно повлиять на предметность мира.
К 1910 году Делоне сделал собственный вклад в кубизм в виде двух серий картин, изображающих соборы и Эйфелеву башню, которые соединили в себе кубические формы, динамику движения и яркие цвета. Этот новый способ использования цветовой гармонии помог отделить данный стиль от ортодоксального кубизма, получив название орфизм, и сразу же повлиял на европейских художников. В этом же стиле продолжила писать картины жена Делоне, художница Соня Терк-Делоне.
«Эйфелева башня» (1911)
Главная работа Делоне посвящена Эйфелевой башне — знаменитому символу Франции. Это одна из самых внушительных из серии одиннадцати картин, посвященных Эйфелевой башне между 1909 и 1911 гг. Она окрашена в ярко-красный цвет, что сразу отличает ее от серости окружающего города. Внушительный размер холста дополнительно усиливает величие этой постройки. Как привидение, башня возвышается над окружающими домами, в переносном смысле потрясая сами основы старого порядка.
Картина Делоне передает это чувство безграничного оптимизма, невинности и свежести времени, которое еще не стало свидетелем двух мировых войн.
Франтишек Купка
Франтишек Купка - чехословацкий художник, рисующий в стиле абстракционизм , окончивший Пражскую академию искусств. Будучи студентом, он, прежде всего, рисовал на патриотические темы и писал исторические композиции. Его ранние произведения были более академическими, однако, его стиль развивался на протяжении многих лет и в итоге перешел в абстракционизм. Написанные в очень реалистической манере, даже его ранние произведения, содержали мистические сюрреалистические темы и символы, что сохранилось и при написании абстракций.
Купка верил, что художник и его творчество принимают участие в продолжительной созидательной деятельности, природа которой не ограничена, как абсолют.
«Аморфа. Фуга в двух цветах» (1907-1908)
Начиная с 1907-1908 гг., Купка стал рисовать серию портретов девушки, держащей шар в руке, как будто она собиралась играть или танцевать с ним. Затем он разработал все более схематические ее изображения, а в конечном счете, получил серию полностью абстрактных рисунков. Выполнены они были в ограниченной палитре красного, синего, черного и белого цветов.
В 1912 году, в Осеннем салоне, одна из таких абстрактных работ была впервые публично выставлена в Париже.
Стиль абстракционизм не теряет своей популярности и в живописи XXI века - любители современного искусства не прочь украсить таким шедевром свой дом, и работы в этом стиле улетают с молотка на всевозможных аукционах за баснословные суммы.
Узнать еще больше об абстракционизме в искусстве вам поможет следующее видео:
И вам, и мне неоднократно приходилось слышать от людей, вполне сведущих если не в фотографии, то в культуре, что абстрактная фотография «не для них», что это противоречит природе фотографии, что абстракция бессмысленная, заумная, холодная и далее по списку отрицательных качеств, которыми мы обыкновенно наделяем то, что нам непонятно и неблизко.
Но случается, что произведение «абстракции» вдруг цепляет зрителя, открывается ему, привораживает собою. Как правило, люди, внезапно оценившие абстрактную фотографию, продолжают всматриваться и в другие произведения абстрактного искусства в ожидании возможности еще раз пережить тот острый и глубокий опыт открытия. Становятся ли они приверженцами абстракции? Те, кто обрел глубокое переживание, чаще всего не стремятся кричать о нем на каждом углу, подобно людям, получившим глубокий духовный опыт: внутри, глубоко внутри у человека происходит нечто, доселе ему неведомое, чему трудно подобрать определение и что трудно выразить словами, что остается как важное воспоминание, сокровище, о нем молчат, чтобы сберечь.
Энциклопедии в один голос утверждают, что абстракция (абстракционизм) в искусстве — это направление нефигуративное, не имеющее выраженного сюжета, формальное, отвлеченное (точный перевод с латыни), стилизующее реальность (некоторые идут дальше, называя процесс стилизации упрощением). Возможно ли это в фотографии? зачем это в фотографии? Как это связано с общими процессами в культуре в эпоху развития нашего медиа 1 ?
Абстрактная фотография - явление, осознанию которого в культуре только исполнится сто лет. Но как форма, как изображение, созданное с другими целями, при этом вполне укладывающееся в представления об абстракции, эта фотография гораздо старше, наверное, почти как все сюжеты (назовем абстрактный сюжет «непонятным»), она существует столько же или почти столько, сколько существует сама фотография. Что, как не абстракция, есть первые тени на соленых бумагах Тальбота 2 , где только сам изобретатель да зритель, которому подсказали, что там есть изображение (а) и что это изображение означает вид из окна дома (б), могут увидеть нечто? Но когда в культуре ХХ века появляется категория абстракции, когда ее начинают применять для определения характера изображений, тогда и старый снимок Тальбота, и многое другое, что было снято до «эпохи абстракции», начинает вписываться в новый контекст.
Абстракция (форма изображения) - древняя, как само изобразительное искусство. Но абстракция как определение для отвлеченных (и знаковых 3) изображений появляется только в 1910-х годах в связи с живописью и теоретическими работами Василия Кандинского 4 . С высоты сегодняшнего дня, вглядываясь в первые изображения человеческой руки в пещерах, в наскальные рисунки, где сюжеты охоты и шаманства перемежаются орнаментами и неупорядоченными (на первый взгляд) линиями, точками, мы восклицаем: абстракция! Но она не была таковой для первобытного человека. она была полна смыслом, утерянным в веках. древние изображения - протописьмо, попытка визуального рассказа, где соединяются пространство и время, уже произошедшее (сцена охоты) становится фактом настоящего для зрителя, «читающего» изображение, а линии, возможно, были способом уточнения места и времени, количества и проч.
Так же и искусство дальнего Востока, и монохромная живопись, и каллиграфия для европейского глаза, не обученного той, восточной системе «чтения» изображения, - абстракция. мы оцениваем ее в эстетических категориях формы, но останавливаемся, не в силах перешагнуть через порог этих визуальных текстов.
Для понимания абстрактного искусства ХХ века создано множество теорий восприятия: это искусство воздействует «чистой формой», она может влиять на зрителя (если он готов к тому в момент соприкосновения с изображением), на его эмоции, образную память, даже на физиологию. Ярчайший пример - живопись американского художника родом из Витебской губернии, классика модернизма марка Ротко. Некоторые виды абстракции (например, работы Казимира малевича - буквально изобразительное выражение его теорий) не иллюстрация (для понимания которой необходим сопроводительный текст, без него иллюстрация бессмысленна), но образ, в котором теория находит визуальное претворение. для глубокого понимания таких произведений важно знание теоретического наследия художника? да, но не только. Будучи образом, абстракции влияют на зрителя непосредственно всей своей формой, правда, как и в случае с искусством древних или искусством Востока, которые чужие по языку формы, они остаются предметами с закрытой глубиной значений. Исследователи творчества Кандинского (а вслед за ними и теоретики, генерализирующие теории абстракции в искусстве) подчеркивают, что абстрактное изображение изначально конкретно, художник, создавая его, опирается на свой опыт соприкосновения с реальностью, что абстракция - форма интерпретации реальности, не всегда видимой, подчас это - интерпретация внутренних образов художника, его реакции на реальность (факты биографии, литературные произведения, резюмирование бесед с другими людьми или прочитанных книг, реакции на природу, городские ландшафты, даже на свет). В этом смысле абстракция - закодированное послание. Ее код известен художнику, но далеко не всегда он считает важным передать ключ зрителю буквально, как, например, в названии картины Кандинского «Святой Георгий», или в виде дневниковых записей... Повторюсь, абстракция останется авторской скорописью, заметками для личного пользования, если не несет в себе образа. Это тончайшая материя, которую легко прорвать неверными словами. Когда от произведения абстракции в визуальных искусствах (живописи, графике, фотографии, кинематографе, скульптуре и т.д. 5) зритель требует однозначного ответа: что здесь изображено? - он лишает произведение глубины, подобно тому, как вопрос: о чем написано? о чем музыка? или о чем станцевано? - лишает смысла поэзию, музыку, современный балет.
В фотографии осознанное творение абстракции начинается после Первой мировой войны - когда в Европе и в России художники, уже освоившиеся на территории абстрактного искусства, начинают интересоваться медиа фотографии. Мохоли-Надь, Родченко, Ман Рэй - для них фотография становится одним из инструментов, с помощью которых художник претворяет опыт своего общения с современным миром. Т.е. находит те формы интерпретации, которые будут созвучны (вот он переход между изображением и музыкой, между разными видами искусств, синтез творчества ХХ века) современному человеку.
Недавно Чеховский фестиваль привозил в Москву произведение знаменитого французского балетмейстера Жозефа Наджа (он сам вышел на сцену в этом балете) «Sh-bo-gen-zo» 6 . В рецензиях было сказано, что это история взаимоотношений самурая и воспитанной в традициях японской дамы. На сцене в современных брючных костюмах, в угловатых исковерканных позах двигались, как в танце суфиев, две фигуры, мужская и женская. Там был сюжет, который трудно пересказать, - в любом слове рискуешь впасть в неточность; были главы (части балета); была пронзительная, как в японском традиционном театре, музыка. Но это было больше, чем история отношений самурая и японской дамы: мужское и женское? или сразу инь и ян, тем более что классический текст «Шо-бо-ген-зо» - собрание буддийских коанов, толкований термина «Шо-бо-ген-зо»: «видения умудренным Буддой глазом смысла вещей». В зале стояла тишина, такая, как бывает, когда впадают в транс, некоторые зрители также молча плакали. Было ли это свидетельством того, что их захватила экзотическая история? Или это была экстраполяция личного опыта на сведенный до предельной абстракции танец?
В конце 1920-х, когда абстракция стала привычным языком современного искусства, знаменитый американский фотограф Альфред Стиглиц создает серию, вошедшую в историю искусства под названием «Equivalence». Небо и ветки, просто облака, ни верха, ни низа, все части композиции равны по значению, отсюда «равнозначность» в названии, отсюда - мостик к послевоенной американской фотографии второй волны абстрактного искусства. И эта же серия Стиглица - утверждение ценности личного опыта, личных откровений: небо открывается художнику не как сюжет, но как бесконечность, которой художник равен. Незадолго до создания «Equivalence» фотограф открывает Intimate Gallery, личную галерею. Исследователи, зараженные практицизмом, объясняют странность названия размерами маленькой комнаты, выделенной под галерею. Но дело в другом: Стиглиц, галерист с 20-летним опытом (его прошлые детища - журнал и галерея Camera Work, позже 291 gallery в Нью-Йорке), представлявший самые свежие эксперименты современного искусства, совершенные по обе стороны Атлантики, приходит к новому пониманию: искусство - очень личная вещь, ей не надо много места, чтобы собеседовать со зрителем. По сути, новая галерея - комната для медитаций, как в японском доме, где можно сидеть напротив уникального произведения, смотреть, размышлять, жить с ним.
Абстракция в фотографии - путь личного, медленного или внезапного, как порыв бури, проникновения вглубь смысла. Это не просто сфотографированный фрагмент поверхности (предмета), не просто фиксация света. Это опыт. И сотрудничество фотографа и зрителя.
Даже опыты формальной композиции, например поиски «вращающейся композиции» (где ни верха, ни низа, настолько все сбалансировано, что работает и как вертикаль, и как горизонталь - некое идеальное композиционное решение для новой иллюстрированной прессы) классика советского фотоавангарда Елеазара Лангмана, требуют «искусности глаза», причем от обоих, того, кто композицию нашел, и того, для кого ее нашли. Об абстракциях Александра Александровича Слюсарева вообще надо говорить специально и неторопливо, столько он успел насобирать своих частиц «коанов».
Для разного зрителя - разное искусство. Безусловно, абстрактное искусство чаще всего подается как искусство интеллектуалов, зрителей, знающих идеи, а не только знакомых с опытами внешнего мира.
Можно сказать и по-другому: абстракция - удел людей письменности. Хочу подчеркнуть разницу между людьми письменности и литературоцентричности. Первые готовы к восприятию знаков, чтению отдельных знаков вплоть до их символической или исторической глубины и готовых к созданию новой письменности - чем, собственно, занимаются художники абстрактного искусства (абстрактной фотографии), каждый вырабатывая свою письменность. Вторые, литературоцентричные, воспринимают сюжет, понимают значения произведения в протяженном высказывании, для них знак - часть системы, но не «колодец смыслов». Это не значит, что между людьми письменности и литературы лежит непереходимая граница различий, как между психологическими типами личности. Все изменчиво, и человек, выросший на мыльных операх руин литературы, может быть поражен молнией абстракции и станет адептом учения, прежде ему чуждого.
1 Речь идет не о фотографии для СМИ (медиафотография), а о фотографическом медиа, или медиуме, - о совокупности понятия о фотографии как инструменте и о фотографии как способе выражения (и авторском, и целой эпохи).
2 Имеется в виду первое изображение из сохранившихся, полученное Генри Фоксом Тальботом в 1835 году («Зарешеченное окно в Аббатстве Лакок») и хранящееся сегодня в Национальном музее фотографии, кино и телевидения (Национальном медиамузее) Великобритании.
3 Знаковых - стремящихся к форме знака и к наполненности скрытым смыслом, которая знаку присуща.
4 Свидетельством того, что идея «абстракции» уже «витала в воздухе», не была «изобретена» Кандинским, но уловлена им, является тот факт, что во второй половине ХХ века шла баталия историков и наследников литовского художника Микалоюса Чюрлениса и Василия Кандинского за право первенства в употреблении термина «абстракция» в его художественном понимании.
5 Я имею в виду новые виды искусств, рождающиеся на платформе современных технологий в последние полстолетия.
6 «Дом истинного сокровища для глаза верно обученного», памятник китайской буддийской литературы, автор Эйхей Дохуи, XII век.